Работа по реализации государственной программы что это

Государственные программы РФ переходят на проектное управление

С 1 января 2018 года вступили в действие постановления Правительства России о переводе пяти «пилотных» госпрограмм – «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Развитие транспортной системы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.» на проектное управление.

Ранее Правительство России выпустило два постановления от 12 октября 2017 года – №№ 1242 и 1243, в которых устанавливались правила разработки, реализации и оценки эффективности пилотных государственных программ, которые переводятся на механизмы проектного управления, а также устанавливались правила интеграции мероприятий нескольких федеральных целевых программ (ФЦП) в эти пилотные госпрограммы. До 1 марта 2018 г. ответственные исполнители пилотных госпрограмм должны внести согласованные с Минэкономразвития России и Минфином России проекты актов Правительства России по приведению пилотных госпрограмм в соответствие с требованиями утвержденных постановлениями № 1242 и №1243 правил.

Торги по реализации имущества: что и как купить у государства?

Перевод пяти госпрограмм на принципы проектного управления означает изменение правил формулирования их целей, порядка отбора проектов и ведомственных целевых программ (ВЦП), порядка их финансирования, контроля достижения целей и оценки эффективности.

Среди ключевых изменений эксперты НИИКПУ отмечают следующие:

  1. В составе пилотных госпрограмм выделены проектная и процессная части.
  2. Пилотная госпрограмма может иметь не более 5 целей, которые должны отражать стратегические цели развития России, опираться на показатели социально-экономического развития России и соответствовать принципам «SMART».
  3. Проекты и ведомственные целевые программы в составе пилотных госпрограмм должны проходить процедуру ранжирования в соответствии с утвержденными Минэкономразвития России методическими рекомендациями (Приказ Минэкономразвития России от 15 ноября 2017 г. № 607 «Об утверждении методических рекомендаций по ранжированию проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе отдельных государственных программ Российской Федерации»).
  4. В пилотных госпрограммах консолидированы средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  5. Правительство России утверждает перечень проектов и ВЦП, которые входят в госпрограмму, а также их цели и сроки реализации. Полномочия по утверждению самих проектов и ВЦП переданы на уровень соисполнителей и участников госпрограммы, что повышает гибкость управления пилотными госпрограммами.
  6. В рамках подготовки годовых отчетов о реализации пилотных госпрограмм должен будет даваться прогноз достижения целей на следующий год и прогноз достижения целей по итогам реализации госпрограммы в целом. Оценка эффективности пилотных государственных программ проводится в соответствии с методическими рекомендациями утверждёнными Минэкономразвития России.

Отдельно следует отметить, что в состав пилотных госпрограмм включены мероприятия некоторых реализуемых в настоящее ФЦП. Это позволит сохранить в полном объеме их финансирование, обеспечить необходимый уровень контроля за ходом их реализации и в целом обеспечить преемственность при переходе у новому механизму управления.

Работа в государственной/бюджетной организации: плюсы и минусы

Источник: pmjournal.ru

Работа по реализации государственной программы что это

В статье рассматриваются отдельные аспекты территориального развития через реализацию государственных программ. Отмечена необходимость, обусловленная развитием программно-целевого метода управления, в реализации государственных программ с учетом аспектов территориального развития в России на современном этапе.

Указано, что в настоящее время принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации государственных программ в рамках программно-целевого метода управления экономикой с акцентом на особенности территориального развития отдельных регионов страны. Также отмечено, что данная правовая база имеет недостатки, которые создают барьеры для формирования институтов территориального развития отдельных территорий и регионов.

В заключении сделан вывод о том, что имеется бесспорное преимущество применения программно-целевого метода в рамках реализации государственных программ с учетом территориальных особенностей. Однако необходимо обратить пристальное внимание на существующие проблемы с целью достижения наиболее эффективного управления развитием территорий. При этом необходимо учитывать особенности земли как территориального земельного ресурса и использовать полномочия государства как субъекта экономических отношений. Критерием успешности реализации государственных программ развития территорий может стать также показатель роста рыночной стоимости данной территории как земельной собственности.

региональная экономика
территориальное развитие
государственная программа
государственная политика регионального развития

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 20.12.2019).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2013, N 43, ст.5557; 2014, N 30, ст.4317; N 48, ст.6877; 2015, N 2, ст.461; N 30, ст.4599; 2016, N 15, ст.2101; N 47, ст.6634; 2017, N 30, ст.4665; 2019, N 25, ст.3253) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902228825 (дата обращения: 20.12.2019).

3. Приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 15 августа 2017 года N 412/127н/243/115 «Об утверждении требований к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий в государственных программах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902246112 (дата обращения: 29.12.2019).

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71508802/ (дата обращения: 20.12.2019).

5. Акимова Ю.А., Моисеева И.В. Концептуальное обоснование применения инновационного подхода к оценке эффективности управления государственной собственностью республики Мордовия // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7353 (дата обращения: 30.11.2019).

6. Бачуринская И.А., Васильева Н.В., Максимов С.Н. Формы управления государственной собственностью в контексте задач инновационного развития // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-7. – С. 1391-1394; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39845 (дата обращения: 25.12.2019).

7. Звягинцев П.С. Управление государственной собственностью как императив инновационного развития [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-kak-imperativ-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения 15.12.2019).

8. Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-gosudarstvennym-imuschestvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 15.12.2019).

9. Марголин А. Пути совершенствования методов оценки эффективности государственных программ//Экономическая политика. 2018. Т.13 № 6. С. 54-81; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-metodov-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm/viewer (дата обращения: 30.11.2019).

10. Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона: обзор за 6 лет (по материалам Минвостокразвития России) [Электронный ресурс]: http://government.ru/info/32207/(дата обращения: 07.10.2019).

Реформирование экономики России и процессы международной экономической глобализации привели к формированию основ и системы стратегического планирования в разрезе программно-целевого метода управления экономикой. Методы стратегического планирования для нашей страны являются инновационными разработками в процессах управления и развития территориями и применяются сравнительно недавно. В связи с чем, на настоящем этапе данные методы требуют внимательного отношения, как в нормативно-правовом, так и в методологическом аспекте.

Методы стратегического планирования применительно к вопросам развития территорий привлекательны как инструмент решения задач и проблем развития территорий по критерию максимальной результативности и эффективности для субъектов управления в условиях внешних возмущающих воздействий и с учетом меняющейся конкурентной среды.

Организация процессов управления на текущий момент строится с помощью государственных программ и проектов, основанных на базе стратегии социально-экономического развития. Данный процесс предполагает последовательную постановку стратегических и тактических целей, а также показателей и критериев достижения данных целей. Показатели и критерии, отражающие степень достижения целей государственной программы могут быть выражены как количественно, так и качественно. Однако, на наш взгляд, количественные показатели более точны и предпочтительней.

В настоящее время нормативно-правовая база разработки государственных программ, с учетом развития территорий сформирована [1–4]. В документах [2, 4] указано, что в государственных программах должны формироваться специальные разделы по опережающему развитию приоритетных территорий – Байкальского региона, Дальневосточного федерального округа, Республики Крым, г. Севастополь, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области и Арктической зоны Российской Федерации. Данные программы выделены в раздел государственных программ «Сбалансированное региональное развитие». В данном разделе представлены следующие государственные программы: «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя». Общие сведения о программах данного раздела представлены таблице 1.

Из таблицы видно, что данные программы долгосрочные и почти все рассчитаны на срок до 2025 года. Общая сумма бюджетных ассигнований на данные программы составляет 1 072,0 млрд руб. по данным портала госпрограмм РФ. Однако, видно, что по данным портала госпрограмм и постановлениям существует некоторое расхождение сумм финансирования. Кроме того, если рассматривать соисполнителей и участников данных программ, то можно отметить отсутствие Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Читайте также:
Программы les mills что это

При этом, на наш взгляд, необходимо использовать полномочия государства как субъекта экономических отношений. Функции государства обычно рассматриваются как определенная направленность деятельности для решения основных вопросов социально-экономического развития и удовлетворения разнообразных интересов населения страны.

В указе Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» отмечены как основные четыре вида функций: оказание государственных услуг, контроль и надзор, принятие нормативных правовых актов, управление государственным имуществом. Одной из наиболее важной, на наш взгляд, функцией является управление государственным имуществом, что подтверждается целым рядом документов, принятых на уровне государственного стратегического планирования.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Имущество, находящееся в собственности государства, представляет собой основу и императив для функционирования государственного сектора экономики и инновационного развития экономики в целом.

При этом земельная собственность является наиболее важным и дорогостоящим императивом экономического развития. Земля это важнейший природный ресурс, обеспечивающий развитие территорий и характеризующийся как пространством (территорией), так и плодородием почв, существующими водными объектами и полезными ископаемыми и другими характеристиками.

При этом при формировании государственных программ необходимо учитывать как свойства земли, как природного ресурса, так и ее свойства как фактора производства. К свойствам земли как фактора производства относятся как пространственные условия: растительный покров, гидрографическая сеть, так и важнейшее свойство инфраструктура, что достаточно в полной мере учтено при формировании государственных программ по данном направлению.

Однако, критерием успешности реализации государственных программ развития территорий может стать также показатель роста рыночной стоимости данной территории как земельной собственности. Необходимо также обратить внимание на слабую ориентированность целевых программ на инновационное развитие и, возможно, использовать методы инновационного управления. В работах [5,6], проведена работа по анализу форм и методов управления государственной собственностью с позиции инновационного развития экономики и выдвинут критерий управления с позиции анализа эффективности управления отдельными объектами собственности. Однако данные методы пока не нашли своего применения в рамках программ развития территорий. Поскольку государство является собственником (по состоянию на 1 января 2018 года в государственной и муниципальной собственности находилось более 92 % земель РФ, в собственности граждан и юридических лиц менее 8 %) рассчитано по данным таблицы 2, то возможно программы по территориальному развитию необходимо увязывать с программами управления федеральным имуществом в части земельной собственности, с учетом формирования взаимоувязанным показателей развития процессов развития собственности и территорий.

При всем при этом, если рассматривать, например, программу, связанную с Дальневосточным федеральным округом. По материалам Минвостокразвития России утвержден перечень государственных программ, в которых формируются разделы по развитию дальневосточных территорий. На настоящее время сформированы такие разделы в 29 государственных программах.

Основное внимание «дальневосточных» разделов государственных программ сконцентрировано на таких мероприятиях как: развитие сети автомобильных дорог в данном регионе, строительство инфраструктуры для воздушного транспорта, строительство береговых гидротехнических сооружений плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке (Чукотский автономный округ), стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, строительство объектов здравоохранения, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. Разработаны специальные формы отчета по данным разделам программ с целью отслеживания данных по их реализации и проведения мониторинга.

По данным того же обзора Минвостокразвития, можно отметить, что «…благодаря новой государственной политике и работе институтов развития на Дальний Восток привлечено 3,7 трлн. рублей частных инвестиций в реализацию 1,2 тыс. новых инвестиционных проектов, предусматривающих создание 120 тыс. новых рабочих мест. Введено в действие 100 новых предприятий. Начата реализация 199 приоритетных мероприятий социального развития 9 регионов Дальнего Востока за счёт федерального бюджета. В 2017 году отток населения с Дальнего Востока сократился в 1,5 раза. Демографический прирост населения (естественный и миграционный) впервые зафиксирован в Сахалинской области и Камчатском крае» [10].

Государственные программы Российской Федерации по направлению «Сбалансированное региональное развитие» (направленные на развитие территорий)

Наименование программы и годы ее реализации

Источник: vaael.ru

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации гос у дарственных программ. Автором на основе цифровых значений подчеркивается актуал ь ность исследования. С опорой на науку «менеджмент» делается обоснование необход и мости внесения ряда ключевых решений в процесс реализации госпрограмм. Сделанные выводы и предложения имеют научно-практическую ценность и могут быть использов а ны при реализации конкретных решений в рамках выявленных проблем.

Ключевые слова: государственная программа, проблема реализации, эффективность, контроль, риски, несогласованность.

В эпоху жесткого экономического и п о литического противостояния с западом, в которую мы вступили в настоящее время, победа будет за теми, чья экономическая модель государства окажется более конк у рентоспособной и жизнестойкой. В этих условиях в научном сообществе не сфо р мировалось понимание такой модели. Кроме того, не существует , на данный м о мент , систематизированности в подходах ее теоретического обоснования. В свою очередь, разработка эффективной макр о экономической модели осуществима при условии наличия всеобъемлющей и объе к тивной информации о всех сферах де я тельности.

По мнению автора , основным инстр у ментарием в данном направлении должны служить государственные программы, к о торые действуют в настоящее время. А к туальность настоящего исследования во многом связана с нал ичием проблем в их реализации, а также необходимостью п о иска решений данных проблем с целью минимизации рисков и повышения их э ф фективности.

В свою очередь, под государственной программой следует понимать систему мероприятий и инструментов в государс т венной политике, которые призваны обе с печивать в рамках реализации ключевых государственных функций , достижение целей и приоритетов в государственной политике в сфере безо пасности и социал ь но- экономического развития [1, c . 84].

Согласно официально му сайт у «Портал госпрограмм РФ» в настоящее время ре а лизуется порядка 44 программ по самым разным направлениям, а именно: обесп е чение национальной безопасности, сб а лансированное региональное развитие, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство и новое качество жизни.

Не смотря на все положительные м о менты, реализацию данных программ в целом, нельзя назвать идеальной по пр и чине отсутствия всесторонне продуманной нормативно-правовой базы [5].

В частности, в данном контексте речь идет о дублировании мероприятий в разр е зе указанных программ органами исполн и тельной власти, длительном временном запаздывании их реализации, недофина н сировании, что на данный момент набл ю дается, неэффективной системой оценки обоснованности бюдже тных затрат и си с темы контроля за достижением поставле н ных целевых ориентиров. С позиции управления (менеджмента) организации, а государство в данном контексте также можно считать организацией только в б о лее крупных масштабах, данны е пробелы и упущения недопустимы, так как оказ ы вают негативное влияние на ход исполн е ния программ. Так, например, реализация целого ряда государственных программ по итогам 2 016 года поставлена под угрозу (рис. 1), что доказывает наличие негати в ных факторов.

Рис . 1. Госпрограммы с наименьшим процентом реализации по итогам 2016 года [1, c . 85]

В части наличия дублирования, наше мнение поддерживается целым рядом и с следователей, в частности большинство из них утверждает, что главным фактором успешности внедрения госпрограмм явл я ется «предельно иерархичная, жесткая, и максимально исключающая дублирование структура государственных программ».

На практике перечень соисполнителей госпрограммы (в соответствии с распор я жением Правительства №1950-р) может быть уточнен в процессе исполнения пр о граммы, а это диктат ответственного и с полнителя. Причем ответственный испо л нитель не заинтересован в большом кол и честве соисполнителей ввиду проблем с согласованием и сложностью в управл е нии, что в последующем приводит к во з никновению рисков межведомственного характе ра при реализации программы [7].

Важно отметить, что основной пробл е мой на данный момент в реализации го с программ является недофинансирование, которое напрямую связано с разразивши м ся экономическим кризисом. На рисунке 2, представленном ниже видна динамика роста расходов за период с 2013 по 2016 год.

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета (2013-2016 гг., млн. рублей) [2, c . 108]

В свою о чередь уровень инфляции в РФ за последние 3 года значительно превысил инде ксац ию бюджета на госпрограммы: 2013 г. – 6,45%, 2014 г. – 11,36%, 2015 г. – 12,2%, 2016 г. – 7%, что ставит под угрозу их реализацию [6].

Можно предположить, что в целях дальнейшей реализации программ треб у ется изыскивать и использовать внебю д жетные источники, а именно привлекать малый и средний бизн ес в сферу реализ а ции программ по принципу государстве н но-частного партнерства.

Читайте также:
Семейная группа йота что это за программа

Д ублировани е направлений государс т венных программ приведен о на примере « Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования ры н ков…». На рисунке 3, представленном н и же приводит ся свидетельство наших дов о дов.

Рис. 3. Схема дублирования некоторых государственных программ [4]

В практике существует проблема иску с ственного включения в госпрограмму с о вершенно разных сфер деятельности, что усложняет процесс управления програ м мой , и затрудняет определение подведо м ственности.

Рис. 4. Пример искусственного включения в госпрограмму разных сфер деятельности

В результате реализации данных пр о грамм возникают риски их срыва, а также происходит затягивание сроков реализ а ции. Кроме того, возникают противоречия в реализации по подведомственности.

П редлагает ся использовать следующую внутриотраслевую модель иерархии в ра м ках исполнения отдельно взятых госпр о грамм (рис. 5).

Рис. 5. Иерархия внутриотраслевой модели госпрограммы

Необходимо отметить, что по ряду о т раслей из года в год наблюдается срыв программ, в частности по программе «Ра з витие здравоохранения», «Развитие обр а зования» в части обеспечения учреждений «кадрами» , о чем свидетельствует отчет реализации данных программ за 2015 год, опубликованный на официальном сайте Правительства РФ. В свою очередь, не о б наруживается в 2016 году новой подпр о граммы с целью решения данной пробл е мы, что указывает на проблему отсутствия гибкости в решениях в рамках реализации программ [8].

В ряде источников звучит о том, что существует проблема несогласованности по реализации госпрограмм с регионами, что требует ввода дополнительных набл ю дательных советов с целью координации деятельности региона в каждой из пр о грамм. Одна ко представляется, что в да н ном контексте в бо льшей степени пробл е ма связана с несогласованностью между ответственными исполнителем и соиспо л нителями программы.

В частности, на согласование документа у одного ведомства уходит до 30 дней, а возникающие разногласия или замечания не исключают повторной процедуры с о гласования. При внесении госпрограммы на рассмотрение Правительству (в среднем около 500 страниц) она должна быть с о гласована в соответствии с действующим регламентом в течение 10 дней.

Таким образом, у ответственного и с полнителя возникают затруднения с сво е временным внесением соответствующих поправок и корректировок необходимых дл я реализации программы в целом.

Резюмируя, следует отметить, что тр е буется сокращение времени на согласов а ние поправок и внесения изменений в го с программы посредством электронного д о кументооборота и сокращения сроков для согласования с соисполнителями.

В части контроля во всех госпрогра м мах отсутствуют сроки промежуточного контроля со стороны самого исполнителя, что требует внесения соответствующих поправок в государственные программы.

Кроме того, предлагается в целях д о полнительного контроля за реализацией госпрограмм подключать представителей «Народного фронта» или создавать на уровне Государственной Думы наблюд а тельные советы за реализацией программ.

Проблема оценки реализации госпр о грамм также не нова и требует особого внимания. С одной стороны в каждую из государственных программ вложены о с новные критерии, выражающиеся в ко н кретных показателях. С другой, рассма т ривая отчетность о реализации госпр о грамм, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне Федерации необходимо отм е тить отсутствие в ее содержании отраж е ния ситуации в динамике, что не позволяет сделать в полной мере выводы и спрогн о зировать в должной мере определенные изменения и соответственно требуемые мероприятия [3, c . 139].

Таким образом, выявлен ряд проблем, которые тормозят реализацию государс т венных программ в непростых условиях, связанных с экономическим кризисом, и требуют незамедлительного вмешательс т ва на законодательном уровне.

1. Головина Т.А. Государственная программа Российской Федерации «Доступная ср е да» на 2011-2015 годы – последовательное решение проблем для людей с особыми п о требностями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 3. – №4 (44). – С. 84-86.

2. Киреева Н.А., Сухорукова А.М. Проблемы финансового обеспечения государстве н ных программ развития агропромышленного комплекса // Островские чтения. – 2016. — №1. – С. 106-112.

3. Конченкова Т.Н., Шанин С.А. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика применения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика. – 2016. – С. 138-140.

4 . Евдокимова Ю.В. Специфика формирования государственных программ РФ // С о временные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013 /08/25972 (дата обращения: 19.03.2017 ).

5. Клишина М.А. Практика правового регулирования государственных программ в субъектах РФ // Бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://rb-centre.ru/uploads/files/ Бюджет _ апрель 2013_ Клишина . pdf

6. Правительство пытается найти идеальный уровень инфляции [Электронный р е сурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2015/10/20/Idealnaja_infljacija

7. Страдания по госпрограммам [Электронный ресурс]. URL: http://politcom.ru/12403.html

8. Характеристика итогов реализации отдельных государственных программ Росси й ской Федерации в 2015 году. Справка по государственной программе Российской Федер а ции «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL :

ANALYZATION OF PROBLEMS OF REALIZATION GOVERNMENTAL

PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

F.A. Gurtueva , graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract. This article describes the main problems of implementation of state programs. The author on the basis of digital values highlights the relevance of the study. Based on the science of «management» justification of the necessity to make several key decisions in the process of implementation of government programs. The conclusions and proposals have scientific and practical value and can be used to implement specific solutions in the framework of the identified problems.

Keywords: state program, the problem of implementation, effectiveness, control, risks, inco n sistency.

Источник: economyandbusiness.ru

О новой системе управления государственными программами Российской Федерации (ч.1)

Одним из ключевых результатов реформы системы управления общественными финансами 2000 — 2010 годов стало формирование бюджетной политики во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации. В рамках реформирования бюджетного процесса были сформированы новые принципы бюджетирования, ориентированного на результат, подразумевающие увязку государственных расходов с конкретными целями социально-экономического развития. Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятие Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепило роль государственных программ в качестве инструмента, обеспечивающего взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р , развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.

Растущая сложность задач, поиск наиболее рациональных и эффективных инструментов управления, способствовали вовлечению в процессы государственного управления новых инструментов, ключевым и системно значимым из которых стало проектное управление. Так, в числе поручений, направленных на обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на Минэкономразвития России, Минфин России и Федеральный проектный офис была возложена обязанность подготовки предложений по обеспечению интеграции национальных проектов и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Правительством Российской Федерации разработано и утверждено постановление от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» , включающее положения об организации деятельности проектного офиса субъекта Российской Федерации.

На сегодняшний день активно осуществляется включение мероприятий национальных и федеральных проектов в государственные программы Российской Федерации субъектов Российской Федерации. Обеспечена возможность работы в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) уполномоченных лиц проектного офиса и заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов.

При этом, несмотря на «точечное» внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, общее состояние регулирования в этой сфере уже не соответствует фактической ситуации. Такой вывод обусловлен, в том числе:

  • сложностью и длительностью установленных процедур разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;
  • отсутствием единообразного подхода к регулированию (наличие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие вопросы применительно к государственным программам Российской Федерации ( Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 ), отдельным государственным программам Российской Федерации ( Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242 ), ведомственным целевым программам ( Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 ) );
  • минимальностью учета возможностей цифровизации при регламентации организационных процессов и др.
Читайте также:
Driverpack online что это за программа и нужна ли она

Этими обстоятельствами, во многом, объясняется появление проекта[1] постановления Правительства Российской Федерации «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (далее – проект постановления), направленного, как отмечает разработчик в пояснительной записке к проекту постановления, на трансформацию инструмента государственных программ Российской Федерации и введение новых подходов к их разработке.

Проект постановления предусматривает утверждение Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (далее — проект Положения), а также содержит перечень мер организационного характера, обеспечивающих переход к новой системе управления.

Рассмотрим основные параметры вышеуказанного проекта постановления и проекта Положения более детально.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение государственной программы, отраженное в проекте Положения, не претерпело изменений и соответствует определению, установленному Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Вместе с тем, особенностью нового документа является включение в его состав перечня принципов разработки и реализации государственных программ. Их сводный перечень приведен на рисунке 1.

Источник: dzen.ru

Государственные программы субъекта РФ: их значение для социально-экономического развития РФ

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Введение

На сегодняшний день перед Россией стоит множество задач в сфере социально-экономического развития. Особенную важность необходимость их решения приобрело в связи с ухудшением геополитической и геоэкономической ситуации.

В условиях постоянно нарастающего санкционного противостояния с ведущими государствами запада, высокой волатильностью сырьевых рынков, а в следствии и национальной валюты, государству крайне важно добиться устойчивого и стабильного экономического роста. Причем, нужно понимать, что достигнуть этого требуется, как на уровне всей страны в целом, так и отдельных субъектов Федерации.

Очевидно, что роль регионов в решении различных социальных и экономических трудностей в современных условиях крайне значительна. Учитывая федеративное устройство России, региональные власти обладают определенными рычагами и возможностями для стимулирования развития своих регионов.

Это крайне важно, ведь уровень развития всей страны в целом напрямую зависит от развития регионов по отдельности, ведь именно они в совокупности формируют социально-экономический потенциал государства. Добиться это можно различными способами, например, путем улучшения инвестиционного климата, увеличения инновационного и научно-технического развития.

Региональные власти могут акцентировать свое внимание на определенных отраслях и сферах, направляя в них большое количество ресурсов, как материальных, так и нематериальных, например, человеческого капитала. Одним из наиболее эффективных и часто используемых инструментов можно назвать государственные программы.

Они могут приниматься не только на уровне всей страны, но и на уровне отдельных субъектов Федерации. Каждая государственная программа делает акцент на какой-то конкретной области. Тем самым обеспечивается устойчивый социально-экономический рост региона и тем самым всего государства в целом.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод об актуальности выбранной темы. Целью работы является анализ особенностей региональных государственных программ и их влияния на социально-экономическое развитие.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность регионального развития; обозначить цели и критерии развития регионов; проанализировать развитие транспортной системы Псковской области; проанализировать реализацию государственной программы Псковской области в транспортной сфере; обозначить проблемы и перспективы региональных государственных программ; сформулировать рекомендации по стимулированию регионального развития. Объект исследования: региональное развитие.

Предмет исследования: использование государственных программ субъектов Федерации с целью социально-экономического развития. Работа базируется на научных трудах многих достаточно известных авторов по данной тематике. Кроме того, использовались нормативно-правовые документы, действующие на территории России, статистические данные, представленные в российских и зарубежных интернет источниках. При написании курсовой работы применялись такие научно-исследовательские методы как: сравнение, анализ и синтез. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Сущность регионального развития

Уникальность текста 100%
5130 символов

На современном этапе в любой стране мира для устойчивого развития в самых разных областях и сферах, от социальной до экономической, крайне важным является обеспечение развития на региональном уровне, ведь именно от того, насколько экономически сильны.

Уникальность текста 100%
5130 символов

Цели и критерии развития регионов

Уникальность текста 45.62%
5991 символов

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, уровень развития нашей страны достаточно неравномерный. Регионы отличаются по множеству признаков, начиная от уровня демографического потенциала, заканчивая климатом или наличием/отсутствием природных ресу.

Уникальность текста 45.62%
5991 символов

Анализ развития транспортной системы Псковской области

Уникальность текста 100%
18067 символов

От работы транспорта зависит эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей любой страны. Транспорт осуществляет доставку товара непосредственно от продавца к покупателю и обеспечивает выполнение всех имеющихся обязательств сторонами п.

Уникальность текста 100%
18067 символов

Проблемы и перспективы реализации региональных государственных программ

Уникальность текста 100%
9279 символов

Как известно, Россия уже определенное время использует программный подход при реализации государственной политики. Он осуществляется, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом, безусловно, у него есть, как позитивные моменты, так и .

Уникальность текста 100%
9279 символов

Рекомендации по стимулированию регионального развития

Уникальность текста 100%
4853 символов

На современном этапе развития общества, крайне важной задачей является эффективная реализация государственного управления в рамках проводимой государственной политики. Причем, это охватывает, как деятельность отдельных сотрудников тех или иных госуда.

Уникальность текста 100%
4853 символов

Заключение

На сегодняшний день в России одним из наиболее эффективных вариантов активизации социально-экономического развития субъектов Федерации является использование различных государственных программ. Используются, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каждая государственная программа делает акцент на какой-то конкретной области.

Как уже было отмечено, в рамках одной работы максимально подробно проанализировать все существующие государственные программы даже на примере одного региона представляется невозможным. В связи с этим, в качестве примера взята одна программа по одной из наиболее важных и актуальных тем: в области развития транспорта на примере Псковской области.

Транспортная сфера в Псковской области имеет важное значение. Регион является узловым, как с точки зрения железнодорожных путей сообщения, так и с точки зрения автомобильных дорог. При этом, качественные показатели последних по большей части являются неудовлетворительными.

В связи с этим, на региональных властях лежит большая ответственность по улучшению ситуации и развитию транспортной сферы во всех ее аспектах. С этой целью сформирована государственная программа регионального уровня, в рамках которой представлено несколько подпрограмм, каждая из которых отвечает за определенную сферу деятельности.

Если говорить про 2018 год, то в целом, положения программы выполнены в полном объеме и обеспечены достаточным уровнем финансирования, что говорит о относительно неплохой эффективности региональных властей в сфере управлением транспорта. В Псковской области ведутся активные работы по развитию транспортной сферы, в первую очередь это касается автомобильного транспорта и дорожной сети.

Причем, важно понимать, что большая часть дорог находятся в неудовлетворительном состоянии. Однако, за счет средств регионального бюджета, учитывая особенности бюджетной системы России и масштаб потенциальных трат решить проблемы не получится. В связи с этим, большую роль приобретают национальные программы и федеральные средства и ресурсы.

Однако, и региональные власти ведут активную работу в данном направлении, сотрудничают с различными организациями с целью активной модернизации транспортной отрасли. В рамках анализа реализации региональной госпрограммы в сфере транспорта было рассмотрено влияние данного инструмента на социально-экономическое развитие региона в данной конкретной области.

При этом, нужно понимать, что в том или ином виде региональные госпрограммы охватывают все сферы жизни и являются ключевым механизмом, при помощи которого федеральные и региональные власти стимулируют развитие определенных направлений и сфер на уровне отдельных регионов. Это же в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на социально-экономическое развитие всей страны в целом.

Россия уже определенное время использует программный подход при реализации государственной политики. Он осуществляется, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом, безусловно, у него есть, как позитивные моменты, так и определенные недостатки. Если говорить про пути улучшения региональных госпрограмм в целом, то есть ряд рекомендаций, способных существенно улучшить состояние в данной сфере, например, улучшение системы оценки эффективности, рост финансирования и т.д. Однако, очевидно, что для каждой отдельной программы можно также разработать свои рекомендации, которые основаны на уникальных особенностях конкретной сферы.

Источник: author24referat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru