Согласно федеральным законам «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» в составе обществ должна быть организована ревизионная комиссия или функционировать ревизор, который выполняет специфическую функцию управления – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, так называемый внутренний аудит.
Внутренний аудит (внутренний финансовый контроль) — организованная хозяйствующим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и надлежащего функционирования системы внутреннего контроля, действующая в интересах хозяйствующего субъекта и его собственников и регламентированная внутренними документами.
Внутренний аудит осуществляют назначаемые собственниками ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов, состоящие в штате организации, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.
Роль, функции и объекты внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом в зависимости от содержания и специфики деятельности организации и требований его руководителей или собственников.
Система Внутреннего Контроля в организациях
Внутренний аудит не подменяет контроль за достоверностью бухгалтерской финансовой отчётности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Внешний аудит (внешний финансовый контроль) – независимый от организации контроль, проводимый определёнными специалистами, прошедшими аттестацию в области учёта, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Все аудиторские услуги являются платными, а сами аудиторские проверки могут быть как обязательными, так и добровольными.
Взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля проявляется в целях, которые они перед собой ставят, а именно: соблюдение законности совершаемых хозяйственно-финансовых операций и повышение эффективности управления предприятием. Эффективно работающая система внутреннего контроля существенно влияет на экономические показатели предприятия, предотвращая и не допуская негативных явлений в деятельности структурных подразделений. Вместе с тем внутренний контроль обязательно нуждается во внешнем контроле, поскольку эффективность внутреннего контроля напрямую связана с правами и целями, поставленными перед ним собственником предприятия или руководством, а внешний контроль от администрации предприятия независим.
Существует также понятие «контроль в управлении», которое обычно рассматривают в трёх основных аспектах:
- контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
- контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
- контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.
Внутренний управленческий контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый субъект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Система внутреннего контроля
Контроллинг – это внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля; контроллинг включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Служба контроллинга в организации является частью службы внутреннего контроля, как и служба внутреннего аудита, которая в случае отсутствия службы контроллинга выполняет её функции. Кроме того, работники службы внутреннего аудита оценивают эффективность применения средств контроля службой контроллинга.
Одним из основных инструментов внешнего и внутреннего контроля является ревизия, в ходе которой должна быть установлена достоверность информации, содержащейся в первичных и сводных документах, регистрах бухгалтерского учёта и отчётности, а также правильность корреспонденций счетов, отражающих хозяйственные операции, и соответствие хозяйственных операций законодательно установленным нормативным актам.
И внутренний управленческий контроль, и контроллинг, и ревизия направлены на снижение вероятности ухудшения экономических показателей управляемого субъекта. Вместе с тем, главной целью ревизии выступает изучение деятельности организации, позволяющее установить фактическое наличие и сохранность денежных средств, товаров, сырья, готовой продукции, основных средств и других материальных ценностей.
Источник: studfile.net
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля
1. По характеру организации взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль.
Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования.
Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота.
Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными:
— служба внутреннего аудита;
— ревизионная служба бухгалтерии;
— независимый ревизионный отдел и др.
Одним из условий эффективного функционирования внутреннего контроля является его оперативность. Это позволяет:
— обеспечить связь контроля с регулированием производства;
— использовать в текущем управлении оперативную контрольную информацию, полученную с учётом принципа обратной связи, что обеспечивает динамичность принятия управленческих решений.
Т.о., надлежащий внутренний контроль непосредственно участвует в формировании конечных результатов хозяйствования.
Среди задач, стоящих перед внутренним контролем можно назвать следующие:
— предупреждение на стадии зарождения хозяйственной операции различного рода отклонения, возникновение которых может нарушить нормальный режим функционирования объекта контроля. Решение этой задачи отражает возможность превентивного воздействия на объект (предупреждение отклонений).;
— снижение вероятности возникновения отклонений непосредственно в ходе функционирования объекта;
— выявление допущенных отклонений.
Например, субъект контроля – сохранность товарно-материальных ценностей. Первая задача решается оценкой условий хранения, ввоза-вывоза ценностей, охраной помещения, эффективности документооборота и т.д. Вторая задача выражается в постоянной проверке наличия ТМЦ МОЛ. Третья задача – плановая инвентаризация.
