Рабочие программы вариант 2

учитель начальных классов, дефектолог МБОУ “СКОШ”

Рабочая программа по предмету “Альтернативная коммуникация” 4 класс для детей с УО (2 вариант)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2020– 2021 учебный год

УЧИТЕЛЬ ЕНИКЕЕВА ГУЗЕЛЬ АСХАТОВНА

ПРЕДМЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

КЛАСС 4 КЛАСС , 2 ВАРИАНТ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1 ЧАС, 34 ЧАСА В ГОД

Примерная адаптированная основная общеобразовательная

программа образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» разработана на основе

  • Приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 г.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва “Просвещение”, 2017

Общая характеристика учебного предмета

Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используется большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью. Программа построена с учётом уровня подготовки общего и речевого развития детей с умственной отсталостью по классам и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.

Обзор рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам при реализации АООП вариант 7.2

Цели образовательно-коррекционной работы:

Цель обучения:

формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

− учить понимать обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

− формировать умение сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

− развивать речь как средство общения, расширять и использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях; − обучать отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

− формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, социальному взаимодействию.

− формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен в объёме 1 час в неделю.34 часа в гол

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны уметь:

− понимать обращенную речь, слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

− пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;

− находить, составлять и использовать короткие слова, значимые для коммуникации, графически изображать знаки, символы;

− использовать в практике общения дополнительные электронные средства коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

− вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства;

− использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии

Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичномединстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Содержание учебного предмета

«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен двумя разделами : «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

– Коммуникация с использованием вербальных средств:

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её

звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).

– Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).

Читайте также:
Ubuntu установка программ rpm

Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания):

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,

транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина,

форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

Материально- технического обеспечения образовательного процесса

– куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;

– набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок,сказочных персонажей, гласных букв;

– графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

– книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;

– настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);

пиктограммы с жестами и символами (картинками).

Карточки с сюжетными картинками

по предмету « Альтернативная коммуникация»

4 в класс (2 вариант)

Подражательная речевая деятельность,

-лексический строй речи.

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

Выполнение игровых действий по просьбе (сопорой на жестовые подсказки, сопряжено –

предметов и действий с ними, характеристика предметов

Учитель : ______________________ Еникеева Г.А.

  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования РФ

Источник: xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai

Рабочая программа учебного предмета «Человек» (II вариант) и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по предмету «Человек» для 2 класса разработана в соответствии со следующими документами:

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШИ на 2018-2019 учебный год.

Общие цели образования

Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представлений о себе самом и о людях ближайшего окружения.

— формирование представлений о себе и о собственном теле;

— осознание общности и различий с другими (пол, возраст);

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале;

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формирование умений соблюдать режимные моменты с необходимыми гигиеническими процедурами (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формирование умения обслуживать себя, следить за своим внешним видом;

— формирование представлений о своих обязанностях, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к обучению, собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий, планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Программа по предмету «Человек» представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Прием пищи», «Одевание и раздевание», «Семья».

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 33,2 учебные недели.

Дифференцированные группы обучающихся

Краткая характеристика 1 подгруппы

Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок передвигается самостоятельно

Общая и мелкая моторика грубо нарушена

Навыки самообслуживания сформировны частично. Нуждается в контроле и помощи взрослого

Частично ориентируются в окружающем.

Способность к общению

Понимает обращенную речь на бытовом уровне и простые инструкции. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого проявляется

Сформированность учебных навыков

Учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.

Сформированность высших психических функций:

Восприятие знакомых предметов возможно при направляющей помощи взрослого.

Механическая, малый объём.

Обобщение, абстрагирование недоступны.

Речь не развита

Краткая характеристика II подгруппы

Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок передвигается самостоятельно

Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног.

Навыки самообслуживания не сформированы. При обслуживании себя полная зависимость от других.

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

Контакт затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого активно не проявляет.

Сформированность учебных навыков

Учебные навыки не сформированы

Сформированность высших психических функций:

Восприятие знакомых предметов возможно при направляющей помощи взрослого.

Механическая, малый объём.

Обобщение, абстрагирование недоступны.

Речь не развита

Личностные результаты освоения учебного предмета

— проявляет уважение к людям старшего возраста.

— осознает, что может, а что ему пока не удается;

— понимает эмоциональные состояния других людей;

— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

— проявляет собственные чувства;

— умеет устанавливать и поддерживать контакты;

— пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

— использует элементарные формы речевого этикета;

— охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

— испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

— стремится помогать окружающим

— сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

— сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

— проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

— осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

— воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

— принимает участие в коллективных делах и играх.

Предметные результаты изучения учебного предмета

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

Читайте также:
Определение уровня шума относится к программе

Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, и о людях ближайшего окружения..

Представления о ближайших родственниках (если имеются)

Представления о людях ближайшего окружения, их обязанностях.

Базовые учебные действия

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.

— спокойное пребывание в образовательной среде;

— взаимодействие с группой обучающихся;

— принятие контакта, инициированного взрослым; — установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

— адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— прощаться, входить и выходить из учебного помещения со звонком;

— сигнализирование учителю об окончании выполнении задания;

ориентация в учебной среде

— нахождение места хранения игрушек;

— нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;

— нахождение своего (рабочего) места за столом;

— нахождение места для отдыха; нахождение места,

— предназначенного для игровой деятельности;

— планирование учебного дня;

— ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий);

— следование расписанию дня;

2. Формирование учебного поведения.

— поддержание правильной позы на занятии;

— направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание;

— подражание простым движениям и действиям с предметами;

— выполнение простых речевых инструкций: («Возьми», «Дай», «Сядь», «Встань», «Покажи», «Подними»);

— принятие помощи взрослого;

— использование по назначению учебных материалов;

-выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);

— выполнение действий с предметами (по подражанию);

— выполнение простых действий с картинками (по подражанию);

— соотнесение одинаковых предметов (по образцу);

— последовательное выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);

— сидение за столом в течение определенного периода времени;

— выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу;

— выполнение речевых инструкций;

— принятие помощи учителя;

— выполнение задания в течение определенного временного промежутка;

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками.

— выполнение задания полностью (от начала до конца);

— выполнение задания с заданными качественными параметрами;

— переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.;

Содержание учебного предмета

Название раздела

Количество часов

Представления о себе. Гигиена тела

Одевание и раздевание

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Предметно-практические действия» 4 класс, 2 вариант АООП

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Пояснительная записка.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Основной целью коррекционных занятий является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи коррекционного курса:

  • формирование интереса к предметному рукотворному миру;
  • освоение простых действий с предметами и материалами;
  • умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
  • овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Результативность коррекционных занятий предполагает:

  • знакомство с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними;
  • формирование приемов элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Обучающиеся должны уметь:

– группировать предметы по цвету, форме;

– собирать пирамидки с объяснением;

– складывать фигуры из счетных палочек;

– выкладывать из мозаики узор по замыслу;

– определять на ощупь предметы разной величины и формы по образцу, словесному указанию;

– складывать разрезные картинки.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • беседа
  • игра
  • работа с наглядным и раздаточным материалом
  • работа с различными предметами
  • совместная практическая деятельность учащегося и учителя

Методы стимуляции :

  • демонстрация натуральных объектов,
  • наглядные пособия, раздаточный материал,
  • использование информационных компьютерных технологий,
  • занимательные упражнения,
  • музыкальное сопровождение,
  • использование игровых приёмов
  • экскурсии
  • ролевые игры

Содержание программы

Коррекционные занятия по предметно-практическим действиям проводятся 3 раза в неделю, направлены на овладение способами взаимодействия, общения, обмена социальным опытом. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельности.

Программно-методический материал включает два раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Действия с материалами : сминание, разрывание, разминание, пересыпание, переливание, наматывание.

Действия с предметами : захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, вращение, нажимание всей рукой, пальцем, сжимание двумя руками, одной рукой, пальчиками, притягивание к себе, внимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание.

Учебно-тематический план

Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук. Выбор предмета по заданию. Группировка предметов по цвету, по инструкции педагога. Нанизывание бус из пуговиц. Нахождение предмета по описанию. Размещение плоскостных вкладок по типу «Доски Сегена». Нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке.

Выбор предметов и группировка их по образцу на скорость. Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.

Дидактические игры.

Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой

Критерии, позволяющие оценить полученные результаты:

– изготовление несложных объемных изделий из природного материала;

– выполнение построек из строительного материала (пройденных) без образца, по схематическим рисункам;

– построение знакомых сюжетов из мозаики по показу и образцу;

– построение знакомых сюжетов из мозаики по названию сюжета;

– лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов;

– постройки из детских наборов строительного материала по показу и образцу и по словесной инструкции;

– выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Оценка предметных достижений

Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В процессе обучения осуществляется мониторинг, отражающий индивидуальные достижения обучающихся, позволяющий делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы.

Фамилия, имя ученика

Вариант условной шкалы для диагностики учащихся

Бальная система оценивания

0 – умение (навык) не сформирован

1 – умение (навык) сформирован частично

2 – умение (навык) сформирован полностью

Формы контроля:

-текущий контроль: наблюдение – ежедневно;

-промежуточный контроль: диагностика на основе наблюдения – в начале и конце года;

-итоговый контроль: диагностика – в конце каждого учебного года.

Материально-техническое оснащение

  1. Дидактический материал: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); звучащие предметы для встряхивания; предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); вставления (стаканчики одинаковой величины).
  2. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, видеозаписи, аудиозаписи), отражающие основные темы курса.
  3. Настольные развивающие игры.
Читайте также:
Как удалить программу symantec endpoint protection

Литература для учителя.

  1. Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.1. Пермь, ПКИПКРО, 2010. 108 с.
  2. Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.2. Пермь, ПКИПКРО, 2010. 89 с.

Выполнение подражательных движений за учителем.

Предметные действия :

Выбор предмета по заданию.

Элементарное конструирование:

Выкладывание из счетных палочек зонтика.

Учить выкладывать из счетных палочек заданного изображения по образцу.

Фиксирование взора, имитация звукового подражания.

Предметные действия: группировка по цвету по инструкции педагога.

Упражнять в умении группировать предметы по словесной инструкции педагога.

Упражнять в складывании разрезных картинок.

Предметные действия: выбор предметов по представляемому образцу.

Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек фигур по образцу, по замыслу.

Упражнять в выкладывании из счетных палочек фигур по образцу, по замыслу.

Предметные действия : нанизывание бус из пуговиц.

Предметные действия : нахождение предмета по описанию.

Элементарное конструирование:

Выкладывание изображений из геометрических фигур по образцу. (Танграм)

Упражнять в выкладывании изображений из геометрических фигур по образцу, показу.

Учить в умении соотносить количество с цифрой.

Предметные действия : выкладывание узоров из шаблонов по показу, образцу.

Элементарное конструирование:

собирание пирамид различных форм и величин.

Упражнять в сборе пирамид различных форм и величин.

Предметные действия : размещение плоскостных вкладок по типу «Доски Сегена».

Элементарное конструирование : постройка мебели из спичечных коробков по образцу.

Упражнять в постройке мебели из спичечных коробков по образцу.

Работа с мозаикой : выкладывание чередующихся рядов из двух цветов.

Упражнять в постройке мебели из спичечных коробков по образцу.

Развитие мелкой моторики,

Предметные действия: нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке «близко-далеко».

Элементарное конструирование:

техника оригами «Гном».

Упражнять в складывании бумаги в технике оригами по показу педагога.

Элементарное конструирование:

складывание узоров из кубиков Никитина по показу.

Упражнять в подборе одинаковых картинок.

Предметные действия : выбор предметов и группировка их по образцу на скорость.

Элементарное конструирование:

работа со строительным конструктором.

Учить в работе со строительным материалом.

Учить в умении соотносить количество с цифрой.

Элементарное конструирование :

конструирование конверта из бумаги.

Упражнять в нахождении заданного предмета по описанию.

Предметные действия : переливание воды из одного сосуда в другой.

Работа с мозаикой: выкладывание по показу и образцу геометрических фигур.

Упражнять в выкладывании по показу и образцу геометрических фигур их мозаики.

Предметные действия : бросание разных по размеру предметов в сосуды с разными по размеру горлышками с последующим вытряхиванием (камушки и пуговицы).

Предметные действия : работа с шаблонами, трафаретами, штриховка.

Упражнять в выполнении заданной штриховке.

Упражнять в работе с пластилином – лепка плоскостных фигур.

Предметные действия : выбор предмета по заданию.

Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек изображений школьных принадлежностей.

Учить выкладывать из счетных палочек заданного изображения по образцу.

Предметные действия : группировка по цвету по инструкции педагога.

Учить группировать предметы по словесной инструкции педагога.

Предметные действия : выбор предметов по представляемому образцу.

Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек фигур по образцу, по показу.

Учить выкладывать из счетных палочек фигуры по образцу, по показу педагога.

Предметные действия : нанизывание бус из пуговиц.

Предметные действия : нахождение предмета по описанию.

Элементарное конструирование : выкладывание изображений из геометрических фигур по образцу, показу. («Танграм»)

Учить выкладывать изображения из геометрических фигур по образцу, показу.

Учить в умении соотносить количество с цифрой.

Предметные действия : выкладывание узоров из шаблонов по показу, образцу.

Элементарное конструирование :

Учить в сборе пирамид различных форм и величин.

Работа с мозаикой : выкладывание чередующихся рядов из двух цветов.

Учить в нахождении лишнего предмета из четырех предложенных.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

II четверть, 23 часа

Элементарное конструирование : конструирование из бумаги объемной гармошки.

Упражнять в нахождении предмета по заданной инструкции педагога.

Предметные действия :раскладывание разных цветов по цвету предметов в соответствующие сосуды.

Элементарное конструирование :

Выкладывание из семян арбуза снежинок по образцу.

Упражнять в выкладывании узора из семян арбуза по образцу.

Предметные действия: нахождение заданной картинки по её описанию.

Элементарное конструирование : выкладывание из различных семян фигур по замыслу.

Упражнять в выкладывании фигур из семян по образцу и показу.

Упражнять в нахождении лишнего предмета из четырех предложенных.

Предметные действия : пересыпание манной крупы из одного сосуда в другой.

Упражнять в умении выполнять постройку из кубиков по образцу.

Предметные действия : выбор предметов заданного цвета, формы, величины по представленному образцу.

Предметные действия : постройка башни.

Лепка из соленого теста: изготовление бусинок.

Упражнять в лепке шаров из соленого текста.

Упражнять в умении соотносить количество с цифрой.

Предметные действия: переливание воды из одного сосуда в другой с помощью шприца.

Элементарное конструирование: постройка колодца из спичек по показу.

Упражнять в постройке из спичек по памяти.

Предметные действия : выкладывание подвижной картины с помощью готовых силуэтов животных по показу.

Работа с бумагой : складывание поделки «Собака» способом оригами (две детали) и наклеивание её на картон.

Дид./игра: «Бабушка Загадушка».

Упражнять в складывании бумаги через технику оригами по инструкции педагога.

Упражнять в отгадывании загадок с помощью вопросов педагога.

Предметные действия : нанизывание бусинок, изготовленных из соленого теста, на проволоку, расположение цветов по замыслу.

Работа с мозаикой: выкладывание узора для бус по образцу.

Упражнять в выкладывании узора мозаики по образцу.

Предметные действия : группировка картинок с изображением зимних забав.

Элементарное конструирование: изготовление «снежных шариков» из ваты по показу.

Упражнять в скатывании шариков из ваты по показу.

Предметные действия : группировка муляжей овощей по вкусу.

Упражнять в скатывании шарообразных форм из пластилина.

Предметные действия: расстановка мебели в кукольной квартире. Работа с мозаикой: декоративный орнамент «Коврик».

Упражнять в выкладывании узора мозаики по замыслу.

Предметные действия : группировка геометрических фигур по форме, величине, цвету (оттенки зеленого цвета).

Элементарное конструирование : выкладывание ёлочек различного типа из геометрических фигур.

Дид-игра « Что сначала, что потом».

Упражнять в выкладывании изображения из геометрических фигур по словесной инструкции.

Предметные действия : выбор

подарков от Деда Мороза на ощупь.

Работа с бумагой : изготовление поделки «Дед Мороз» с помощью цветной бумаги, ножниц, клея.

Предметные действия : нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке «близко-далеко».

Элементарное конструирование :

техника оригами «Гном».

Учить в складывании бумаги в технике оригами по показу педагога.

Элементарное конструирование :

складывание узоров из кубиков Никитина по показу.

Учить в подборе одинаковых картинок.

Предметные действия : выбор предметов и группировка их по образцу на скорость.

Элементарное конструирование :

работа со строительным конструктором.

Учить в работе со строительным материалом.

Учить в умении соотносить количество с цифрой.

Элементарное конструирование :

конструирование конверта из бумаги.

Учить в нахождении заданного предмета по его описанию.

Предметные действия : переливание воды из одного сосуда в другой.

Работа с мозаикой : выкладывание по показу и образцу геометрических фигур.

Учить в выкладывании по показу и образцу геометрических фигур их мозаики.

Предметные действия: расстановка мебели в кукольной квартире. (Пространственная ориентировка.)

Упражнять в выкладывании узора мозаики по замыслу.

Предметные действия: группировка геометрических фигур по форме, величине, цвету (оттенки зеленого цвета).

Элементарное конструирование : выкладывание ёлочек различного типа из геометрических фигур.

Упражнять в выкладывании изображения из геометрических фигур по словесной инструкции.

Предметные действия: определи место предмета.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

III четверть, 25 часов

2.Упражнять в умении собирать пирамидки различных форм.

Упражнять в умении выкладывать узор из спичек по замыслу.

Упражнять в умении классифицировать по величине.

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru