О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.
Просмотров: 314
Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.
ФРАЛЬЦОВА Тамара Анатольевна
ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, кандидат педагогических наук, доцент
ВОРОБЬЕВ Александр Егорович
проректор по международной деятельности Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса, доктор технических наук, профессор.
В центре ответственности
В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. По этой причине молодежь в ряде случаев трудится не по специальности или пополняет ряды безработных. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании.
Нормално разпределение и величина z
Сведение баланса
Отсутствие отлаженного взаимодействия систем образования и рынка труда является, вероятно, одним из самых слабых мест российской высшей школы [1]. Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей.
Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов. Так, например, отсутствуют достоверные данные о потребностях в специалистах с высшим образованием отдельных предприятий и отраслей в целом [1]. Нет и полноценных сведений о структуре выпуска вузами специалистов разных направлений и специальностей в региональном разрезе. Для решения проблемы в 2016 году Минобрнауки РФ, Пенсионный фонд РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об обмене информацией по результатам мониторинга и анализа трудоустройства выпускников вузов [12].
Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов.
Соглашение предусматривает механизм обмена специализированной информацией между внутриведомственными базами данных. В частности, ПФР будет предоставлять профильному министерству информацию о трудоустройстве выпускников вузов в разрезе каждой образовательной организации и с учетом географии мест работы выпускников по субъектам РФ [12]. В связи с этим одним из показателей, весомым при распределении контрольных цифр приема (КЦП), являются данные мониторинга трудоустройства выпускников.
В 2016 году специалистами Минобрнауки РФ были обработаны персональные данные 1,172 млн. выпускников вузов [10]. Самыми востребованными (80-90 % трудоустройства) направлениями подготовки оказались [10] энергетика и ядерные технологии, сестринское дело, фармацевтика, электрическая и тепловая энергетика, химические технологии. Таким образом, на российском рынке труда сегодня особым спросом пользуются инженеры, технологи, медики и педагоги. Что касается выпускников самых многочисленных по числу обучающихся направлений подготовки – юриспруденции и экономики, то сразу после окончания вуза трудоустраиваются только 40 % юристов, а экономистов – лишь 20 %.
При распределении КЦП Минобрнауки РФ планирует продолжить практику первоочередного обеспечения кадрами направлений (специальностей), соответствующих приоритетным задачам модернизации и технологического развития отечественной экономики [11]. В качественную основу этого подхода положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники [11], а также критические технологии [7], базирующиеся на таких критериях [6], как вклад в ускорение ВВП РФ и совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечение национальной безопасности. Количественно такой подход, как и в прошлые годы, будет осуществляться, прежде всего, за счет уменьшения плана приема по программам, не являющимся профильными для соответствующих вузов [2].
Обобщающими структурами, обеспечивающими выработку и принятие решения по количественным параметрам приема студентов в вузы, могут стать соответствующие центры ответственности.
Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.
Правила распределения
Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство.
При распределении КЦП в работе центров учитывается ряд показателей. В первую очередь – общая численность населения РФ в возрасте от 17 до 30 лет (см. рис. 1), которую необходимо привести в соответствие с цифрами доступности высшего образования (57 мест на 100 выпускников школ). В результате реализации такого подхода общее количество бюджетных мест на первый курс во все вузы РФ на 2017-2018 учебный год должно составить 597,6 тыс.
Также необходимо принимать во внимание приоритеты развития отдельных регионов и отраслей экономики РФ, выражающиеся в численной потребности тех или иных кадров. Напомним, что с 2013 года набор студентов в российские вузы впервые стал проводиться в рамках новой образовательной концепции – предварительного заказа необходимого региону количества бюджетных мест в вузы по конкретным направлениям подготовки [8]. Кроме того, был сформирован федеральный фонд вакантных бюджетных мест в вузы, из которого образовательные организации сверх заявки региона также могли получить бюджетные места.
В 2014 году объемы КЦП федеральной и региональной частей конкурса формировались следующим образом [13]: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специальностей – 70 % на региональную часть конкурса и 30 % на федеральную; для направлений магистратуры – 30 и 70 % соответственно. По ряду направлений подготовки и специальностей установлены особые соотношения региональной и федеральной частей конкурса [13]. Так, с учетом линейной специфики деятельности отраслевых работодателей весь объем КЦП по большинству направлений подготовки и специальностей транспортной сферы определяется только на федеральном уровне. В сфере педагогики и здравоохранения доля региональной части увеличена до 80 % в силу большого объема целевой подготовки в интересах субъектов РФ.
