Статья посвящена анализу предмета и задач учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка», преподаваемой в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ
Текст научной работы
Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» (далее – «ТСП») в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации представлена как обособленная учебная дисциплина и выступает в качестве одной из главных составляющих профессионального мастерства сотрудника ОВД [1, с. 83].
Предмет упомянутой дисциплины включает в себя теоретическую подготовку личного состава органов внутренних дел по применению нормативно-правовых актов, которые регламентируют:
- порядок несения службы;
- пределы допустимости правовых ограничительных мер и тактических приемов при исполнении служебных обязанностей;
- организацию и проведение специальных операций.
Главной целью дисциплины «ТСП» является формирование готовности будущего специалиста к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, пресечению и предупреждению различного рода противоправных деяний, силовой защите законодательных установлений.
Вебинар на тему: «Специальная подготовка в текущих реалиях»
При изучении дисциплины у курсантов и слушателей должны сформироваться высокие морально-боевые качества и развиться тактическое мышление. Они обязаны приобрести устойчивые навыки выполнения функциональных обязанностей командиров подразделений, действуя при этом самостоятельно, с разумной инициативой и творческим подходом. Быть способными решать служебные задачи при любых условиях и обстоятельствах.
ТСП наиболее полно обеспечивает комплексное обучение сотрудников ОВД умелым и слаженным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в условиях, максимально приближенных к действительности, где вырабатываются высокое профессиональное мастерство, морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость [2, с. 46].
Также дисциплина «ТСП» предполагает изучение сотрудниками ОВД основ применения и использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, действий в различных, в том числе экстремальных условиях.
Основу тактико-специальной подготовки составляет непосредственно тактическая подготовка, которой подчинено изучение других предметов боевой подготовки. Тактико-специальная подготовка соединяет в единый комплекс знания, умения и навыки, приобретенные курсантами и слушателями на занятиях по огневой, физической, инженерной подготовке, радиационно-химической, биологической защите, специальной топографии и другим [3, с. 126].
Практическую деятельность ОВД, связанную с обеспечением общественной безопасности при чрезвычайной обстановке, принято называть специальной деятельностью. Именно теория и практика специальной деятельности органов внутренних дел ии являются предметом ТСП.
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих как предмет анализа
ТСП — комплекс специальных учебных дисциплин, которые изучают теорию и практику оперативно-служебной деятельности ОВД в условиях чрезвычайной обстановки.
Целью ТСП является обучение личного состава органов внутренних дел эффективным действиям при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях [4, с. 8].
В соответствии с действующим законодательством, задачи ОВД в условиях чрезвычайной обстановки заключаются в следующем:
- участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
- освобождение заложников;
- ликвидация банд;
- участие в предупреждении и подавлении вооруженных мятежей;
- участие в пресечении захвата важных объектов;
- пресечение массовых беспорядков;
- участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, которые исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы;
- участие в пресечении террористических актов на объектах, которые обслуживаются органами внутренних дел;
- участие в освобождении заложников в учреждениях, которые исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы;
- розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников, а также вооруженных дезертиров;
- участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;
- пресечение блокирования транспортных коммуникаций;
- участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического (природного) характера;
- пресечение захвата собственных объектов ОВД;
- оказание содействия органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
- обеспечение общественной безопасности во время столкновений на религиозной и межнациональной основе и др.
В следствие прикладного характера понятия «специальная деятельность», цель ТСП может быть достигнута лишь посредством эффективного взаимодействия ее структурных элементов, к которым относятся:
- специальная топография;
- деятельность ОВД при чрезвычайных ситуациях;
- специальная тактика (общая и особенная части).
Специальная топография рассматривает вопросы использования графических документов в оперативно-служебной деятельности ОВД (чтение топографических карт, составление служебно-графических документов, осуществление различных измерений и ориентирование на местности и по карте).
Деятельность ОВД при чрезвычайных ситуациях состоит в применении теоретических знаний и практических действиях во время техногенных и природных катастроф (например, при прогнозировании и оценке химической и радиационной обстановки на обслуживаемой территории, использовании средств коллективной и индивидуальной защиты).
Специальная тактика изучает способы и приемы действий отдельных сотрудников и специально создаваемых групп, а также управление ими в особых условиях.
Общая часть представляет собой основу специальной тактики и состоит из целого ряда общих и частных теорий, а также определяет тенденции развития и общее место специальной тактики в системе научного знания. Традиционно к ней относятся основы тактики действий сил ОВД, которые привлекаются для специальной деятельности, а также теория их организации и управления ими при выполнении специальных задач.
На базе общей теории разрабатывают методы специальной деятельности ОВД по конкретным видам и направлениям. Они классифицируются по характеру и содержанию, общим признакам и группируются в соответствующие системы, которые образуют разделы особенной части специальной тактики, в частности:
- тактические действия сил ОВД по обеспечению общественной безопасности;
- основы специальных операций;
- особенности специальной деятельности ОВД в различных условиях.
Каждый из этих разделов включает в себя систему определенных научных положений, тесным образом взаимосвязанных между собой и составляющих единый предмет — специальную тактику. Каждый раздел, в свою очередь, включает в себя общие положения. При этом ведущее место в структуре учебной дисциплины «ТСП» занимает специальная тактика, а остальные элементы дисциплины обеспечивают наиболее полное ее изучение.
Методика преподавания тактико-специальной подготовки — это совокупность приемов, способов, форм и средств обучения и воспитания курсантов (слушателей), слаживания групп оперативно-служебного применения, служебных нарядов, подразделений и органов управления ОВД для действий по выполнению задач в кризисных ситуациях [5, с. 119].
Таким образом, ТСП представляет собой комплексную научную дисциплину, которая имеет четкую структуру взаимосвязанных компонентов (учебных дисциплин), предназначенных для решения общей задачи.
Формирование мотивированной потребности к здоровью у детей в условиях семьи
- Токарева Д.В.
Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей
- Головнева Е.В.
Роль пожарно-спасательного спорта в жизни сотрудников МЧС России
- Абдулов Х.А.
- Кокшаров С.П.
- Спиридонов С.Ю.
- Кошкаров В.С.
Особенности занятий с обучающимися специальной медицинской группы здоровья в системе физического воспитания высших учебных заведений
- Пермяков О.М.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
- Сатлыкова А.Н.
Список литературы
- Прохоров К.А. Тактико-специальная подготовка в системе МВД России. Требования ФГОС ВПО к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста в части преподавания дисциплины тактико-специальная подготовка (ТСП) в системе МВД России // Закон и право. 2016. №11. С. 83-86.
- Невмовенко А.А., Устинов А.А. Роль тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД в формировании их профессиональной направленности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. №4. С. 45-48.
- Басатин А.Е. Пути повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Наука и практика. 2015. №4(65). С. 126-128.
- Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / Г.И. Плохих; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск. – 350 с.
- Басатин А.Е. Особенности методики преподавания тактико-специальной подготовки // Наука и практика. 2016. №2(67). С. 118-120.
Цитировать
Селиванов, С.Д. О предмете и задачах учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» / С.Д. Селиванов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 473-477. — URL: https://novainfo.ru/article/11541 (дата обращения: 19.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Специальная подготовка
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)
составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.
Заведующий кафедрой
Санникова И.Н.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой Санникова И.Н.
1. Цели освоения дисциплины
Формирование профессиональных компетенций в рамках правоохранительной деятельности |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-9: способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни | |
ПСК-3: Способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, кодексами, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов. | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
основы самозащиты и самообороны технику спортивного и боевого самбо (броски, перевороты, сваливания и удержания); основы применения огнестрельного оружия |
Раздел 1. 1. Проведение занятий по огневой подготовке | ||||||
1.1. | Лабораторные занятия по огневой подготовке | Лабораторные | 5 | 16 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Огневая подготовка | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. 3. Проведение занятий по использованию средств специальной техники | ||||||
2.1. | лабораторные занятия по использованию средств специальной техники | Лабораторные | 5 | 16 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Самостоятельная подготовка, изучение литературы | Сам. работа | 5 | 26 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. 2. Проведение занятий по применению приемов рукопашного боя | ||||||
3.1. | Лабораторные занятия по применению приемов рукопашного боя | Лабораторные | 5 | 10 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Физическая подготовка | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1 |
Раздел 4. 1. Проведение занятий по огневой подготовке | ||||||
4.1. | Лабораторные занятия по огневой подготовке | Лабораторные | 6 | 12 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Огневая подготовка | Сам. работа | 6 | 20 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1 |
Раздел 5. 2. Проведение занятий по применению приемов рукопашного боя | ||||||
5.1. | Лабораторные занятия по применению приемов рукопашного боя | Лабораторные | 6 | 16 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Физическая подготовка | Сам. работа | 6 | 20 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1 |
Раздел 6. 3. Проведение занятий по использованию средств специальной техники | ||||||
6.1. | лабораторные занятия по использованию средств специальной техники | Лабораторные | 6 | 16 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Самостоятельная подготовка, изучение литературы | Сам. работа | 6 | 24 | ОК-9, ПСК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Махов С.Ю. | Штурмовой бой ГРОММ. Тактико-специальная подготовка: учебно-методическое пособие: Специальная подготовка | Орел: МАБИВ, 2014 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_redsr=1 |
Л1.2 | Ю. Б. Байрамуков, В. С. Янович [и др.] ; ред. Ю. Б. Торгованов | Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров: учебник: Специальная подготовка | Сибирский федеральный университет , 2014 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_redsr=1 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никушин В. В. , Тишков В. В. | Основы охранной деятельности в сфере предпринимательства: специальная подготовка | Инфра-инженерия, 2016 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_redsr=1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | специальная подготовка | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3895 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional Office 2010 Professional Open Office |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
407С | кабинет первой мидицинской помощи | Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (маникен); модель «Скелет человека (170 см)» на роликовой подставке |
402С | кабинет тактико-специальной подготовки — учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
401С | кабинет огневой подготовки — стрелковый тир | Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В курсе «Специальная подготовка» предусмотрено проведение практических занятий по огневой, тактической, оперативно – разыскной подготовки. В процессе проведения практических занятий студенты знакомятся с системой обеспечения общественного правопорядка. Практические занятия проводятся в форме отработки конкретных действий по обеспечению законности и правопорядка, охране общественного порядка. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем непосредственного наблюдения хода выполнения задания студентом. Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестров зачетов по изученному материалу. |
Источник: www.asu.ru
Рабочая программа специальная подготовка
Область профессиональной деятельности: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на пожарах, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного и аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
Категория слушателей: сотрудники (работники), принятые на должность пожарного, имеющие общее среднее образование.
Обучение пожарных:
При подготовке данной программы использовалась: Примерная программа подготовки пожарных добровольных пожарных команд, разработанная в соответствии с Федеральным законом «О добровольной пожарной охране» от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ на основе примерной программы профессиональной подготовки пожарного для образовательных учреждений МЧС России, утвержденной заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником внутренней службы А.П.Чуприяном 01 февраля 2010 года.
Программа курса:
- Тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях.
- Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС).
- Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники.
- Профилактика пожаров. Пожарная техника. Пожарная тактика.
- Пожарно-строевая подготовка.
Источник: proflab.online