Рабочая учебная программа в доу что это

Воспитатель дошкольной образовательной организации — программа «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании» — обучение по программе в Большой Атне

Курсы профессиональной переподготовки по «Дошкольному образованию» являются не просто интересным способом полезно провести время. Если у вас был вынужденный длительный перерыв в ведении трудовой деятельности по дошкольной педагогике, то курсы переподготовки воспитателей станут для вас отличным способом, что называется, «снова войти в русло». Кроме того, курсы профессиональной переподготовки на воспитателя, следует пройти и тем специалистам, которые уже обладают средним профессиональным или высшим образованием в сфере педагогики или психологии, но не имеют квалификации «Дошкольное образование», необходимой для того, чтобы иметь право работать в ДОУ.

Источник: kedu.ru

Разработка, содержание и реализация рабочей программы педагогов ДОУ

Рабочая программа педагога ДОУ Рекомендации по составлению. — презентация

Презентация на тему: » Рабочая программа педагога ДОУ Рекомендации по составлению.» — Транскрипт:

1 Рабочая программа педагога ДОУ Рекомендации по составлению

2 Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ст. 48, ч.1, п.1 Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

3 Таким образом Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же — основание для оценки качества образовательного процесса.

4 Рабочие программы педагогов являются частью Образовательной пролграммы ДОУ (обязательно прикладываются к ОП, находятся у руководителя).

7 Технология разработки рабочей программы Программа составляется педагогами по реализации образовательных областей на учебный год, на определенную возрастную группу. Проектирование содержания дошкольного образования на определенном возрастном этапе развития ребенка осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательных областей.

8 Цели рабочей программы представляют собой конкретизацию целей образовательной программы ДОУ (подцели) с учетом особенностей и возможностей воспитанников каждой возрастной ступени дошкольного образования, содержания сфер (направлений) развития детей, а также реализуемых программ, технологий. Цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными проектируемыми результатами.

9 Структура рабочей программы ( ФГОС) (примерные рекомендации) 1. Титульный лист Полное название МДОУ Грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись, номер приказа….», «Принято (рассмотрено) – (в зависимости от того, как это указано в Положении): на заседании педагогического совета (номер протокола…от…», «Согласовано: зам.зав. по ВМР… (дата)» (при необходимости) Название (рабочая программа, ФИО разработчика, возрастная группа; Год реализации программы (на … учебный год); Город, год разработки

Рабочая программа в структуре нормативного обеспечения дошкольного образования

10 Пример оформления титульного листа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с Принято на заседании «Утверждаю» педагогического совета заведующий МДОУ детского сада « »____________2015 г. общеразвивающего вида Протокол 1 ____________ Рабочая программа дошкольного образования второй младшей группы на учебный год Воспитатели: г.Комсомольск-на-Амуре 2015 год

11 2. Содержание (оглавление) программы с указанием страниц. 3. Целевой раздел (по содержанию будет 1) (включает 1.1. пояснительную записку, 1.2 цели и задачи, 1.3.принципы, 1.4. значимые для реализации программы характеристики(возрастные и индивидуальные) и 1.5. планируемые результаты освоения программы )

12 Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ОП МДОУ детского сад общеразвивающего вида, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа составлена на основе примерной программы «…..», авт., год издания Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конституция РФ, ст. 43, 72. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Устав ДОУ Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» Цель и задачи ( указанные в ОП ДОУ в обязательной и вариативной части конкретизированные на возрастную группу) Принципы и подходы в организации образовательного процесса (в соответствии с ОП ДОУ) Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров — промежуточные результаты в соответствии с возрастной группой)

14 (ФГОС) Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (региональный компонент); выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Читайте также:
Ask что это за программа как удалить

15 5. Организационный раздел(будет 3). 3.1.Материально-техническое обеспечение(площадь группового помещения, оснащение мебелью, стенды,технические средства, участки группы) 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение методическими материалами и средствами обучения(указать направленность пособий, игр, практических материалов по образовательным областям ) Режим дня, расписание НОД (с указанием количества и времени, отводимого на те или иные виды деятельности в день и в неделю; в части, формируемой участниками образовательных отношений, бесплатные дополнительные образовательные услуги), двигательный режим, схема закаливания детей и др.. 6. Список литературы (перечень литературных источников, интернет-ресурсов, согласно правилам библиографического описания публикаций)., 7. Приложения Программа должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми требованиями к текстовым документам

16 Утверждение рабочей программы Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: — обсуждение и принятие (рассмотрение) Программы на заседании педагогического Совета; — желательно получение экспертного заключения (согласования) у зам.зав. по ВМР; допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов; — утверждение Программы руководителем ДОУ. При несоответствии Программы установленным Положением требованиям руководитель дошкольного образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Источник: www.myshared.ru

Циклограмма для воспитателя по ФГОС: советы по составлению

После утверждения ФГОС появились единые требования к образовательным программам в дошкольных учреждениях. Годовой план и циклограммы воспитателей должны соответствовать этим требованиям и в то же время быть эффективными, понятными и удобными для сотрудников. В статье разберем, как составить циклограмму и какие задачи включить в каждый блок.

План составления циклограммы

Циклограмма описывает почасовой план работы воспитателя на каждый рабочий день. В понедельник это одна программа, во вторник уже другая, но с началом новой недели цикл повторяется. Циклограмму составляют на основе учебной программы и детского режима дня. Чтобы она была эффективной, рекомендуем отдельно поработать над ее составляющими:

Составить режим дня

Режим дня в ДОО_таблица

Время для сна, приема пищи и прогулок отличается у детей разного возраста, поэтому для удобства можно составить отдельную циклограмму для каждой возрастной группы. Таблица режима дня может выглядеть следующим образом. Режимные моменты важны не только с точки зрения их прямого назначения, в них можно добавить обучающие и воспитательные моменты. Утренняя встреча Первые минуты ребенка в садике задают ему настрой на весь день, поэтому во время утренней встречи нужно создать ребенку хорошее настроение. Для этого воспитатель ласково и приветливо встречает детей. Умывание Перед умыванием воспитатель объясняет детям последовательность действий — закатить рукава, намылить руки, смыть их теплой водой и вытереть руки своим полотенцем. Он акцентирует внимание, что нельзя толкаться, брызгать воду на пол и на других ребят. Дети умываются группами по несколько человек, чтобы не толпиться. Во время умывания воспитатель просит детей назвать умывальные принадлежности, их цвет, форму, материал и другие свойства. В циклограмме можно описать методические приемы для воспитателя: показать как правильно умываться, похвалить ребенка или исправить, рассказать короткое стихотворение. О правилах гигиены во время пандемии читайте в статье “Новые рекомендации Роспотребнадзора по работе детских садов во время пандемии”. Завтрак Перед завтраком воспитатель просит детей дать оценку дежурным, которые накрыли на стол, а также озвучить названия блюд. Во время еды воспитатель следит за осанкой детей и за тем, чтобы они доедали еду до конца. Подготовка к прогулке В план работы нужно прописать инструкцию для подготовки к прогулке:

  1. Воспитатель говорит детям убрать игрушки и навести порядок в комнате.
  2. Он напоминает правила поведения в раздевалке и правила одевания.
  3. Каждый садится у своего шкафчика. Воспитатель следит, чтобы дети не вываливали все вещи сразу, а доставали по одной.
  4. Во время одевания воспитатель просит детей назвать части одежды и их назначение.
  5. Воспитатель следит, чтобы дети правильно оделись и спрятали сменную обувь в шкафчик.

Прогулка

Каждая прогулка должна быть интересной и познавательной. Выйдя с детьми на улицу, воспитатель показывает детям игрушки и спортивный инвентарь для прогулки, после чего уточняет, во что бы они хотели поиграть. Воспитатель напоминает правила выбранной игры и следит, чтобы каждый ребенок был задействован. Дальше он руководит сменой игр, чтобы дети не сильно возбуждались.

За полчаса до конца прогулки воспитатель переводит детей на спокойные занятия. Для этого он переключает их внимание на беседу, наблюдение или словесные игры. Покидая прогулку, воспитатель следит, чтобы дети вернули на место игрушки и напоминает, как вести себя после прогулки:

  • заходить в садик спокойно, не кричать;
  • вытереть ноги на входе;
  • тихо переодеться в раздевалке и аккуратно сложить вещи в шкаф.

Подготовка к дневному сну

Перед сном нужно создать спокойную обстановку. Для этого воспитатель следит, чтобы затихали разговоры и прекращались любые игры. Нужно добиться тишины и дисциплины. Воспитателю стоит похвалить детей, если они сами аккуратно сложили свою одежду. Важно воспитывать положительное отношение детей ко сну.

Распределить нагрузку образовательной программы

Согласно требованиям ФГОС цель программы должна быть в разностороннем развитии ребенка и подготовке к школе. На этапе распределения программы нужно правильно скомбинировать самостоятельную работу с групповой и учесть все основные направления развития. Одноразовые задачи, такие как родительские собрания или подготовку к праздникам, лучше вынести в отдельный список.

Читайте также:
Программа adobe premiere pro что это

Пример таблицы по распределению программы:

Распределение учебной нагрузки в ДОО_таблица

Учебная программа состоит из 4-х основных направлений развития. Во время занятий любого направления воспитатель следит, чтобы все дети были увлечены и никто не скучал.

Физическое развитие

Главная задача физического развития — сделать детей подвижными. Попутно дети развивают координацию, силу, скорость и овладевают основными движениями. Заполняя раздел циклограммы о физическом развитии, нужно включить утреннюю зарядку, упражнения и активные игры после обеда. Что касается самостоятельного развития, не забудьте добавить в план одиночные спортивные игры, например, катание на велосипеде или на санках.

Социально-личностное развитие

Основная задача социально-личностного развития научить детей общепринятым нормам поведения, общению с другими ребятами и со взрослыми, а также сформировать ценность к собственному и чужому труду.

Чтобы развивать детей в этом направлении, воспитатели:

  • дают детям поручения и назначают на дежурства,
  • проводят индивидуальные и совместные игры, типа “Море волнуется раз”,
  • просят детей о помощи в расстановке инвентаря,
  • проводят беседы, подчеркивая пользу режимных моментов,
  • побуждают общаться с другими ребятами.

Познавательно-речевое развитие

Занимаясь познавательно-речевым направлением дети учатся взаимодействовать с окружающим миром — наблюдают за природой, развивают любопытство, общаются с ребятами и формируют собственную картину мира. Задача воспитателя — побудить детей разговаривать и поддержать интерес к внешнему миру.

Включите в циклограмму следующие задачи:

  • найти отличия на рисунках,
  • посмотреть и обсудить мультики,
  • поиграть в формате диалога и обсуждений.

Не забудьте добавить самостоятельные занятия для детей, чтобы они читали короткие стихи или собирали пазлы, разрисовывали “умные раскраски” или играли в настольные развивающие игры. Кроме групповых и самостоятельных занятий в развитии речи важен индивидуальный диалог с воспитателем. В циклограмме вы указываете тему и цель беседы. Например, поговорить с ребенком о его семье, о растениях, о друзьях, об одежде.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка, рисование и чтение помогают ребенку развивать творчество и выражать себя через искусство.

В циклограмме должны быть:

  • игра на бубне, колокольчиках, небольшом барабане,
  • лепка и аппликации,
  • танцы и пение, прослушивание музыки,
  • рисование и конструирование.

Художественно-эстетическое развитие должно проходить как в группе, так и во время индивидуальных занятий.

Все совместить

Когда вы составили режим дня и расписали учебную программу, у вас есть вся информация для составления циклограммы.

Форма итоговой циклограммы может выглядеть следующим образом:

Пример циклограммы в ДОО таблица

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник: www.akbiz.ru

Рабочие программы, учебный план и календарный учебный график в дошкольной образовательной организации

Публикация адресована работникам дошкольных образовательных организаций, а также специалистам Управлений надзора и контроля в сфере образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по контролю за деятельностью образовательных организаций.

«Рабочие программы», «учебный план» и «календарный учебный график» — документы, разработка и наличие которых в дошкольной образовательной организации не предусмотрены федеральным законодательством. Это исходное утверждение в публикации, которое автор обоснует и докажет.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» указаны основные понятия, которые должны трактоваться именно таким образом во всех документах, которые являются нормативно-правовыми актами в сфере образования в Российской Федерации, а также локальных актах образовательной организации.

Каким документом устанавливается требование к структуре основной образовательной программы образовательной организации? В статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Закона зафиксировано, что «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к… структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». Таким образом, структура основной образовательной программы дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС (безусловно, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования). Предлагаю руководителю образовательной организации (иным заинтересованным лицам) сравнить между собой требования к структуре основной образовательной программе, которые предъявлены стандартами соответствующего уровня образования (для сравнения возьмём ФГОС дошкольного образования и ФГОС основного общего образования; в сравнительной таблицы нумерация всех пунктов сохранена в соответствии с приказами).