При организации контроля предпочтение должно быть отдано решению первых двух задач, т.к. они позволяют своевременно предупредить нарушения. В противном случае служба внутреннего контроля будет заниматься констатацией имеющихся нарушений.
Контроль называется внешним, если он выражается в двух основных формах:
-выдача различного рода разрешений;
— выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в следующих формах:
— аккредитация и лицензирование – подтверждение способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность, что выражается в виде выдачи соответствующего разрешения;
— экспертиза – проводится для оценки эффективности деятельности или её результатов;
— сертификация – подтверждение того, что продукция или услуги соответствуют требованиям ГОСТа или техническим условиям. Имеет целью защитить потребителя и, как правило, в обязательном порядке устанавливается законом.
Выявление нарушений в рамках внешнего контроля связано с соблюдением законодательных норм. Внешний контроль проводится как государственными органами, так и независимыми организациями. Основные его направления надо рассматривать в соответствии с понятием контроля.
№ | Вид контроля | Пример направления контроля | Органы контроля |
общий контроль | сохранность имущества | МЧС, Органы пожарной безопасность и т.д. | |
экономический контроль | наблюдение за экономической ситуацией | Органы статистики | |
финансовый контроль | эффективность использования бюджетных средств | Счётная палата |
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.
Связь внешнего и внутреннего контроля выражается прежде всего в том, что они определены общей целью – это проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Степень такой связи может быть различной и зависеть:
1) от уровня организации внутреннего контроля;
2) от подверженности предприятия внешнему контролю.
Однако независимо от степени связи при внешних проверках используются результаты внутреннего контроля. Это необходимо для оценки эффективности внутреннего контроля и определения объема информации внешней проверки. Т.о. при достаточно эффективном функционировании обоих видов контроля предприятие всесторонне охвачено контрольными действиями.
Внешний и внутренний контроль так же объединяют единые методические приёмы проведения.
Отличия внутреннего и внешнего контроля
№ | Отличие | внешний | внутренний |
Обязательность осуществления | обязателен | обязателен по внутренним нормативным документам | |
Пользователи информации | внешние | внутренние | |
Объем проверяемой информации | ограничен в зависимости от вида проверки | полная возможность доступа к любой информации | |
Зависимость содержания от поставленных задач | определяется контрольным органом | зависит от задач управления | |
Зависимость от руководства проверяемой организации | независимый | зависимый | |
Перманентность (постоянство) | осуществляется только в период проверки | наличие возможности последующего контроля. |
Источник: megaobuchalka.ru
Внешний и внутренний контроль: основные цели и задачи. Производственный контроль. Особенности внешнего контроля
Контроль — это неотъемлемая часть стратегии длительной работы предприятия или компании. Какие цели при этом преследуются? Как осуществляется контроль? Об этом и будет идти речь в рамках данной публикации.
Общая информация
Внешний и внутренний контроль используется для получения информации о текущем состоянии организации, а также для выявления всех имеющихся злоупотреблений.
В чем же заключается разница между этими видами контроля? Внутренний осуществляется службой в самой организации и преследует такие цели:
- увеличение эффективности принимаемых управленческих решений;
- рационализация использования ресурсов;
- достижение максимальной рентабельности и прибыли.
Осуществляется специалистами в самой структуре, как правило, по желанию руководства.
Внешний контроль возложен на специальные аудиторские фирмы, а также государственные структуры. В этом случае наибольший интерес для них представляет установление достоверности официально представленных данных, а также формирование заключения по проверенному предприятию.
Это часто сопровождается разработкой рекомендаций или же прямых указов (только в случае с государством) по устранению недостатков и недочетов. Несмотря на такие сложности, внешняя проверка не всегда бывает обязательной – экономический субъект может захотеть провести её и в добровольном порядке.
Какая цель внутреннего контроля преследуется?
Соответственные службы внутри организации проводят:
- Слежение за целесообразностью и эффективностью использования собственных, заемных и привлеченных денежных средств.
- Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
- Расчет финансовых оценок для инвестиционных проектов.
- Контроль состояния организации.
После проверки можно использовать инструменты финансового анализа, чтобы принимать более эффективные и необходимые управленческие решения. Но для полноценного видения картины необходим и внешний, и внутренний контроль. Почему именно так?