В результате рассмотренных процессов произошли существенные структурные изменения в контрольных цифрах приема студентов по различным направлениям, скорее даже образовательным областям обучения (см. табл. 1).
Предлагаемая система формирования объемов и структуры КЦП, учитывающая предложения центров ответственности на основе анализа рынка, отраслевой и региональной потребности, положительно оценивается большинством заинтересованных организаций, подготавливающих и потребляющих специализированные кадры. Это означает, что необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда может быть достигнут в обозримом будущем.
ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
Источник: akvobr.ru
Основные места в рамках КЦП на бюджет: что это значит, расшифровка?
Аббревиатура КЦП расшифровывается как контрольные цифры приема. Это означает целевое значение количества основных бюджетных мест в высшем учебном заведении, на которых будут принимать выпускников школ. Формируются цифры по определенному направлению на различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную, либо дистанционную. Высшие образовательные учреждения набирают столько желающих, сколько позволяет вмещать федеральный бюджет учебного заведения.
Как правило, на заочной форме обучения по программам бакалавриата мест выделяется меньше, чем на очной. Число мест в магистратуре ограничено, и в несколько раз их уменьшено, чем в предыдущем направлении, как на очном, так и на заочных отделениях. Подобная ситуация является типичной для многих вузов. Бюджетных мест в этом направлении выделяется мало. На очном отделении магистратуры, на некоторых направлениях подготовки такие места выделяются иностранным студентам, прибывшим из близкого или дальнего зарубежья.
Варианты поступления
Контрольные цифры приёма на все места можно найти на официальном сайте ВУЗа. Как правило, зачисления абитуриентов проходят в несколько этапов:
На первой ступени заполняются 80% бюджетных мест высшего учебного заведения. Поступающие, которые получили большее количество баллов и своевременно подали заявление на поступление и предоставили в полном объеме оригиналы документов.
До 1 августа ВУЗ принимает все заявки от абитуриентов о желании обучаться. Спустя несколько дней публикуются списки зачислившихся, именно тех, кто смог набрать наибольшее число баллов.
На второй стадии поступления заполняются остаточные 20% бюджетных мест. Список абитуриентов составляется уже из рейтинга по прохождению балла.
Последним днем приёма заявлений о зачислении является 6 августа. Позднее комиссия не принимает документы, так как приказ о приёме студентов издается через несколько дней – 8 августа.
Кто оплачивает зачисление студента на основе КЦП
После поступления обучаемый не платит за свое обучение, оно осуществляется за счет средств местного федерального бюджета. При успешной учебе он вправе ежемесячно получать выплаты стипендии. Для этого ему необходимо удачно зачислиться в общеобразовательное заведение, а также хорошо учиться, и своевременно сдавать сессию.
Источник: list-name.ru
Распределение кцп по образовательным программам что это
Комментарий к статье 100
Согласно пункту 1 комментируемой статьи число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
Ранее, в советский период, ассигнования на образование также планировались, исходя из таких параметров, как: контингент учащихся, ставки заработной платы преподавательскому персоналу; нормы материального обеспечения учащихся и объем капитального строительства .
Постановление СНК СССР от 6 августа 1930 г. «О порядке финансирования высших и средних профессионально-технических учебных заведений» // Бюджетная система Союза ССР: Сборник законодательных материалов / Составитель С.С. Глезин. М., 1947. С. 521.
Контингенты учащихся для высших учебных заведений (сегодня они именуются контрольными цифрами приема) устанавливались:
— в общих размерах для всего СССР и для общесоюзных ведомств в отдельности;
— для республиканских ведомств и республиканских высших учебных заведений;
— для отдельных административных единиц и техникумов.
Контрольные цифры приема — это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.
В комментируемой статье, а также в пункте 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014 — 2015 уч. год, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 3, предусмотрено, что контрольные цифры приема устанавливаются из расчета не менее чем на восемьсот студентов на каждые 10000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.
