Методическая разработка консультации для педагогов МБДОУ «Разработка рабочей программы воспитателя (специалиста) МБДОУ»
У нас, педагогов, это слово вызывает даже какой-то страх и негодование. И в связи с эти больше вопросов, чем ответов:
— что такое рабочая программа?
— каково структура рабочей программы?
— почему мы ее должны писать? С какой целью пишется рабочая программа?
— очередная писанина? Когда этим заниматься? И т.д.
Сегодня мы Вас здесь собрали для того, чтобы ответить на все эти вопросы.
Что такое рабочая программа?
Рабочая программа педагога– индивидуальный инструмент педагога.
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Чтобы ответить на вопрос: на основании чего мы должны писать рабочую программу обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность образовательных учреждений и педагогов.
В ст.48. Обязанности и ответственность педагогических работников отмечено, что педагогические работники обязаны:
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30 550.
Пункт 3.1.1 Профстандарта: Общепедагогическая функция. Обучение.
Данная общепедагогическая функция относится как к учителям, так и педагогам дошкольного учреждения, в части разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Должностные обязанности воспитателя в соответствии с ЕКС: «Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».
С какой целью разрабатывается рабочая программа:
• обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования;
• обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
• повышения профессионального мастерства педагогов.
Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального работника, педагога- психолога).
Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.
Рабочая программа воспитания в детском саду: от теории к реализации
Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).
Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабочую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы.
Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки должны быть созданы свои внутренние нормативные акты. Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ, а так же технология их реализации с целью сохранения образовательного пространства образовательной организации находится в компетенции образовательной организации, и регламентируется (на основании ст. 28, ст. 30 Федерального закона № 273) локальным нормативным актом образовательной организации (в нашем случае это может быть приказ заведующего с утверждением структуры РП; или приказ об утверждении положения о РП, где представлена структура РП).
Итак, в вашем учреждении имеется приказ об утверждении структуры РП, значит все имеющиеся в дошкольном учреждении РП должны строго соответствовать утвержденной структуре.
На титульном листе необходимо отразить следующую информацию:
2. название рабочей программы (указать возрастную группу, направленность группы, на какой учебный од разработана)
4. город (внизу страницы)
Структура РП группы должна соответствовать структуре ООП учреждения и требованиям Стандарта, т.е. включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку. В пояснительной записке необходимо отразить, что рабочая программа разработана на разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Улыбка» г. Волгодонска (это в первую очередь) и в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Также целевой раздел включает в себя подраздел «Возрастные и индивидуальные особенности детей … группы».
Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.
Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка — педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.
Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
3. состояние здоровья.
В этом подразделе также прописываем возрастные особенности детей данного возраста, на что в первую очередь необходимо обратить внимание.
В содержательном разделе необходимо обратить внимание на следующее:
Планирование НОД на 2017-2018 учебный год в …группе (из учебного плана МБДОУ в соответствии с данной возрастной группой)
Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности на 2017 – 2018 учебный год (будет добавлено в ваши рабочие программы после утверждения заведующим)
Планирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях (описываем кратко, только задачи). Прописываем, какую непосредственно образовательную деятельность входит в данную образовательную область, указываем, что перспективное планирование находится в приложении вашей рабочей программы.
При написании этого подраздела необходимо указать, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей (на слайде). Перспективное планирование прилагается к вашей рабочей программе и это планирование также должно найти отражение в ваших рабочих программах.
Планирование взаимодействия с семьями воспитанников: в виде таблицы «Социальный портрет семьи воспитанников» (на слайде). Указываем количество и процент. Также прописываем перспективный план по взаимодействию с родителями (который должен найти отражение у вас в календарном планировании).
Направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и /или созданных ими самостоятельно (это ваше приоритетное направление). Кратко его прописали и указали, что в рамках приоритетного направления, с целью поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, в ходе реализации совместной деятельности со взрослыми, сверстниками в режимных моментах, осуществляется дополнительное образование детей (к примеру) по познавательному развитию «Петушок, золотой гребешок».
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Петушок, золотой гребешок» в группе раннего возраста общеразвивающей направленности (2 – 3 года) на 2016- 2017уч.год прилагается.
В организационном разделе необходимо обратить внимание на следующее:
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в … группе. Оформить в виде таблицы (на слайде). Кроме тех методических пособий, которые вы выбрали самостоятельно, необходимо указать и те, которые утверждены заведующим МБДОУ.
Режим жизнедеятельности детей. Прописываем и теплый и холодный периоды.
Приписываем «Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах» и «Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах» (в виде таблицы).
Указываем как организуется двигательный режим детей (в виде таблицы).
Организация развивающей предметно- пространственной среды … группы (особенности среды берем из Примерной образовательной программы) и также прописываем в виде таблицы (на слайде). Необходимо учитывать, что особенность программы «Детство» — это организация центров активности детей.
Традиционные события, праздники, мероприятия (выбираем из лексических тем, прописываем сезонные выставки).
Ориентировочные технические требования к оформлению рабочей программы (на слайде).
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации.
Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может стать творческая и увлекательная жизнь группы.
Источник: www.art-talant.org
Разработка программы воспитания в детском саду согласно ФГОС
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.
Программа воспитания в детском саду — это непременный компонент образовательной программы учреждения. Рабочая программа воспитания составляется в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст.12.1 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ). Опираясь на рекомендации ученных-методистов, детские сады разрабатывают собственные программы воспитания с учетом особенностей условий региона, сложившихся в ней обычаев.
Порядок действий при проектировании программы воспитания в детском саду
- Создайте рабочую группу. Руководство вашего детского образовательного учреждения должно самостоятельно принять решение как о необходимом количестве членов рабочей группы, так и о том, кто войдет в состав команды. Рекомендуется привлечь максимальное количество воспитателей детского сада, а также включить в состав группы заинтересованных родителей и социальных партнеров. Не забудьте издать приказ о создании рабочей группы.
Пример приказа о создании рабочей группы
Структура программы воспитания
Каждое детское дошкольное учреждение на основе примерной рабочей программы воспитания разрабатывает собственную образовательную программу, опираясь на сложившийся в ней уклад, региональную и другую специфику. В детских садах цели и задачи воспитания всегда были приоритетны, вся работа этих образовательных организаций направлена на воспитание ребенка. Не стоит усложнять данный документ. Не забывайте: присмотр и уход за детьми — это не только комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, но и обеспечение интеллектуального и эмоционального развития воспитанников детского сада.
Программа воспитания детского дошкольного учреждения состоит из двух основных частей:
- Программа воспитания, включающая в себя три раздела:
- Целевой
- Содержательный
- Организационный
- Ежегодный календарный план воспитательной работы
Целевой раздел
Целевой раздел состоит из пояснительной записки и описания планируемых результатов работы. В нем стоит отразить особенности современно социокультурной ситуации, в которой развиваются ваши воспитанники.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке необходимо подробно и обстоятельно прописать какие цели вы ставите перед программой и какие задачи она призвана решить, а также на какие принципы вы опираетесь при написании программы воспитания в вашем детском саду. Опишите уклад вашей организации, особенности ее внутренней самобытной культуры.
Стоит указать наиболее важные для разработки и реализации вашей программы особенности, в том числе специфику психологического и эмоционального развития воспитанников вашего детского сада, их возрастные и индивидуальные особенности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Планируемые результаты освоения программы.
Опишите, какие результаты вы хотите получить, реализуя эту программу. Каких успехов детей вы хотите достичь с ее помощью. На чем основываются ваши выводы.
Содержательный раздел
Содержательный раздел программы воспитания в дошкольном учреждении описывает материал, который призван обеспечить гармоничное развитие личности воспитанников. Он должен состоять из:
- описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в вашем дошкольном учреждении, опирающиеся на примеры основных образовательных программ дошкольного образования и методические пособия
- описание различных форм, способов, методов и средств реализации вашей образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, своеобразии их образовательных потребностей и интересов;
- описание деятельности по исправлению нарушений развития детей, если данная работа установлена вашей образовательной программой.
В содержательном разделе программы ценности воспитания должны быть соотнесены с направлениями воспитательной работы.
Пример соотнесения ценностей воспитания с направлениями воспитательной работы
В этом разделе должны быть учтены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами детей;
В этой части программы необходимо прописать каким образом будут учитываться потребности, интересы и мотивы детей. Не стоит забывать о необходимости опираться на особенности менталитета различных национальностей и социокультурных групп. Ваша задача учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на реализацию вашей программы воспитания.
Организационный раздел.
Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения программы воспитания вашего детского сада. Проверьте наличие необходимых материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения комфортного воспитания ваших подопечных, в том числе литературы, музыкальных инструментов и т.д. В этом разделе должны быть описаны общие требования к условиям реализации программы. А также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (оформление помещений, игрушки, оборудование). Подумайте хватает ли кадров, для обеспечения реализации вашей программы или может вам необходимо привлечь дополнительных специалистов.
Проанализируйте перечень методических материалами и средств обучения и воспитания, возможно вам необходимо внести изменения и/или подготовить новую документацию (планы, программы взаимодействия, правила внутреннего распорядка).
Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы составляется на основе Рабочей Программы воспитания и является ее неотъемлемая частью. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях ваших воспитанников. Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Самое главное, не забывайте, что, составляя программу воспитания в вашем детском саду, вы в первую очередь должны учитывать интересы детей. Все ваши цели должны быть направлены на обеспечение комфортного и гармоничного развития ваших воспитанников. Нельзя руководствоваться только сухой буквой закона работая с детьми. Ведь дети – это самый непредсказуемый элемент любой программы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Рабочая программа в доу что это
Рубрики
- Занятия с детьми
- Консультации для воспитателей ДОУ
- Сценарии мероприятий
- Работа с родителями
- Физ. развитие
- Методические разработки
- Документация ДОУ
- Тематические статьи
- Проектная деятельность в детском саду
- Планирование образовательного процесса в ДОУ
- Мастер-классы
- Методическая работа в ДОУ
- Дополнительное образование
- Исследовательская деятельность
- Развивающие игры для детей
- Предметно-развивающая среда
- Образовательные программы ДОУ
- Логопеду
- Детское творчество
- Бланки
- Своими руками
- Подвижные игры
- Презентации
- Родителям
- Сказки, рассказы
- Авторские стихи
- Видео
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь.
Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»
Сценарий спортивного развлечения к Всемирному дню футбола 10 декабря «Необычный…
Сценарий спортивного развлечения к Всемирному дню футбола 10 декабря «Необычный матч» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: — В увлекательной форме познакомить детей.
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –.
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Проект «Теневой театр» в старшей логопедической группе
Проект «Теневой театр» в старшей логопедической группе Тип проекта: групповой. Вид проекта: игровой, информационно-творческий. Срок реализации: долгосрочный (начало с января 2020 г.). Участники: дети.
НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»
НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о.
В блогах
Конспект проекта «Выдающиеся земляки: они прославили Чувашский край» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 203 «Непоседы» г.Чебоксары Чувашской Республики Информационный проект Сроки выполнения: 2 недели Автор проекта: Дмитриева Оксана Александровна, воспитатель г. Чебоксары, 2022г. Аннотация проекта В проекте представлены разнообразные формы работы с детьми при ознакомлении.
ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Зимние развлечения»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевого развития Задачи: создать условия для: — формирования умения замечать красоту природы в разное время года; — развития умений отвечать на простейшие и более сложные вопросы; — развития диалогической формы речи, умения принимать участие в.
Сценарий на праздник Пасха «Расскажи о Святом Воскресении»
Народные и православные праздники неразрывно связаны, и знакомство детей с таким значимым в православном мире праздником Светлого Христова Воскресения, Пасхи не только расширяет кругозор, но и обогащает духовно. В сценарии в доступной форме передаётся значение этого Великого Праздника. Сценарий.
Конспект занятия для старшей группы ко Дню матери
Составила: Воспитатель Сизенко С.Н. МБДОУ №74 г. Шахты, Ростовская область Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в.
Источник: dohcolonoc.ru
Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ
В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.
В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.
Что такое рабочая программа?
Рабочая программа является важным инструментом для реализации образовательных программ ДОУ, а также неотъемлемым компонентом в работе педагога, в том числе и педагога-психолога. Об этом говорится в ст. 48 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Там прописано:
«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (ст. 48 ФЗ № 273)
Также Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа», как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа», как структурная единица учебно-методической документации. Это прописано в ФЗ № 273 в ст. 2 п. 9, п. 10.
На основании всего выше сказанного можно определить, что такое рабочая программа.
Таким образом мы можем сделать вывод о необходимости разработки рабочей программы педагогом ДОО, в том числе и педагогом-психологом.
Структура рабочей программы
Как же должна выглядеть рабочая программа педагога-психолога ДОУ?
Во ФГОС ДО во 2 разделе прописана структура и наполняемость образовательной программы дошкольного образования, но не упоминается о том, как в области документального оформления осуществляется дальнейшая реализация образовательной программы. Во ФГОС даже не упоминается о рабочих программах.
На этот счёт имеются: «Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации».
В данных методических рекомендациях говорится следующее:
«….. в практике работы педагогов и специалистов дошкольного образования может быть использован рабочий документ, в котором отражаются предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты проведенных им наблюдений. То есть под рабочим понимается -черновой, оперативный, гибкий вариант планирования, учитывающий особенности ситуации. Это могут быть программы любой длительности,даже программы проведения отдельных мероприятий или событий. Главное требование к таким программам — возможность быстро перестраивать их по ситуации, адаптировать к реальным условиям образовательной деятельности». Таким «рабочим документом» может стать «рабочая программа» педагога и специалиста дошкольного образования.
Таким образом структура рабочей программы определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом ДОУ.
При этом, на мой взгляд, обязательными компонентами рабочей программы педагога, в том числе педагога-психолога, должны стать:
- Пояснительная записка, включающая в себя цели, задачи, принципы формирования программы и характеристику особенностей развития детей.
- Планируемые результаты реализации Программы.
- Календарно-тематическое планирование;
- Содержание Программы;
- Контроль освоения детьми Программы;
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
- Материально-техническое обеспечение Программы;
- Учебно-методическое обеспечение Программы;
- Режим реализации Программы;
- Расписание занятий.
При этом отличия такой «рабочей программы» от традиционного календарного планирования заключается в следующем:
- Содержание вариативно и может быть изменено педагогом-психологом;
- Содержание учитывает особенности развития детей данной конкретной группы;
- Содержание отдельных занятий педагога-психолога с детьми объединено общим контекстом.
Таким образом, рабочая программа педагога, в том числе педагога-психолога, обязательна к разработке, так как является неотъемлемой частью основной образовательной программы и может являться основанием для оценки качества образовательного процесса. [1]
Для написания рабочей программы вы можете воспользоваться следующей литературой:
- Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения в ДОО
- Нищева Н.В. Рабочая программа педагога ДОО из опыта работы ФГОС ДО
Литература, используемая для написания статьи: Солнцева О.В., Склярова Ю.Р. Экспертиза качества рабочей программы педагогов дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие.
Источник: koroleva-marina.ru