Стандарты нового поколения, имеющие свое отражение и в среднем школьном звене, предполагают выпустить в жизнь подростка, способного адаптироваться социально и культурно за пределами школы, адекватно воспринимать изменяющиеся условия жизни, активно применить полученные знания и сформировавшийся опыт в дальнейшем.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.
Внеурочная деятельность | Про школу
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Дети в 5 классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
Психологу приходится решать непростые задачи: ему необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создавать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказывать помощь подростку в его саморазвитии, помогать педагогам и родителям находить позитивные точки соприкосновения со своими детьми и учениками.
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.
Урок 1. Основы проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Уроки общения» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Социальное». Курс занятий «Уроки общения» рассчитан для учащихся 5 классов. Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу в классе, что составляет 34 часа в год.
Направление данной программы – коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа способствует гармонизации отношений учащихся с окружающей средой. На занятиях они не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке. В программе коррекционно-развивающих занятий, разработанной для учащихся коррекционных классов, учтены особенности их психического и личностного развития, результаты мониторинга за прошлые годы, рекомендации ПМПК. Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в процессе включенности подростка в коррекционную деятельность, в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между ребятами и специалистом.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
– Учебный план МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска от 25.08.2015г. № 120/1
– Положение о разработке рабочих программ учебных предметных курсов, предметов, дисциплин (модулей), элективных курсов. Приказ от 27.08.2014г. № 86.- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»
– Положение о социально-психологической службе МОУ «СОШ № 62».Приказ№1231 от 28.08.15
Основные положения программы.
Цель. Помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития учащихся.
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.
3.Формировать позитивную моральную позицию подростка в социуме.
4.Побуждать подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к их обсуждению и анализу.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
- Формировать терпимость к мнению собеседника.
- Обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
- Развивать умение слушать и слышать своих собеседников.
- Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Общая характеристика курса. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает четыре основных компонента.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них
Предмет: социально – личностная сфера учащихся
Основное направление программы: социальное
Методы и формы работы: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; просмотр кинофильмов, спектакля;
– продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
– техники и приёмы саморегуляции;
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.
Методические рекомендации по реализации программы.
Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы.
В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.
Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– снижение уровня школьной тревожности;
– умение справляться с негативными эмоциями;
– стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;
– повышение уверенности в себе и своих возможностях;
– мотивация на саморазвитие;
– повышение коммуникативной компетентности;
– активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Обучающиеся должны научиться:
– преодолевать возникающие в учебе трудности;
– планировать свою деятельность;
– контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;
– подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;
– самостоятельно выполнять данное учителем задание;
– проявлять собственную активность в получение знаний;
– повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.
– позитивно относиться к своему «Я», адекватно воспринимать окружающий мир.
– отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
– адекватно вести себя в различных ситуациях
– различать и описывать различные эмоциональные состояния
– справляться со страхами, обидами, гневом
– уметь справляться с негативными эмоциями
– стремиться к изучению своих возможностей и способностей.
Метапредметными результатами реализации программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе, понимание необходимости самопознания и саморазвития и т.д.)
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я- концепции социальной роли ученика и т.д.)
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Регулятивные УУД:
- учиться контролировать свои чувства и эмоции в отношении учителя и одноклассников
- учиться оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их
- прогнозировать последствия своих поступков,
- определять и формулировать цели в совместной, коллективной работе
- учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе
- моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению
- учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его
- учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей
- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов
- развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.
Содержание тем программы
Упражнение «У кого игрушка»,
Методика «Моя вселенная»,
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Планирование по внеурочной работе 5 класс
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по внеурочной работе для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить планирование по внеурочной работе 5 класс.
- Все 41311
- Уроки 3253
- Презентации 5986
- Тесты 159
- Планирование 2770
- Мероприятия 20362
- Прочее 8781
- 2746 —>
- Дошкольникам 97 —>
- 1 класс 312 —>
- 2 класс 245 —>
- 3 класс 247 —>
- 4 класс 257 —>
- 5 класс 257 —>
- 6 класс 150 —>
- 7 класс 132 —>
- 8 класс 102 —>
- 9 класс 91 —>
- 10 класс 48 —>
- 11 класс 47 —>
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Lego — конструирование» имеет .
08.12.2022 Анастасия Викторовна Лукьянова 21 0
Актуальность программы: Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и .
27.10.2022 Сафина Татьяна Николаевна 93 1
Данный курс представлен на 2022-23 учебный год по обновлённым ФГОС.
21.11.2022 Косова Наталья Сергеевна 32 1
Технологическая карта внеурочного занятия по православной культуре на тему «Радостный старец. Преподобный Серафим Саровский». 5 класс.
07.09.2022 Курочкин Олег Вячеславович 60 1
Рабочая программа по кружку «Родное слово» для 5 — 9 клссов.
13.12.2022 Урамаева Альбина Бикмухаметовна 8 0
Программа баскетбол 3 на 3 реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 5-11 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандар.
23.08.2022 Стецун Иван Григорьевич 115 0
Рабочая программа внеурочной деятельности .
19.09.2022 Телегина Вера Васильевна 250 14
Программа курса внеурочной деятельности «Традиции Отечества «призвана обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры.
04.05.2022 Лукьянова Светлана Александровна 210 13
Рабочая программа внеклассной работы по курсу «Баскетбол»разработана в соответствии с требованием ФГОС ООО.Рекомендована учителям физической культуры.
07.01.2022 Павленко Олег Николаевич 156 0
Данная рабочая программа по воспитательной работе предназначены для обучающихся с нарушением интеллекта.
19.12.2021 Савельева Наталия Владимировна 149 0
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
23.01.2022 Цуканова Олеся Александровна 154 1
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего .
09.12.2021 Мамаева Татьяна Владимировна 385 5
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-9 классов.
01.09.2021 Васькова Дарья Сергеевна 235 3
Разработка тематических классных часов.Планироание.
17.08.2021 Логинова Ольга Михайловна 263 4
Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциона.
Источник: kopilkaurokov.ru
Внеурочная деятельность рабочая программа 5кл
Программа ориентирована на 102 учебных часов в год для учащихся 5 «Б» класса. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Программа включает в себя проведение аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий.
Актуальность внеурочной деятельности в классе.
Диагностические исследования:
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Каждый год проводятся большое количество анкет как среди учащихся, так и с родителями класса для определения заинтересованности родителями внеурочной деятельности в школе.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня в данном виде деятельности будут достигаться через форму социальной пробы (инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми).
Результаты второго уровня достигаются через КТД. Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».
Результаты третьего уровня достигаются через социально-образовательное проектирование. Это образовательная форма, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Задачи:
Ø расширение культурно-образовательного пространства;
Ø совершенствование социально-психологических отношений;
Ø формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
Ø дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Программа соответствует направленности: научно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической.
В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей . Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
2. Принцип преемственност и , заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
3. Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности , предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения . Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
5. Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности . Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику ЕАО (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал области, развитие физической культуры и спорта, пограничное расположение региона)
6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
7. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
8. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта , (УМК) используемого в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня ( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) : приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о христианском мировоззрении и образе жизни; правилах конструктивной групповой работы; о проектной деятельности, профориентационных по ряду профессий и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и обработка её; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе, о профилактике пожарной, террористической, детского дорожно-транспортного травматизма .
2. Результаты второго уровня ( формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) : развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня ( приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия) : школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Календарно-тематическое планирование
Направление воспитательной работы
Мероприятие
Форма проведения
Источник: znanio.ru
Внеурочная деятельность в 5 классе по ФГОС. Рабочая программа внеурочной деятельности
Что представляет собой внеурочная деятельность в 5 классе по ФГОС? Проанализируем предназначение данной работы, ее необходимость в образовательных учреждениях.
Начнем с того, что именно внеурочная деятельность в 5 классе по ФГОС осуществляется с целью формирования гармонически развитой личности. Она включает в себя различные виды деятельности: художественную, спортивную, интеллектуальную.
«Творчество в нашем доме»
Эта рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 10-11-летнего возраста. Срок ее функционирования — учебный год. Программа внеурочной деятельности: «5 класс. Творчество в нашем доме» может реализовываться на параллели пятых классов в любой общеобразовательной организации.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности создана для проведения занятий с учениками пятых классов во внеурочное время. Она в полном объеме соответствует требованиям новых федеральных стандартов общего образования.
Так как внеурочная деятельность в 5 классе по ФГОС направлена на выполнение социального заказа, при разработке программы основным ориентиром стало формирование гармонического синтеза познавательного, личностного, социального, коммуникативного развития подрастающего поколения. Особый акцент сделан на развитие у детей стремления к познанию семейных традиций, формированию уважительного отношения к людям старшего возраста, развитию трудовых навыков.
Методологическая основа
Внеурочная деятельность в 5 классе по ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, который предполагает активацию на средней ступени обучения художественной, творческой, эстетической, познавательной деятельности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей и потребностей.