Контрольные цифры приема вместе с нормативами финансовых затрат используются для формирования государственного или муниципального задания в сфере образования, которое определяет объем ассигнований, заложенных в бюджете (см. ст. 99 Закона об образовании). Для расчета нормативов финансовых затрат используются образовательные стандарты, когда расчет на оказание образовательных услуг ведется из расчета на одного обучающегося (ст. ст. 2, 11, 12 Закона об образовании). По особым нормативам рассчитываются расходы на капитальное строительство (инвестиции).
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе в сфере образования (ст. 6 БК РФ). Для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии.
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
— показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
— порядок контроля за исполнением задания;
— требования к отчетности об исполнении задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
— определение категорий физических или юридических лиц, являющихся потребителями услуг;
— порядок оказания услуг.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется, в зависимости от уровня бюджета, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, то есть Минобрнауки России. Формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2015 г. N 285 утверждены Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно вышеуказанным Правилам, контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям в рамках определенного Минобрнауки России общего объема контрольных цифр приема.
Предложения о параметрах контрольных цифр вносятся непосредственно подразделениями Минобрнауки России, главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в ведении образовательные организации; общероссийскими объединениями работодателей и иными организациями, перечень которых утверждается Минобрнауки России. Все они именуются центрами ответственности.
Общий объем контрольных цифр приема утверждается Минобрнауки России ежегодно до 31 января года, в котором проводится конкурс по их распределению. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, утверждаются приказом Минобрнауки России до 30 апреля года, в котором проводится конкурс.
Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году.
Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 N 340 утвержден Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно данному Порядку, объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет и содержит следующие параметры:
а) предмет конкурса;
б) объемы распределяемых по конкурсу контрольных цифр приема;
в) минимальное количество контрольных цифр приема, которое может быть установлено по результатам конкурса образовательной организации по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
г) требования к участникам конкурса;
д) требования к содержанию и оформлению заявки;
е) дата и место начала подачи заявок;
ж) дата и время окончания приема заявок и вскрытия конвертов;
з) процедура рассмотрения заявок;
и) процедура оценки заявок;
к) дата объявления результатов конкурса.
От одной образовательной организации на участие в конкурсе может быть подана только одна заявка.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций в соответствии со специальной Методикой, которая утверждена в форме приложения к данному Порядку.
Критерием отбора заявок по конкурсу являются следующие показатели деятельности образовательных организаций:
а) средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по очной форме обучения;
б) доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности обучающихся;
в) структура контингента обучающихся по образовательным программам в аспирантуре;
г) трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год;
д) объем доходов образовательной организации от использования результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 100 педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и научных работников (далее — НПР);
е) количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР;
ж) количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих конкурсу, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых «Российский индекс научного цитирования», в расчете на 100 НПР;
з) среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих конкурсу;
и) доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР;
к) доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного НПР;
л) внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного НПР;
м) отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
н) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки;
о) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования так же, как и для программ высшего образования, осуществляется в зависимости от значений показателей образовательных организаций и в соответствии с отдельной Методикой, утвержденной в качестве приложения к вышеуказанному Порядку. Критерием отбора являются следующие параметры организации среднего профессионального образования:
а) продолжительность реализации образовательных программ (количество лет);
б) количество штатных педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также первую и высшую квалификационные категории;
в) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) и спортивных сооружений в расчете на одного студента;
г) количество студентов, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских и международных спортивных соревнований (для профессий и специальностей физкультурно-спортивной направленности) в течение двух лет, предшествующих конкурсу;
д) количество единиц учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы в расчете на 100 студентов;
е) доля учебного оборудования для лабораторных работ и практических занятий не старше 10 лет в общем объеме такого оборудования;
ж) доля денежных средств, направленных на развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в общем объеме денежных средств, в течение пяти лет, предшествующих конкурсу;
з) отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
и) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема;
к) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям среднего профессионального образования.
Кроме этого, в настоящее время действуют Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения граждан Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 685.[1]
Согласно п. 5 комментируемой статьи, образовательные организации вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в соответствии со ст. 56 Закона об образовании.
Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015 — 2016 учебный год. В данном Порядке, как и в предшествующие годы, установлено, что в рамках контрольных цифр выделяется квота целевого приема на обучение.
Целевой прием проводится в пределах квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (заказчики целевого приема).
[1] Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II). Ст. 4322.
Авторы — Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика»; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика».
Комментарий по состоянию на 01.08.2016
Источник: lexed.ru
Минобрнауки России от 18.05.2017 N 05-1446 «О контрольных цифрах приема»
В связи с изданием приказов Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. N 393 «Об установлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год» и N 394 «Об установлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и (или) укрупненным группам направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год» (далее соответственно — приказ N 393 и приказ N 394) Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России разъясняет.
1. Контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год и контрольные цифры приема по специальностям и (или) укрупненным группам направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год (далее — контрольные цифры приема, КЦП) установлены организациям, осуществляющим образовательную деятельность (далее — образовательные организации), по итогам открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год (далее — конкурс).
Решения о распределении КЦП приняты конкурсной комиссией в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций, рассчитанных в соответствии с Методикой проведения конкурсного отбора и критериями принятия решения о распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (приложение N 1 к Порядку проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденному приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2015 г. N 340 (далее — Порядок проведения конкурса).
Результаты конкурса пересмотру не подлежат.
Вместе с тем, пунктом 20 Порядка проведения конкурса предусмотрена процедура возможного отказа от установленных КЦП.
Отказ предоставляется в письменной форме в Минобрнауки России в срок до 15 августа 2017 года.
2. Приказом N 393 КЦП установлены в том числе филиалам образовательных организаций. При этом КЦП, установленные филиалам, включены в общие КЦП образовательной организации по каждому уровню высшего образования по каждому направлению подготовки (специальности) или укрупненной группе специальностей и направлений подготовки.
Образовательная организация вправе распределить КЦП в филиалы в объеме не меньше КЦП, установленных филиалам в соответствии с приложениями к приказу N 393 (возможно увеличение установленных филиалам КЦП за счет общего объема КЦП образовательной организации, но не уменьшение).
Распределение в филиалы КЦП, установленных приказом N 394, осуществляется образовательной организацией самостоятельно.
При этом КЦП распределяются в филиалы только на лицензированные и аккредитованные направления подготовки и специальности (НП(С). КЦП могут быть распределены в филиалы на неаккредитованные НП(С) только в случае, если КЦП установлены по соответствующим неаккредитованным НП(С) или укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГНС) (приложения N N 2.1 — 2.117 к приказу N 393, приложения N N 2.1 — 2.263 к приказу N 394).
Не допускается распределение КЦП в филиалы на отклоненные в ходе конкурса НП(С), а также на НП(С), входящие в УГНС, отклоненные в ходе конкурса (приложение N 2 к протоколу заочного заседания конкурсной комиссии от 17 апреля 2017 г. N 2).
3. КЦП, установленные по УГНС, образовательная организация вправе самостоятельно распределить по НП(С), входящим в соответствующую УГНС, соответствующего уровня образования и формы обучения.
Самостоятельное распределение КЦП в рамках УГНС осуществляется образовательной организацией в срок до размещения на официальном сайте и на информационном стенде образовательной организации информации о КЦП по каждому направлению подготовки (специальности), предусмотренный порядком приема не позднее 1 октября 2017 года (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).
При этом образовательная организация вправе распределить установленные КЦП только на лицензированные и аккредитованные НП(С).
Образовательная организация вправе распределить установленные КЦП на неаккредитованные НП(С) только в случае, если КЦП установлены по соответствующим неаккредитованным УГНС (приложения N N 2.1 — 2.117 к приказу N 393, приложения N N 2.1 — 2.263 к приказу N 394).
4. КЦП, установленные по УГНС 41.00.00 Политические науки и регионоведение, не включают КЦП на направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» и 41.04.03 «Востоковедение и африканистика».
Распределение КЦП, установленных по УГНС 41.00.00 Политические науки и регионоведение, на направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» и 41.04.03 «Востоковедение и африканистика» не предусмотрено.
КЦП на направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» и 41.04.03 «Востоковедение и африканистика» установлены отдельной строкой в приложениях к приказу N 393.
5. Обращаем внимание на то, что согласно части 3 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, которым установлены КЦП по неаккредитованным НП(С) (УГСН), обязаны получить государственную аккредитацию по указанным НП(С) (УГСН) в течение трех лет с момента установления КЦП, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных КЦП.
Директор Департамента
А.Б.СОБОЛЕВ
Источник: bazanpa.ru