Мартынова, Н. М. Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования / Н. М. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53312/ (дата обращения: 13.07.2023).
Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая природа, принципы принятия локальных нормативных актов и их классификация.
Ключевые слова: локальный акт, нормативный акт, образование, образовательная организация, дополнительное образование.
The concept of local normative acts of educational organizations implementing programs of additional education is considered. Attention is paid to the phenomenon of local regulation of educational activities. The legal nature, principles of adoption of local regulations and their classification are revealed.
Нормативно-правовые аспекты реализации программ ДПО и оптимизация работы руководителя учебного центр
Keywords: local act, regulation, education, educational institution, further education.
Локальные акты образовательной организации составляют неотъемлемый аспект регулирования отношений в сфере образования. Без передачи части правовых сил на локальное регулирования образовательные отношения потеряют свою эффективность.
Образовательная организация самостоятельно решает, какие именно локальные нормативные акты стоит размещать на своем сайте, за исключением случаев, когда обязательность такого размещения напрямую указана в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основная задача образовательной организации в данном аспекте — установить нормативные предписания локального характера на основе правовых предписаний.
Закон устанавливает, что на сайте образовательной организации должны быть размещены акты, принимаемые по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Законодатель конкретизирует некоторые из них: акты регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Порядок размещения локальных нормативных актов на сайте образовательной организации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», а также Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации». На сайте образовательной организации локальные нормативные акты должны быть размещены в разделе «Сведения об образовательной организации» — «Документы».
Программа развития школы
При оформлении локальных нормативных актов образовательная организация может руководствоваться требованиями ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации». Однако образовательной организации необходимо учитывать, что требования к оформлению документов, установленные ГОСТом, носят рекомендательный характер (Постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При размещении локальных нормативные актов рекомендуется обеспечить наличие в их тексте наименования, даты издания, порядкового (регистрационного) номера, подписи уполномоченного должностного лица, информации о согласовании документа, печати образовательной организации.
Таким образом, актуальным видится определение понятия локального нормативного акта, его признаков и принципов, а также рассмотрение вопроса о классификации данных актов.
Локальный акт образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного образовательного учреждения. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.
Локальный акт должен включать в себе следующие признаки:
- Регулирование отношений только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ).
- Разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.
- Локальный акт в образовательной организации является официальным правовым актом, который должен иметь необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации.
- Для разработки и принятия локального акта стоит привлекать всех субъектов образовательных отношений.
Существует достаточно много видов локальных актов, их можно классифицировать по следующим критериям:
1) по степени значимости:
‒ обязательные — состав этих локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);
‒ необязательные — такие документы не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);
2) по сфере действия:
‒ общего характера, распространяющиеся на всю организацию (Правила внутреннего трудового распорядка);
‒ специального характера, касающиеся отдельных вопросов (Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);
3) по кругу лиц:
‒ распространяющиеся на всех работников организации (Правила внутреннего трудового распорядка);
‒ распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений (Правила поведения обучающихся в образовательной организации).
Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления управленческих решений и рассчитаны на однократные применения (Приказы о наложении взыскания, о поощрении);
4) по сроку действия:
‒ неоднократное и применение (Устав образовательной организации, должностные инструкции работников);
‒ с определённым сроком действия (График дежурства).
Локальные акты образовательной организации принимаются в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать различные виды деятельности образовательной организации.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение обучающихся, советов родителей, представительных органов, а также представительных органов работников (при наличии таких органов).
Согласно положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывается, какие вопросы подлежат урегулированию локальными актами.
- Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
- Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
- При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
- Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Можно сделать вывод, что в соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.
Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.). Российская газета от 30.12.2001
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, акт, Российская Федерация, локальный акт, образовательная деятельность, порядок, представительный орган работников, совет родителей, трудовое законодательство, образовательное учреждение.
Источник: moluch.ru
2.3. Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации и их роль в регулировании гражданских правоотношений
Локальный акт общеобразовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации 37 .
Рассмотрим подробно признаки, которые отличают локальные акты от любых других документов:
1) во-первых, можно отметить, что любой локальный акт образовательного учреждения — это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты, такие как:
в) порядковый (регистрационный) номер;
г) подпись уполномоченного должностного лица;
д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.
При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст) являются рекомендуемыми;
2) во-вторых, локальный акт образовательной организации основан на законодательстве — совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать комментируемому Закону, а также подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность образовательных организаций определенного типа (например, Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2011 г. N 196). Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
3) в-третьих, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее. Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся образовательной организации, складывающиеся дома, в организациях дополнительного образования детей и т.д.
Таким образом, документы образовательной организации, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.
2. образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Издание локальных нормативных актов (правотворчество) образовательной организации представляет собой деятельность органов управления образовательной организации по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы. Следует отметить, что в данном случае образовательной организации, обладающей свойством автономии, предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это компетенция образовательной организации.
3. примерный перечень вопросов, по которым образовательные организации вправе принимать правовые акты, не боясь претендовать на компетенцию иного органа. Итак, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регламентирующие:
1) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;
2) правила приема обучающихся;
3) режим занятий обучающихся;
4) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
5) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
6) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
4. при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
5. Как представляется, нормы образовательного права содержат весьма значимую информацию, разъясняющую правила действия и применения норм локальных правовых актов образовательных организаций. В частности, комментируемая норма устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. Таким образом, вполне очевидно, что презумпция об автономии образовательной организации не должна приводить к вседозволенности в условиях реального оказания образовательных услуг.
К локальным актам, прежде всего относится Устав образовательного учреждения.
Устав утверждается учредителем образовательного учреждения.
В уставе в обязательном порядке указывается:
- наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения;
- учредители;
- организационно-правовая форма;
- цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых программ;
- основные характеристики образовательного процесса;
- структура финансовой и хозяйственной деятельности;
- порядок управления образовательным учреждением;
- права и обязанности участников образовательного процесса.
- Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
- Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
- Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
- Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
- Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).
- Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
- Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
- Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
- Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
- Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).
- Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
- Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
- Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
- Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).
- Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
- Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
- Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).
Источник: studfile.net
Презентация, доклад Устав и локальные правовые акты образовательной организации
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Устав и локальные правовые акты образовательной организации. Презентация на заданную тему содержит 83 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Разное » Устав и локальные правовые акты образовательной организации
>»>