Рабочая программа воспитателя что это
Согласно Федеральному закону «Об образовании» (с изменениями от 25.06.2002 г. №71-ФЗ и 22.08.2004 г. №122-ФЗ), статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п. 2, пдп. 7, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (рабочих учебных программ, учебных программ) входят в компетентность деятельности образовательного учреждения. Рабочая учебная программа — это нормативный правовой акт, учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) программы применительно к конкретному общеобразовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.
Рабочая учебная программа ДОУ предполагает систему отбора содержания, форм, методов, технологий, критериев оценки, условий реализации одного или нескольких направлений содержания дошкольного образования, которая базируется на содержании образовательной (комплексной) программы ДОУ в области дошкольного образования.
Рабочая учебная программа ДОУ разрабатывается с учетом: вида ДОУ, характеристики основной образовательной программы, направленной на выполнение государственных требований, специфики образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, базисного учебного плана, определяющего максимальную нагрузку в организованных формах обучения, показателями обучения и развития детей дошкольного возраста. Целью разработки рабочей учебной программы в ДОУ является адаптация содержания форм, методов педагогической деятельности к тем условиям ДОУ (особенности развития детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания), в котором она будет реализована. Рабочая учебная программа имеет отличие от образовательной программы: произвольную форму представления, соединение частей структуры рабочей учебной программы в логике авторского подхода, линейный, концентрический, интегрированный характер содержания.
Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО
Начиная работу по созданию рабочей учебной программы, педагогу необходимо проанализировать специфику собственной деятельности в контексте современного состояния дошкольного образования детей и определить необходимость создания рабочей учебной программы, ее назначение и функции. Педагогу важно знать структуру рабочей учебной программы, выделять основные характеристики данного вида программы и уметь проектировать этапы ее реализации. Педагогу необходимо уметь выбрать форму предъявления содержания рабочей учебной программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах. Педагог должен отчетливо представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей учебной программы и уметь закладывать критерии оценки результативности.
В научно-педагогической литературе, посвященной вопросам дошкольного образования детей, выделяют следующие характеристики программы:
· целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
· реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
· актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
· прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
· рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
· контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
· корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
Разработка собственно содержания рабочих образовательных программ должна отвечать ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, принципам, заложенным в ФГТ.
Основными характеристиками рабочих учебных программ являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения детей, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания.
Рабочая учебная программа создается педагогом по его собственному замыслу, с учетом потенциала, опыта, видения проблемы, путей решения и, как следствие, имеет свободу ее дополнения, изменения, поэтому и называется рабочей.
Программа имеет следующую структуру:
· титульный лист,
· учебно-тематический план,
— пояснительная записка к каждому направлению развития детей в данной возрастной группе и перспективный план по видам НОД,
— показатели результативности реализации программы (модель предполагаемых результатов освоения содержания программы детьми),
— информационно-методическое обеспечение,
— приложения.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист должен содержать:
· название рабочей программы;
· наименование образовательного учреждения, в котором работает разработчик (или составитель) рабочей программы,
· ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу;
· возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа;
· сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
· сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена),
· название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
· год составления рабочей программы.
Во введении необходимо обозначить:
— исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей, необходимых для качественного освоения детьми содержания рабочей учебной программы;
— отметить прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков, развитие интегративных качеств ребенка);
— наметить цель и задачи программы;
Целесообразно указать временную продолжительность реализации программы; кратко описать условия для реализации программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса, условия для организации творческой, проблемной, исследовательской деятельности детей, для организации индивидуальных, групповых, коллективных занятий с детьми.
Логика изложения программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения, прогнозируемого результата и критериев его оценки. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются: конкретность, достижимость, измеримость, понятность, ограниченность во времени.
При формулировании цели программы необходимо исходить из приоритета воспитания развивающейся личности, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей, потенциала образовательного учреждения. Цель выражается в однозначных для понимания формулировках и характеризует ведущий компонент содержания рабочей учебной программы — знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт детей. Цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Исходя из точной формулировки цели, будет очевиден прогнозируемый результат — описательная модель будущих результатов освоения детьми содержания рабочей учебной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Степень подробности описания собственно содержания рабочей программы (по направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной деятельности), конечно же, зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность.
Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплексно-тематического планирования .
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (МОДЕЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ)
Показатели результативности реализации программы предполагают в описательном или схематическом варианте определить те предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы.
Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера. Разработчику программы уместно указать планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы по образовательным областям или интегративным качествам (в соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе ДОУ).
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационно-методическое обеспечение рабочих программ предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения. Для полноты восприятия и проектирования необходимых условий реализации рабочей учебной программы уместней представлять материал в таблице, что позволит целостно увидеть информационно-методическое обеспечение, которое необходимо для реализации программы.
Информационно-методическое обеспечение программы можно представлять и в других формах схематического изображения: «спирали», «планетарной» модели и т. д. (в зависимости от структуры программы и ее содержания). Если в перспективном планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения (таблица 6), то отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется нецелесообразным.
Если в перспективном планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения то отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется нецелесообразным.
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
В приложениях могут быть представлены конспекты НОД, рабочие тетради, описание вариантов диагностических заданий, которые педагог использует для определения результативности работы по данной программе или программа диагностики, эскизы, схемы, таблицы, циклограммы планирования режимных моментов, проведения прогулок и т.д.
Использованная литература:
С.Н. Штекляйн, Т.В. Хабарова «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Пе
Источник: umcbalakovo.com
Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации как механизм проектирования педагогической деятельности
1 января 2015 года вступает в силу профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и мотивировать на постоянное повышение квалификации. Расширяя границы свободы воспитателя, данный документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество труда, предъявляя требования к его квалификации с критериями ее оценки.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, выделяя такие трудовые функции, как обучение, воспитательная и развивающая деятельности. Выполнение названных видов педагогической деятельности требует наличия у воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:
- в проектировании образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста;
- в проектировании занятий, ситуаций, событий;
- в проектировании и реализации воспитательных программ;
- в проектировании и реализации рабочих программ в рамках основной общеобразовательной программы и пр.
Поскольку в профессиональном стандарте педагога разработка «программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы» выделена в качестве одного из основных трудовых действий, вопросы: «Нужна ли рабочая программа воспитателю? Заменяет ли она план его работы?» – отпадают сами собой. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, рабочую программу в системе образования как части комплекса основных характеристик образования и структурную единицу учебно-методической документации.
Существует большое количество методических рекомендаций, в которых выделены основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы, например, учителя начальных классов. Однако в нормативных документах нет однозначного определения понятия и не обозначены требования к ее структуре и содержанию для воспитателя ДОО. Поэтому педагогический коллектив вправе самостоятельно выбрать форму рабочей программы. При этом важно помнить, что она должна быть, с одной стороны, соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, а с другой – должна учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности конкретной группы детей.
Что же такое рабочая программа? Какова ее структура? Насколько структурно и содержательно рабочая программа учителя применима к деятельности воспитателя?
Воспитатель проектирует рабочую программу не для учебных курсов, а по направлениям развития личности детей дошкольного возраста: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. При этом по каждому направлению развития личности дошкольника может быть создана как одна, так и несколько рабочих программ.
Например, образовательная область «Познавательное развитие» представлена в ФГОС ДО достаточно содержательно, поэтому внутри этой области могут существовать несколько рабочих программ: по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и др.
Рабочая программа составляется воспитателем или воспитателями одной возрастной группы для определенной возрастной группы детей на учебный год. Она обязательно проверяется методистом (старшим воспитателем) дошкольной организации. Решение о ее реализации в образовательном процессе принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОО (указывается дата, номер протокола заседания). Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом (старшим воспитателем) и утверждены руководителем ДОО.
При составлении рабочей программы воспитателя учитываются такие факторы, как состояние здоровья воспитанников, уровень их способностей, характер мотивации, воспитательные потребности и др.; состояние методического и материально-технического обеспечения ДОО; цели и задачи основной образовательной программы дошкольной организации.
Существует несколько способов составления педагогами рабочей программы:
1. Рабочая программа базируется полностью на основе авторской программы, например, программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки». В этом случае педагог составляет только календарно-тематическое планирование.
2. Рабочая программа составляется на основе авторской программы с изменениями (не более 20%). При этом в пояснительной записке необходимо указать, какие изменения внесены, по какой причине.
3. Рабочая программа составляется полностью педагогом, но тогда потребуется проведение ее внешней и внутренней экспертизы.
Рабочая программа воспитателя – это комплексный документ, выполняющий следующие функции:
- нормативную, то есть она является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, так как определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть она фиксирует состав элементов содержания, необходимых условий для создания социальной ситуации развития воспитанников, а также определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия развития и воспитания;
- диагностическую, которая выявляет уровни усвоения элементов содержания в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Надеемся, что представленные в данной статье рекомендации помогут педагогам выделить основные подходы к структуре и содержанию рабочей программы и снять затруднения, возникающие при ее проектировании.
Структура программы является формой представления работы воспитателя как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников, и включает в себя следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Поскольку наибольшую трудность вызывает у воспитателей проектирование таких структурных элементов программы, как учебно-тематическое и комплексно-тематическое планирование, рассмотрим их подробнее.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование ДОО; где, когда и кем утверждена рабочая программа;
— название рабочей программы; возраст детей, на который рассчитана программа; срок реализации рабочей программы;
— Ф.И.О., должность автора(ов) рабочей программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; год разработки рабочей программы.
1. Целевой раздел рабочей программы включает:
— пояснительную записку , в которой следует указать:
— соответствие рабочей программы реализации ООП ДОО;
— на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработан данный документ;
— внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
— используемый методический комплект (в соответствии с ООП ДОО);
— планируемые результаты освоения программы – структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми получат возможность овладеть воспитанники в процессе реализации воспитательно-образовательной программы в данной группе.
Педагогическая диагностика должна содержать средства оценки планируемых результатов:
(образовательная область)
Содержание занятий
Содержание форм и видов деятельности вне занятий
Взаимодействие с родителями, специалистами
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
3. Организационный раздел программы содержит:
- учебно-тематический план – структурный элемент программы, отражающий последовательность ее разделов, распределение часов по темам, занятиям, экскурсиям и т. д. Примерный вариант написания учебно-тематического плана приведен в таблице 2.
- перечень необходимого материально-технического обеспечения рабочей программы для детей определенной возрастной группы;
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т. д.);
- методические рекомендации по проведению разных типов и видов занятий, игр и т. д.;
- дидактический материал, анкеты, картотеки игр, авторские разработки занятий, диагностический материал.
В списке литературы указываются материалы методического комплекта (пособия и т. д.), рекомендуемые для воспитателя печатные и электронные источники (методические рекомендации по изучению методики).
Раздел, тема
Формы и виды деятельности
Взаимодействие с родителями и специалистами
Образовательная область
Занятия (образовательные ситуации)
Формы и виды деятельности вне занятий
На основании учебно-тематического, комплексно-тематического планов воспитатель ДОО проектирует и реализует ежедневное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе детей соответствующего возраста.
Как мы видим, рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации, где содержательно отражаются цели современного дошкольного образования, – это инструмент проектирования педагогической деятельности, который способствует повышению качества образования и реализации стратегии дошкольного образования.
Источник: rirorzn.ru
Рабочая программа педагога ДОУ

2013/14 учебный год ознаменовался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые определили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности приоритет активного включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.
С другой стороны, наступила необходимость корректирования содержания планирования образовательной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при анализе новых законодательных актов.
Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального работника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).
Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.
Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).
1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педагогического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей программы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).
2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.
3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образовательным областям (на год/по кварталам/по месяцам, как принято в конкретном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).
4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формулировках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).
5) Содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
6) Развивающая среда группы: перечислить
- все игры, пособия по всем образовательным областям;
- художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.
7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.
9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).
Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скорректировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и структурировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.
Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час методической работы в день в течение 2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения компьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессионального стандарта педагога.
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы



Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования
Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).
Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.
![]()
![]()
![]()
![]()
Читать также:
- Критерии качества проведения образовательной деятельности. Секреты увлекательных занятий для дошкольников
- Перспективное планирование в детском саду. Примеры
- Перспективно-календарное планирование музыкальных занятий в средней и старшей группах
- План работы семейного клуба
Источник: deti-club.ru
Рабочая программа воспитателя
-Рабочая программа воспитателя – это нормативный документ, отражающий основные направления деятельности педагога ДОУ в течение определенного временного периода и, разрабатываемый на основании общеобразовательной программы ДОУ.
Принципы разработки рабочей программы воспитателя
Рабочая программа имеет свои нюансы формирования, обусловленные ее отношением к конкретной возрастной группе и спецификой действующей образовательной программы в ДОУ.
Независимо от отличительных черт каждой образовательной программы ДОУ и рабочей программы воспитателя соответственно, ее разработка опирается на следующие основополагающие принципы:
- Принцип гуманистической направленности. Он означает, что программа ориентируется на всестороннее развитие личности дошкольника, раскрытие его природного потенциала, формирование гуманистических качеств.
- Принцип культуросообразности. Рабочая программа ориентирована на формирование общей культуры подрастающего поколения и выработку ценностных ориентиров у каждого дошкольника, усвоение им общечеловеческих ценностей.
- Принцип развития. Ориентация рабочей программы на развитие каждого ребенка независимо от его отклонений и индивидуальных особенностей.
- Принцип научной обоснованности и практического использования. Программа должна отвечать современным научным разработкам в области педагогики и содержать методы, формы организации педагогического процесса ДОУ, направления деятельности воспитателя реально применимые и актуальные для дошкольников конкретной возрастной категории.
- Принцип рациональности и целесообразности. Рабочая программа должна быть ориентирована на достижение целей и задач дошкольного образования и находится в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.
- Принцип единства образовательных, воспитательных и развивающей целей. Он означает, что программа должна способствовать формированию ключевых компетенций дошкольников и способствовать их развитию во всех направлениях.
- Принцип интеграции. Предполагается использование и рациональное сочетание научных данных из разных областей, отвечающих возрастным параметрам развития дошкольников и их потенциальным возможностям.
- Принцип комплексного подхода к построению образовательного процесса. Означает применение различных средств и методов дошкольного обучения и их рациональное сочетание, причем, не только по отношению к учебно-воспитательной деятельности, но и к организации режима дня детей в ДОУ.
- Принцип опоры на игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Поэтому, весь процесс обучения и воспитания дошкольников реализуется в игровой форме.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Содержание рабочей программы воспитателя
При проектировании содержания рабочей программы воспитателя осуществляется формирование следующих ее разделов:
- Учебный план.
- Образовательные области деятельности дошкольников.
- Формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников.
- Календарно-тематический план деятельности воспитателя.
- Описание работы с родителями.
- Организация взаимодействия с иными институтами и заинтересованными лицами.
Учебный план включает в себя образовательные области деятельности дошкольников и количество часов, отводимых на изучение каждой из них. Как правило, учебный план охватывает один календарный год, включая в себя рабочую неделю и распределение часов по освоению разных образовательных областей в течение нее, количество выходных, каникулы, общий объем образовательной нагрузки в течение одного дня, недели, месяца. В учебном плане, также, утверждается образовательная деятельность дошкольников и ее включение в конкретный временной период дня – первая половина, вторая половина дня, прогулка, перед сном и т.д.
Подобрали для написания работы по теме «Рабочая программа воспитателя»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Образовательные области деятельности дошкольников выбираются, исходя из конкретного возрастного этапа развития дошкольников. Как правило, в младшей группе уделяется внимание коммуникативному, физическому, речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольников, а в подготовительной группе включаются занятия образовательной направленности и активизации познавательной сферы дошкольника, ориентированные на его подготовку к школе. Также, во всех возрастных группах имеется область трудового развития, ориентированная на формирования уважительного отношения к трудовой деятельности, осознания ценности труда.
Образовательная деятельность дошкольников реализуется в формах:
- Организованная образовательная деятельность. Она состоит из индивидуальных, групповых и коллективных образовательных занятий, проведения конкурсов, экскурсий.
- Включение образовательной деятельности в режимные моменты дня. В игровой деятельности, на прогулке, во время выполнения трудовых поручений и иной деятельности дошкольников можно использовать обучающие аспекты, ориентированные на познавательную деятельность ребенка, его знакомство с окружающим миром.
- Свободная деятельность дошкольника. Дети могут выполнять самостоятельные творческие задания, играть, конструировать и т.д.
Для каждой образовательной области применяются различные методы познания: словесные, наглядные, практические. Также, на сегодняшний день, актуально применение методов проблемного обучения и проектных технологий.
В календарно-тематическом плане осуществляется распределение образовательной деятельности по дням недели. Здесь расписывается целевое назначение каждого занятия, формы и методы его проведения, планируемые результаты.
Каждому воспитателю необходимо разработать систему взаимодействия с родителями или опекунами воспитанников. Педагог выбирает направления построения взаимоотношений с родителями, формы работы и формирует план по реализации взаимодействия с родителями на один учебный год.
Помимо взаимодействия с родителями, в рабочую программу воспитателя могут быть включены мероприятия по взаимодействию с другими институтами и лицами, например, с учреждениями культуры: походы с детьми в театры и музеи или организация экскурсий.
Источник: spravochnick.ru