В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .
Публикация «Консультация „Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:
Педагогические работники обязаны :
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.
Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа
может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой
дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 (далее — ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
Дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:
• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;
• организационные (формы организации различных видов деятельности);
• технологические (принципы, методы, приемы);
• материально-технические (предметно-развивающая среда);
Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО
• социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.
Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»
Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации, авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).
В соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Примерные структурные элементы рабочей программы.
Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:
возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;
цель (с учетом требований ФГОС ДО);
задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);
основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);
ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО, удобнее будет описать их в таблице. (Приложение № 2)
Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)
Рабочая программа педагога ДОУ
2013/14 учебный год ознаменовался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые определили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности приоритет активного включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.
С другой стороны, наступила необходимость корректирования содержания планирования образовательной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при анализе новых законодательных актов.
Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального работника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).
Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.
Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).
1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педагогического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей программы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).
2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.
3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образовательным областям (на год/по кварталам/по месяцам, как принято в конкретном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).
4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формулировках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).
5) Содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
6) Развивающая среда группы: перечислить
- все игры, пособия по всем образовательным областям;
- художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.
7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.
9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).
Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скорректировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и структурировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.
Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час методической работы в день в течение 2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения компьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессионального стандарта педагога.
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы
Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования
Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).
Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.
Читать также:
- Критерии качества проведения образовательной деятельности. Секреты увлекательных занятий для дошкольников
- Перспективное планирование в детском саду. Примеры
- Перспективно-календарное планирование музыкальных занятий в средней и старшей группах
- План работы семейного клуба
Источник: deti-club.ru
Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации как механизм проектирования педагогической деятельности
1 января 2015 года вступает в силу профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и мотивировать на постоянное повышение квалификации. Расширяя границы свободы воспитателя, данный документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество труда, предъявляя требования к его квалификации с критериями ее оценки.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, выделяя такие трудовые функции, как обучение, воспитательная и развивающая деятельности. Выполнение названных видов педагогической деятельности требует наличия у воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:
- в проектировании образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста;
- в проектировании занятий, ситуаций, событий;
- в проектировании и реализации воспитательных программ;
- в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной общеобразовательной программы и пр.
Поскольку в профессиональном стандарте педагога разработка «программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы» выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопросы: «Нужна ли рабочая программа воспитателю? Заменяет ли она план его работы?» – отпадают сами собой. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, рабочую программу в системе образования как части комплекса основных характеристик образования и структурную единицу учебно-методической документации.
Существует большое количество методических рекомендаций, в которых выделены основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы, например, учителя начальных классов. Однако в нормативных документах нет однозначного определения понятия и не обозначены требования к ее структуре и содержанию для воспитателя ДОО. Поэтому педагогический коллектив вправе самостоятельно выбрать форму рабочей программы. При этом важно помнить, что она должна быть, с одной стороны, соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, а с другой – должна учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности конкретной группы детей.
Что же такое рабочая программа? Какова ее структура? Насколько структурно и содержательно рабочая программа учителя применима к деятельности воспитателя?
Воспитатель проектирует рабочую программу не для учебных курсов, а по направлениям развития личности детей дошкольного возраста: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. При этом по каждому направлению развития личности дошкольника может быть создана как одна, так и несколько рабочих программ.
Например, образовательная область «Познавательное развитие» представлена в ФГОС ДО достаточно содержательно, поэтому внутри этой области могут существовать несколько рабочих программ: по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и др.
Рабочая программа составляется воспитателем или воспитателями одной возрастной группы для определенной возрастной группы детей на учебный год. Она обязательно проверяется методистом (старшим воспитателем) дошкольной организации. Решение о ее реализации в образовательном процессе принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОО (указывается дата, номер протокола заседания). Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом (старшим воспитателем) и утверждены руководителем ДОО.
При составлении рабочей программы воспитателя учитываются такие факторы, как состояние здоровья воспитанников, уровень их способностей, характер мотивации, воспитательные потребности и др.; состояние методического и материально-технического обеспечения ДОО; цели и задачи основной образовательной программы дошкольной организации.
Существует несколько способов составления педагогами рабочей программы:
1. Рабочая программа базируется полностью на основе авторской программы, например, программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки». В этом случае педагог составляет только календарно-тематическое планирование.
2. Рабочая программа составляется на основе авторской программы с изменениями (не более 20%). При этом в пояснительной записке необходимо указать, какие изменения внесены, по какой причине.
3. Рабочая программа составляется полностью педагогом, но тогда потребуется проведение ее внешней и внутренней экспертизы.
Рабочая программа воспитателя – это комплексный документ, выполняющий следующие функции:
- нормативную, то есть она является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, так как определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть она фиксирует состав элементов содержания, необходимых условий для создания социальной ситуации развития воспитанников, а также определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия развития и воспитания;
- диагностическую, которая выявляет уровни усвоения элементов содержания в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Надеемся, что представленные в данной статье рекомендации помогут педагогам выделить основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы и снять затруднения, возникающие при ее проектировании.
Структура программы является формой представления работы воспитателя как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников, и включает в себя следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Поскольку наибольшую трудность вызывает у воспитателей проектирование таких структурных элементов программы, как учебно-тематическое и комплексно-тематическое планирование, рассмотрим их подробнее.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование ДОО; где, когда и кем утверждена рабочая программа;
— название рабочей программы; возраст детей, на который рассчитана программа; срок реализации рабочей программы;
— Ф.И.О., должность автора(ов) рабочей программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; год разработки рабочей программы.
1. Целевой раздел рабочей программы включает:
— пояснительную записку , в которой следует указать:
— соответствие рабочей программы реализации ООП ДОО;
— на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработан данный документ;
— внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
— используемый методический комплект (в соответствии с ООП ДОО);
— планируемые результаты освоения программы – структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми получат возможность овладеть воспитанники в процессе реализации воспитательно-образовательной программы в данной группе.
Педагогическая диагностика должна содержать средства оценки планируемых результатов:
(образовательная область)
Содержание занятий
Содержание форм и видов деятельности вне занятий
Взаимодействие с родителями, специалистами
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
3. Организационный раздел программы содержит:
- учебно-тематический план – структурный элемент программы, отражающий последовательность ее разделов, распределение часов по темам, занятиям, экскурсиям и т. д. Примерный вариант написания учебно-тематического плана приведен в таблице 2.
- перечень необходимого материально-технического обеспечения рабочей программы для детей определенной возрастной группы;
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т. д.);
- методические рекомендации по проведению разных типов и видов занятий, игр и т. д.;
- дидактический материал, анкеты, картотеки игр, авторские разработки занятий, диагностический материал.
В списке литературы указываются материалы методического комплекта (пособия и т. д.), рекомендуемые для воспитателя печатные и электронные источники (методические рекомендации по изучению методики).
Раздел, тема
Формы и виды деятельности
Взаимодействие с родителями и специалистами
Образовательная область
Занятия (образовательные ситуации)
Формы и виды деятельности вне занятий
На основании учебно-тематического, комплексно-тематического планов воспитатель ДОО проектирует и реализует ежедневное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста.
Как мы видим, рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации, где содержательно отражаются цели современного дошкольного образования, – это инструмент проектирования педагогической деятельности, который способствует повышению качества образования и реализации стратегии дошкольного образования.
Источник: rirorzn.ru