Рабочая программа воспитателя это

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .

Публикация «Консультация „Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Консультации для родителей
  • Темочки

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

Педагогические работники обязаны :

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 (далее — ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО

• социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации, авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

Читайте также:
В каком случае программа содержащая цикл с условием может зациклиться приведите пример

В соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

цель (с учетом требований ФГОС ДО);

задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);

основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);

ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО, удобнее будет описать их в таблице. (Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Рабочая программа педагога ДОУ

детский сад

2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.

3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

5) Содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

6) Развивающая среда группы: перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Читайте также:
Компьютерная программа определение гост

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

таблица

таблица

таблица

Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования

Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).

Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.

Читать также:

  • Критерии качества проведения образовательной деятельности. Секреты увлекательных занятий для дошкольников
  • Перспективное планирование в детском саду. Примеры
  • Перспективно-календарное планирование музыкальных занятий в средней и старшей группах
  • План работы семейного клуба

Источник: deti-club.ru

Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации как механизм проектирования педагогической деятельности

1 января 2015 года вступает в силу профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и мотивировать на постоянное повышение квалификации. Расширяя границы свободы воспитателя, данный документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество труда, предъявляя требования к его квалификации с критериями ее оценки.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, выделяя такие трудовые функции, как обучение, воспитательная и развивающая деятельности. Выполнение названных видов педагогической деятельности требует наличия у воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:

  • в проектировании образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста;
  • в проектировании занятий, ситуаций, событий;
  • в проектировании и реализации воспитательных программ;
  • в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной общеобразовательной программы и пр.

Поскольку в профессиональном стандарте педагога разработка «программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы» выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопросы: «Нужна ли рабочая программа воспитателю? Заменяет ли она план его работы?» – отпадают сами собой. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, рабочую программу в системе образования как части комплекса основных характеристик образования и структурную единицу учебно-методической документации.

Существует большое количество методических рекомендаций, в которых выделены основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы, например, учителя начальных классов. Однако в нормативных документах нет однозначного определения понятия и не обозначены требования к ее структуре и содержанию для воспитателя ДОО. Поэтому педагогический коллектив вправе самостоятельно выбрать форму рабочей программы. При этом важно помнить, что она должна быть, с одной стороны, соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, а с другой – должна учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности конкретной группы детей.

Что же такое рабочая программа? Какова ее структура? Насколько структурно и содержательно рабочая программа учителя применима к деятельности воспитателя?

Воспитатель проектирует рабочую программу не для учебных курсов, а по направлениям развития личности детей дошкольного возраста: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. При этом по каждому направлению развития личности дошкольника может быть создана как одна, так и несколько рабочих программ.

Например, образовательная область «Познавательное развитие» представлена в ФГОС ДО достаточно содержательно, поэтому внутри этой области могут существовать несколько рабочих программ: по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и др.

Рабочая программа составляется воспитателем или воспитателями одной возрастной группы для определенной возрастной группы детей на учебный год. Она обязательно проверяется методистом (старшим воспитателем) дошкольной организации. Решение о ее реализации в образовательном процессе принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОО (указывается дата, номер протокола заседания). Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом (старшим воспитателем) и утверждены руководителем ДОО.

При составлении рабочей программы воспитателя учитываются такие факторы, как состояние здоровья воспитанников, уровень их способностей, характер мотивации, воспитательные потребности и др.; состояние методического и материально-технического обеспечения ДОО; цели и задачи основной образовательной программы дошкольной организации.

Читайте также:
Как сформулировать цели и задачи учебной программы

Существует несколько способов составления педагогами рабочей программы:

1. Рабочая программа базируется полностью на основе авторской программы, например, программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки». В этом случае педагог составляет только календарно-тематическое планирование.

2. Рабочая программа составляется на основе авторской программы с изменениями (не более 20%). При этом в пояснительной записке необходимо указать, какие изменения внесены, по какой причине.

3. Рабочая программа составляется полностью педагогом, но тогда потребуется проведение ее внешней и внутренней экспертизы.

Рабочая программа воспитателя – это комплексный документ, выполняющий следующие функции:

  • нормативную, то есть она является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, так как определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть она фиксирует состав элементов содержания, необходимых условий для создания социальной ситуации развития воспитанников, а также определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия развития и воспитания;
  • диагностическую, которая выявляет уровни усвоения элементов содержания в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Надеемся, что представленные в данной статье рекомендации помогут педагогам выделить основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы и снять затруднения, возникающие при ее проектировании.

Структура программы является формой представления работы воспитателя как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников, и включает в себя следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

Поскольку наибольшую трудность вызывает у воспитателей проектирование таких структурных элементов программы, как учебно-тематическое и комплексно-тематическое планирование, рассмотрим их подробнее.

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование ДОО; где, когда и кем утверждена рабочая программа;

— название рабочей программы; возраст детей, на который рассчитана программа; срок реализации рабочей программы;

— Ф.И.О., должность автора(ов) рабочей программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; год разработки рабочей программы.

1. Целевой раздел рабочей программы включает:

— пояснительную записку , в которой следует указать:

— соответствие рабочей программы реализации ООП ДОО;

— на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработан данный документ;

— внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

— используемый методический комплект (в соответствии с ООП ДОО);

— планируемые результаты освоения программы – структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми получат возможность овладеть воспитанники в процессе реализации воспитательно-образовательной программы в данной группе.

Педагогическая диагностика должна содержать средства оценки планируемых результатов:

(образовательная область)

Содержание занятий

Содержание форм и видов деятельности вне занятий

Взаимодействие с родителями, специалистами

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

3. Организационный раздел программы содержит:

  • учебно-тематический план – структурный элемент программы, отражающий последовательность ее разделов, распределение часов по темам, занятиям, экскурсиям и т. д. Примерный вариант написания учебно-тематического плана приведен в таблице 2.
  • перечень необходимого материально-технического обеспечения рабочей программы для детей определенной возрастной группы;
  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т. д.);
  • методические рекомендации по проведению разных типов и видов занятий, игр и т. д.;
  • дидактический материал, анкеты, картотеки игр, авторские разработки занятий, диагностический материал.

В списке литературы указываются материалы методического комплекта (пособия и т. д.), рекомендуемые для воспитателя печатные и электронные источники (методические рекомендации по изучению методики).

Раздел, тема

Формы и виды деятельности

Взаимодействие с родителями и специалистами

Образовательная область

Занятия (образовательные ситуации)

Формы и виды деятельности вне занятий

На основании учебно-тематического, комплексно-тематического планов воспитатель ДОО проектирует и реализует ежедневное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста.

Как мы видим, рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации, где содержательно отражаются цели современного дошкольного образования, – это инструмент проектирования педагогической деятельности, который способствует повышению качества образования и реализации стратегии дошкольного образования.

Источник: rirorzn.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru