Эффективность — это одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока единого общепризнанного определения. Можно рассматривать эффективность, как одну из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристику с точки зрения соотношения затрат и результатов функционированиия системы.
К основным показателям экономической эффективности относятся: экономический эффект, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, срок окупаемости капитальных вложений. Экономический эффект — это результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.
Основным источником экономической эффективности создания ИС является улучшение экономических показателей редакции, достигаемое за счет повышения качества управления.
Внедрение разрабатываемой системы «АРМ библиотекаря» не окажет прямого влияния на годовой прирост прибыли и экономический эффект. Но система позволит снизить затраты времени на выполнение отдельных операций сотрудниками библиотеки.
Демонстрация решения более сложного задания по динографику (подсказка послабее).
Сейчас библиотекарь осуществляет учет читателей, книг, выдачи и возврата литературы, оформляет отчета вручную.
В результате работы с разрабатываемой системой библиотекари будут выполнять эти функции с помощью ИС. Поэтому автоматизация данного процесса позволит:
— отказаться от ручного труда;
— снизить трудоёмкость и сократить время на составления отчетов;
— ускорить процесс поиска необходимой информации.
Как правило, экономический эффект подразделяется на: прямой и косвенный.
Прямой экономический эффект — это экономия, связанная с сокращением расхода реальных ресурсов. В данном случае к прямому экономическому эффекту можно отнести снижение трудовых и денежных затрат, связанных, с деятельностью отделения.
Косвенная экономическая эффективность — это эффект, связанный с сокращением значений тех или иных показателей учреждения, на котором происходит внедрение автоматизированной информационной системы (повышения качества и производительности работ, сокращения бумажного документооборота и т.д.).
Обследование предметной области и разработки ИС производится силами одного специалиста, часовая ставка которого составит 50 рублей при 4х часовом рабочем дне.
При создании ИС предполагается использовать ПК стоимостью 20000 рублей, но так как компьютер был приобретен еще до принятия решения разработки информационной системы, использовать его стоимость как расходы на технические средства не будем:
Таблица 3.1 — Расходы на технические средства и программное обеспечение
Источник: studbooks.net
Системы автоматизации
для библиотек
Автоматизированные библиотечные информационные системы
(АБИС) — системы планирования ресурсов, которые используются для отслеживания библиотечных фондов.
Электронные ресурсы и технологии библиотек: современные решения, инновации, возможности 2
АБИС созданы для того, чтобы перейти с традиционных технологий, которые использовала библиотека, на автоматизированные. Основная составная часть АБИС — система автоматизации библиотек. Она позволяет обеспечивать комфортный доступ пользователей к фондам библиотеки.
- приобретение и пополнение фондов (заказ, выставление счетов);
- каталогизация (классификация материалов);
- учет обращения (выдача читателям книг из фонда, их возврат);
- работа с периодическими изданиями;
- OPAC — общедоступный электронный каталог и интерфейс для пользователей.
Автоматизация библиотечной работы, по сути, необходима для решения таких основных задач, как скорость обслуживания читателей, эффективное управление фондами и защита библиотеки от хищений.
АБИС в современных библиотеках по одному из методов применяют устройства по определению радиочастот. Как это помогает библиотеке? Это оборудование делает возможным бесконтактное считывание информации с электронных меток. Оно используется, когда выдаются и принимаются книги, для обеспечения сохранности фондов и учета изданий.
Таким образом, ручной труд сотрудников библиотеки становится минимальным, при этом качество работы повышается. Сейчас разработаны станции по автоматической выдаче книг, контроля несанкционированного выноса литературы и инвентаризации.
Автоматизация работы библиотеки включает в себя и маркировку оригиналов книг специальными метками. Подобные информационные носители связаны с данными учета, поэтому отслеживать и контролировать перемещения внутри библиотеки очень удобно. С такой технологией управление фондами будет достаточно эффективным.
Результаты внедрения и эффективного использования АИБС «MAPK-SQL» в работе школьных библиотек
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Феоктистовой Гульсиной Равкатовной, методистом ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский Ресурсный центр» ст. Шентала Самарской области. Сегодня Гульсина Равкатовна в своей статье познакомит вас с результатами внедрения и эффективного использования АИБС «MAPK-SQL» в работе школьных библиотек. Данная статья будет полезна школьным библиотекарям.
Краткий комментарий к статье от Гульсины Равкатовны:
«Внедрение автоматизированной информационной библиотечной системы «MAPK-SQL» в школьные библиотеки обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, обслуживание читателей, учёт библиотечных фондов и т.д.».
Познавательного чтения…
В последние годы активно происходят процессы глобальной информатизации сфер культуры, образования и науки. Особенно ярко это проявляется в библиотечно-информационном деле, где за достаточно короткий срок сменилось уже несколько поколений технических и программных средств. При этом в процессы информатизации включились библиотеки всех уровней, от федеральных до муниципальных.
Автоматизированная информационная библиотечная система (далее АИБС) “МАРК-SQL” является системой третьего поколения, разрабатывалась на основе принципов открытых систем и обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечных фондов. С помощью этой программы собственные информационные ресурсы библиотек могут быть интегрированы в мировую информационную среду.
Основная версия АИБС «МАРК-SQL» предназначена для автоматизации больших и средних библиотек уровня вузовской, отраслевой библиотеки, крупного производственного объединения, холдинга.
Для небольших библиотек, имеющих объем фондов до 50 тысяч наименований, создана мини-версия АИБС «МАРК-SQL».
Существуют также версия для библиотек учреждений среднего профессионального образования, а также специальная версия для библиотек средних школ.
