Транспорт в структуре экономики страны — это отрасль, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основа их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития.
Транспорт представляет собой отрасль материального производства, функционирование и развитие которой требует изучения транспортного (производственного) процесса (эксплуатации транспортных средств; поддержания и развития путей сообщения, транспортно-дорожного комплекса, отдельных транспортных предприятий и инфраструктуры отрасли). Транспортный процесс необходимо изучать в единстве с вопросами организации труда; формирования кадрового потенциала и управления им; выбора наиболее экономически целесообразных форм специализации, кооперации, интеграции и других процессов в социальной и экономической сферах, учитывающих особенности современного состояния транспортной отрасли и поддерживаемых в ней государством рыночных форм социально-экономических отношений.
Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырье, продукцию. Исследование экономической природы и особенностей АТ как элемента транспортной системы составляет проблематику экономики автомобильного транспорта.
Расчет себестоимости автомобильных перевозок грузов — программа учета, калькуляция и статистика
В последние годы на транспорте, как и в других отраслях экономики на шей страны, возникли достаточно сложные проблемы, связанные с переходом радикально изменяющейся отраслевой структуры к рынку, с развитием методов управления и организации функционирования предприятий, а также с острой необходимостью повысить экономическую эффективность производственно-хозяйственной деятельности.
В рыночных условиях специалисты автомобильной подотрасли располагают большими возможностями быстро совершенствовать технику, технологии, информационные и коммуникационные сети; применять новейшие статистические и математические методы, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать объективные закономерности развития транспорта; более полно использовать результаты исследований экономических процессов и отношений, повышая эффективность отрасли и экономики России.
Исходные данные
Вид перевозимого груза: строительные грузы
Годовой объем перевозок, тыс. тонн: 320
Перечень грузов, подлежащих перевозке: песок, пиломатериалы, цемент в мешках
Средняя дальность перевозок по каждому грузу, км: 35
Режим работы клиентов, т.е. количество часов работы в сутки и количество дней работы в году: 10,2 ч., 365 дней
Условия эксплуатации (дорожные и климатические условия): IV – жаркий.
Проект трансфинплана АТП, включающий расчеты разделов трансфинплана:
1. Расчет производственной программы и плана эксплуатации подвижного состава грузового АТП
1. План перевозок грузов
Wгод= Qгод * lег(тыс.т.км), (1)
Практическая работа №2. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава
где Q год — годовой объем перевозок, тыс. т;
l ег — среднее расстояние перевозок грузов, км;
Грузооборот по последнему виду груза
Среднее расстояние перевозки для последнего вида груза
Таблица 1 План перевозок грузов по номенклатуре
Наименование груза | Годовой объем перево-зок, тыс.т. | Среднее расстояние перевозок, км | Годовой грузооборот, тыс.т.км |
1.песок | 120 | 33 | 3960 |
2.пиломатериалы | 100 | 32 | 3200 |
3.цемент в мешках | 100 | 40,4 | 4040 |
Итого | 320 | 35 | 11200 |
1.1 Показатели для каждого вида груза
Zсут=(Тн*Vт*β)/(lег+tп-р*Vт*β)(ед), (4)
где Тн — время в наряде
Vт -техническая скорость, км/ч
β -коэффициент использования пробега
lег — средняя длина ездки с грузом, км
tп-р – время погрузки-разгрузки за одну ездку, ч
Пробег с грузом за сутки
Lгр сут =Zсут * lег(км), (5)
Общий суточный пробег
Суточный объем перевозок
где q – номинальная грузоподъемность, т
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
Объем перевозок грузов в платных автотонно-часах
АТЧ = (tдв норм +tп-р ) * Zсут *q ( т.ч.) (8)
где tдв норм — нормативное время движения автомобиля, ч;
Автомобиле-часы работы АЧр = АДр /Тн (авт.ч) (11)
Годовой объем перевозок, грузооборот, годовые автомобиле-дни и автомобиле-часы работы
Qгод ср = ∑ Qгодi(тыс.т) (12)
Wгод ср = ∑ Wгодi (тыс.т. км) (13)
АДр ср = ∑ АД рi (авт.дни) (14)
АЧ р ср = ∑ АЧ рi (авт.ч) (15)
1.2 Удельные показатели
Средняя дальность ездки с грузом
Коэффициент использования грузоподъемности
γср = ∑ (Qгодi *г i )/ ∑ Qгод i(17)
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой
tп-р ср =∑(tп-рi *Zсут i ) / Zсутi(ч) (18)
Среденее время в наряде
Тн ср = ∑ АЧрi/ ∑ АД рi(ч) (19)
Коэффициент использования пробега
βср = (Lсутi*βi)/ ∑ Lсут i(20)
Среденесуточное количество ездок на один автомобиль
Zсут ср = ∑( Zсутi * АД рi) /∑АД рi(ед) (21)
Среднесуточный пробег одного автомобиля
Lсут ср =∑( Lсутi*АД рi)/ ∑ АД рi(км) (22)
Среднесуточный пробег одного автомобиля с грузом
Vт ср = Lсут ср / Тн ср – tп-р ср *Zсут ср (км/ч) (24)
Среднесуточный объем перевозок на один автомобиль
Qсут ср = ∑ Qгод i/∑ АД рi(т)(25)
Средний объем перевозок в платных авто-тонно-часах
АТЧср = ∑( АТЧi* АД рi)/∑ АД рi(авт.т.ч.) (26)
Таблица 2 Распределение грузов по типам подвижного состава и показателем его использования
Источник: smekni.com
3.4 Расчет производственной программы и плана эксплуатации грузового автомобильного парка
Производственную программу по эксплуатации грузового автомобильного парка рассчитывают исходя из его производственной мощности и производительности, выражают в эксплуатационных измерителях. Расчёты ведут по каждой модели автомобилей (и группам автомобилей, работающих с прицепами), а затем суммируют по всему парку.
Производственная мощность автомобильного парка определяется количеством автомобиле-тонно-дней на предприятии. Исходными данными при её определении является расчет среднесписочного числа автомобилей и прицепов на планируемый год. Учитывая, что расчеты выполняются в текущем году, необходимо установить ожидаемое количество автомобилей на начало планируемого периода.
Для чего к числу автомобилей на начало текущего года Ан.г. добавляют число получаемых единиц подвижного состава в текущем году Апос и вычитают число выбывающих автомобилей Авыб:
где Ан.г — число автомобилей на начало текущего года,
Апос- число получаемых единиц подвижного состава в текущем году,
Авыб -число выбывающих автомобилей.
Определив Асс среднесписочное число автомобилей и прицепов на планируемый год, рассчитывают среднесписочное число автомобилей на планируемый период. Расчеты выполняются на год и по каждому кварталу, в соответствии с планом поступления автомобилей и сроками поступления. Число выбывающих автомобилей в планируемом периоде определяют на основании данных о техническом состоянии автомобилей и их пробеге. Для автомобилей, подлежащих списанию, устанавливают сроки списания.
Среднесписочное число автомобилей в планируемом периоде определяется по формуле:
где АДпос — автомобиле-дни пребывания на предприятии поступивших
автомобилей в планируемом периоде;
АДвыб — автомобиле-дни недоработки автомобилями, выбывающими в
Дк — число календарных дней в планируемом периоде, дни;
Умножением среднесписочного числа автомобилей каждой марки на грузоподъемность и календарное число дней в планируемом периоде определяют списочное количество автомобиле-тонно-дней по каждой марке автомобилей. Суммируя полученные данные по различным маркам, получают общее списочное количество автомобиле-тонно-дней на предприятии в планируемом периоде.
Суточная производительность, приходящаяся на среднесписочную автомобиле-тонну, в тоннах:
где Tн — время в наряде, ч;
vт — техническая скорость, км/ч;
β — коэффициент использования пробега;
γс — статический коэффициент использования грузоподъемности;
ℓег — длина ездки с грузом, км;
t п-р — время на погрузочно-разгрузочные работы, ч;
γд — динамический коэффициент использования грузоподъемности.
Для вычисления производительности автомобиля в планируемом периоде необходимо установить значение каждого эксплуатационного показателя в планируемом году на основе анализа показателей за отчетный период и с учетом разработанных мероприятий по повышению их значений.
Такие расчеты целесообразно проводить по отдельным моделям автомобилей и по кварталам, что позволяет отразить в плане проведение необходимых организационных мероприятий.
Источник: studfile.net
Контрольная работа по «Транспорту»
Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей в год. Марка автомобилей КамАз-55111.
В соответствии с исходными данными, используя справочные и нормативные материалы определяем технико- эксплуатационные показатели, производственную программу по эксплуатации парка, показатели наличия подвижного состава.
Работа состоит из 1 файл
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………18
Задача №1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей в год. Марка автомобилей КамАз-55111.
В соответствии с исходными данными, используя справочные и нормативные материалы определяем технико- эксплуатационные показатели, производственную программу по эксплуатации парка, показатели наличия подвижного состава.
1 Производственная база
1.1 Среднесписочное количество автомобилей
Произведём расчет среднесписочного количество автомобилей за год (Асс).
Условно принимается, что поставка и списание автомобилей происходит в середине квартала.
где Ан — списочное количество автомобилей на начало года, ед.;
Ав — количество автомобилей , выбывающих в текущем году, ед.;
Дк — количество календарных дней в году;
АДвв — количество автомобеле — дней пребывания на АТП поступающих автомобилей, дн.;
АДвыб — количество автомобеле — дней пребывания на АТП выбывающих автомобилей, дн.
Анг — 206 автомобилей
III кв. : июль август сентябрь 15 августа 4/0
IV кв. : октябрь ноябрь декабрь 15 ноября 0/2
1.2 Общая грузоподьёмность а/м
2 Производственная программа эксплуатации
2.1 Объем перевозок
где Дк = 365 дней;
aв — коэффициент выпуска автомобиля на линию 0,71;
Тн — продолжительность нахождения автомобиля в наряде 10,2 ч.;
Vт – средняя техническая скорость автомобиля 23 км/час;
b — коэффициент использования пробега 0,5;
g — коэффициент использования грузоподъемности 0,95;
Le — средняя длина ездки с грузом 7 км.;
Тпогр-разг — время простоя под погрузкой, разгрузкой на ездку, 0,25ч.
2.3 Общий пробег автомобиля
где Lсс — средне суточный пробег автомобиля ,км;
АДр — автомобиле-дни в работе.
2.4 Автомобиле — часы в работе
3. Технико -эксплуатационные показатели.
Годовая выработка на одну среднесписочную авто тонну в тоннах:
Результаты расчетов сводим в табл. 1
Таблица 1-Показатели работы АТП
- Среднесписочное количество автомобилей, ед.
- Общая грузоподъёмность автомобилей, т
Производственная программа эксплуатации автомобилей
- Объём перевозок, тыс. т
- Грузооборот, тыс. ткм
- Общий пробег автомобилей, тыс. км
- Автомобе – часы работы, тыс. ч
Технико – эксплуатационные показатели
- Коэффициент выпуска автомобилей на линию
- Продолжительность нахождения автомобиля на линии в течение суток, ч
- Среднетехническая скорость, км/ч
- Коэффициент использования грузоподъёмности
- Время простоя под погрузкой и разгрузкой за ездку, ч
- Коэффициент использования пробега
- Средняя длина ездки с грузом, км
- Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
- Годовая выработка на одну среднесписочную авто тонну:
Задача №2 . Рассчитать плановый расход топлива на выполнение производственной программы задачи №1 и его стоимость. Процент экономии топлива принять 3-5%.
Потребность в топливе для автомобилей определяется с использованием удельных или линейных норм расхода. Так же с учётом марки авто, типа ПС, вида перевозок, климатических условий эксплуатации и других факторов.
Норма расхода топлива на 100 км – 35л (в соответствии с заданием). Корректировочные коэффициенты вводятся с учётом особенностей эксплуатации автомобиля видов груза и т.д.
При работе в зимнее время нормы расхода топлив повышаются на
10 %. В Нерюнгри зимнее время держится примерно 6 месяцев (с октября по март, включительно). Поэтому поправочный коэффициент будет равен 4,2%.
Общую потребность в АТП в топливе рассчитывают исходя из планируемого пробега автомобиля, объёма транспортной работы в ткм. и установления норм расхода топлива. При этом расход топлива для самосвалов слагается из двух элементов: нормы на 100 км. пробега и нормы на каждые 100 ткм. транспортной работы. Последняя составляет для дизельных – 1,3 л. на 100 км.
Потребность топлива для грузовых перевозок рассчитывается по формуле:
где — нормы расхода топлива на 100 км;
— нормы расхода топлива на 100 ткм;
Дополнительный расход топлива в зимний период
Внутригаражный расход топлива принимается 1 % от общего расхода топлива,
Общая потребность топлива
Потребность топлива с учетом экономии 3%
Затраты на топливо равны:
Затраты на топливо с учётом экономии топлива
Результаты расчетов сводим в табл. 2
Таблица 2 — Расчёт в потребности в топливе
Источник: www.freepapers.ru