Раздел II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий; 18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Таким образом, проанализировав стандарт дошкольного образования и основного общего образования, мы приходим к выводу, что основная образовательная программа дошкольного образования не содержит в своей структуре учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ.

Как же быть с самим понятием «основной образовательной программы» в применении данного понятия к дошкольному уровню образования. Разработчиком стандарта дошкольного образования является Федеральный институт развития образования, специалисты которого неоднократно, в том числе и на официальном сайте разъясняли всем заинтересованным лицам, что «в дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться» (источник Федеральный институт развития образования).

Читайте также:
Майкрософт эксель что это за программа

Также отмечалось, что «идеология разработки действующего Закона „Об образовании Российской Федерации“ состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90–2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование».

Отдельно рассмотрим понятие «учебный план». В п.22 Закона зафиксировано, что «учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся». В дошкольных организациях нет учебной деятельности. Учебная деятельность как вид деятельности впервые появляется только у младшего школьника (отмечено во всех научных трудах психолого-педагогического направления). Не путайте образовательную деятельность с учебной.

изображение

Уважаемые руководители образовательных организаций, обратите внимание, что нет ни одного федерального документа (даже рекомендаций) относительно требований к структуре «рабочей программы воспитателя»! Задайте себе вопрос — каким документом регламентируется структура «рабочей программы воспитателя», которые вы требуете от педагогических работников вверенных вам образовательных организаций?

Такого документа нет! ФГОС дошкольного образования устанавливает требования к структуре основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, т. е. к программе организации, а не к рабочей программе воспитателя.

Попробуйте найти хотя бы в одной примерной программе, которые размещены на сайте Федерального института развития образования, словосочетание «рабочая программа». Не старайтесь — не найдёте! А вот структура рабочей программы учебного предмета чётко зафиксирована в соответствующем стандарте начального общего, основного общего, среднего общего образования. Из приведённого для сравнения ФГОС основного общего образования смотрим пункт 18.2.2., в котором сказано, что «рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

Минобрнауки России в адрес руководителей образовательных организации направило письмо от 28.10.2015 № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов», в котором указаны требования к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов. При этом в указанном письме нет ни единого слова о «рабочих программах», которые разрабатывают воспитатели, что ещё раз подчёркивает отсутствие рабочих программ в дошкольных ОО.

Выяснили, что никаких федеральных документов и ни в каких федеральных документах нет упоминаний о «рабочих программах воспитателя», а также требований к структуре такого «документа».

Руководители дошкольных образовательных организаций упорно заставляют своих подчинённых разрабатывать свои рабочие программы, т. е. сами организуют дополнительную бюрократическую (бумажную) работу, которая не предусмотрена даже межотраслевыми документами. Предлагаю обратиться к анализу Единого квалификационного справочника должностей. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“», утверждены должностные обязанности воспитателя, которые не содержат требований по составлению рабочих программ (в отличии от должности «учитель», где эта обязанность зафиксирована).

Ещё раз вернёмся к тесту ФГОС дошкольного образования. В пункте 1.1. указано, «предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа)», т. е. в стандарте под Программой принято считать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации.

В пункте 3.4.1. отмечается, что «реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы», т. е. педагогические работники (включая воспитателя), реализуют образовательную программу дошкольного образования организации, а не своей отдельной группы, т. е. не существует какого-то отдельного документа. Воспитателем разрабатывается лишь планирование своей деятельности. Учитель же реализует рабочую программу учебного предмета.

В завершении разговора, размещаем официальный ответ Министерства образования и науки Российской Федерации (с обезличиванием персональных данных), в котором подчёркивается, что введение в дошкольных образовательных организациях «учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов и другой подобной документации не требуется».

При этом образовательная организация, обладая автономией, вправе самостоятельно разрабатывать любые локальные акты, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, т. е. образовательная организация на своём уровне может разработать свои внутренние документы (как и сам перечень таких документов), установив требования к их структуре, но требовать от образовательной организации таких документов как «рабочая программа», «учебный план», «календарный учебный график» никто не может, в т. ч. и в ходе мероприятий по контролю и надзору. Если у работников образовательной организации появилось слишком много свободного времени и кто-то (руководитель организации или весь педагогический коллектив) решил потратить его на локальное нормотворчество, то это уже самостоятельно принятое решение.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.12.2017
  • Все консультации автора

Источник: eduface.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru