Рабочая программа является модифицированной и составлена на основе авторской Григорьева И.Е.- педагога дополнительного образования высшей категории, лауреата Всероссийского конкурса образовательных программ Министерства образования РФ, судьи по радиоспорту России.
В основу составленной программы положены также методические рекомендации ведущих специалистов, ученых, педагогов, коротковолновиков, публикации в журналах «Радио» и «Радиолюбитель»
Актуальность программы. Радиосвязь существует уже более ста лет. И с тех давних пор живут среди нас такие люди — радиолюбители,- которые в свое свободное время и на свои средства проводят эксперименты с радиоволнами и приемниками, передатчиками и антеннами. Быстро течет время. Стремительно развивается техника.
Но неизменна человеческая тяга к непознанному, желание попробовать сделать что-то своими руками. И всегда вокруг радиолюбителей — людей творческих и инициативных, собирается молодежь, чтобы поучиться и вместе со взрослыми, принять участие в экспериментах. А это уже Школа. Школа, в которой можно и нужно обучать детей по всем правилам педагогического искусства, передавая им опыт и знания, отношение к жизни и творчеству, к технике и людям.
Увлекательное занятие — радиоспорт
Практическая значимость программы. Объединение «Радиоспорт» дает базовые знания и поднимает уровень мотивации к учебе в школе. В объединении находят себе любимое дело талантливые и способные школьники, и в то же время не теряются те, кому нужна социальная и психологическая реабилитация. Трудные подростки и дети с ограниченными физическими возможностями усваивают программу наравне с остальными. Радиоклуб не только дает детям знания и расширяет их кругозор, но и формирует жизненную позицию, определенные этические нормы общения, развивает физически.
Цель программы: передача обучающимся базовых знаний и основных практических навыков в области любительской и профессиональной радиосвязи.
Задачи
Образовательные
• обучение телеграфной азбуке,
• обучение основам радиоконструирования,
• обучение применению компьютеров в области связи и коммуникаций.
• • повышение уровня мотивации при изучении отдельных предметов школьного курса;
углубление знаний учащихся по отдельным темам, относящимся к предметам школьных курсов астрономии, географии, русского и иностранных языков, физики,
• приобретение практических навыков в слесарном и столярном деле, радиомонтажных работах и т.п.;,
Воспитательные
• формирование положительных сторон личности учащегося
• усваивание этических норм общения
• установление дружественных (командных) взаимоотношений в коллективе;
• профориентация по военным и гражданским специальностям, связанным с радио.
Развивающие •
• развитие памяти, внимания
• развитие самостоятельности, активности, ответственности.
Важной особенностью программы является параллельное с основным материалом освоение темы «Изучение телеграфной азбуки, кодов и текста телеграфной радиосвязи». Эта тема как
Вот это спорт! РАДИОСПОРТ
Оценить
2841 1
Содержимое разработки
Пояснительная записка
Рабочая программа является модифицированной и составлена на основе авторской Григорьева И.Е.- педагога дополнительного образования высшей категории, лауреата Всероссийского конкурса образовательных программ Министерства образования РФ, судьи по радиоспорту России.
В основу составленной программы положены также методические рекомендации ведущих специалистов, ученых, педагогов, коротковолновиков, публикации в журналах «Радио» и «Радиолюбитель»
Актуальность программы. Радиосвязь существует уже более ста лет. И с тех давних пор живут среди нас такие люди — радиолюбители,- которые в свое свободное время и на свои средства проводят эксперименты с радиоволнами и приемниками, передатчиками и антеннами. Быстро течет время. Стремительно развивается техника.
Но неизменна человеческая тяга к непознанному, желание попробовать сделать что-то своими руками. И всегда вокруг радиолюбителей — людей творческих и инициативных, собирается молодежь, чтобы поучиться и вместе со взрослыми, принять участие в экспериментах. А это уже Школа. Школа, в которой можно и нужно обучать детей по всем правилам педагогического искусства, передавая им опыт и знания, отношение к жизни и творчеству, к технике и людям.
Практическая значимость программы. Объединение «Радиоспорт» дает базовые знания и поднимает уровень мотивации к учебе в школе. В объединении находят себе любимое дело талантливые и способные школьники, и в то же время не теряются те, кому нужна социальная и психологическая реабилитация. Трудные подростки и дети с ограниченными физическими возможностями усваивают программу наравне с остальными. Радиоклуб не только дает детям знания и расширяет их кругозор, но и формирует жизненную позицию, определенные этические нормы общения, развивает физически.
