Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» рассчитан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.
Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Источник: rosprosvet.ru
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочие программы и их корректировка в конце учебного года
Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10-11 классы.
Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.- М., 2015 г., Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку.- ФИПИ М., 2018г.
Картинками
Департамент образования Администрации Пуровского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Сывдарма Пуровского района Рассмотрено Принято Утверждаю на заседании МО педагогическим советом Протокол №1 от «___» августа 2018г гуманитарного цикла Протокол № 1 от «___» августа 2018 г Руководитель МО ________Е.В.Мырзак Приказ № _89__ от 01.09.2018г Директор МБОУ «СОШ№2» п. Сывдарма ______Ю.А. Кузьмич по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» Рабочая программа для 1011 классов Всего 34 часа (1 ч. в неделю) Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык.
Чек-лист самообследования разработанных пунктов «Рабочая программа воспитания»
1011 классы. Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
1011 классы. М., 2015 г., Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. ФИПИ М., 2018г. Срок реализации программы – 20182019 учебный год Учебник: И.Цыбулько. Русский язык. ЕГЭ. Контрольноизмерительные материалы.
ФИПИ М, 2019 г. О.Н. Иванова, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория п.Сывдарма 20182019 учебный год Пояснительная записка Цель программы: Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения школьников средствами элективного курса.
Формирование личности с устойчивым мировоззрением, дающим опору в современной кризисной реальности; способной принимать ответственность за себя, свою семью, Родину, мир; занимающейся развитием, самосовершенствованием на протяжении всей жизни. Сформировать осмысленное принятие традиционных ценностных понятий, таких как духовность, нравственность, Родина, творчество.
Научить пониманию текста, культуре письменного и устного самовыражения (от грамотного письма и речи – до создания личной философии). Развить способности личностной аргументации в изложении собственного мнения. Развить логическое мышление учащихся. Научить точно и грамотно отражать свои мысли в письменной речи. Задачи программы: Научить вдумчиво читать и понимать текст.
Развить навык анализа и комментария текста. От осмысления проблемы к личностному и оценочному её восприятию. Развить навык грамотной письменной речи. Добиться максимально точного изложения мысли в грамотной и выразительной форме. Сформировать навык логически последовательно выстраивать текст своей работы.
Научить четко формулировать личное мнение и убедительно его аргументировать. На основе текстов нравственной проблематики сформировать у учащихся правильное представление о человеческих ценностях. Духовное нравственное и патриотическое воспитание личности как основа формирования мировоззренческой позиции учащихся.
Развить социальную и психологическую зрелость учащихся. Обоснование программы: В связи со сложившейся в последние годы практикой Единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации учащихся возникает необходимость качественной и эффективной подготовки учащихся к выполнению самой сложной его части блока С. Это и определяет направленность курса, его особенности.
Полученные знания и навыки обеспечат высокий уровень культуры речи учащихся , заложат осмысленное понимание основных нравственных ценностей, будут способствовать гармоничному развитию личности, позитивному взгляду на жизнь, помогут в подготовке к ЕГЭ. Программа реализует приоритетное направление духовнонравственного развития и воспитания в системе национального образования (Дополнения в Закон об Образовании от 2007 г.) Структура курса В курсе выделены 2 структурные части, каждая из которых соотнесена с 10 или 11 классом.
Первая часть (10 класс) представляет методику обучения сочинению (блок С), поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Таким образом, основополагающей первой части является работа над формой. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения точно и логически последовательно излагать свои мысли.
Основополагающей второй части (11 класс) является содержательная составляющая. Главное внимание уделено нравственной проблематике текстов выдающегося философа Ивана Александровича Ильина.
Таким образом, центральное место занимает этиконравственный понятийный ряд достоинств и пороков личности человека, способствующий внутреннему личному самоопределению и формированию правильного взгляда на жизнь. Занятия проходят в форме беседы с элементами полемики, практикумов написания творческих работ и сочинений рассуждений с точки зрения личной жизненной позиции.
Учебно тематическое планирование № Тема занятия Количество часов Содержание и форма занятия. Виды деятельности учся. 12 Текст. Строение текста. Микротема. Абзац.
Стили речи. Типы речи. Тема. Идея (главная мысль). 2 часа Беседа. Систематизация полученных знаний за курс общего образования, расширение сведений, углубление материала. 34 Проблема текста и её формулировка.
Определение нескольких проблем и выбор одной из них для выполнения работы. 2 часа Практикум по формулировке проблемы публицистической статьи (рассуждение с элементами повествования и описания). Проверочная работа. 5 Проблема текста и её формулировка. 1 час Практикум по формулировке проблемы отрывка из художественного текста (повествование, описание с элементом рассуждения).
Проверочная работа. 67 Проблема текста и её формулировка. 2 час Практикум по формулировке проблемы научной статьи (рассуждение). Проверочная работа. 8 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по тексту публицистической статьи. 9 Комментарий текста 1час Обучающая письменная работа по художественному тексту.
10 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по научному тексту. 11 Формулировка позиции автора, его 1 час мнения. Беседа. Различные способы выражения авторской позиции. Обучающая письменная работа.
12 13 Обобщающая работа по формулировке проблемы, её комментария и вывода автора текста. 2 часа Контрольная работа. Сочинение. 14. Формулировка собственного мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения собственной позиции.
Согласие и несогласие с мнением автора. Частичное согласие. 15 Обоснование личной позиции. 1 час Практические занятия. Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа.
16 Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторитетное лицо, высказывание, на общеизвестные, широко распространенные факты, 1 час Практикум. Обучающая письменная работа. 17. Аргументация личного мнения. 1 час Исторический пример как веский аргумент. Практикум.
Обучающая письменная работа. Поиск яркого примера из истории. 18. Аргументация личного мнения. 1 час Литературный пример. Практические занятия. Поиск художественного произведения для аналитической аргументации . Обучающая письменная работа. 19 Завершающая часть сочинения. 1 час Беседа. Варианты окончания работы.
Сочинение. 20 21 2 часа Итоговая контрольная работа. Повторение Проблема текста и её формулировка. 2 часа 22 23 Практикум по формулировке проблемы научной статьи (рассуждение). Проверочная работа. 24 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по тексту. 25 Формулировка позиции автора, его мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения авторской позиции.
Обучающая письменная работа. 26 27 Обобщающая работа по формулировке проблемы, её комментария и вывода автора текста. 2 часа Контрольная работа. Сочинение. 28 Формулировка собственного мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения собственной позиции. Согласие и 29 Обоснование личной позиции.
1 час Практические занятия. Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа. несогласие с мнением автора. Частичное согласие. 30 Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторитетное лицо, высказывание, на общеизвестные, широко распространенные факты, 1 час Практикум. Обучающая письменная работа.
31 Аргументация личного мнения. 1 час Исторический пример как веский аргумент. Практикум. Обучающая письменная работа. Поиск яркого примера из истории. 32 Аргументация личного мнения. Литературный пример.
1 час Практические занятия. Поиск художественного произведения для аналитической аргументации . Обучающая письменная работа. Завершающая часть сочинения. 2 часа Беседа. Варианты окончания работы. 33 34 Содержание курса 1. Текст. Строение текста. Микротема. Абзац. Стили речи.
Типы речи. Тема. Идея (главная мысль). 2. Проблема текста и её формулировка. Определение ряда проблем и выбор одной из них для выполнения работы. Умение выделять главную, основную проблему и второстепенную, производную.
3. Комментарий текстов различных стилей и различных типов речи. Речевые особенности при написании сочинений по текстам различных типов речи. 4. Формулировка позиции автора, его мнения. Умение правильно определить и отразить позицию автора в текстах, где отсутствует прямой авторский вывод. 5. Контрольная работа.
Проверка навыков формулировки проблемы, её комментария и выражения авторской позиции. 6. Формулировка собственного мнения. Обоснование личной позиции. Умение пространно изложить свою позицию. 7. Аргументация личного мнения: жизненный, исторический и литературный примеры.
Умение правильно подбирать аргументы. 8. Варианты окончаний работы. Способы логического завершения сочинения. 9. Итоговая контрольная робота.
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Программа элективного курса Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения 10-11класс
Программа элективного курса
«Сочинение: законы и секреты мастерства.
Основные правила написания сочинения»
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, — произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.
Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение — не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение — это «естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных». Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно.
А развитие личности — необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение — это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов — то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка — это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
Программа элективного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения «.
I. Вводные занятия
Прежде чем писать сочинение
Основные требования при написании сочинений
II. Пишем сочинение
Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора
Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение
Организация материала при помощи плана
Роль эпиграфа и цитирования в сочинении
Анализ предложенного учителем сочинения
III. Сочинение разных жанров
Сочинение — литературный обзор
Сочинение — читательский отзыв
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Сочинение — характеристика литературного героя
Сочинение — читательский дневник
Сочинение — анализ лирического произведения
Практическая работа. Пишем сочинение
Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии
Оценочные слова и речевые клише
Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева » Память…»
Практическая работа. Cочинение — рецензия.
Анализ ученических сочинений
Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений
Оформление и оценивание сочинений
Свободные темы на литературном материале;
Свободные темы не на литературном материале;
Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )
Итоговая работа. Пишем сочинение
Анализ ученических сочинений
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания.
Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста.
Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна?
Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи — художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое — то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе — участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. — М.: Айрис-пресс, 2010
Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ — 2014 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. — Казань : Магариф, 2014
Единый государственный экзамен: Русский язык. 2013: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2013.
С. 133-135.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2010
Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. — М.: Издательство «Экзамен», 2010
Источник: for-teacher.ru