Рас программа что это такое

По данным Всемирной организации аутизма, за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Детский аутизм считается тяжёлым нарушением психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. В последнее время их все стали объединять под общей аббревиатурой РАС.

Аутизм чаще всего диагностируют у мальчиков — примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Точная причина аутистических нарушений неизвестна. Проявляется аутизм по-разному, но к наиболее часто встречающимся признакам можно отнести следующие: ребёнок с РАС многократно бесцельно повторяет действия и движения, отвергает попытки общения или старается их избежать, имеет грубые задержки речевого развития.

Проблема распространения РАС привела не только к изучению этого расстройства, но и к необходимым изменениям в обществе. Это и распространение информации об аутизме, и создание особых образовательных программ, подготовка и переподготовка педагогов, тьюторство и наконец, инклюзия. На законодательном уровне принят закон об обучении детей с РАС. Читайте подробнее про особенности обучения детей с РАС.

От кого нарцисс «теряет» голову, а кто ему просто подходит

Как обучать ребёнка с РАС?

Обучение детей с РАС — непростой вопрос для современной российской школы. Процесс обучения детей-аутистов требует большого количества финансовых и материально-технических ресурсов. Из-за их отсутствия школа вынуждена сокращать объём образовательных услуг «особым» детям.

Кроме того, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития.

Эти факторы негативно сказываются на отношениях между родителями детей-аутистов и школьной администрацией, приводят к недовольству, конфликтам и даже противостоянию.

Так как же строится обучение детей с аутизмом?

На сегодняшний день существует четыре варианта программы обучения детей с РАС, соответствующих ФГОС. Они подразделены по степени интеллектуального развития ребёнка от сохранного интеллекта (программа 8.1) до множественных нарушений развития (программа 8.4). Дети, способные обучаться по образовательным программам (8.1 и 8.2), как правило посещают школу вместе со сверстниками.

В зависимости от состояния школьника форма обучения может быть реализована разными способами:

  • полная инклюзия — посещение обычной школы без тьюторской поддержки,
  • посещение обычной школы с тьюторской поддержкой,
  • частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени — в специализированном);
  • учёба в коррекционном классе для детей с различными нарушениями в обычной школе или спецшколе;
  • специализированные классы для детей-аутистов;
  • специализированные школы для детей с РАС;
  • индивидуальное обучение на дому (в том числе с использованием дистанционных технологий).

Если интеллект ребёнка сохранен и он способен обучаться в школе, то общение со сверстниками решает проблему изоляции и позволяет освоить общепринятые паттерны поведения. Успешное обучение в школе максимально реализует потенциал детей с расстройствами аутистического спектра. Искусственная изоляция напротив ограничивает возможности социального развития.

Симптомы РАС. Популярно и доходчиво. Аутизм

При полной инклюзии школа предоставляет ребёнку с РАС тьютора. В его функции входит сопровождение на уроках, помощь учителю в адаптации учебного материала и методик преподавания в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.

Вопрос адаптации обучающих материалов для детей с РАС является не до конца проработанным, несмотря на то, что утверждены стандарты специального образования. Особенно это касается учебников. Обычные для таких детей-аутистов не подходят, а специальных — не создано, поскольку спектр проявления расстройства настолько разнообразен, что унифицировать учебный материал и его подачу очень трудно. В идеале каждому ребёнку с аутизмом требуется индивидуальный подход и набор обучающих материалов.

В сегодняшних реалиях индивидуален только план обучения, который выдаётся каждому ребёнку в конце первой четверти. Его обсуждают и принимают на психолого-педагогическом консилиуме, на котором присутствуют классный руководитель, учителя-предметники, психолог, дефектолог, логопед. Этот план представляет собой расписание, в котором обозначено, где, чему и когда будет учиться ребёнок. Но, судя по отзывам родителей, эти планы слишком формальные.

Какие трудности испытывают ученики с РАС на уроках?

Некоторые дети-аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься. Дети с РАС:

  • медленнее усваивают учебную информацию;
  • им труднее концентрировать и удерживать внимание;
  • им сложно вспомнить пройденный материал;
  • с трудом воспринимают большой объём информации на слух;
  • испытывают трудности при выражении своих мыслей.

При этом нельзя не отметить, что некоторые дети с РАС имеют высокий интеллект, обладают феноменальными возможностями памяти, одарены в математике, информатике, музыке, художественном искусстве.

Читайте также:
Для чего внедрять программы

Общие рекомендации по работе с детьми с РАС:

  • относиться к таким детям нужно уважительно;
  • их нельзя торопить, для них это стресс;
  • их нужно хвалить, и лучше всего за конкретный результат;
  • давать наглядную опору и дозировать вербальную информацию;
  • позволять избегать те виды деятельности, которые им не нравятся;
  • предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием;
  • чередовать нагрузки с отдыхом;
  • объединять усилия специалистов и семьи.

Какие приёмы обучения с такими детьми эффективны?

Эффективные методы работы с детьми с РАС. Несмотря на индивидуальность расстройства каждого ребёнка, хорошо себя зарекомендовали методы обучения и воспитания детей с аутизмом, основанные на поведенческом анализе:

  • микрообучение — дробление учебной темы на маленькие составляющие;
  • опора на интересы ребёнка и использование их в видах деятельности;
  • визуализация учебного материала (в виде таблиц, схем, пошаговых инструкций). Именно зрительный канал восприятия является наиболее сильным у детей с РАС;
  • обучение по расписанию, использование таймеров и часов для наглядности;
  • геймификация (учимся, играя);
  • поощрение за выполненную работу (мотивация);
  • визуальные подсказки;
  • альтернативные методы коммуникации (карточки, картинки, пиктограммы);
  • чередование разных типов заданий.

Эти методы эффективны, но подбираются для каждого ученика индивидуально в зависимости от того, какие трудности испытывает ребёнок.

Как сделать обучение ребёнка с РАС продуктивным?

Ещё один способ, как помочь ребёнку-аутисту. В помощь родителям и учителям — образовательная онлайн-платформа iSmart. На платформе есть специальные разделы — тренажёры для детей с нарушениями аутистического спектра (программы 8.1, 8.2, 8.3).

Дети с аутизмом успешно обучаются на платформе, осваивают основные школьные предметы. Успешному обучению способствуют: формат микрообучения, система умных подсказок, геймификация заданий, мотивация — поощрение за каждое правильно выполненное задание.

Родители делятся опытом

Катя, мама ребёнка с РАС, поделилась своей историей.

«Сын родился с диагнозом «аутизм». Человек, который никогда не сталкивался с этим диагнозом, плохо представляет, как это тяжело, когда у тебя «особый» ребёнок. Когда пришло время идти в школу, оказалось, обычная средняя школа, даже очень-очень хорошая, ребёнку с аутизмом подходит плохо…Не было методики. Поэтому стали искать другие способы обучения. И нашли образовательную платформу, подходящую для детей с аутизмом».

На этом примере, мы видим, что целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на жизнедеятельность ребёнка. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех.

Таким образом, платформа помогает быстро интегрировать ребёнка с РАС в учебный процесс, перестать бояться уроков, восполнить пробелы в знаниях, начать получать удовольствие от учёбы.

Почему обучение на платформе iSMART так эффективно?

1. Микрообучение, программа и система подсказок с учётом особенностей детей с РАС позволяют ученику чувствовать свою успешность в обучении, что усиливает их мотивацию.

2. Обучение без помощи или с минимальной помощью родителей — ключевое преимущество платформы. Благодаря онлайн-тренажёру и умным подсказкам ученики постепенно смогут заниматься самостоятельно.

3. Обучение на платформе стоит гораздо дешевле, чем занятия с репетиторами. Согласитесь, это важно!

Если коротко, iSmart помогает детям с РАС быстро и с удовольствием проходить школьную программу, а родителям освобождает время для работы, домашних дел и отдыха.

Всё, что остается сделать, — это зарегистрировать ребёнка на iSMART и начать заниматься.

Желаем успехов в учёбе!

Источник: ismart.org

Рас программа что это такое

Целью адаптированной образовательной программы является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

Основные задачи адаптированной образовательной программы:

1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС;

2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;

3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;

4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения;

6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)

8) мониторинг достижений планируемых результатов;

9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.

Планируемые результаты обучения детей с РАС: предметные (или “академический” компонент СФГОС); метапредметные; личностные; жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н.Н. Малофеев, СФГОС).

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с РАС по объему и содержанию сопоставимы с результатами, определяемыми для сверстников, не имеющих особенностей развития. Однако по причине асинхронии психического развития школьников с РАС, у учащихся этой категории возникает неравномерность в достижении результатов. Например, это выражается в том, что некоторые академические навыки школьник с РАС усваивает в соответствии с образовательной программой, отдельные навыки формируются с задержкой и (или) имеют качественное своеобразие в последующей часть академических навыков может формироваться с опережением.

Читайте также:
Sas planet что за программа

В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.), используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха (Зикеев А.Г., Корсунская Б.Д. и др.); для школьников нарушением интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г., Козырева О.А., Кутакова К.A. и мн. др.). При возникновении трудностей в обучении математике могут использоваться учебники, рабочие тетради на печатной основе, разработанные для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (Алышева Т.В., Перова М.Н., Хилько А.А., Яковлева И.М. и др.).

Достижение метапредметных результатов учащимися с РАС требует дополнительных методов, приемов и средств, целенаправленных усилий, позволяющих обеспечить использование новых навыков в разных ситуациях, развитие учебной мотивации, произвольности и самоконтроля, развитие коммуникации с педагогом и сверстниками детей с РАС.

Функция компонента «жизненной компетенции» — это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. Движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированное включение во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне его ближайшего развития. При разработке компонента «жизненной компетенции» в каждой из шести образовательных областей во всех вариантах стандарта принципиальным является определение степени возможного усложнения среды, которая необходима и полезна ребенку, т.е. может стимулировать его дальнейшее развитие.

Коррекционно-развивающий компонент отражает специфику включения в учебно-воспитательный процесс школьников с расстройствами аутистического спектра и предполагает реализацию ряда важных задач, к которым относят:

— установление эмоционального контакта с ребенком с РАС;

— обеспечение усвоения ребенком организационно-временных требований (например, правил поведения в классе, умения слышать инструкцию педагога, ориентироваться в последовательности занятий и пр.). Достигается участием тьютора в сопровождении ребенка с РАС, целостными представлениями о специфике обучения детей этой категории у учителя, использованием разными специалистами наглядных средств, обеспечивающих более высокий уровень пространственно-временной ориентировки ребенка с РАС в школе (например, различные расписания);

— становление взаимодействия, саморегуляции и произвольности поведения школьника с РАСвключает развитие коммуникативных навыков (при необходимости использование средств дополнительной коммуникации), умений участвовать в совместной деятельности с другими детьми при организующей помощи взрослого. Реализуется в учебно-воспитательном процессе в целом, и на занятиях педагога-психолога, социального педагога (обучение умению понимать собственные эмоции и эмоции других людей, устанавливать причинно-следственные связи в социальных ситуациях, умение оценивать и регулировать собственное поведение, например, попросить о перерыве или отдыхе при утомлении, огорчении) и пр.;

— оказание помощи школьнику с РАС в усвоении академических навыков и коррекция нарушений психического развития осуществляется в различных формах и учебных ситуациях (от реализации индивидуального подхода в процессе урока и определении домашнего задания, до проведения индивидуальных занятий с учителем-дефектологом). В процессе занятий с учителем- дефектологом, в которых посредством использования специальных приемов обеспечивается повышение качества усвоение учебного материала и коррекция нарушений психического развития (недостаточности внимания, особенностей мышления, восприятия и пр.);

— развитие речи (устной и письменной) и коррекция нарушений речи у школьников с РАС осуществляется в процессе обучения в классе посредством использования специальных приемов, предложенных логопедом (например, алгоритм анализа художественного текста и пр.), проведении занятий логопеда с целью коррекции нарушений устной и письменной речи;

— поддержка социального развития ребенка с РАС. Обеспечивается самим ходом учебно-воспитательного процесса, активно реализуется посредством взаимодействия с другими детьми, участием в общественно-полезной деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, выбранных с учетом возможностей и интересов ребенка с РАС.

Формы коррекционно-развивающего обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей направленности.

Источник: pmpk-viselki.ru

Аутизм — не приговор. Что делать, если у ребенка диагностировали РАС?

Вокруг расстройства аутического спектра (РАС) сложилось множество мифов и заблуждений. Одни считают, что все аутичные люди — гении, другие — что в аутизме ребенка виноваты прививки или образ жизни родителей, кто-то уверен, что люди с таким расстройством не нуждаются в общении и обществе в целом. Мы решили разобраться в том, что же такое РАС, как живут люди с этим расстройством.

Что такое аутизм?

Аутизм — это психическое расстройство, которое характеризуется выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Но это лишь обобщенное определение РАС. На самом деле все очень индивидуально.

Каковы симптомы и признаки расстройства аутического спектра?

Аутизм — не приговор. Что делать, если у ребенка диагностировали РАС

Аутизм у каждого ребенка проявляется по-разному, распознать его можно по следующим признакам. Первое, что замечают родители, что с ребенком как-то особенно трудно. Все дети капризничают, но с детьми, у которых есть аутизм, договориться намного сложнее. Второе, на что обращают внимание родители, это задержка речи.

Читайте также:
Videobox что это за программа

Многие считают, что как только появится речь, то и все проблемы исчезнут, но это заблуждение. Перечислить симптомы аутического синдрома расстройства сложно, однако в данный момент также проводятся исследования зрительного контакта. Дело в том, что нейротипичные дети реагируют на глаза и лицо человека, внимание детей с РАС, наоборот, привлекают неодушевленные предметы. К тому же когда ребенок начинает расти, нейротипичные дети приобретают навыки и развиваются семимильными шагами, и вот тут проявляется разница, у детей с РАС не происходит такого быстрого развития и приобретения навыков.

Влияет ли аутизм на физическое здоровье и продолжительность жизни?

Да, влияет. Существует официальная статистика, в соответствии с которой смертность людей с РАС в России выше в 10 раз, чем среди населения в целом. Но здесь необходимо учитывать тот факт, что, как правило, у таких людей есть еще заболевания помимо расстройства. У людей с аутизмом могут быть расстройства ЖКТ, неврологические заболевания, у 40% есть когнитивные нарушения (снижение памяти, умственной работоспособности).

Лечение аутизма

Помощь каждому ребенку должна быть индивидуализированной для того чтобы по максимуму помочь ребенку. Как я уже говорила ранее, у детей с РАС есть сопутствующие заболевания. Поэтому помощь должна оказываться как со стороны психологического здоровья, так и со стороны физического.

На первом этапе необходимо всестороннее обследование, и только после этого начинает работать специалист-дефектолог, который составляет обучающую и поведенческую программы. Есть научно доказанные методы коррекции, реально помогающие людям с РАС среди них– прикладной анализ поведения. В само понятие расстройство аутистического спектра входят разные дефиниции.

У нейротипичных людей намного меньше различий между собой, чем у лиц с РАС. У кого-то могут быть очень сильные когнитивные нарушения, у кого-то нет, у кого-то могут быть нарушены сенсорные ощущения, также у одних лиц может не быть никаких проблем с речевыми навыками, человек может разговаривать и быть общительным, в то же время у других может не только полностью отсутствовать речевой навык, но и понимание речи, то есть человек не различает на слух, что ему говорят.

И это абсолютно разные категории больных, которые объединены под РАС. Программа вмешательств должна выстраиваться в зависимости от вышеперечисленных критериев. Если ребенку требуются медицинское обследование и помощь, то, конечно, заболевание надо лечить и уже потом переходить к специализированной программе.

Если мы говорим про раннее вмешательство, то оно подразумевает и обучение родителей. Программа лечения, которая разрабатывается, она индивидуальна и едина, учитывает возможности семьи и потребности ребенка в семье. То, чему специалист обучает ребенка индивидуально, обязательно должно использоваться в обычной жизни ребенка в его семье.

Что касается программ вмешательства и обучения, то все программы многочасовые от 20 до 40 часов в неделю. Реализуют программы специалисты и родители. В первую очередь поддержка ребенка, у которого аутизм — это большой труд взрослых.

Как диагностировать аутизм?

Для того чтобы диагностировать РАС, важно, чтобы человек демонстрировал симптомы, и они были зарегистрированы до трехлетнего возраста, ведь не просто так раньше это заболевание называлось ранний детский аутизм. А вот сам диагноз РАС можно получить и после трех лет.

Как растет и развивается ребенок с РАС?

Все так же крайне индивидуально. Некоторые дети учатся в школе и посещают детский сад без тьютора, кому-то нужна специальная программа. Если это не самый тяжелый случай, то ребенок может учиться и в будущем работать наравне с нейротипичными людьми.

Более того, все повзрослевшие молодые люди и девушки с аутизмом обязательно должны иметь возможность трудиться для самоощущения себя. Им необходимо иметь какую-то занятость и возможность коммуницировать со сверстниками. Но опять, у одних будут тьюторы, кто-то будет жить с небольшой поддержкой, кто-то будет полностью самостоятельным, как вначале все разные, так и во взрослом возрасте все разные.

Каковы причины аутизма? РАС– это приобретенное заболевание или генетическое?

По-разному. Какой-то процент детей имеют генетические нарушения, поэтому медицинское обследование должно проводится совместно с генетиком. У кого-то генетических нарушений может не быть вовсе. Все это крайне индивидуально, и грамотное обследование — это прерогатива врачей.

Количество людей с этим расстройством увеличивается каждый год, верно ли это утверждение?

В последнее время детей с РАС стало больше. Связано это с развитием диагностирования, так как диагностика и методы выявления стали лучше, то и распространенность заболевания увеличилась.

Как вести себя родителям и близким с ребенком, у которого РАС?

Родители переживают серьезное потрясение, когда подтверждается диагноз. Как правило, на протяжении года-полутора это обычный ребенок, только потом появляются «тревожные звоночки», родители начинают искать ответы на свои вопросы, и когда диагноз подтверждается, конечно, родители шокированы. Поэтому первое время родителям, особенно матерям, необходима помощь специалиста. В дальнейшем родителям приходится решать много задач и по обучению навыкам, и медицинские проблемы. Важно помнить, что РАС — не приговор, но это большой совместный труд родителей, близких ребенка и специалистов.

Заявка на обучение или
консультацию Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.

Источник: urgaps.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru