учитель начальных классов, дефектолог МБОУ “СКОШ”
Рабочая программа по предмету “Альтернативная коммуникация” 4 класс для детей с УО (2 вариант)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020– 2021 учебный год
УЧИТЕЛЬ ЕНИКЕЕВА ГУЗЕЛЬ АСХАТОВНА
ПРЕДМЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КЛАСС 4 КЛАСС , 2 ВАРИАНТ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1 ЧАС, 34 ЧАСА В ГОД
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» разработана на основе
- Приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 г.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва “Просвещение”, 2017
Общая характеристика учебного предмета
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используется большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью. Программа построена с учётом уровня подготовки общего и речевого развития детей с умственной отсталостью по классам и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.
Обзор рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам при реализации АООП вариант 7.2
Цели образовательно-коррекционной работы:
Цель обучения:
формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
− учить понимать обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
− формировать умение сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
− развивать речь как средство общения, расширять и использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях; − обучать отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
− формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, социальному взаимодействию.
− формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен в объёме 1 час в неделю.34 часа в гол
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
− понимать обращенную речь, слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
− пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;
− находить, составлять и использовать короткие слова, значимые для коммуникации, графически изображать знаки, символы;
− использовать в практике общения дополнительные электронные средства коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
− вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства;
− использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичномединстве и разнообразии природной и социальной части.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Содержание учебного предмета
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен двумя разделами : «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
– Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
– Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания):
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Материально- технического обеспечения образовательного процесса
– куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;
– набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок,сказочных персонажей, гласных букв;
– графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
– книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
– настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);
пиктограммы с жестами и символами (картинками).
Карточки с сюжетными картинками
по предмету « Альтернативная коммуникация»
4 в класс (2 вариант)
Подражательная речевая деятельность,
-лексический строй речи.
-мелкая моторика рук.
-общая координация движений.
Выполнение игровых действий по просьбе (сопорой на жестовые подсказки, сопряжено –
предметов и действий с ними, характеристика предметов
Учитель : ______________________ Еникеева Г.А.
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования РФ
Источник: xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai
Рабочая программа учебного предмета «Человек» (II вариант) и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по предмету «Человек» для 2 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШИ на 2018-2019 учебный год.
Общие цели образования
Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представлений о себе самом и о людях ближайшего окружения.
— формирование представлений о себе и о собственном теле;
— осознание общности и различий с другими (пол, возраст);
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формирование умений соблюдать режимные моменты с необходимыми гигиеническими процедурами (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формирование умения обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
— формирование представлений о своих обязанностях, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к обучению, собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий, планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Программа по предмету «Человек» представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Прием пищи», «Одевание и раздевание», «Семья».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 33,2 учебные недели.
Дифференцированные группы обучающихся
Краткая характеристика 1 подгруппы
Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок передвигается самостоятельно
Общая и мелкая моторика грубо нарушена
Навыки самообслуживания сформировны частично. Нуждается в контроле и помощи взрослого
Частично ориентируются в окружающем.
Способность к общению
Понимает обращенную речь на бытовом уровне и простые инструкции. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков.
Способность к деятельности
Интерес к действиям взрослого проявляется
Сформированность учебных навыков
Учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.
Сформированность высших психических функций:
Восприятие знакомых предметов возможно при направляющей помощи взрослого.
Механическая, малый объём.
Обобщение, абстрагирование недоступны.
Речь не развита
Краткая характеристика II подгруппы
Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок передвигается самостоятельно
Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног.
Навыки самообслуживания не сформированы. При обслуживании себя полная зависимость от других.
Не ориентируются в окружающем.
Способность к общению
Контакт затруднен из-за непонимания обращенной речи.
Способность к деятельности
Интерес к действиям взрослого активно не проявляет.
Сформированность учебных навыков
Учебные навыки не сформированы
Сформированность высших психических функций:
Восприятие знакомых предметов возможно при направляющей помощи взрослого.
Механическая, малый объём.
Обобщение, абстрагирование недоступны.
Речь не развита
Личностные результаты освоения учебного предмета
— проявляет уважение к людям старшего возраста.
— осознает, что может, а что ему пока не удается;
— понимает эмоциональные состояния других людей;
— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
— проявляет собственные чувства;
— умеет устанавливать и поддерживать контакты;
— пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
— использует элементарные формы речевого этикета;
— охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
— испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
— стремится помогать окружающим
— сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
— сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
— проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
— осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
— воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
— принимает участие в коллективных делах и играх.
Предметные результаты изучения учебного предмета
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, и о людях ближайшего окружения..
Представления о ближайших родственниках (если имеются)
Представления о людях ближайшего окружения, их обязанностях.
Базовые учебные действия
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
— спокойное пребывание в образовательной среде;
— взаимодействие с группой обучающихся;
— принятие контакта, инициированного взрослым; — установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
— адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
— прощаться, входить и выходить из учебного помещения со звонком;
— сигнализирование учителю об окончании выполнении задания;
ориентация в учебной среде
— нахождение места хранения игрушек;
— нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;
— нахождение своего (рабочего) места за столом;
— нахождение места для отдыха; нахождение места,
— предназначенного для игровой деятельности;
— планирование учебного дня;
— ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий);
— следование расписанию дня;
2. Формирование учебного поведения.
— поддержание правильной позы на занятии;
— направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание;
— подражание простым движениям и действиям с предметами;
— выполнение простых речевых инструкций: («Возьми», «Дай», «Сядь», «Встань», «Покажи», «Подними»);
— принятие помощи взрослого;
— использование по назначению учебных материалов;
-выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
— выполнение действий с предметами (по подражанию);
— выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
— соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
— последовательное выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
— сидение за столом в течение определенного периода времени;
— выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу;
— выполнение речевых инструкций;
— принятие помощи учителя;
— выполнение задания в течение определенного временного промежутка;
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками.
— выполнение задания полностью (от начала до конца);
— выполнение задания с заданными качественными параметрами;
— переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.;
Содержание учебного предмета
Название раздела
Количество часов
Представления о себе. Гигиена тела
Одевание и раздевание
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Предметно-практические действия» 4 класс, 2 вариант АООП
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Основной целью коррекционных занятий является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи коррекционного курса:
- формирование интереса к предметному рукотворному миру;
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Результативность коррекционных занятий предполагает:
- знакомство с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Обучающиеся должны уметь:
– группировать предметы по цвету, форме;
– собирать пирамидки с объяснением;
– складывать фигуры из счетных палочек;
– выкладывать из мозаики узор по замыслу;
– определять на ощупь предметы разной величины и формы по образцу, словесному указанию;
– складывать разрезные картинки.
Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:
- беседа
- игра
- работа с наглядным и раздаточным материалом
- работа с различными предметами
- совместная практическая деятельность учащегося и учителя
Методы стимуляции :
- демонстрация натуральных объектов,
- наглядные пособия, раздаточный материал,
- использование информационных компьютерных технологий,
- занимательные упражнения,
- музыкальное сопровождение,
- использование игровых приёмов
- экскурсии
- ролевые игры
Содержание программы
Коррекционные занятия по предметно-практическим действиям проводятся 3 раза в неделю, направлены на овладение способами взаимодействия, общения, обмена социальным опытом. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельности.
Программно-методический материал включает два раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Действия с материалами : сминание, разрывание, разминание, пересыпание, переливание, наматывание.
Действия с предметами : захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, вращение, нажимание всей рукой, пальцем, сжимание двумя руками, одной рукой, пальчиками, притягивание к себе, внимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание.
Учебно-тематический план
Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук. Выбор предмета по заданию. Группировка предметов по цвету, по инструкции педагога. Нанизывание бус из пуговиц. Нахождение предмета по описанию. Размещение плоскостных вкладок по типу «Доски Сегена». Нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке.
Выбор предметов и группировка их по образцу на скорость. Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.
Дидактические игры.
Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой
Критерии, позволяющие оценить полученные результаты:
– изготовление несложных объемных изделий из природного материала;
– выполнение построек из строительного материала (пройденных) без образца, по схематическим рисункам;
– построение знакомых сюжетов из мозаики по показу и образцу;
– построение знакомых сюжетов из мозаики по названию сюжета;
– лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов;
– постройки из детских наборов строительного материала по показу и образцу и по словесной инструкции;
– выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Оценка предметных достижений
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В процессе обучения осуществляется мониторинг, отражающий индивидуальные достижения обучающихся, позволяющий делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы.
Фамилия, имя ученика
Вариант условной шкалы для диагностики учащихся
Бальная система оценивания
0 – умение (навык) не сформирован
1 – умение (навык) сформирован частично
2 – умение (навык) сформирован полностью
Формы контроля:
-текущий контроль: наблюдение – ежедневно;
-промежуточный контроль: диагностика на основе наблюдения – в начале и конце года;
-итоговый контроль: диагностика – в конце каждого учебного года.
