Расчет производственной программы по количеству технических обслуживаний, текущих ремонтов и по трудовым затратам.
Производственная программа служит основой для расчета годового объема работ по ТО и ремонту, численности производственного персонала проектируемого АТП.
В программе рассчитывается число обслуживаний каждого вида (ЕО, ТО-1, ТО-2) за определенный период времени (год, сутки), а также число капитальных ремонтов за год.
Число текущих ремонтов (TP) за этот же период времени не определяется, так как для TP автомобиля, его агрегатов и систем не установлены нормативы периодичности текущих ремонтных воздействий, и они выполняются по потребности.
Сезонное техническое обслуживание (СО), проводимое 2 раза в год, совмещается с проведением очередного ТО-2 (реже ТО-1) с соответствующим увеличением трудоемкости работ и как отдельно планируемое техническое воздействие при расчете производственной программы не предусматривается.
Довольно часто на предприятиях эксплуатируются автомобили разных фирм и марок одновременно, поэтому при разномарочном парке расчет программы ведется по каждой принятой,к расчету основной модели автомобиля (объединяя в группе автомобили одного производителя). Производственную программу рассчитывают на единицу подвижного состава с последующим пересчетом на весь парк ATП.
Видеолекция Планирование перевозок и экспулатационной работы
Учитывая, что техническое обслуживание автопоездов производится, как правило, без расцепки тягача и прицепа, производственная программа для автопоездов рассчитывается как для целой единицы аналогично расчету для одиночных автомобилей.
Исходными данными для расчета производственной программы являются:
1) тип и марка подвижного состава (зависят от назначения АТП и указываются в задании);
2) списочное или эксплуатационное число автомобилей (задается или определяется расчетным путем);
3) среднесуточный пробег (задается или определяется расчетом на основании известных измерителей транспортной работы или устанавливается по отчетным данным аналогичного предприятия);
4) общий пробег автомобиля с начала эксплуатации;
5) режим работы подвижного состава, который определяется:
числом дней работы подвижного состава в году на линии (для пассажирского транспорта общего пользования (такси, автобусы) принимается равным 365, а для грузового автотранспорта общего пользования и ведомственного значения — 357, 305 или 253 — работа 5 дней в неделю);
числом смен работы автомобилей на линии, может быть равно 1; 1,5 или 2. В некоторых случаях планируют круглосуточную работу автомобилей конкретного автотранспортного предприятия;
продолжительностью работы каждого автомобиля на линии (время в наряде).
Чистое время работы автомобиля на линии, устанавливается водителю согласно Трудовому законодательству, исключая время на обед, а также отдых при длительных загородных рейсах. Продолжительность рабочего дня может быть равна при одном водителе 7ч. (1 смена), при двух водителях, работающих на одном автомобиле, 14ч. (2 смены) при общем выходном дне или 11,1ч. (1,5 смены) при смене водителей через день и без дополнительного выходного дня;
Порядок расчета нормо-часа.
6) режим ТО и ремонта подвижного состава определяется видами ТО, диагностики и ремонта, их периодичностью и продолжительностью простоя автомобиля на ТО и ремонте. Виды и периодичность ТО и ремонта подвижного состава устанавливают на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»,п родолжительность простоя подвижного состава на ТО и ремонте устанавливают расчетным путем или по нормативным данным.
При расчете коэффициента технической готовности обычно учитывают простои подвижного состава, происходящие только за счет эксплуатационного времени. Поэтому простои автомобилей на ЕО и ТО-1, выполняемых в межсменное время, не принимают во внимание.
Виды и периодичность диагностирования устанавливают в соответствии с «Руководством по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта». Нормативы для проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП—АТП—СТО).
Производственную программу или число ТО и ремонтов при проектировании и планировании рассчитывают обычно аналитическим методом за цикл — период времени, соответствующий пробегу, единицы подвижного состава (автомобиля) в километрах от начала эксплуатации до капитального ремонта.
Перед расчетом производственной программы и годового объема работ устанавливают периодичность ТО-1 и ТО-2, определяют расчетную трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоемкость ТР/1000 км пробега, рассчитывают нормы пробега автомобилей до КР.
Нормативы периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости единицы ТО и ТР/1000 км принимаются соответственно из табл. 2.1—2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее Положение). Эти нормативы с помощью специальных коэффициентов K 1 —К 5 (см. табл. 2.8—2.12 в том же Положении) должны корректироваться в зависимости от:
категории условий эксплуатации (КУЭ) — К 1 ;
модификации подвижного состава и организации его работы — К 2 (табл. 9.3);
природно-климатических условий — К 3 (табл. 9.4);
пробега с начала эксплуатации — К 4 (табл. 9.5);
количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава — К 5 .
Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для случая, характеризующегося набором следующих данных:
категория условий эксплуатации — 1 (КУЭ);
модели автомобилей — базовые;
климатическая зона — умеренная с умеренной агрессивностью окружающей среды;
пробег подвижного состава с начала эксплуатации равен 50—75 % от пробега до КР;
если на АТП производится ТО и ремонт 200—300 ед. подвижного состава, составляющих 3 технологически совместимые группы;
АТП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов:
периодичность ТО — К 1 К 3 ;
пробег до КР — К 1 К 2 К 3 ;
трудоемкость ТО — К 2 К 5 ;
трудоемкость TP — К 1 К 2 • К 4 К 2 К 5 ;
расход запасных частей — К 1 К 2 • К 3 ;
Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта определятся исходя из нормативов периодичности (см. табл. ,в Положении) ТО-1 ( L1 н км) и ТО-2 ( L2 н км) то:
L1 = L 1 н • К 1 • К 3, км,
Источник: avtomehi.ru
2. Расчет производственной программы по то и тр
Производственная программа АТП по ТО хар-ся числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени.
Сезонное техобслуживание (СО), проводимое 2 раза в год, как правило совмещается с ТО-2 или ТО-1и как отдельный вид обслуживания не планируется.
Для ТР, выполняемого по потребности число воздействий не определяется. Планирование простоев подвижного состава и объемов работ в ТР производится исходя из соответствующих нормативов на 1000 км пробега.
Производственная программа по каждому виду ТО обычно расчитывается на 1 год и служит основой для определения годовых объемов работ и численности рабочих.
Определение производственной программы базируется на цикловом методе расчета. За цикл принимается пробег автомобиля до КР или списания. Данный метод предусматривает:
3. Расчет годового объема работ по то и тр.
Годовой объем работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объем работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, а также объем вспомогательных работ предприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочих производственных зон и участков. Расчет годовых объемов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоемкости обслуживания.
Годовой объем ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега. Объем работ (в человеко-часах) по ЕОс, ЕОт, ТО-1 и ТО-2 (ТЕО с.г., ТЕО т.г.
, Т1г и Т2г) за год определяются произведением числа ТО на нормированное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО: ТЕО с.г. = NЕО с.г tЕО с; ТЕО т.г. = NЕО т.г tЕО т; Т1г = N1г t1; Т2г = N2г t2; где tЕО с; NЕО т.г; N1г; N2г – соответственно годовое число ЕОс, ЕОт, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели; tЕОс; tЕОт; t1; t2 – нормативная скорректированная трудоемкость соответственно тех же воздействий, чел.ч. Годовой объем работ ТР, в чел.ч.: ТТРг = Lг Аu tТР/1000, где Lг – годовой пробег автомобиля, км; Аu – списочное число автомобилей; tТР – удельная нормативная (скорректированная) трудоемкость ТР, чел-ч на 1000 км пробега.
Источник: studfile.net
Расчёт годовой программы ТО
Комплекс АТП – предприятие, предназначенное для осуществления логистических транспортных операций и поддержания транспортного средства в работоспособном состоянии.
Производство строится по принципу самообеспечения основных производственных процессов (перевозки, технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР), комплексом работ самообслуживания).
Структура управления – иерархическая и делится на 4 основные службы:
2) Служба эксплуатации
Структурная схема АТП
1) Техническая служба
A. Технический директор
B. Технический отдел
C. Главный механик (ГМ)
D. Ремонтная зона (Ремзона)
E. Складская служба
F. Техническая безопасность (ТБ)
2) Служба эксплуатации
A. Служба по эксплуатации
B. Отдел эксплуатации
D. Безопасность движения (БД)
E. Диспетчерская служба
F. Технический контроль (ТК)
3) Коммерческая служба
A. Коммерческий отдел
B. Отдел договоров
C. Отдел логистики
D. Информационный отдел
4) Финансовая служба
A. Финансовый отдел
B. Планово экономический отдел (ПЭО)
1) Поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии
2) Эксплуатация основных фондов
3) Организация хранения и учёта материальных ценностей
1) Учёт расхода и движения запчастей и материала
2) Разработка технологий ТО и ТР
3) Разработка графиков ТО
4) Ведение нормативной базы
1) Обслуживание и ремонт зданий и сооружений
2) Основание коммуникационных и инженерных сетей
3) Оборудование ремзоны
5) Производство специальной оснастки для ТО и ТР
2) Контроль расхода запчастей, материалов
1) Обеспечение, контроль, учёт и хранение запчастей материалов
2) Формировка фонда запчастей (зч)
3) Постановка зч на производство
1) Обучение и контроль знания рабочего и управления персонала
2) Служебное расследование несчастных случаев на производстве
Служба по эксплуатации:
1) Обеспечивает хранение, выпуск на линию и контроль на линии
Отдел по эксплуатации:
1) Учёт расхода шин и аккумуляторных батарей (АКС)
2) Графики ТО и Гос. тех. осмотра АТС
3) Учитывает сроки списания АТС
1) Хранение и выпуск на линию
3) Разработка ТО
4) Работа с водительским персоналом
1) Обучение и контроль знаний водителей, контроль на линии, служебное расследование ДТП
1) Пакет путевой водительской документации
2) Обеспечивает выпуск на линию водителей
3) Учёт среднесуточного пробега
4) Осуществляет связь на линии
1) Медицинский и технический контроль при выпуске и возврате с линии
1) Обеспечивает предприятие объемом заказов на перевозки
1) Формы договорных документов, заключение договоров
2) Определяет сроки выполняемой работы
1) Разрабатывает оптимальные схемы маршрутов движения
2) Определяет объёмы перевозок и время доставки
Информационный отдел и отдел маркетинга
1) Обеспечивает предприятие информацией о состоянии рынка транспорт услуг
2) Разработка рекламы
3) Исследование тарифов
4) Обеспечивает позицию предприятия на рынке
1) Ведёт расчёты, учёт материальных средств
2) Финансовые средства
ПЭО:
1) Расчёт производства программы предприятия
2) Планировка объёма материальных и финансовых средств
3) Обеспечивает отчётность
1) Ведёт учёт движения материальных и финансовых средств
2) Расчёт тарифов, зарплаты, прибыли
3) Отчётность по финансовой деятельности предприятия
При управлении структуры предприятия необходимо учитывать горизонтальные связи между отделами разных служб. Связи обусловлены технологическими задачами, внутренней логистикой, передачей информации, обеспечивание единой стратегии и управлении
Основным принципом управления всеми уровнями предприятия является принцип обратной связи, принцип основан на постановке задачи и обеспечиванием обратного механизма реализации этой задачи
Схема технологического прогресса АТП
Технологическая схема АТП – последовательность технических задач, которая выполняется для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии. Ряд технических действий, которые выполняются с транспортными средствами после возврата их с линии и до момента выпуска на линию.
ЕО, потом ТО или ТК, (возможно в зону хранения) потом зона хранения и затем — линия
При возврате транспортного средства с линии оно проходит после рейсовый контроль где выявляется возможные отказы и составляются заявки в текущий ремонт (ТР) или плановое ТО после этого отправляется в ЕО(ежедневное обслуживание) либо в ТО, ТР в зависимо на линию от необходимости из зоны хранения АТС направляет с пред рейсовым контролем.
В основе работы для реализации технологической схемы организуется взаимодействие между технической службой и службой эксплуатации. Выпуск на линию обеспечивается начальником группы (колонны) АТС и специалистами ОТК (медицинский и технический контроль). Диспетчерская служба контролирует работу АТС и водителя на линии, связь с ним и оптимизацию процесса работы на линии. Отдел безопасности движения (ОБД) производит контроль безопасности на линии. При возврате АТС с линии техническая служба обеспечивает ежедневное обслуживание, производит диагностические операции для выявления отказов, а также ТО или заявочный ремонт.
Система технического обслуживания. Основные принципы её построения.
Система ТО и ТР базируется на нормативных требованиях существующих в РФ и включает в себя регламенты ТО, которые представляют собой перечень обязательных работ и периодичность их производства. Система ТО базируется на планово-предупредительной стратегии и направлена на поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии. При ТО выполняются работы по основным системам АТС, которые влияют на безопасность, экономичность и экологию.
Стратегия ТР основана на устранению текущих отказов то есть восстановление, работоспособного состояния АТС.
С экономической точки зрения организация процесса ТО является более простой , т.к. в этом процессе обеспечивается только регламентные работы такие как диагностика, смазка, крепления, регулировка, частичная замена. Для этих работ зона ТО оборудуется постами диагностики, подъёмным оборудованием, смотровыми ямами и наборами слесарных инструментов.
Процесс ТО является экономически планируемым и на заданные сроки времени, для этого процесса рассчитывается число людей необходимого оборудования, запасных частей и материалов, кол-во постов ТО.
При ТР экономика производства основана на расчётах возможного запаса хранения, который должен быть оптимальным как с точки зрения стоимости, так и сроков хранения.
Эта стратегия обусловлена случайностью возникновения отказов в процессе эксплуатации или хранения. В зону ТР предполагает весь цикл работ по возможным отказов любых схем АТС для этого зона ТР оборудуется следующими участками: Двигательный, механический, станочный, сварочный, шиномонтажный, малярный, кузовной, диагностический, электромеханический, аккумуляторный, топливный и медницкий.
Регламентом ТО называется перечень работ и периодичность их выполнения. Регламенты разрабатываются производителями продукции, государственными министерствами, отраслевыми институтами. К основным нормативам относятся федеральные законы (ФЗ), ГОСТ (Государственные стандарты), ОСТ (отраслевой норматив, стандарт) ОМТП (отраслевые нормы транспортных предприятий).
Основные принципы организации системы ТО в РФ определены в «Положении о тех. обслуживании и ремонте подвижного состава автотранспорта в РФ».
К основным регламентам относится ЕО (ежедневное обслуживание), ТО-1 (тех. обслуживание), ТО-2 (тех. обслуживание-2), СО (сезонное обслуживание), частные регламенты, производители или предприятия. Перечисленные регламенты (кроме частных) являются обязательными для всех транспортных предприятий на протяжении всего жизненного цикла АТС в АТП.
В ТО-2 входит все работы ТО-1, при этом углублённая диагностика, регулировки и замены.
Для ТО-1 и ТО-2 нормативные пробеги через которые производятся эти работы подлежат корректировке коэффициентами К1 – К5 которые отображают такие условия как климатические зоны, пакт АТС предприятия, возраст АТС (в дальнейшем — степень износа) и т.д..
Пробег определяется от самого вида ТО и от того какие сроки написаны в регламенте ТО
В положении о ТО являются нормативные пробеги ТО, а корректировка этих пробегов для конкретных АТС по формуле: L n ТО-1=L n ТО-1*К1*К5
ЕО предполагает основные работы: уборка АТС, мойка АТС, визуальный контроль, заправка топливом, контроль давления воздуха в шинах
ТО-1 включает работы по основным системам АТС: диагностика, регулировка, смазка, крепление и т.д.
Формирование системы ТО и ТР
В системе ТО предусматривается определение таких работ, которые предупреждают возникновение отказов
Требования к системе ТО:
1. Обеспечение заданного уровня надёжности
2. Рационализация финансовых и трудовых ресурсов
3. Обязательность для всех предприятий
4. Учёт условий эксплуатации
5. Обеспечение нормативных требований и соблюдение принципов безопасности
При ТО все работы объединяются в 8-10 основных видов при этом обслуживанию подлежат 150-280 объектов.
Под объектом в системе ТО понимается: детали, узлы, механизмы (агрегаты), системы.
При формировании системы ТО выделяются те виды работ, которые необходимо производить с оптимальной периодичностью для этого все операции группируют в виды ТО
Для формирования системы ТО применяются следующие методы
1. Технико-экономические – При данном методе определятся такая периодичность ТО, которая будет соответствовать минимальным затратам по всем объектам обслуживания, это соответствие выражается формулой С∑∑=∑ S CIi + ∑ S СIIi
I=1
С∑∑ — суммарные удельные затраты на ТО
∑С1 — ТО итого объекта
∑С2 — затраты на ремонт итого объекта
S – Число операций в группе
Если в ТО входит операция периодичность, которой обусловлена техническим критерия или условием безопасности, то периодичность операции должна соответствовать условию
Lo ≤LOI
LO – операция ограниченная условиями безопасности
2. Метод группировки по стрежневым операциям – основан на определении группы операции ТО, которая производится с другими операциями обладающими признаками:
a. Влияние на безопасность
b. Влияние на экономичность
c. Большая трудоёмкость или требования специального оборудования
Операции периодичность, которых больше периодичности стержневых выполняются с коэффициентом повторяемости KI = Lстержневое’/ L0I
L’- Пробег то ТО-1
Коэффициент повторяемости от 0 до1
3. Экономиковероятностный метод – метод, при котором выделяется целесообразность операции не с оптимальный для неё периодичностью, а с периодичностью стержневой операции, при этом определяется такая зона наработок при которой удельные затраты на ТО будут ниже затрат на ремонт.
Проектирование АТП
Проект АТП – техническая документация, предусмотренная для полного строительства и оснащения с указанием основных технологических характеристик и объёмов производства. Проект включает в себя техническое задание, пояснительную записку и рабочие чертежи. Проекты составляются при реконструкции АТП, а также организации новых предприятий. Процедура проектирования включает
1. Разработка и утверждение технического задания
2. Разработка проекта в одну (типовые проекты) или в две стадии
A. Одностадийное проектирование осуществляется по: типовым проектам. Пояснительная записка проекта содержит общие данные по мощности и назначению предприятия, потребности в энергетических и трудовых ресурсах, технико-экономические показатели производства
Рабочие чертежи включают: ситуационный план размещения предприятия, ген. план, принципиальная схема технологического процесса, трассы инженерных сетей, схема автоматизации технологического процесса, строительные чертежи.
B. Двустадийное проектирование предполагает разработку нового проекта по причинам климатических, географических, экологических и других условий. После разработки проекта разрабатывается рабочая документация основы проекта. Для определения основных расчётных параметра проекта разрабатывается и учитывается нормативная документация основанная как на исходных данных предприятия так и требования ГОСТ, НиП, ПН и ПБ (Пожарная норма и безопасность), САНПиН (Санитарные правила и нормы). К основным расчётным параметра проекта относится
1. Параметры производственной программы
2. Размеры и площади отдельных технологических зон
3. Суммарная площадь предприятия
4. Показатели влияния на экологию
Производственная программа АТП
Производственная программа – объём выпускаемой продукции и услуг за установленный период времени для разработки проекта АТП производится расчёт программы по ТО и ТР.
Производство объема работ — объем работ и все что с этим связанно технологически
Программа рассчитывается на единичное АТС с последующим перерасчётом на весь парк.
Основные показатели программы
1. Количество АТС обслуживания за единицу времени
2. Количество и виды ТО за цикл эксплуатации, а также в перерасчёте на годовой срок
3. Число производственных рабочих
4. Количество технологического оборудования
5. Площади производственных, складских помещений, зон хранения
6. Программа по самообслуживанию АТП
Основные исходные данные включают в себя
1. Количество АТС
2. Марки и модификации АТС учитываются при расчёте программы для того, чтобы точно определить затраты на ТО и ТР, групп АТС объединённых по особенностям конструкции и технологическим задачам
3. Среднесуточный пробег АТС определяется по аналогии с типовым предприятием или используется среднестатическое значение для данного предприятия
Определение цикловой программы предприятия
Цикловая программа – количество ТО за период до капитального ремонта или периода эксплуатации.
Цикловая программа ТО – основа для расчёта годовой программы ТО. Однако в виду неопределённости времени достижения циклового пробега цикловая программа как таковая не используется для расчёта затрат по предприятию.
Значение параметров цикловой программы – база для дальнейших расчётов всех остальных параметров производственной программы
Ввиду разнообразия марочного состава АТС при расчётах необходимо произвести разделение на технологические группы, которые учитывают особенности ТО из-за конструктивных и других вопросов
Группами АТС могут быть самосвалы, бортовые АТС (базовые), автопоезда, специализированное АТС.
Расчёт годовой программы ТО.
Поскольку на планирование расходов на эксплуатацию и ремонт АТС выполняется на ближайший перспективный период времени, то цикловая программа ТО переводится в годовую посредством расчёта числа циклов эксплуатации или коэффициента перехода от цикла к году
Цикловой пробег АТС определяется производителем и корректируется на предприятии с учётом условий эксплуатации
Суммарный годовой пробег определяется по каждой группе АТС отдельно по формуле ∑ m Lr= ДЭ *α*lсут*NСП
ДЭ- дни эксплуатации на линию
Α- коэффициент выпуска на линии
lсут – суточный пробег
NСП – число АТС на предприятии
Общее число дней эксплуатации за год зависит от режима работы предприятия в процессе перевозок. Под режимом принимается: вид перевозок, число дней работы в неделю, количество смен перевозок.
Годовая программа ТО определяется произведением цикловой программы на число циклов эксплуатации.
X – число циклов
Расчёт суммарных годовых затрат труда на программу ТО по предприятию. Для каждого вида технического обслуживание устанавливается норматив времени t н называемой трудоёмкость
Трудоёмкость отдельных операции устанавливается хронометрическим методом длярабочих определенных квалификаций
Суммарные годовые затраты труда на каждый вид ТО определяется произведением годовой программы этого ТО на его трудоёмкость
Источник: allrefrs.ru