Все версии АИБС «МАРК-SQL» обеспечивает:
- автоматизацию традиционных библиотечных процессов;
- поддержку новых направлений развития библиотек;
- функциональное взаимодействие с другими подсистемами;
- корпоративные технологии для взаимодействия с другими библиотеками и информационными центрами.
Функциональные возможности АИБС “МАРК-SQL”
АИБС “МАРК-SQL” предоставляет следующие возможности:
- Формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.
- Получить доступ к удалённым базам данных.
- Ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспечения учебниками.
- Автоматизировать процесс учёта выдачи книг.
- Вести автоматизированный учёт должников школьной библиотеки по классам.
- Формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий.
- Анализировать круг чтения учеников.
- Подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих школьной тематике.
- Получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удалённых базах данных через Интернет
АИБС “МАРК-SQL” состоит из пяти АРМов (автоматизированное рабочее место):
- “Администратор”;
- “Каталогизатор”;
- “Комплектование”;
- “Поиск”;
- “Абонемент”.
АРМ “Администратор” – подсистема, которая осуществляет администрирование системы и баз данных и выполняет функции по адаптации системы к нуждам пользователей.
АРМ “Каталогизатор” — подсистема, с помощью которой осуществляется создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка поступивших изданий, ведение инвентарного и безынвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм, проверка на дублетность и др.
АРМ “Поиск” — подсистема, с помощью которой читатель производит поиск, просмотр и заказ нужной литературы. В АИБС МАРК-SQL реализованы четыре вида поиска, рассчитанных как на неподготовленного, так и на опытного пользователя: простой поиск, расширенный поиск, фиксированный поиск и поиск по словарям. Дополнительно к этим видам поиска можно осуществить поиск по типу документа и его библиографическому уровню.
Подсистема “Поиск” реализована в двух видах:
— с помощью Internet/Intranet-технологии, поиск, просмотр и заказ литературы осуществляется через стандартный Web-броузер;
— поиск, просмотр и заказ литературы осуществляется внутри локальной сети.
АРМ “Комплектование” — подсистема, в которой реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, контролю поступлений, формированию отчетных бухгалтерских документов.
АРМ “Абонемент” – подсистема, где осуществляется заведение и регистрация читателей, выполняется выдача и возврат литературы, осуществляется постановка на очередь, определяются задолженности по литературе, обеспечивается возможность формирования статистических отчетов. Доступ к подсистеме “Абонемент” осуществляется внутри локальной сети.
АИБС “МАРК-SQL” обеспечивает автоматическое формирование и печать полного комплекта стандартных выходных форм (карточек, формуляров, читательских требований, бюллетеней, указателей и т. д.).
Одним из важных функций при применении АИБС в учебных заведениях является наличие возможности производить многоаспектный анализ обеспеченности литературой учебного процесса, оперативно информировать о книгообеспеченности отдельных предметов, информировать учащихся о рекомендуемой учебной литературе, осуществлять распределение учебной литературы по классам, а также формировать необходимые отчетные документы.
Для решения этой задачи в АИБС МАРК-SQL была разработана подсистема “Книгообеспеченность”. С помощью этой подсистемы предоставляется возможность определять структуру школы: группы учащихся с указанием количества учащихся, список предметов изучаемых в данном учебном заведении, рекомендуемую основную и дополнительную литературу по каждому предмету, расписание занятий, и на основании этих данных получать необходимые статистические отчеты.
Школьные библиотеки Шенталинского района, как и библиотеки Самарской области централизовано получили программное обеспечение для автоматизации библиотечных процессов ещё в 2011 году. Это продукт НПО «Информ-система» АИБС «MAPK-SQL». Перед нами стояла достаточно сложная проблема освоения автоматизированной информационной библиотечной системы и постепенный переход к её эксплуатации. Вначале было сложно, много вопросов и недопониманий. Перед библиотекарями стоял большой объём работы.
Решить проблему массового обучения в сжатые сроки нам помогли выездные курсы. Это позволило каждому слушателю курсов получить основные практические знания и навыки работы с АИБС, а также индивидуальные консультации с методистом, связанные и с библиотечными, и с технологическими проблемами автоматизации.
Конечно, существуют проблемы с обучением и утечкой кадров из-за низкой оплаты труда школьных библиотекарей. Мне, как методисту, приходится постоянно обучать вновь поступивших библиотекарей. Зачастую это человек без библиотечного образования, который не владеет специальными библиографическими навыками, а порой и компьютерными.
К тому же это и огромный труд по внесению всей информации в базы данных: регистрация читателей, внесение всей учебной и художественной литературы, постановка на учёт и многое другое. Но это по началу. АИБС “МАРК-SQL” даёт нам огромные возможности по всем направлениям библиотечного процесса. С помощью АРМа «Абонемент» мы можем сформировать множество отчётов: общее количество читателей, книги возвращённые читателем за выбранный период времени, книги, выданные и возвращённые за день, список должников, информация о заказанной и выданной книге, журнал бывших читателей. А в подсистеме «Книгообеспеченность» реализован список стандартных отчётов, позволяющий быстро получить информацию по обеспеченности учебниками классов, параллелей и предметов.
Школьные библиотекари наших образовательных учреждений эффективно работают в данной системе уже более 4 лет и многого добились.
Перед нами стоит ещё много задач в дальнейшем освоении программы и внедрении её в практику. Это и автоматическая идентификация объектов с помощью штрих-кодов, и электронная доставка документов и многое другое.
Обучение пользованию АИБС «MAPK-SQL» будет продолжено, а впоследствии, по мере приобретения соответствующего оборудования, мы предполагаем повышать квалификацию библиотекарей наших образовательных учреждений и помогать им осваивать, например, технологии обслуживания читателей с использованием штрих-кодов.
Источник: razvitum.ru