Материально-техническое оснащение
- Дидактический материал: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); звучащие предметы для встряхивания; предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); вставления (стаканчики одинаковой величины).
- Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, видеозаписи, аудиозаписи), отражающие основные темы курса.
- Настольные развивающие игры.
Литература для учителя.
- Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.1. Пермь, ПКИПКРО, 2010. 108 с.
- Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.2. Пермь, ПКИПКРО, 2010. 89 с.
Выполнение подражательных движений за учителем.
Предметные действия :
Выбор предмета по заданию.
Элементарное конструирование:
Выкладывание из счетных палочек зонтика.
Учить выкладывать из счетных палочек заданного изображения по образцу.
Фиксирование взора, имитация звукового подражания.
Предметные действия: группировка по цвету по инструкции педагога.
Упражнять в умении группировать предметы по словесной инструкции педагога.
Упражнять в складывании разрезных картинок.
Предметные действия: выбор предметов по представляемому образцу.
Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек фигур по образцу, по замыслу.
Упражнять в выкладывании из счетных палочек фигур по образцу, по замыслу.
Предметные действия : нанизывание бус из пуговиц.
Предметные действия : нахождение предмета по описанию.
Элементарное конструирование:
Выкладывание изображений из геометрических фигур по образцу. (Танграм)
Упражнять в выкладывании изображений из геометрических фигур по образцу, показу.
Учить в умении соотносить количество с цифрой.
Предметные действия : выкладывание узоров из шаблонов по показу, образцу.
Элементарное конструирование:
собирание пирамид различных форм и величин.
Упражнять в сборе пирамид различных форм и величин.
Предметные действия : размещение плоскостных вкладок по типу «Доски Сегена».
Элементарное конструирование : постройка мебели из спичечных коробков по образцу.
Упражнять в постройке мебели из спичечных коробков по образцу.
Работа с мозаикой : выкладывание чередующихся рядов из двух цветов.
Упражнять в постройке мебели из спичечных коробков по образцу.
Развитие мелкой моторики,
Предметные действия: нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке «близко-далеко».
Элементарное конструирование:
техника оригами «Гном».
Упражнять в складывании бумаги в технике оригами по показу педагога.
Элементарное конструирование:
складывание узоров из кубиков Никитина по показу.
Упражнять в подборе одинаковых картинок.
Предметные действия : выбор предметов и группировка их по образцу на скорость.
Элементарное конструирование:
работа со строительным конструктором.
Учить в работе со строительным материалом.
Учить в умении соотносить количество с цифрой.
Элементарное конструирование :
конструирование конверта из бумаги.
Упражнять в нахождении заданного предмета по описанию.
Предметные действия : переливание воды из одного сосуда в другой.
Работа с мозаикой: выкладывание по показу и образцу геометрических фигур.
Упражнять в выкладывании по показу и образцу геометрических фигур их мозаики.
Предметные действия : бросание разных по размеру предметов в сосуды с разными по размеру горлышками с последующим вытряхиванием (камушки и пуговицы).
Предметные действия : работа с шаблонами, трафаретами, штриховка.
Упражнять в выполнении заданной штриховке.
Упражнять в работе с пластилином – лепка плоскостных фигур.
Предметные действия : выбор предмета по заданию.
Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек изображений школьных принадлежностей.
Учить выкладывать из счетных палочек заданного изображения по образцу.
Предметные действия : группировка по цвету по инструкции педагога.
Учить группировать предметы по словесной инструкции педагога.
Предметные действия : выбор предметов по представляемому образцу.
Элементарное конструирование : выкладывание из счетных палочек фигур по образцу, по показу.
Учить выкладывать из счетных палочек фигуры по образцу, по показу педагога.
Предметные действия : нанизывание бус из пуговиц.
Предметные действия : нахождение предмета по описанию.
Элементарное конструирование : выкладывание изображений из геометрических фигур по образцу, показу. («Танграм»)
Учить выкладывать изображения из геометрических фигур по образцу, показу.
Учить в умении соотносить количество с цифрой.
Предметные действия : выкладывание узоров из шаблонов по показу, образцу.
Элементарное конструирование :
Учить в сборе пирамид различных форм и величин.
Работа с мозаикой : выкладывание чередующихся рядов из двух цветов.
Учить в нахождении лишнего предмета из четырех предложенных.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
II четверть, 23 часа
Элементарное конструирование : конструирование из бумаги объемной гармошки.
Упражнять в нахождении предмета по заданной инструкции педагога.
Предметные действия :раскладывание разных цветов по цвету предметов в соответствующие сосуды.
Элементарное конструирование :
Выкладывание из семян арбуза снежинок по образцу.
Упражнять в выкладывании узора из семян арбуза по образцу.
Предметные действия: нахождение заданной картинки по её описанию.
Элементарное конструирование : выкладывание из различных семян фигур по замыслу.
Упражнять в выкладывании фигур из семян по образцу и показу.
Упражнять в нахождении лишнего предмета из четырех предложенных.
Предметные действия : пересыпание манной крупы из одного сосуда в другой.
Упражнять в умении выполнять постройку из кубиков по образцу.
Предметные действия : выбор предметов заданного цвета, формы, величины по представленному образцу.
Предметные действия : постройка башни.
Лепка из соленого теста: изготовление бусинок.
Упражнять в лепке шаров из соленого текста.
Упражнять в умении соотносить количество с цифрой.
Предметные действия: переливание воды из одного сосуда в другой с помощью шприца.
Элементарное конструирование: постройка колодца из спичек по показу.
Упражнять в постройке из спичек по памяти.
Предметные действия : выкладывание подвижной картины с помощью готовых силуэтов животных по показу.
Работа с бумагой : складывание поделки «Собака» способом оригами (две детали) и наклеивание её на картон.
Дид./игра: «Бабушка Загадушка».
Упражнять в складывании бумаги через технику оригами по инструкции педагога.
Упражнять в отгадывании загадок с помощью вопросов педагога.
Предметные действия : нанизывание бусинок, изготовленных из соленого теста, на проволоку, расположение цветов по замыслу.
Работа с мозаикой: выкладывание узора для бус по образцу.
Упражнять в выкладывании узора мозаики по образцу.
Предметные действия : группировка картинок с изображением зимних забав.
Элементарное конструирование: изготовление «снежных шариков» из ваты по показу.
Упражнять в скатывании шариков из ваты по показу.
Предметные действия : группировка муляжей овощей по вкусу.
Упражнять в скатывании шарообразных форм из пластилина.
Предметные действия: расстановка мебели в кукольной квартире. Работа с мозаикой: декоративный орнамент «Коврик».
Упражнять в выкладывании узора мозаики по замыслу.
Предметные действия : группировка геометрических фигур по форме, величине, цвету (оттенки зеленого цвета).
Элементарное конструирование : выкладывание ёлочек различного типа из геометрических фигур.
Дид-игра « Что сначала, что потом».
Упражнять в выкладывании изображения из геометрических фигур по словесной инструкции.
Предметные действия : выбор
подарков от Деда Мороза на ощупь.
Работа с бумагой : изготовление поделки «Дед Мороз» с помощью цветной бумаги, ножниц, клея.
Предметные действия : нахождение в обстановке класса спрятанного предмета по словесной подсказке «близко-далеко».
Элементарное конструирование :
техника оригами «Гном».
Учить в складывании бумаги в технике оригами по показу педагога.
Элементарное конструирование :
складывание узоров из кубиков Никитина по показу.
Учить в подборе одинаковых картинок.
Предметные действия : выбор предметов и группировка их по образцу на скорость.
Элементарное конструирование :
работа со строительным конструктором.
Учить в работе со строительным материалом.
Учить в умении соотносить количество с цифрой.
Элементарное конструирование :
конструирование конверта из бумаги.
Учить в нахождении заданного предмета по его описанию.
Предметные действия : переливание воды из одного сосуда в другой.
Работа с мозаикой : выкладывание по показу и образцу геометрических фигур.
Учить в выкладывании по показу и образцу геометрических фигур их мозаики.
Предметные действия: расстановка мебели в кукольной квартире. (Пространственная ориентировка.)
Упражнять в выкладывании узора мозаики по замыслу.
Предметные действия: группировка геометрических фигур по форме, величине, цвету (оттенки зеленого цвета).
Элементарное конструирование : выкладывание ёлочек различного типа из геометрических фигур.
Упражнять в выкладывании изображения из геометрических фигур по словесной инструкции.
Предметные действия: определи место предмета.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
III четверть, 25 часов
2.Упражнять в умении собирать пирамидки различных форм.
Упражнять в умении выкладывать узор из спичек по замыслу.
Упражнять в умении классифицировать по величине.
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai