Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует
обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Рабочая программа воспитания в ДОО
- Пояснительная записка
Кроме того, учтены концептуальные положения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и используемой в ДОУ примерной общеобразовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014).
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад «131» комбинированного вида, основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ( Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей среднего возраста Содержание образовательной программы определяется возможностями образовательного учреждения и образовательными запросами основных социальных заказчиков – родителей воспитанников (или их законных представителей), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Социальный паспорт средней группы
Рабочая программа воспитания в ДОО требования ФЗ и практика реализации
Общее количество детей в группе
Из них мальчиков
Количество полных семей
Количество неполных семей
Количество детей с опекаемыми детьми
Количество многодетных семей
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе.
У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования, Примерной основной образовательной Программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы и подходы к реализации программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС, Примерной основной образовательной программы
- Поддержка разнообразия детства.
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Позитивная социализация ребенка
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество группы с семьей
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей.
- Индивидуализация дошкольного образования
- Возрастная адекватность образования
- Развивающее вариативное образование
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей примерной общеобразовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры освоения программы
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений , опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и
организационных форм дошкольного образования;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;
5)представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне ДОУ.
В группе предусмотрена диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе. Система диагностики сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом.
Наблюдение за совместной игрой, совместной продуктивной деятельностью
Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Наблюдение за продуктивной деятельностью
Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Наблюдение в ходе НОД, беседы с детьми
Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие»
Итоговый НОД по познавательной деятельности
Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Познавательное развитие»
Процедура педагогической диагностики.
1 шаг. Педагоги совместно изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели позволяют составлять педагогу схемы наблюдений за детьми.
2 шаг. Педагоги коллегиально, под руководством заведующего, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого, низшего. Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.
3 шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.
У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Социально- коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
– развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
– развития игровой деятельности;
– развития компетентности в виртуальном поиске.
Методы социально-коммуникативного развития
I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок.
- Решение маленьких логических задач, загадок.
- Приучение к размышлению, логические беседы.
- Беседы на этические темы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
- Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов.
- Задачи на решение коммуникативных ситуаций.
- Придумывание сказок.
II группа методов: создание у детей практического опыта.
- Приучение к положительным формам общественного поведения.
- Показ действий.
- Пример взрослого и детей.
- Целенаправленное наблюдение.
- Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд).
- Разыгрывание коммуникативных ситуаций.
Способы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей
осуществляемая в ходе режимных моментов
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа образования детей 4-5 лет
Рабочая программа образования детей средней группы в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО.
Рабочая программа образования — один из основных документов педагога. Рабочая программа образования детей обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Структура рабочей программы образования детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы образования.
1.3. Принципы реализации рабочей программы и организации образовательного процесса.
1.4. Планируемые результаты освоения программы в среднем дошкольном возрасте (к пяти годам).
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности в средней группе по образовательным областям.
2.2. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы образования детей 4-5 лет.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
3. Организационный раздел.
3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы.
3.2. Режим дня, планирование образовательной деятельности (сетка занятий).
3.3. Примерное распределение тем в течение года в средней группе (4-5 лет).
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
3.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в средней группе.
3.6. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.
Красным цветом в тексте выделены разделы, которые педагоги заполняют самостоятельно, опираясь на анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребности детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Данная рабочая программа не содержит перспективного планирования образовательной деятельности, так как пока нет рекомендаций по использованию учебно-методических комплектов.
Ознакомьтесь с фрагментом рабочей программы образования детей 4-5 лет
Источник: planfopdo.ru
Рабочая программа средняя группа
Оценить
3070 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район
протокол от 31.08.2017 № 1
г. Ейска МО Ейский район
от 31.08. 2017г. № 179 — ОД
____________ Картава Т.В.
организации деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя группа общеразвивающей направленности
на основе основной общеобразовательной — образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район
срок реализации программы (учебный год) – с 01.09.2017 г. по 31.08.2018 г., одногодичная
Воспитатели: Шевцова С.А
Содержание Программы
I . Целевой раздел Программы
Пояснительная записка
Цель обязательной части Программы.
Задачи обязательной части Программы.
Задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые характеристики особенностей развития детей
Возрастные особенности детей
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми Программы
Планируемые результаты при решении задач, формируемой участниками образовательных отношений (с учетом программ части, формируемой)
II . Содержательный раздел Программы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти областях
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Особенности работы образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III .Организационный раздел Программы
Особенности организации образовательного процесса
Модель воспитательно-образовательного процесса
План образовательной деятельности (учебный план)
План реализации парциальных программ
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды (с учетом части, формируемой участниками образовательных отношений)
Перечень используемых программ и методических пособий (с учетом части, формируемой участниками образовательных отношений).
Приложение 1 «Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям»
Приложение 2 «Перспективный план работы с родителями»
Приложение 3 «Комплексы утренней гимнастики»
Приложение 4 «Комплексы гимнастики после сна»
Приложение 5 «Чтение художественной литературы»
Приложение 6 « Перспективный план по ОБЖ»
Приложение 7 « Воспитание КГН»
Приложение 8 « Трудовая деятельность»
Приложение 9 « Игровая деятельность»
Приложение 10 «Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности»
Приложение 11 «Конспекты»
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей в средней группе (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район, с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4-5 лет с учетом возрастных индивидуальных особенностей по основным образовательным областям –физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 4–х до 5лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.
Учебно-образовательный процесс строится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, (2014 г.).
Используются парциальные программы:Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2015г./ фронтально, С.Н. Николаевой, Юный эколог, Москва, Мозаика — Синтез, 2016 г./ фронтально; В.В. Новиковой «Математика в детском саду» Москва, Мозаика — Синтез, 2015 г./ фронтально, Л.В.
Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»,Москва, ТЦ «Сфера» 2012г./фронтально,И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, программа «Ладушки», Праздник каждый день, Санкт-Петербург, Композитор, 2010 г./фронтально.
Цель реализации Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи реализации Программы:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4 до 5 лет.
Задачи части, формируемые участниками образовательных отношений Задачи:
— реализовать региональный компонент через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края и города Ейска (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта); — формирование основ экологического мировоззрения и культуры; формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой; формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края; расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе; развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
— создать условия для развития творческой активности детей и эмоциональной сферы через все виды музыкальной деятельности.
С целью формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, в группах среднего дошкольного возраста парциально используется программа для решения следующих задач:
— учить создавать множества из разных по качеству элементов, разбивать их на части и воссоединять их; учить считать до 10, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10; познакомить с цифрами от 0 до 9;
-учить сравнивать два предмета по величине;
-познакомить с овалом, дать представление о четырехугольнике, развивать умение анализировать предметы по форме;
-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, учить ориентироваться на листе бумаги;
-дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Конструктивно-модельная деятельность осуществляется через решение следующих задач:
-приобщение к конструированию; совершенствовать конструктивные умения;
-учить анализировать образец постройки, выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме;
-учить самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции;
-учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала;
-обучать конструированию из бумаги;
-приобщать к работе с природным материалом.
Основные цели и задачи формирования у дошкольников среднего возраста основ безопасности предполагают:
— Безопасное поведение в природе (формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; формировать понятие «съедобное», « несъедобное», « лекарственные растения»; знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.).
— Безопасность на дорогах (продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта»; знакомить с различными видами городского транспорта их назначении; знакомить со знаками дорожного движения; формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте).
— Безопасность собственной жизнедеятельности (знакомить с правилами безопасного поведения во время игр; знакомить с назначением и правилами пользования бытовыми электроприборами; знакомить с правилами езды на велосипеде; знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми).
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействиявзрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края.
6. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
8. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
9. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Программа предполагает за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
Характеристики особенностей развития детей
Общие сведения о коллективе детей, родителей (законных представителей):
общее количество детей
количество мальчиков
количество девочек
Источник: www.prodlenka.org