Цель программы :передача обучающимся базовых знаний и основных практических навыков в области любительской и профессиональной радиосвязи.
Образовательные
обучение телеграфной азбуке,
обучение основам радиоконструирования,
обучение применению компьютеров в области связи и коммуникаций.
· повышение уровня мотивации при изучении отдельных предметов школьного курса;
углубление знаний учащихся по отдельным темам, относящимся к предметам школьных курсов астрономии, географии, русского и иностранных языков, физики,
приобретение практических навыков в слесарном и столярном деле, радиомонтажных работах и т.п.;,
Воспитательные
формирование положительных сторон личности учащегося
усваивание этических норм общения
установление дружественных (командных) взаимоотношений в коллективе;
профориентация по военным и гражданским специальностям, связанным с радио.
Развивающие·
развитие памяти, внимания
развитие самостоятельности, активности, ответственности.
Важной особенностью программы является параллельное с основным материалом освоение темы «Изучение телеграфной азбуки, кодов и текста телеграфной радиосвязи». Эта тема как бы «растянута» по всей программе. Связано это с необходимостью регулярного проведения занятий в телеграфном классе, поскольку на них тренируется память и моторика учащихся.
В раздел «Подготовка к самостоятельному выходу в эфир. Работа в эфире» для отработки навыков выхода в эфир я ввел занятия с работой на радиостанциях малой и средней дальностей. Такие занятия прививают детям навыки общения в эфире, ребята приобретают уверенность в радиосвязях с корреспондентами.
Кроме того, для освоения детьми основ радиоконструирования я предлагаю им работу с электронным конструктором «Знаток», который позволяет составить как простые радиосхемы для новичков , так и сложные для работы детей с особыми успехами и детей 2-го , 3-го года обучения. Работу с конструктором я предлагаю детям на разных занятиях.
Особенности возрастной группы детей
Подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка.
Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.
Подростковый возраст является по сути кризисным.
Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает ребёнком наличие у него постоянно действующего мотива.
Нравственные идеалы по мере развития ребёнка становятся всё более обобщёнными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения.
Центральные новообразования: абстрактное мышление,
самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.
Центральным новообразованием считается чувство взрослости –
возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
В период 11 – 12 лет начинается время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти – к логической.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Причём отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы,
её ценностей, у подростка возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.
Режим занятий;
Программа рассчитана на 3 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа в день, всего по 144 часа в год.
Возраст обучающихся 9-16 лет.
Обучающиеся делятся на группы в зависимости от возраста.
На следующий курс переводятся обучающиеся, успешно прошедшие первый курс обучения.
Каждое занятие состоит из теоретической части — 1 час и практической — 1 час. Преподавание нового теоретического материала проводится в форме лекции или беседы продолжительностью 15-20 минут.
Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса и небольших заданий, выполняемых в течение нескольких минут.
На практических занятиях проводится работа с аппаратурой: наблюдения за эфиром и работа микрофоном преимущественно в диапазонах 40 и 80 метров.
Методы обучения:
Создание ситуации успеха
Используемые в работе педагогические технологии:
Технологии личностно-ориентированного обучения,
Особенности организации образовательного процесса
Групповые занятия оптимально чередуются с занятиями по звеньям и индивидуальной работой
Теоретические занятия проводятся со всей группой, а практические проводится по звеньям, состоящими из 4-5 обучаемых. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности эксплуатации связной аппаратуры.
Прогнозируемые результаты
Учащиесяпервого года обучения
элементы радиотехнических схем, их назначение и применение
правила макетирования, монтажа и налаживания радиосхем
правила проведение радиосвязи, эксплуатации оборудования и технику безопасности при работе с ним
общие правила проведения соревнований по спортивной радиосвязи
производить макетирование и монтаж радиотехнических схем по их электрическим и монтажным схемам и налаживание по их техническому описанию
проводить типовую радиосвязь и двухсторонние наблюдения за работой радиостанций
производить обмен карточками-квитанциями, подтверждающими проведение радиосвязей
проводить радиосвязи по правилам соревнований
Учащиесявторого года обучения
принципы построения схем и взаимодействие элементов, способы налаживания схем для достижения установленных технических характеристик
правила проведения радиосвязи различными видами излучения
правила проведения радиосвязи в молодёжных соревнованиях
Знать название и применение материалов и компонентов для монтажа простейших радиосхем
Знать азбуку Морзе и уметь её передавать
Знать структурные схемы радиопередающей аппаратуры
составить монтажную схему радиотехнического устройства, произвести её макетирование,
монтаж и налаживание
проводить радиосвязи различными видами излучения
участвовать в молодёжных соревнованиях по спортивной радиосвязи
Принимают на слух Знаки азбуки Морзе, увеличивая скорость передач
Принимают на слух радиограммы
Работают в эфире самостоятельно
Учащиеся третьего года обучения
международный Q код;
правила работы в эфире;
новые виды радиосвязи RTTY Б, HSK -31, MFSK , SSTV ;
деление стран ближнего зарубежья на зоны WAZ , ITU ;
передавать данные на ключе:
самостоятельно выходить в эфир. Работать в эфире;
самостоятельно наблюдать за работой любительских радиостанций (SWL).
За время обучения курсанты получают навыки общения друг с другом, а так же получают возможность участия в радиовахтах и радиоэкспедициях военно-патриотического направления, приобщаются к коллективизму, получают знания в истории России.
Учебно-тематический план
Источник: www.prodlenka.org
Связь с детства / Почему радиоспорт – занятие избранных и чего добиваются ребята из Марий Эл
Завершить 2020 год победителями! Взять золото и бронзу на первенстве страны.
Ребята из Йошкар-Олы стали чемпионами в возрастной группе MULTI-ONE JUNIOR-13 (радиостанция с двумя или тремя участниками в возрасте до 13 лет, все диапазоны) в главном молодёжном первенстве страны по радиоспорту (радиосвязь на коротких волнах).
Первенство России по радиоспорту проходило 10 октября этого года в дистанционном формате, итоги стали известны не так давно.
Поймать волну
Республику Марий Эл в молодёжном первенстве представляли три команды ребят в двух возрастных группах до 13 и до 15 лет. Состав команды до 3-х человек.
Соревнование длилось четыре часа: восемь туров по 30 минут. В час проводилось до 90 радиосвязей. Участвовали ребята из 30 субъектов страны, сообщается на официальном сайте Регионального отделения Союза Радиолюбителей России.
— Участники соревнований были из разных городов и сел нашей страны, начиная с Дальнего Востока и до Западных границ. Всего около 120 человек. Ребята друг с другом проводили радиосвязи. Это почти как на рыбалке, кто кого найдет в эфире на разных частотах, но в пределах разрешенных диапазонов, — рассказывает преподаватель Центра детского и юношеского технического творчества Ольга Дубникова.
Ребятам нужно было не только найти другого участника, но и записать данные в аппаратный журнал, обменяться контрольными номерами. В итоге протоколы радиосвязи отправлялись судейской коллегии. Эксперты проверяли отчеты (не допускалось расхождение во времени, в контрольных номерах). Если всё правильно, то радиосвязь засчитывалась. На проверку отчетов обычно уходит много времени, — отметила Ольга Павловна.
Чемпионами первенства России в возрастной группе до 13 лет стали ребята – воспитанники Республиканского Центра детского и юношеского технического творчества (позывной радиостанции UA4S): Роман Баданов, Иван Бебенин и Данила Василенко, тренером команды выступил Мастер спорта России Виктор Загайнов (позывной RU4SO).
К призовому месту, решением Союза Радиолюбителей России, ребята стали ещё и членами сборной России по радиоспорту и подтвердили 1 взрослый разряд. Рома с мая 2019 года перворазрядник, а Ваня и Данила в январе 2020 выполнили нормативы 1 разряда.
Вторая команда (позывной радиостанции RT4S) в составе Ульяны Наумовой, Ильи Полозова и Александра Чебоксаринова заняла третье место в первенстве России. Они участвовали в возрастной категории до 15 лет. Тренер команды- Мастер спорта международного класса Константин Вахонин (RU4SS). Эти ребята также занимаются в Центре детского и юношеского технического творчества у Ольги Дубниковой.

— Я благодарю родителей, которые очень активно участвуют, а также специалистов, которые нам помогали. Команду ребят, которые заняли 1 место в Первенстве страны готовили к соревнованиям компетентные профессиональные люди. Без их помощи мы вряд ли бы добились таких высоких результатов. Но и дети молодцы. У них возраст достаточно юный, они показывают такие результаты, которые раньше были доступны только детям более старшего возраста, — рассказала педагог Республиканского Центра детского и юношеского технического творчества Ольга Дубникова.
Другая азбука
Как раньше школа начиналась с освоения азбуки, так и радиоспорт начинается с азбуки Морзе.
«Морзянке» в Центре детского и юношеского технического творчества (объединение «Юный радист») уделяется особое внимание благодаря педагогу (здесь точно кадры решают всё) – военному пенсионеру, радиолюбителю с юных лет, почетному радисту, обладателю медали Покрышкина – Ольге Павловне Дубниковой (позывной RN4SM). Она убеждена, что, преодолев начальный уровень телеграфного кода Морзе, дальше работать с ним — одно удовольствие.
— Первый этап – этап изучения, освоения азбуки Морзе – он самый трудный и длительный, поэтому речь идет именно о его преодолении, — отметила Ольга Дубникова.
— Я пришел в радиоспорт в 9 классе, это было три года тому назад. Группа в то время только начинала создаваться. Я о ней узнал от знакомых и решил попробовать. Когда я пришёл на первое занятие, я не понимал, что происходит, что за пиканье в наушниках. Но постепенно, изучая азбуку Морзе, стал понимать и разбирать буквы.
Развивалось слуховое восприятие. Участвовал во многих соревнованиях. По итогам Всероссийских соревнований «Дружба» (наша команда стала победителем в своей возрастной категории) получил КМС. В этом году поступил в Волгатех на факультет «Информационная безопасность». Плюс 10 баллов к вступительным баллам мне начислили за успехи в радиоспорте, — рассказал выпускник Республиканского Центра детского и юношеского технического творчества Данила Логинов.
Придя в Центр, дети осваивают не только азбуку Морзе, но и работают с «цифрой». Например, в радиоклассе изучают слепой метод набора текста в двух вариантах – на русском и английском языках.
— Быстрый набор текста – актуальный навык в практической жизни ребят. В школе, вузе, везде сейчас принимают документы, рефераты, курсовые работы, написанные не от руки, а набранные на компьютере. Однако, чтобы набрать достойную скорость, нужно систематически тренироваться, а в нашем классе маловато техники. На группу в 8 человек всего 4 компьютера, — рассказала Ольга Дубникова.
Радиосвязь для всех
Формально в Центре действует двухгодичная программа допобразования.
Реально здесь занимаются дети, начиная с первого класса. А выпускаются из Центра будучи уже старшеклассниками.
Сейчас здесь сформировано 5 групп, занимаются 36 ребят. Есть и мальчики, и девочки. С количественным преимуществом в пользу первых. Мальчишки, отмечает Ольга Павловна, больше интересуются техникой, хотя девочки в качестве операторов радиостанций ни в чем не уступают мальчикам, а могут быть и лучше.
— Дети достаточно развитые, продвинутые, умные. Они и в школе успешные, и у нас успешные. Поэтому им открыты двери хороших вузов, — отметила Ольга Павловна.
В дальнейшем ребята выбирают в основном инженерные специальности, идут в технические вузы, в военные училища. Так или иначе выбирают направления, связанные с радиосвязью и радиоэлектроникой.
Симбиоз
Радиоспорт на базе лишь одного Центра технического творчества развиваться не может. Это подтверждает и руководитель Регионального отделения Союза Радиолюбителей России Александр Баданов (позывной R4SBD).
Кстати, его сын Роман — один из победителей первенства России по радиоспорту. Роме 11 лет, и он хочет стать конструктором.
— Центр – это начальная ступенька, на которой ребята получают первичные знания. Остальные навыки дети приобретают на других площадках. У нас есть несколько коллективных радиостанций, на базе которых ребята могут работать на специальном оборудовании регионального отделения «Союза радиолюбителей России».
Есть известные спортсмены, которые позволяют ребятам работать на своем оборудовании. Радиоспорт — это технически сложное оборудование, оснащенное компьютерной техникой и эффективными радиоантеннами, и самое главное- увлеченными людьми. Поэтому среди спортсменов – технически грамотные, влюбленные в свое увлечение и готовые работать с подрастающим поколением радиолюбители, — рассказал руководитель Регионального отделения Союза радиолюбителей России Александр Баданов.
Будущие инженеры
Сейчас у ребят радиоспорт — это занятия. Станет ли оно увлечением, будет понятно в будущем. Занимаясь в радиокружках, дети воочию знакомятся с техникой, с современной электроникой, учатся конструировать, работать отверткой и паяльником. А не только увлечённо часами «залипать» в экран своего гаджета.
Благодаря базовому допобразованию и поддержке грамотных специалистов со стороны, и «рождаются» будущие инженеры, востребованные специалисты, — считает Александр Баданов.
— Радиосвязь — это живое общение. Надо сделать антенну, чтобы напрямую связаться без телефона. Между прочим, космонавты всех стран мира, которые летают на МКС, специально выделяют часы для того, чтобы работать с детскими станциями. Во всем мире это культивируется. И у нас это стало возрождаться и это радует, подытожил Александр Баданов.
Для справки
Радиоспорт – это один из востребованных военно-технических видов спорта.
Союз радиолюбителей России признан Министерством спорта России, Олимпийским Комитетом России, Международным союзом радиолюбителей, всеми международными организациями радиоспорта и пользуется заслуженным уважением и авторитетом.
Наиболее развит радиоспорт в США, Германии, Чехии, Польше, Черногории, Венгрии, Италии, Японии, Китае, Канаде, Швейцарии, Украине, Беларуси, Казахстане, сообщается в Программе развития радиоспорта в РФ до 2020 года.
Источник: www.marpravda.ru
Радиоспорт. Виды и соревнования. Правила и особенности
Спорт и радио — довольно необычное сочетание слов. Ведь «радио» ассоциируется у нас, в первую очередь, с радиостанцией или приемником, а «спорт» — с футболом, хоккеем, тяжелой атлетикой и т.п. Не каждому известно, что между радио и спортом много общего. Причем не только прослушивание спортивных передач, а отдельная дисциплина, именуемая радиоспорт.
История развития радиоспорта
Началось все, разумеется, с появления радиосвязи. А этому событию, в свою очередь, послужили научно-технические открытия. В конце 19 в. наряду с коммерческим использованием радио распространилось и радиолюбительство. Радисты-самоучки осваивали новый вид связи и даже изобретали собственные конструкции устройств. Так, в 1898 г. появилась первая домашняя радиостанция, с помощью которой можно было поддерживать связь в радиусе 25 м. Это было серьезным шагом вперед для любительской радиосвязи, поэтому изобретение попало на страницы питерского «Журнала новейших открытий и изобретений».
Первым изобретателем-любителем в области связи стал финн Эрик Тигерстенд. Правда, его устройство территориально принадлежало России, поскольку Финляндия в те годы входила в состав нашего государства. Но изобретение не принесло автору успеха: шла война между Россией и Японией, а работа устройства Тигерстенда привела к сбоям связи между военными суднами. А потому аппарат изъяли, а создателя отвели в полицию.
Развитие любительской радиосвязи продолжилось в советский период. В 1924 г. в Новгороде сформировалось общество радиолюбителей. Этому способствовало существование в этом городе лаборатории, производившей и приемники, и запчасти для них. А в 1927 г. состоялись состязания среди коротковолновиков. Так появился радиоспорт.
Спустя год состязания прошли уже на международном уровне. Конкуренцию России составила Испания.
1936 г. на XI Олимпиаде в Германии принимающая сторона организовала международный DX- Contest DJDC, ставший прародителем современных European DX Contest — соревнований по радиоспорту, имеющие статус первенства Европы. 1940 г. в СССР состоялся всесоюзный турнир по скоростному радиотелеграфированию, а спустя 17 лет, когда последствия войны были устранены, прошли состязания по скоростной радиопеленгации.
В дальнейшем радиоспорт принес нашей стране немало побед. В 1961 г. на Чемпионате Европы победу одержал наш соотечественник, Александр Акимов. И это далеко не единственное имя, вошедшее в историю российского радиоспорта.
После распада Советского Союза новая дисциплина продолжила свое существование. В 1992 г. сформировался Союз радиолюбителей РФ. На мировом чемпионате по скоростной радиотелеграфии 2001 г. в Румынии наши спортсмены завоевали 34 медали из 72, среди которых 11 — золото, 12 — серебро и 11 — бронза.
В настоящее время радиоспорт пользуется большой популярностью. Состязания по нему считаются весьма престижными, в них разыгрываются кубки и призы. Регулярно проводятся и национальные чемпионаты, и международные первенства. Причем российские спортсмены твердо занимают лидирующие позиции. Пользуется спросом радиосвязь среди молодежи.
Все чаще радиолюбители продолжают профессионально заниматься этой деятельностью, становятся гражданскими или военными связистами.
Радиоспорт и его особенности
Под радиолюбительским спортом понимаются технические состязания, проходящие с использованием приемной и передающей радиоаппаратуры. Это общее определение, поскольку разновидностей соревнований достаточно много. В некоторых из них применяются физические упражнения (бег с препятствиями) и элементы других спортивных дисциплин. Но задача у спортсменов всегда одна — как можно быстрее принять либо отправить сообщения посредством радиостанции. Дополнительно демонстрируется мастерство в области радиопеленгации — установлении местонахождения сигнала при помощи разнообразных радиоустановок.
Программы соревнований
Турниры по радиоспорту включают в себя состязания по нескольким направлениям:
- Скоростной прием-передача радиограмм — основная программа состязаний. Соревнующиеся демонстрируют навыки скорости и безошибочности приема сообщений в буквенном, цифровом виде и с использованием азбуки Морзе, с записью текста рукой, на печатной машинке или ПК, а также передачи радиограмм. Отличие современного оборудования от работы коротковолновиков заключается в том, что имитацию живого эфира создают компьютеры.
- Спортивная радиопеленгация, цель которой – найти передатчики радиосигнала, установленные в лесу или на пересеченной местности с применением портативных радиопеленгаторов.
- Установление связи на частотах КВ и УКВ с наибольшим числом участников.
Радиоспорт предусматривает и более необычные состязания, например, многоборье радистов. Эта программа имеет военно-прикладное значение, поскольку соревнования проходят в условиях, имитирующих боевые.
Участникам необходимо:
- Быстро осуществлять передачу радиосообщений на телеграфном ключе.
- Выходить на связь с установленными корреспондентами в указанном районе.
- Обмениваться сообщениями между радиостанциями.
- Ориентироваться на местности.
Все больший интерес вызывают состязания по «охоте на лис». «Лисы» здесь — это переносные радиостанции с небольшой мощностью, которые подают сигналы попеременно по заданному графику. Радиостанции прячут на пересеченной местности и маскируют. Визуально их можно заметить не более, чем с 5-метрового расстояния. «оружием» спортсменов выступают портативные приемники с антеннами направленного действия. Цель соревнования — отыскать заданное число «лис» и первым прийти к финишу.
Существует и еще одно соревновательное направление — радиолюбительское конструирование. Его нельзя назвать спортом в общем смысле этого слова, но оно представляет собой фундамент для развития других направлений радиоспорта. Техника является неотъемлемой частью состязаний, поэтому от ее качества и характеристик во многом зависит успех участника. Радиолюбители-конструкторы совершенствуют и создают новые устройства, состязаясь между собой в их параметрах и продуктивности. А лучшие изобретения впоследствии используются на турнирах.
Сегодня радиоспорт входит в Единую всесоюзную спортивную классификацию и относится к военно-техническим видам спорта. Для него разработаны нормы и требования, точно так же, как и для других, более привычных нам дисциплин. Присваиваются классы и разряды, ежегодно проходят соревнования международного значения, в том числе чемпионаты Мира и Европы. Существует действующая спортивная организация — Международный радиолюбительский союз, возникший еще в 1925 г. Она отвечает за организацию и проведение турниров.
И все же, для большинства радиолюбительство представляет собой хобби. А это значит, что покупка и ремонт радиостанций и деталей для них производится за счет спортсменов. Но у этого есть и положительная сторона: развивается конструирование и новаторство, появляются новые открытия и интересные изобретения.
Кроме формирования специальных навыков, радиоспорт тренирует волевые качества, целеустремленность, стремление к победе — те качества, без которых в принципе невозможна спортивная борьба. А многоборье радистов и «охота на лис» помогает приобрести хорошую физическую форму и выносливость, что важно не только в спорте, но и в обычной жизни.
Похожие темы:
- Спортивное ориентирование. Виды и правила. Особенности
- Киберспорт. Игроки и турниры. Плюсы и минусы. Особенности
- Рогейн. Правила и соревнования. Начинающим и особенности
- Спортивное ориентирование на лыжах. Виды и особенности
- Как стать киберспортсменом в россии. Руководство для начинающих
Источник: dlia-sporta.ru