Решаемые задачи
Занятия практической художественной деятельностью способствуют художественному воспитанию, помогают развивать творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения. Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность, обладающую определенными психофизическими особенностями, эмоциональными предпочтениями. Самореализоваться ему помогает внеурочная деятельность. В 5 классе история, литература, география, математика – те предметные области, в которых есть достаточно интересных направлений деятельности, которые могут стать базой для творческих проектов и исследований.
Благодаря освоению многочисленных технологических приемов при работе с новыми материалами, ребенок получает огромные возможности для творческого и интеллектуального роста. Он не только совершенствует имеющиеся умения и навыки, но и приобретает новые знания, что позитивно отражается на развитии коммуникабельности, инициативности, логического мышления, изобретательности.
Основные направления программы
В план внеурочной деятельности «5 класс. Творчество в нашем доме» включается духовно-нравственное формирование детей. В рамках предметного содержания создаются оптимальные условия для развития следующих качеств:
- патриотизма посредством изучения традиций своего народа;
- творческого и трудолюбивого отношения к жизни, учению;
- формирование правильных представлений о красоте природы, выразительности предметов, сделанных своими руками;
- бережного отношения к природным материалам, окружающей среде.
Помимо данного направления деятельности, в программе уделено внимание привитию пятиклассникам трудовых навыков и умений, специальных технологических знаний. Среди них можно упомянуть:
- интеграцию предметных сфер в формирование представления о целостности материального мира;
- развитие информационной грамотности современного ученика, формирование его коммуникативной компетентности;
- обучение планированию, контролю, оцениванию своих действий согласно поставленной цели;
- применение символических и знаковых средств предоставления сведений для построения моделей анализируемых процессов и объектов, решения практических заданий;
- овладение логическими приемами: анализом, синтезом, обобщением, аналогией, классификацией;
- формирование навыков построения причинно-следственных связей.
Этапы работы
Помогает решать все эти задачи в 5 классе информатика. Внеурочная деятельность будет эффективной лишь в том случае, когда она основывается на методических приемах и методах.
Сначала необходимо сформировать у ребенка навыки наблюдения. ОН анализирует увиденное изображение предмета, пытается понять, из каких материалов изготовлена поделка.
На следующем этапе школьник составляет план своих действий, продумывает методы и приемы, которыми он при этом будет пользоваться.
Организация деятельности
Задачей занятия является освоение нового приема, а не копирование поделки, показанной педагогом. Подобный подход способствует оптимальному учету возможностей каждого ребенка, так как можно упрощать (усложнять) задания.
Дети создают собственные изделия, внося определенные изменения в предлагаемый им образец, либо реализуют собственный замысел. Работа предполагает поиск новых материалов, что позволяет внедрять в программу элементы исследования.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек, что позволяет педагогу внедрять личностно-ориентированный подход во внеурочной деятельности.
Периодичность проведения занятий – два раза в неделю по часу (68 часов в год). Место проведения – мастерская по технологии.
Актуальность и новизна программы
Отдельное внимание уделено в программе формированию информационной культуры на базе правильного применения ИКТ. Для передачи учебной информации предлагаются разнообразные виды: выкройки, рисунки, чертежи, схемы. В занятия включаются такие задания, которые направлены на поиск новой информации в справочниках, словарях, книгах.
Совершенствование коммуникативной компетентности осуществляется путем получения опыта коллективной работы, формирования навыка ведения учебного диалога, развития самооценки.
Программа предполагает блочное строение, включает в себя несколько разделов. Главные содержательные линии направлены на воспитание познавательного интереса у школьников к разнообразным видам деятельности, формирование у подрастающего поколения некоторых профессиональных навыков.
Курс позволяет ребенку в полной мере понять возможности применения различных материалов в повседневной жизни. Благодаря прикладному творчеству, предлагаемому педагогом во внеурочное время, ребята обогащают свой внутренний мир, развивают коммуникативные навыки.
В программе предусмотрены тематические пересечения с математикой, биологией, географией, историей. Для создания собственных художественных образов ребята применят средства выразительности, освоенные ими на уроках изобразительного искусства.
Заключение
Как должна быть организована в образовательном учреждении внеурочная деятельность? «Математика: 5 класс – за рамками школьной программы» – такое название можно дать дополнительному курсу для ребят, которые увлекаются этой сложной и важной наукой, готовы решать примеры и задачи во внеурочное время. Помимо математики, во многих школах у пятиклассников есть возможность научиться играть в шашки или шахматы, организуются многочисленные спортивные секции, исследовательские клубы.
Модернизация системы образования, которая происходит в нашей стране, позитивно отразилась на организации свободного времени детей. Многие кружки, секции, творческие объединения, создаваемые на базе школ и центров дополнительного образования, предлагают свои услуги абсолютно бесплатно.
Источник: fb.ru