В учебном пособии в обобщенном виде изложен материал по проблемам научной организации деятельности преподавателя, проектирования, разработки и применения им современных технологий обучения, реализации в учебном процессе различных дидактических методов, форм и средств; дана характеристика форм обучения, теоретических и практических видов занятий. Особое внимание уделено вопросам подготовки преподавателя к учебным занятиям, методике их проведения и контроля усвоения знаний обучаемыми.
Подробно освещены вопросы обоснования сущности и содержания современных образовательных технологий, технологии организации различных видов учебной работы в вузе, их методического обеспечения.
Представленный в пособии материал позволит повысить уровень педагогической культуры, профессиональной компетентности аспирантов по организации образовательного процесса в высшей школе в соответствии с современными требованиями и сложившейся социокультурной ситуацией в стране.
Издание подготовлено коллективом авторов кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии.
Проектирование рабочей программы по технологии: отбор содержания и определение результатов обучения
Глава 1
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Модель деятельности преподавателя вуза
Деятельность профессорско-преподавательского состава как сложноорганизованной системы включает ряд составляющих, важнейшей из которых является непосредственная работа преподавателя, осуществляющего обучение и воспитание студентов в вузе.
Из вышеизложенного следует: для того чтобы деятельность педагога была эффективно реализована в учебном процессе, ее необходимо дополнить другими видами деятельности — работой по конструированию приемов и методов обучения, построению учебных предметов и подбору учебных средств, составлению учебных программ.
Преподавание в высшей школе — наука и искусство.
Это наука, в основе которой лежат знания о закономерностях восприятия и усвоения учебного материала, обеспечивающие процесс целенаправленного воспитания специалиста. Вместе с тем каждая лекция, каждое занятие неповторимы, их ход, эмоциональная окраска, средства, используемые в процессе работы преподавателя со студентами, зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать.
Начиная с 90-х гг. XX столетия и до настоящего времени изменения в социально-экономической и социокультурной ситуации в России накладывают отпечаток на реализацию антропологической функции педагога. Деятельность современного преподавателя вуза отличают следующие особенности:
- — ломка стереотипов, связанная с трансформацией содержания преподаваемых дисциплин (ценностные установки гуманитарных дисциплин резко изменились);
- — использование компетентностного подхода в подготовке специалистов;
- — переход к реализации уровневой профессионально-педагогической подготовки;
- — наличие балльно-рейтинговой системы и др.
Обучение в высшей школе можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, в результате которого у студента формируются определенные компетенции на основе его собственной активности.
Примерная рабочая программа по предмету как инструмент совершенствования общего образования
Дальнейшее развитие информатизации высшего образования требует переосмысления не только многих позиций в организации дидактического процесса — целей, содержания, методов, средств и форм обучения, но и «роли и места в нем его основных субъектов — педагогов и обучающихся» [1] . От профессиональной компетентности преподавателей и активной включенности в процесс обучения студентов во многом зависит повышение качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Это актуализирует ключевые вопросы, стоящие перед современной дидактикой высшей школы: кого учить? чему учить? как учить? кому учить?
Преподаватель создает для активной работы обучаемого необходимые условия, направляет ее в заданное русло, контролирует и предоставляет для нее нужные средства и информацию, т.е. управляет учебным процессом.
Задаче создания в вузе специальной профессионально ориентированной среды отвечает методика нормативно-функционального моделирования профессиональной деятельности специалиста (НФМС), предложенная В.В. Гусевым .
Интегральная модель специальной профессионально ориентированной обучающей среды включает в себя пять самостоятельных и в то же время
взаимосвязанных и взаимозависимых моделей: специалиста, учебной дисциплины, управления процессом обучения, обучающегося (студента) и обучающего (педагога) (см. рис.).
Модель специалиста (НФМС) (кого готовить?)
Рис. Интегральная модель специальной профессионально ориентированной обучающей среды
Модель специалиста (кого готовить?) отражает требования к фундаментальной, теоретической, специальной и прикладной подготовке, значимым профессиональным качествам выпускника вуза.
Модель учебной дисциплины (чему учить?) включает учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний, навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную емкость и дидактические требования: научность содержания, систематичность, последовательность обучения, наглядность и т.д. Она может быть реализована в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины.
Модель управления процессом обучения (как учить?) учитывает специфику реализации преподавателем дидактических возможностей разработанной им технологии обучения:
- — особенности метода обучения и педагогической теории, на которой он базируется;
- — соответствие способа подачи учебного материала требуемому дискретному уровню обучения;
- — набор стратегических возможностей технологии обучения: изменение темпа изучения и сложности предлагаемого учебного материала, учет индивидуальных характеристик обучающегося;
- — источник и вид управляющего воздействия данной технологии обучения как на весь учебный процесс, так и на каждого студента и др.
Названная модель может быть реализована как технологическая составляющая информационно-технологического обеспечения учебного процесса в виде соответствующей технологии обучения. Результатом проектирования и конструирования этой модели преподавателем является технологическая карта изучения учебной дисциплины.
Модель обучающегося (кого учить?) представляет собой определенный набор характеристик личности (психофизиологические и социальнопсихологические качества) студента, анализируемый и учитываемый преподавателем в педагогической деятельности.
Модель обучающего (кому учить?) учитывает личностные особенности самого преподавателя: профессиональные педагогические качества, глубину знания предметной области преподаваемой дисциплины, владение современными методами и технологиями обучения, информационную культуру и др. 1
Эффективность управления процессом обучения в вузе обеспечивается выполнением следующих требований: четкого формулирования целей обучения; установления исходного уровня (состояния) управляемого процесса; разработки программы действия, в которой предусматриваются основные переходные состояния процесса обучения; своевременного получения по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); переработки информации, полученной по каналам обратной связи; выработки и внесения в учебный процесс корректирующих воздействий.
Задача преподавателя — изменить состояние управляемого процесса и довести его до запланированного уровня. Управление процессом обучения предусматривает определение места каждого участника этого процесса, его функций, прав и обязанностей, а также создание благоприятных условий для наилучшего выполнения им своих задач.
Существенным компонентом работы педагога является понимание студента (учет состояния обучаемого) и понимание самого себя.
Понимание эмоционального состояния обучаемого (эмпатия) означает, что преподаватель готов стать на точку зрения студента и принять его внутреннюю позицию. Оно осуществимо при активном общении педагога с обучающимся.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что деятельность преподавателя должна быть прежде всего коммуникативной и диагностической.
См.: Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия спецсвязи России, 2004.
Профессионализм преподавателя вуза выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа рабочих ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, причем своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер.
Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают преподавателя к глубокому обобщению и систематизации изучаемого материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов.
Для эффективного выполнения педагогических функций преподавателю необходимо знание не только методологической структуры педагогической деятельности, но и из каких компонентов она состоит, какие педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества необходимы ему для ее реализации в учебном процессе.
Гностический компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение педагога строить и проверять гипотезы, учитывать, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает общекультурный уровень и уровень специальных знаний.
К общекультурным знаниям относится умение ориентироваться в вопросах искусства, литературы, религии, права, политики, экономики и социальной жизни, наличие увлечений и хобби. Узость кругозора ведет к односторонности личности и ограничивает воспитательную функцию преподавания.
Специальные знания включают знание своего предмета, а также педагогики, психологии и методики преподавания. И если предметные знания у преподавателей находятся, как правило, на достаточно высоком уровне, то знания по педагогике, психологии и методике преподавания представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают у себя недостаток вышеуказанных познаний, лишь немногие занимаются их углублением.
Важной составляющей гностического компонента является также способность приобретать новые знания.
Если гностический компонент составляет основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого педагогического мастерства являются конструктивный и проектировочный компоненты педагогической деятельности, так как от них зависит эффективность других знаний, которые могут остаться не использованными.
Проектировочный компонент обеспечивает стратегическую направленность педагогической деятельности. Он проявляется в умении преподавателя ориентироваться на конечную цель обучения, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации обучаемых, планировать образовательный процесс, учитывая место данной дисциплины в учебном плане, определяя ее взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Такие способности развиваются у преподавателя лишь с опытом профессиональной деятельности.
Конструктивный компонент обеспечивает реализацию тактических целей. Он проявляется при структурировании учебных дисциплин, подборе конкретного содержания для отдельных разделов и глав, а также при выборе форм проведения занятий, широко используется при подборе различных способов стимуляции обучающихся, при управлении их познавательной деятельностью, эмоциональным фоном занятия и установлении (поддержании) определенного типа отношений между преподавателем и обучающимися. Например, отношений «по вертикали» (управляющий-управляе-мые) и «по горизонтали» (сотрудничество и взаимопомощь).
Организаторский компонент отражает способности преподавателя к организации учебного процесса, и самоорганизации своей деятельности. Он долгое время был недостаточно востребован, поскольку условия подготовки специалистов в вузах и формы их обучения на протяжении длительного времени были неизменными. В настоящее же время ситуация в системе образования коренным образом изменилась. Поэтому организаторский компонент получил такое же развитие, как и другие.
Коммуникативный компонент определяет способности преподавателя к общению — налаживанию контактов с аудиторией и коллегами, передаче информации (смыслов), установлению и поддержанию отношений. Через этот компонент в деятельности педагога проявляются все остальные компоненты.
Таким образом, педагогическая деятельность по своей структуре является сложноорганизованной системой, которая объединяет деятельность преподавателя, непосредственно обучающего студентов в вузе, деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения, а также осуществляющего построение учебных предметов и подбор учебных средств, деятельность программирования и составления учебных программ для подготовки соответствующих специалистов. По своему характеру она является управляющей, коммуникативной, диагностичной и творческой.
- [1] Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия спецсвязи России, 2004. 2 См.: Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Источник: bstudy.net
Рабочая программа по элективному курсу «Технология профессионально-ориентированного перевода» для 8-9 классов
Элективный курс является практико-ориентированным и направлен на изучение иноязычной и родной культуры и посредством английского языка, формирование умений понимать английскую речь и рассказывать о себе и своей стране на английском языке. Курс предполагает углубление знаний по основным разделам лексики, фразеологии и грамматики английского языка, развитие навыков устной и письменной речи.
Толстикова Ирина Сергеевна, ГБОУ РО «Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус»
Описание разработки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Технология профессионально — ориентированного перевода» является частью компонента образовательного учреждения в учебном плане и основной образовательной программе ГБОУ РО кадетской школы — интерната «Шахтинский Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус» 2014 — 2015 учебного года; составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по иностранному языку (05. 03.
2004г. № 1089), с учетом основных требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (17. 12. 2010г. № 1897) на основе методических рекомендаций к элективным курсам Минобрнауки России от 4 марта 2010г. № 03 — 413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; рассмотрена на заседании методического совета учреждения (протокол № 1 от 30. 08. 2014г).
Место курса в базисном учебном (образовательном) плане
Обучение технологии профессионально — ориентированного перевода происходит в два этапа: 8 — 9 классы и 10 — 11 классы. Согласно региональному примерному учебному плану (приложения 5 к приказу Министерства Образования Ростовской области от 30. 04. 2014 № 263) и учебному плану учреждения элективный курс рассчитан на 1 час в неделю, что составляет в год 35 часов в 8 классе, 34 часа в 9 классе.
Общая характеристика учебного курса
В связи с повышением роли английского языка как основного средства в достижении межнационального общения и освоения современных технологий, отмечается тенденция к росту числа обучающихся, желающих достичь прогресса в овладении иноязычной коммуникативной компетенцией. Будучи инструментом культуры, язык выполняет воспитательную функцию, формируя личность человека через заложенные в нем видение мира, менталитет, отношение к людям и т. д. , то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Элективный курс «Технология профессионально — ориентированного перевода» является практико — ориентированным и направлен на изучение иноязычной и родной культуры и посредством английского языка, формирование умений понимать английскую речь и рассказывать о себе и своей стране на английском языке. Курс предполагает углубление знаний по основным разделам лексики, фразеологии и грамматики английского языка, развитие навыков устной и письменной речи.
Тесная взаимосвязь английского языка, русского языка и литературы, и предметов краеведческого характера (истории донского казачества и основ православной культуры) ведет к полноценному восприятию обучающимися учебного материала, позволяет реализовать региональный компонент Государственного образовательного стандарта, развивать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся с учетом их интересов, потребностей и жизненных перспектив.
Основная цель курса – освоение азов переводческой деятельности. Для достижения поставленных целей в рамках данного курса выделяются приоритетные задачи:
- развивать практические умения и навыки устного и письменного перевода с английского на русский и с русского на английский языки с аудио — и печатных носителей;
- развивать практические умения грамотно формулировать, максимально точно и ярко, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к литературному языку, передавать информацию о прочитанном или услышанном;
- развивать умения анализировать информацию;
- на основе полученной информации выражать свое отношение к проблеме, высказывать мнение, строить суждение, делать вывод;
- активизировать познавательные способности обучающихся, развивать их личностные качества и творческий потенциал
- развивать умение достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая трудности
- воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям англоязычных стран
- воспитывать потребность в личном и профессиональном самоопределении
Тематическое планирование:
Весь материал – смотрите документ.
-82%
Источник: videouroki.net
Профессионально-педагогические технологии
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)
составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.
Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 06.04.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1. Цели освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины: подготовка выпускника способного создать условия для реализации педагогических технологий, а также осуществление инновационной преподавательской деятельности в сфере профессионального обучения. Задачи: — усвоение базовых знаний за счет универсального их использования в учебно-воспитательных ситуациях; — самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации; — приобретение коммуникативных, исследовательских умений в групповой работе; — научиться логике деятельности; — на конкретном практическом материале курса выявление проблем системного мышления; — использовать опыт обучаемого в педагогическом проектировании; — умение разрабатывать и выполнять учебные проекты. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-2: Способен использовать современные профессионально-педагогические технологии, формы, средства и методы профессионального обучения и диагностики в процессе организации изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик | |
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
Иметь представление об алгоритмах педагогического воздействия и взаимодействия нескольких психолого-педагогических технологий; проектировании педагогической среды; педагогического процесса и педагогических ситуаций | |
Уметь: | |
Знать: — модели обучения; — современные педагогические технологии, их назначение и особенности; — виды учебных проектов; — отечественные и зарубежные технологии проектного обучения; -систему действий педагога и учащихся при разработке проектов; — задачный подход как технологическую основу целостного педагогического процесса Уметь: — пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; — обосновывать решение о выборе методов работы; — ставить проблемы в научно-исследовательской деятельности; — моделировать производственные ситуации с максимальным приближением к реальным условиям будущей профессиональной деятельности; — высказывать аргументированную точку зрения и приводить доказательства в технологиях проектного обучения; |
|
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
Владеть: — целеполаганием индивидуальных и групповых проектов; — научно-вспомогательной деятельностью в составе группы; — привлечением инновационных методов; — аналитическим представлением результатов исследовательской работы; — навыками организации коммуникативно-диалоговой деятельности; — составлением рефератов и библиографических списков; — оформлением проектной документации |
Раздел 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий | ||||||
1.1. | Назначение и особенности педагогических технологий. Модели обучения | Лекции | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Разработка проекта использования одной из изученных технологий (например: дизайн — бюро расписаний) | Практические | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Составление реферата «Развитие и творческих умений» | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Сущность и особенности основных педагогических технологий | ||||||
2.1. | Характеристика основных педагогических технологий | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Средства технического обеспечения традиционной формы обучения | Практические | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Педагогические технологии авторских школ | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Моделирование дизайн — образования | Практические | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса | ||||||
3.1. | Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология решения педагогических задач | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Разработать план проведения учебной дисскуссии по какой — либо социально — педагогической ситуации | Практические | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Составление конспекта «Формы организации коллективной деятельности» | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Проектирование педагогических систем | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Разработать опорную схему — конспект по любой теме какого — либо курса | Практические | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Составление конспекта «Отличительные особенности современных информационных технологий» | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Проектирование педагогического процесса | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.8. | Проектирование педагогических ситуаций | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.9. | Составление конспекта «Проблемное обучение» | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
3.10. | Проектирование педагогических ситуаций | Лекции | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.11. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сластенин В.А. | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: | Издательство Юрайт, 2017 | https://www.biblio-online.ru/book/tehnologiya-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-v-vysshey-shkole-438216 |
Л1.2 | Плаксина И.В. | Интерактивные образовательные технологии: | Издательство Юрайт, , 2017 | https://www.biblio-online.ru/book/interaktivnye-obrazovatelnye-tehnologii-434374 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щуркова Н.Е.- | Педагогические технологии: | Издательство Юрайт, , 2017 | https://www.biblio-online.ru/book/pedagogicheskie-tehnologii-438184 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Виды педагогических технологий | http://si-sv.com/publ/1/vidy_ped_tekhnologij/14-1-0-512 | ||
Э2 | Определения педагогической технологии | http://bank.orenipk.ru/Text/t10_228.htm | ||
Э3 | Информационно-методический центр образования | http://www.imc-new.com/teaching-potential/teaching-technologies/264-2011-10-05-10-59-59 | ||
Э4 | Эл.курс в системе Moodle | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8930 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная — информационная система «Гарант» — http://ivo.garant.ru |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Источник: www.asu.ru