Цели внешнего контроля
Если же говорить о государстве, то для него проверки необходимы, чтобы квалифицировать платежеспособность предприятия, а также оценить риск его банкротства. Кстати, многие думают, что если обращение ведётся к частному предприятию, то тогда внешний и внутренний контроль разделять не следует, поскольку привлеченные специалисты будут работать над внутренней документацией. Это частично верно, но не полностью.
Да, частная компания вырабатывает свою оценку, во многом ориентируясь на внутреннюю документацию. Но только на ту, что им представила сама проверяемая организация! А в таком случае возможной является манипуляция. Если выясняется, что есть определённые расхождения во внутренних данных или же они опровергаются внешней информацией, то в таком случае по результатам проверки выносится вердикт – информация недостоверная, а сама организация сомнительная.
В наш век информации, чтобы пустить внешний и внутренний контроль по ложному следу, необходимо быть настоящим виртуозом, что, конечно же, не под силу подавляющему большинству. Ведь нужно не упустить даже самую малую деталь. Поэтому внешний и внутренний государственный контроль и находит нарушения так легко. Но это не всё.
Особенности внутреннего контроля
В данном случае собственники или руководство занимаются постановкой преследуемых задач. Причем в своих решениях они исходят из потребностей организации. Как правило, в данном случае решаются отдельные функциональные задачи. Цель и средства при этом выбираются самостоятельно. Исполнитель выполняет конкретные задания, полученные ним от руководства, которому он подчиняется.
После сбора и обработки всех данных их передают вышестоящему начальству.
Особенности внешнего контроля
В данном случае привлекается стороннее лицо. Давайте рассмотрим в качестве примера взаимодействие предприятия и аудиторской компании. В качестве цели чаще всего выступает необходимость дать оценку достоверности имеющейся финансовой отчетности. При этом то, как будет организована работа, определяет сам аудитор. Следует отметить, что в таком случае взаимодействовать приходится не с подчинённым, а с равным партнером.
Установление взаимосвязи
Несмотря на определённые различия, внешний и внутренний контроль организации похожи и во многом позволяют дополнить себя и получить целостное представление о положении дел на предприятии. При этом могут использоваться даже одинаковые методы. Но из-за детальности, разницы в системе точности, а также ряда иных факторов результаты могут отличаться на порядок.
Специфика
Давайте в качестве примера рассмотрим внутренний и внешний финансовый контроль на производстве. Увы, в таком случае довольно часто встречаются факты кражи или тайной реализации продукции сотрудниками. Держать ситуацию в рамках теоретически и призван внутренний контроль. Но в реальности ответственное лицо может халатно относиться к своим обязанностям или вообще вступить в преступный сговор. Поэтому, чтобы не допустить потери средств, и должна реализовываться тактика двойного контроля.
Особенное внимание при этом уделяется ревизии. Так называется проверка, которая подтверждает достоверность отчетности, процессов её формирования, законность осуществляемых хозяйственных операций, а также их экономическую целесообразность. Сам производственный контроль может проводиться во вне- или плановом порядке.
Первый случай весьма вероятен, если есть подозрение на злоупотребление. Тогда как второй вариант необходим для поддержания ситуации в стабильном положении, а при выявлении отклонений — для корректировки её. Также во внеплановом порядке проверки любит проводить государство. Правда, тут не всё так легко, как может показаться на первый взгляд.
Для того чтобы провести проверку, необходимо обеспечить государство поводом. Таковым могут быть манипуляции с данными, сокрытие средств и прочие хитрости, направленные на увеличение чистой прибыли. В таком случае производственный контроль будет осуществлен без дополнительного уведомления, чтобы необходимые документы не были уничтожены.
Заключение
Как видите, контроль – это полезный и необходимый инструмент. Он позволяет руководству и собственникам компании держать организацию в ежовых рукавицах, не допуская негативных моментов или же наказывая виновных при их обнаружении. Для государства он полезен тем, что позволяет получать необходимые для функционирования налоги или же иные обязательные платежи, соблюдать законность и целесообразность израсходованных бюджетных средств и субсидий.
Что же делать, чтобы в проверках не было надобности? В рамках организации необходимо обеспечить четкую и качественную работу всех элементов, которые берут участие в бизнес-процессах. С государством сложнее. Полностью контроля со стороны правительства избежать не получится. Но его интерес можно минимизировать, если вести белую бухгалтерию, не стараться манипулировать или укрыть часть средств и работать согласно действующему законодательству.
Источник: businessman.ru