Владимир Путин подписал закон, по которому с 1 сентября преподаватели смогут использовать в работе типовые программы, а не писать собственные.
В законе указано, что при разработке основной общеобразовательной программы методисты, учителя и воспитатели могут использовать примерные учебные планы и рабочие программы учебных предметов, которые включены в примерную программу. В этом случае методическая документация не разрабатывается.
Образцы примерных рабочих программ уже можно посмотреть на сайте Института развития стратегии образования. По мере готовности на странице Института появятся и другие образцы.
Напоминаем, что недавнее исследование показало, что большое количество бумажной работы мешает профессиональному развитию учителей.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Юрьева Е.В. — Рабочая программа учителя как средство реализации требований ФГОС
Рабочая программа учителя
учебно-методическое пособие
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
- Структура курса
- Контроль реализации программы
- Календарно-тематическое планирование курса
- Уровни усвоения модуля.
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Планирование по модулям
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Список литературы (основной и дополнительной).
- Приложения к программе .
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Рабочая программа учителя: заставляем ее работать!
- Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
- Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
- Наличие признаков нормативного документа.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
- Конкретность представления элементов содержания образования.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
— полное наименование образовательного учреждения,
— гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
— название учебного курса, для изучения которого написана программа;
— указание параллели, на которой изучается программа;
— фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.
— кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы , на основе которой разработана рабочая программа.
— концепция (основная идея) программы;
— обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
— указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
— кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
— указание на место и роль курса в обучении;
— цели,задачи;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).
учебно-методический комплект и дополнительная литературеа (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично — дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
— общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
— логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
— система оценки достижений учащихся;
— инструментарий для оценивания результатов;
— приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов .
Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
Определяются обще учебные цели(компетенции) изучения курса .
Определяются предметно- ориентированные цели.
перечень основных модулей (разделов), тем и последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждого модуля( раздела) .
Контроль реализации программы
Стартовый и итоговый контроль( может быть вынесен в приложение к рабочей программе)
Перечень проверочных работ по модулям
Перечень практических, лабораторных работ
Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Комплект теоретических вопросов на конец года.
Календарно- тематическое планирование
Структурный элемент программы, включающий следующие элементы:
Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.
Перечень разделов
Тема урока
Сроки (дату) проведения . ( При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. Необходимое требование : совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.)
Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).
Вид контроля.
Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).
Уровни усвоения модуля.
Обязательный минимум содержания образования по предмету
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к:
— знаниям;
— умениям;
— компетенциям.
Планирование по модулям
Указываются основные модули ( разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля.
Перечень учебно-методического обеспечения
— методические и учебные пособия( в соответствии с Федеральным перечнем)
— оборудование и приборы;
— дидактический материал;
— др.
Список литературы (основной и дополнительной)
— литература, использованная при подготовке программы;
— литература, рекомендованная для учащихся;
— образовательные диски.
Приложения к программе
— основные понятия курса;
— списки тем рефератов;
— темы проектов:
— темы курсовых и творческих работ;
— примеры работ и т.п.;
— стартовый и итоговый контроль
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
- Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
- Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов , а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей . Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
- описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
- возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сообщить. » и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
- основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
- конечная система или комплекс знаний;
- перечень умений и навыков (способов деятельности);
- перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
- В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 Примерного положения о рабочей программе педагога (Приложение 1)).
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
- Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.
- Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
- его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
- отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
- полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
- информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
- целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.
Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки.
Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия . Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа учителя что это
- Главная
- АТТЕСТАЦИЯ
- Лист самооценки
- Рабочие программы
- Повышение квалификации
- Выступления и доклады
- Публикации
- Участие в конференциях и семинарах
- Конкурсы
- Достижения
- Участие в вебинарах
- Активность в сети
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа — документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.
Рабочая программа по математике для 6 класса
Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образование и ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И Жохова, А.С. Чеснокова, С.И Шварцбурда (М.: Мнемозина). Рассчитана на 6 часов в неделю.
Источник: lgportfolio.jimdofree.com