Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии (специальности) среднего профессионального образования ___ 100401 «Туризм» ________________________
(код и наименование профессии(специальности)
с учетом примерной программы учебной дисциплины «____________________», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (заключение № ________ от «____»________20__ г.).
(указывается при наличии разработанной примерной программы)
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
Фамилия И.О., подпись
Разработчики программы: _____ Цыганова С.А., преподаватель ____________
Фамилия И.О., должность, подпись
Фамилия И.О., должность, подпись
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
Фамилия И.О., должность, подпись
Рецензент: ______ Брускова Р.Я., преподаватель _________
Фамилия И.О., должность, подпись
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 Туризм (по отраслям).
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ПМ.03 «Предоставление туроператорских услуг».
Область применения программы: программа профессионального модуля — является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм (базовой подготовки), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Предоставление туроператорских услуг и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
ПК 3.2. Формировать туристский продукт.
ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.
ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
Программа профессионального модуля может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 43.02.10 Туризм всеми образовательными учреждениями профессионального образования на базе основного общего образования.
- Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
∙ проведения маркетинговых исследований и создания базы данных по туристским продуктам;
Организационные основы туристской индустрии
∙ планирования программ турпоездок, составления программ тура и турпакета;
∙ предоставления сопутствующих услуг;
∙ расчета себестоимости услуг, включенных в состав тура, и определения цены турпродукта;
∙ оценивания эффективности развития регионального туризма;
∙ взаимодействия с турагентами по реализации турпродукта;
∙ работы с российскими и иностранными клиентами и агентами по продвижению турпродукта на рынке туристских услуг;
∙ планирования рекламной кампании, проведения презентаций, включая работу на специализированных выставках;
∙ проведения маркетинговых исследований;
∙ составления стратегия брендинга;
∙ осуществлять маркетинговые исследования, использовать их результаты при создании туристского продукта и для переговоров с турагентствами;
∙ проводить анализ деятельности других туркомпаний;
∙ работать на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации;
∙ обрабатывать информацию и анализировать результаты;
∙ налаживать контакты с торговыми представительствами других регионов и стран;
∙ работать с запросами клиентов, в том числе и иностранных;
∙ работать с информационными и справочными материалами;
∙ составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов;
∙ составлять турпакеты с использованием иностранного языка;
∙ оформлять документы для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам;
∙ оформлять страховые полисы;
∙ вести документооборот с использованием информационных технологий;
∙ анализировать и решать проблемы, возникающие во время тура, принимать меры по устранению причин, повлекших возникновение проблемы;
∙ рассчитывать стоимость проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания;
∙ рассчитывать себестоимость турпакета и определять цену турпродукта;
∙ работать с агентскими договорами;
∙ использовать каталоги и ценовые приложения;
∙ консультировать партнеров по турпродуктам, оказывать помощь в продвижении и реализации турпродукта;
∙ работать с заявками на бронирование туруслуг;
∙ предоставлять информацию турагентам по рекламным турам;
∙ использовать различные методы поощрения турагентов, рассчитывать для них комиссионное вознаграждение;
∙ использовать эффективные методы общения с клиентами на русском и иностранном языках;
∙ формировать конкурентоспособные бренды в туризме;
∙ оценивать эффективность развития регионального туризма;
∙ виды рекламного продукта;
∙ правила работы на выставках, методы анализа результатов деятельности на выставках;
∙ способы обработки статистических данных;
∙ методы работы с базами данных;
∙ методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению и регионоведению, местам и видам размещения и питания, экскурсионным объектам и транспорту;
∙ планирование программ турпоездок;
∙ основные правила и методику составления программ туров;
∙ правила оформления документов при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями;
∙ способы устранения проблем, возникающих во время тура;
∙ методики расчета стоимости проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания;
∙ методики расчета себестоимости турпакета и определения цены турпродукта;
∙ основные формы работы с турагентами по продвижению и реализации турпродукта;
∙ правила бронирования туруслуг;
∙ методику организации рекламных туров;
∙ правила расчетов с турагентами и способы их поощрения;
∙ основы маркетинга и методику проведения маркетинговых исследований;
∙ технику проведения рекламной кампании;
∙ методику формирования содержания и выбора дизайна рекламных материалов;
∙ техники эффективного делового общения, протокол и этикет;
∙ специфику норм общения с иностранными клиентами и агентами;
∙ процесс управления туристским брендами;
∙ теоретические аспекты функционирования туризма в регионе.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 312 ч, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 204 ч; самостоятельной работы обучающегося — 108 ч; учебной практики – 36 ч, производственной практики – 108 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Источник: nsportal.ru
Технология и организация туроператорской деятельности
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
составлена на основании учебного плана:
43.02.10 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа
Протокол от 25.03.2022 г. № 03
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.
Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна
1. Цели освоения дисциплины
Изучение студентами организационно-управленческих основ туроператорской деятельности Создание у студентов целостного представления о принципах организации обслуживания туристов, методах анализа туристского рынка для эффективной разработки (проектирования) туристского продукта, условиях внедрения новых технологий, ориентированных назапросы потребителя Формирование у студентов знаний, умений и навыков в области технологии и организации туроператорских услуг,необходимых для успешного применения современных концепций и технологий в сфере своей профессиональной деятельности на практике |
2. Место дисциплины в структуре ППСЗ
Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.03 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Раздел 1. МДК 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности | ||||||
1.1. | Основы туроператорской деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ОК 1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Организационно-финансовые и административные требования к обеспечению деятельности туроператоров. | Лекции | 3 | 2 | ОК 1, ПК 3.2, ПК 3.4 | Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Анализ российского реестра туроператоров. | Практические | 3 | 2 | ОК 5, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Проектирование туристских услуг. | Лекции | 3 | 2 | ОК 2, ПК 3.2 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Заполнение технологической карты маршрута путешествия. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК 1, ОК 2, ПК 3.2 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Составление информационного листка к туристскому маршруту | Практические | 3 | 2 | ОК 2, ОК 5, ПК 3.2 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Технология разработки туристского продукта. | Лекции | 3 | 2 | ОК 9, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.8. | Составление проекта программы обслуживания туристов на автобусном туре. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК 6, ОК 7, ПК 3.1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.9. | Обеспечение безопасности и качества туристского продукта. | Лекции | 3 | 2 | ОК 4, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.10. | Контрольная домашняя работа №1 | Сам. работа | 3 | 8 | ОК 1, ОК 2, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Тест №1 | Сам. работа | 3 | 2 | ОК 5, ПК 3.2 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Организация работы с поставщиками и партнерами. | Лекции | 3 | 2 | ОК 3, ПК 3.4 | Л2.3, Л1.1 |
1.13. | Определение поставщиков услуг для организации горнолыжного и конгрессного туров. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК 3, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.14. | Схемы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний. | Лекции | 3 | 2 | ОК 9, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.15. | Расшифровка авиабилета. | Практические | 3 | 2 | ОК 2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.16. | Договорные отношения туроператора с гостиницами и предприятиями питания. | Лекции | 3 | 2 | ОК 4, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.17. | Решение ситуационных задач на теме «Договорные отношения с гостиничными предприятиями». | Практические | 3 | 4 | ОК 4, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.18. | Процесс ценообразования на туристский продукт. | Лекции | 3 | 2 | ОК 2, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.19. | Расчет стоимости турпродукта по заданным показателям. | Практические | 3 | 6 | ОК 2, ОК 3, ПК 3.3 | Л2.3, Л1.1 |
1.20. | Контрольная домашняя работа № 2 | Сам. работа | 3 | 6 | ОК 4, ОК 7, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Организация работы туроператора с турагентом | Лекции | 3 | 2 | ОК 1, ПК 3.4 | Л2.3, Л1.1 |
1.22. | Анализ агентских соглашений разных туроператоров | Сам. работа | 3 | 6 | ОК 9, ПК 3.4 | Л2.3, Л1.1 |
1.23. | Тест № 2 | Сам. работа | 3 | 2 | ОК 5, ПК 3.2, ПК 3.4 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Продвижение турпродукта на рынок | Лекции | 3 | 2 | ОК 1, ПК 3.1 | Л2.3, Л1.1 |
1.25. | Анализ популярных электронных порталов по туризму. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК 5, ПК 3.1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.26. | Изучение каталогов и ценовых предложений различных туроператоров (электронных и бумажных. | Практические | 3 | 6 | ОК 1, ПК 3.1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.27. | Контрольная работа № 3 | Сам. работа | 3 | 6 | ОК 3, ОК 4, ПК 3.1 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.28. | Прием иностранных туристов в России. | Лекции | 3 | 2 | ОК 1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.29. | Составление программы экскурсионного обслуживания по маршруту в России для зарубежных туристов (по разным регионам страны). | Сам. работа | 3 | 8 | ОК 5, ОК 6, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.30. | Изучение номенклатуры туристских центров и достопримечательностей России. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК 1, ПК 3.2 | Л2.3, Л1.1 |
1.31. | Изучение номенклатуры туристских центров и достопримечательностей России. Работа с видеоматериалами. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК 1, ПК 3.2 | Л1.1 |
1.32. | Проект по разработке нового туристского продукта. | Сам. работа | 3 | 31 | ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.33. | Работа над рефератом по теме «Актуальные тенденции и проблемы туристской отрасли», используя Вестник Национальной академии туризма | Сам. работа | 3 | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 3.1 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.34. | Защита рефератов по теме «Актуальные тенденции и проблемы туристской отрасли» (на основе статей Вестника Национальной академии туризма) | Практические | 3 | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 3.1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.35. | Работа над проектом по разработке нового туристского продукта | Сам. работа | 3 | 24 | ОК 1, ОК 2, ОК 5, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.36. | Промежуточная аттестация.Экзамен | Практические | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.В.Емелин | Технология и организация туроператорской деятельности: учебное пособие для СПО | Москва: Юрайт, 2020 | https://urait.ru/viewer/tehnologiya-i-organizaciya-turoperatorskoy-deyatelnosti-466298#page/1 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вестник Национальной академии туризма: Научный журнал | Межрегиональная общественная научно-просветительская организация Национальная академия туризма, 2021 | https://www.elibrary.ru/contents.asp?titleid=25706 | |
Л2.2 | М.Д. Сущинская | Культурный туризм: учебное пособие для СПО | Юрайт, 2018 | https://urait.ru/book/kulturnyy-turizm-415293 |
Л2.3 | Бугорский, В. П | Организация туристской индустрии. Правовые основы : : учебное пособие для СПО | Юрайт, 2018 | https://urait.ru/book/organizaciya-turistskoy-industrii-pravovye-osnovy-414986 |
Л2.4 | Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал | Москва, 2018 | https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26229 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс Moodle МДК 03.01 «Технология и организация туроператорской деятельности»(43.02.10 Туризм Индюкова М.А.) | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6160 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
OC Windows Приложения MS Office 7-Zip Acrobat Reader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
308Н | кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности — учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» — помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
102Н | гостиничный номер (стандарт с двумя кроватями); учебный бар-ресторан; учебный (тренинговый) офис; учебная (тренинговая) фирма по предоставлению туристских услуг (турфирма) — учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Кровать одноместная – 2 ед.; прикроватная тумбочка – 2 ед.; настольная лампа; бра – 2 ед.; мини – бар; стол; кресло – 2 ед.; стул – 2 ед.; зеркало; шкаф; кондиционер; телевизор; гладильная доска; утюг; пылесос; унитаз; раковина; зеркало в ванной комнате; одеяло – 4 ед.; подушка – 6 ед.; покрывало – 2 ед.; комплект постельного белья – 4 комплекта; шторы; ковер; укомплектованная тележка горничной; ершик для унитаза; ведерко для мусора; держатель для туалетной бумаги; стакан; полотенце для лица – 2 ед.; полотенце для тела – 2 ед.; полотенце для ног – 2 ед.; салфетка на раковину 2 упаковки; наборы для гостиницы (гель, шампунь, мыло, зубной набор); Блендер; кофемашина; льдогенератор; машина посудомоечная; комплекты стеклянной посуды; скатерть столовая; салфетки столовые – 6 ед.; салат-бар;Стол — 2 ед.; глобус; МФУ; ноутбук; каталоги. |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для подготовки доклада с презентацией
Требования к докладу. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи). Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут быть приняты преподавателем в виде зачетных работ. После выступления докладчик и содокладчик, если таковой имеется, должны ответить на вопросы слушателей.
Подготовка выступления Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).
2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста и электронной презентации.
5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.
6. Репетиция, т.е. произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Общая структура доклада Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление. Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема). Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет)
Основная часть. Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала для выступление должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение. Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные практические рекомендации. Требования к оформлению доклада. Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7 -10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом).
Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения.
Не редко, перед выступлением докладчик испытывает волнение, что, несомненно может повлиять на успешность выступления. Самый надежный способ справиться с волнением перед докладом — это хорошо подготовится, прорепетировать выступление накануне. Необходимо выучить текст доклада наизусть и произнести доклад 2-3 раза с одновременной демонстрацией слайдов.
Проследить, чтобы время доклада не превышало 7 — 10 минут. Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете комментировать слайды презентации. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада.
Источник: www.asu.ru
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
Раскрытие информации об образовательной организации в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство просвещения РФ
Источник: donstu.ru