Учреждение оказывает платные образовательные услуги. Полученные от такой деятельности средства, несмотря на их внебюджетный источник, можно тратить лишь на определенные цели. Избежать ошибок в расходовании средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, поможет наш материал.
Использовать полученные средства можно на конкретные цели Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1, доход от оказания платных услуг должен использоваться учреждением в строгом соответствии с уставными целями. Виды расходов ограничены Ограничения в использовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, закреплены в ряде нормативных актов. Так, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено, что указанные средства не могут направляться на создание других организаций, покупку ценных бумаг, размещаться на депозитах в кредитных организациях. Об этом напомнили и чиновники в письме Рособразования от 12 ноября 2007 г. № 11-55-235ИН/03. Согласно принятым в учреждениях правилам, расходы за счет приносящей доход деятельности могут быть следующими:
Что не так с Wildberries в 2023?
– выплата заработной платы педагогическим работникам (штатным и привлекаемым со стороны для оказания платных услуг), административно-управленческому аппарату, инженерно-техническим работникам и младшему обслуживающему персоналу;
– премирование работников;
– финансирование программ социального развития для работников учреждения, учащихся, студентов и аспирантов;
– осуществление нового капитального строительства, приобретение нового оборудования, проведение реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонта для целей образовательного процесса и социального развития учреждения. Смета доходов и расходов определяет свои рамки В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ учреждения расходуют имеющиеся средства (в том числе и полученные от оказания платных услуг) согласно смете доходов и расходов.
При этом утверждают сметы подведомственных учреждений главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Для большинства образовательных учреждений главным распорядителем бюджетных средств является Рособразование.
Дополнительно заметим, что своим приказом от 5 декабря 2008 г. № 1849 это ведомство утвердило перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Обращаем внимание, что приказом Рособразования от 26 января 2009 г. № 24 в него внесены изменения. Они касаются в основном наименований учреждений.
Указанное ведомство ежегодно утверждает порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесения в них изменений федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в его ведении. На 2009 год такой порядок был утвержден приказом Рособразования от 15 января 2009 г. № 5. Нужно ли исчислить и оплатить налоги?
⚠️ ВЫПЛАТЫ, ДОСТУПНЫЕ КАЖДОМУ: КАК ПОЛУЧИТЬ 350 000 ₽ ОТ ГОСУДАРСТВА БЫСТРО И БЕЗВОЗВРАТНО
Еще одна статья расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – это оплата соответствующих налогов и соборов. Однако и здесь есть нюансы и исключения. Налог на добавленную стоимость По общим правилам операции по оказанию платных образовательных услуг облагают НДС по ставке 18 процентов.
Но в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано следующее. Услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса (исключение – консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений) не облагаются НДС.
Если деятельность подпадает под эту льготу, налог начислять не нужно. В том же подпункте отмечено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению.
Причем вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса. Налог на прибыль Платные образовательные услуги облагаются налогом на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») с учетом положений статьи 321.1.
Учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, а также за счет иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет. При его отсутствии все (в том числе и бюджетные) средства облагают налогом на общих основаниях. Налоговая база определяется как разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов.
В доход включают суммы реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационные доходы (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам). К расходам относятся суммы фактически осуществленных затрат, связанных с оказанием платных образовательных услуг*. Специальные органы контролируют расход средств К расходованию средств, полученных от оказания платных услуг, образовательным учреждениям нужно подходить очень внимательно. Ведь поступление и расходование указанных средств контролируют разные ведомства. Для федеральных государственных образовательных учреждений контролирующими органами являются: Счетная палата РФ, Росфиннадзор, главный распорядитель бюджетных средств – Рособразование. Региональные государственные и муниципальные образовательные учреждения контролируют:
– соответствующие органы государственного или муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты, финансовые, контрольно-финансовые органы, ревизионные комиссии и др.);
– соответствующие главные распорядители (распорядители) средств региональных или муниципальных бюджетов (региональные министерства, управления, отделы образования и пр.). Заметим также, что кассовый расход средств осуществляется органами казначейства и находится под их контролем. За нецелевое использование средств установлена ответственность Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ, при направлении средств на цели, не соответствующие смете доходов и расходов, их могут изъять. Также возможно наложение штрафов на руководителей, а при наличии состава преступления – уголовное наказание виновных лиц. Так, при нецелевом использовании средств контролирующий орган вправе наложить административный штраф в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– на должностных лиц от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
– на учреждение от 40 тыс. до 50 тыс. руб. А в случае если сумма нецелевого использования превышает 1,5 млн руб., должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Статья 285.1 Уголовного кодекса РФ для подобных нарушений предусматривает следующие виды наказаний:
– штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
– арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Необходимо придерживаться определенных норм Бюджетные (государственные и муниципальные) образовательные учреждения оказывают платные образовательные услуги согласно условиям, установленным Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Статьей 45 этого нормативного акта определено, что образовательные учреждения вправе оказывать дополнительные образовательные платные услуги, не предусмотренные соответствующими учебными программами и стандартами. Услуги не могут быть оказаны учреждениями взамен или при выполнении основной образовательной деятельности. То есть в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств бюджетов, доход извлекать запрещено.
Источник: Журнал «Учет в сфере образования»
Источник: www.klerk.ru
Порядок, сроки выплаты и размеры компенсации за использование дистанционным работником своего оборудования и ПО
Каким документом установить порядок, сроки выплаты и размеры компенсации за использование принадлежащих дистанционному работнику оборудования, программно-технических средств, а также возмещение расходов, связанных с их использованием? Как правильно отразить это в локальном нормативном акте и трудовом договоре? Можно ли в трудовом договоре с дистанционным работником указать, что размер возмещения расходов составляет фиксированную сумму и не требует подтверждающих документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок, сроки выплаты и размеры компенсации за использование принадлежащих дистанционному работнику или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещение расходов, связанных с их использованием, могут быть установлены любым из указанных документов: коллективным договором, локальным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору.
Каких-либо обязательных требований к порядку, сроку выплат, а также к их размеру, трудовое законодательство не содержит. Условия выплаты компенсации и возмещения расходов устанавливаются по усмотрению сторон трудовых отношений. В частности, может быть предусмотрено, что размер возмещения расходов составляет фиксированную сумму и не требует подтверждающих документов.
Обоснование вывода:
Особенности регулирования труда дистанционных работников установлены главой 49.1 ТК РФ. В частности, ст. 312.6 ТК РФ предусматривает, что работодатель обеспечивает дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами. В случае, если с согласия или ведома работодателя и в его интересах работник использует для выполнения трудовой функции принадлежащие ему или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.
Исходя из буквального толкования указанных норм, порядок, сроки выплаты и размеры компенсации и возмещения расходов законодательством не регламентированы, они могут быть установлены в любом из названных документов. Соответственно, определение указанных положений, к примеру, только в локальном нормативном документе работодателя будет соответствовать закону. Таким локальным нормативным актом, к примеру, может быть «Положение о дистанционной работе». При этом, по мнению представителей Роструда, порядок выплаты компенсации и возмещения расходов может быть предусмотрен коллективным договором или локальным актом, а конкретные сроки и размеры — трудовым договором или дополнительным соглашением к нему*(1).
Отметим, что положения ст. 312.6 ТК РФ устанавливают два вида выплат: компенсацию за использование принадлежащих работнику или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещение расходов, связанных с их использованием. Следует различать указанные понятия.
Так, под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).
Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации компенсация выплачивается работнику в связи с выполнением работы в дистанционном режиме и обусловлена исключительно дистанционным характером работы. Под возмещением расходов в указанной ситуации подразумевается покрытие расходов работника, к примеру, на использование сети Интернет, амортизацию оборудования, технических средств, оплату электроэнергии, мобильной связи и пр. Перечень возмещаемых расходов не является закрытым. Это могут быть любые расходы работника, связанные с использованием личного или арендованного имущества для выполнения работы дистанционно.
По нашему мнению, в локальном нормативном акте, коллективном договоре, трудовом договоре можно определить как конкретную сумму компенсации за использование дистанционным работником личного или арендованного имущества, так и определить алгоритм расчета указанной компенсации, к примеру, в зависимости от количества используемого оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации. Что касается возмещения расходов, связанных с использованием работником личного или арендованного оборудования, различных технических средств, в том числе и расходов на использование сети Интернет, амортизацию оборудования, оплату электроэнергии, то может быть предусмотрено предоставление каких-либо документов, подтверждающих фактическое несение расходов и их размер*(2). В то же время не имеется и запрета на установление фиксированного размера возмещения расходов. Вместе с тем следует иметь в виду, что расходы, связанные с использованием имущества, должны быть возмещены сверх компенсации, и размер компенсации должен быть разумным*(3).
Относительно порядка выплаты сумм компенсации и возмещения расходов отметим, что исходя из особенностей регулирования труда дистанционных работников, он может быть аналогичен порядку выплаты заработной платы, к примеру, путем перечисления в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. Сроки выплаты также могут совпадать со сроками выплаты заработной платы либо отличаться от них. В частности, может быть установлено, что выплаты осуществляются, к примеру, с периодичностью в три месяца, полгода либо один год.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
29 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите вопрос-ответ 1, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция РФ».
*(2) Смотрите вопрос-ответ 2, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция РФ».
*(3) Смотрите вопрос-ответ 3, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция РФ».
Источник: www.audit-it.ru
В России стартовала программа компенсации 50% стоимости покупки отечественного ПО для МСП
Малый и средний бизнес сможет приобрести новые отечественные программные продукты со скидкой 50%. В настоящее время доступно более 130 продуктов от 29 российских производителей, сообщили ТАСС в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
«Стартовала программа по компенсации половины стоимости покупки отечественного ПО для малого и среднего бизнеса. <. >Льготные условия реализованы за счет компенсации 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения из федерального бюджета. В настоящий момент доступно более 130 программных продуктов от 29 российских производителей», — сообщили в аппарате.
Для получения меры поддержки не нужно предоставлять дополнительные документы и отчетности, достаточно находиться в реестре МСП и совершить покупку привычным способом на сайте производителя, пояснили в аппарате.
«Программа показала высокую востребованность как среди правообладателей программного обеспечения, так и среди представителей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день последними приобретено уже около 300 тысяч лицензий. В этом году воспользоваться такой мерой сможет большее количество компаний ― объем финансирования из федерального бюджета увеличен вдвое и составляет около 2 млрд рублей», — привели в аппарате слова Чернышенко.
Как пояснили в аппарате со ссылкой на слова замглавы Минцифры Максима Паршина, в новом отборе на участие в программе ведомство ждет заявок от правообладателей ERP (система автоматизации бизнес-процессов), CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), специализированного ПО, необходимого малым и средним предпринимателям. Соответствующую заявку правообладатели могут подать на портале госуслуг.
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Оператором меры поддержки является Российский фонд развития информационных технологий. На ее финансирование предусмотрено 7 млрд рублей до 2024 года. В 2021 году был предусмотрен 1 млрд рублей, в 2022, 2023 и 2024 годах ― по 2 млрд рублей.
Источник: xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai