Рабочая программа сочинение законы и секреты мастерства

Содержание

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» рассчитан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.

Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Источник: rosprosvet.ru

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочие программы и их корректировка в конце учебного года

Иванова Оксана

Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10-11 классы.

Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.- М., 2015 г., Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку.- ФИПИ М., 2018г.

Картинками

Департамент образования Администрации Пуровского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Сывдарма Пуровского района Рассмотрено Принято Утверждаю на заседании МО педагогическим советом Протокол №1 от «___» августа 2018г гуманитарного цикла Протокол № 1 от «___» августа 2018 г Руководитель МО ________Е.В.Мырзак Приказ № _89__ от 01.09.2018г Директор МБОУ «СОШ№2» п. Сывдарма ______Ю.А. Кузьмич по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» Рабочая программа для 10­11 классов Всего ­ 34 часа (1 ч. в неделю) Уровень образования – базовый Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык.

Чек-лист самообследования разработанных пунктов «Рабочая программа воспитания»

10­11 классы. Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

10­11 классы.­ М., 2015 г., Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку.­ ФИПИ М., 2018г. Срок реализации программы – 2018­2019 учебный год Учебник: И.Цыбулько. Русский язык. ЕГЭ. Контрольно­измерительные материалы.

ФИПИ ­ М, 2019 г. О.Н. Иванова, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория п.Сывдарма 2018­2019 учебный год Пояснительная записка Цель программы: Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения школьников средствами элективного курса.

Формирование личности с устойчивым мировоззрением, дающим опору в современной кризисной реальности; способной принимать ответственность за себя, свою семью, Родину, мир; занимающейся развитием, самосовершенствованием на протяжении всей жизни. Сформировать осмысленное принятие традиционных ценностных понятий, таких как духовность, нравственность, Родина, творчество.

Научить пониманию текста, культуре письменного и устного самовыражения (от грамотного письма и речи – до создания личной философии). Развить способности личностной аргументации в изложении собственного мнения. Развить логическое мышление учащихся. Научить точно и грамотно отражать свои мысли в письменной речи. Задачи программы: Научить вдумчиво читать и понимать текст.

Развить навык анализа и комментария текста. От осмысления проблемы к личностному и оценочному её восприятию. Развить навык грамотной письменной речи. Добиться максимально точного изложения мысли в грамотной и выразительной форме. Сформировать навык логически последовательно выстраивать текст своей работы.

Научить четко формулировать личное мнение и убедительно его аргументировать. На основе текстов нравственной проблематики сформировать у учащихся правильное представление о человеческих ценностях. Духовное ­ нравственное и патриотическое воспитание личности как основа формирования мировоззренческой позиции учащихся.

Развить социальную и психологическую зрелость учащихся. Обоснование программы: В связи со сложившейся в последние годы практикой Единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации учащихся возникает необходимость качественной и эффективной подготовки учащихся к выполнению самой сложной его части ­ блока С. Это и определяет направленность курса, его особенности.

Читайте также:
Прекращена работа программы adobe acrobat reader

Полученные знания и навыки обеспечат высокий уровень культуры речи учащихся , заложат осмысленное понимание основных нравственных ценностей, будут способствовать гармоничному развитию личности, позитивному взгляду на жизнь, помогут в подготовке к ЕГЭ. Программа реализует приоритетное направление духовно­нравственного развития и воспитания в системе национального образования (Дополнения в Закон об Образовании от 2007 г.) Структура курса В курсе выделены 2 структурные части, каждая из которых соотнесена с 10 или 11 классом.

Первая часть (10 класс) представляет методику обучения сочинению (блок С), поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Таким образом, основополагающей первой части является работа над формой. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения точно и логически последовательно излагать свои мысли.

Основополагающей второй части (11 класс) является содержательная составляющая. Главное внимание уделено нравственной проблематике текстов выдающегося философа Ивана Александровича Ильина.

Таким образом, центральное место занимает этико­нравственный понятийный ряд достоинств и пороков личности человека, способствующий внутреннему личному самоопределению и формированию правильного взгляда на жизнь. Занятия проходят в форме беседы с элементами полемики, практикумов написания творческих работ и сочинений ­ рассуждений с точки зрения личной жизненной позиции.

Учебно ­ тематическое планирование № Тема занятия Количество часов Содержание и форма занятия. Виды деятельности уч­ся. 1­2 Текст. Строение текста. Микротема. Абзац.

Стили речи. Типы речи. Тема. Идея (главная мысль). 2 часа Беседа. Систематизация полученных знаний за курс общего образования, расширение сведений, углубление материала. 3­4 Проблема текста и её формулировка.

Определение нескольких проблем и выбор одной из них для выполнения работы. 2 часа Практикум по формулировке проблемы публицистической статьи (рассуждение с элементами повествования и описания). Проверочная работа. 5 Проблема текста и её формулировка. 1 час Практикум по формулировке проблемы отрывка из художественного текста (повествование, описание с элементом рассуждения).

Проверочная работа. 6­7 Проблема текста и её формулировка. 2 час Практикум по формулировке проблемы научной статьи (рассуждение). Проверочная работа. 8 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по тексту публицистической статьи. 9 Комментарий текста 1час Обучающая письменная работа по художественному тексту.

10 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по научному тексту. 11 Формулировка позиции автора, его 1 час мнения. Беседа. Различные способы выражения авторской позиции. Обучающая письменная работа.

12­ 13 Обобщающая работа по формулировке проблемы, её комментария и вывода автора текста. 2 часа Контрольная работа. Сочинение. 14. Формулировка собственного мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения собственной позиции.

Согласие и несогласие с мнением автора. Частичное согласие. 15 Обоснование личной позиции. 1 час Практические занятия. Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа.

16 Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторитетное лицо, высказывание, на общеизвестные, широко распространенные факты, 1 час Практикум. Обучающая письменная работа. 17. Аргументация личного мнения. 1 час Исторический пример как веский аргумент. Практикум.

Обучающая письменная работа. Поиск яркого примера из истории. 18. Аргументация личного мнения. 1 час Литературный пример. Практические занятия. Поиск художественного произведения для аналитической аргументации . Обучающая письменная работа. 19 Завершающая часть сочинения. 1 час Беседа. Варианты окончания работы.

Сочинение. 20­ 21 2 часа Итоговая контрольная работа. Повторение Проблема текста и её формулировка. 2 часа 22­ 23 Практикум по формулировке проблемы научной статьи (рассуждение). Проверочная работа. 24 Комментарий текста 1 час Обучающая письменная работа по тексту. 25 Формулировка позиции автора, его мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения авторской позиции.

Обучающая письменная работа. 26­ 27 Обобщающая работа по формулировке проблемы, её комментария и вывода автора текста. 2 часа Контрольная работа. Сочинение. 28 Формулировка собственного мнения. 1 час Беседа. Различные способы выражения собственной позиции. Согласие и 29 Обоснование личной позиции.

1 час Практические занятия. Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа. несогласие с мнением автора. Частичное согласие. 30 Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторитетное лицо, высказывание, на общеизвестные, широко распространенные факты, 1 час Практикум. Обучающая письменная работа.

31 Аргументация личного мнения. 1 час Исторический пример как веский аргумент. Практикум. Обучающая письменная работа. Поиск яркого примера из истории. 32 Аргументация личного мнения. Литературный пример.

1 час Практические занятия. Поиск художественного произведения для аналитической аргументации . Обучающая письменная работа. Завершающая часть сочинения. 2 часа Беседа. Варианты окончания работы. 33­ 34 Содержание курса 1. Текст. Строение текста. Микротема. Абзац. Стили речи.

Типы речи. Тема. Идея (главная мысль). 2. Проблема текста и её формулировка. Определение ряда проблем и выбор одной из них для выполнения работы. Умение выделять главную, основную проблему и второстепенную, производную.

3. Комментарий текстов различных стилей и различных типов речи. Речевые особенности при написании сочинений по текстам различных типов речи. 4. Формулировка позиции автора, его мнения. Умение правильно определить и отразить позицию автора в текстах, где отсутствует прямой авторский вывод. 5. Контрольная работа.

Читайте также:
Индивидуальная программа это фз 442

Проверка навыков формулировки проблемы, её комментария и выражения авторской позиции. 6. Формулировка собственного мнения. Обоснование личной позиции. Умение пространно изложить свою позицию. 7. Аргументация личного мнения: жизненный, исторический и литературный примеры.

Умение правильно подбирать аргументы. 8. Варианты окончаний работы. Способы логического завершения сочинения. 9. Итоговая контрольная робота.

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение: законы и секреты мастерства» для 10-11 классов

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник: znanio.ru

Программа элективного курса Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения 10-11класс

Программа элективного курса Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения 10-11класс

Программа элективного курса

«Сочинение: законы и секреты мастерства.

Основные правила написания сочинения»

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, — произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.

Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение — не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение — это «естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных». Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно.

А развитие личности — необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение — это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов — то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка — это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Читайте также:
Как вызвать программу эксперт

подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;

гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

овладение нормами русского литературного языка;

обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

обучение работе над сочинением;

развитие коммуникабельности обучающихся;

уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;

уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

Программа элективного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения «.

I. Вводные занятия

Прежде чем писать сочинение

Основные требования при написании сочинений

II. Пишем сочинение

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора

Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

Организация материала при помощи плана

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

Анализ предложенного учителем сочинения

III. Сочинение разных жанров

Сочинение — литературный обзор

Сочинение — читательский отзыв

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

Сочинение — характеристика литературного героя

Сочинение — читательский дневник

Сочинение — анализ лирического произведения

Практическая работа. Пишем сочинение

Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии

Оценочные слова и речевые клише

Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева » Память…»

Практическая работа. Cочинение — рецензия.

Анализ ученических сочинений

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

Оформление и оценивание сочинений

Свободные темы на литературном материале;

Свободные темы не на литературном материале;

Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )

Итоговая работа. Пишем сочинение

Анализ ученических сочинений

Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания.

Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста.

Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна?

Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.

Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи — художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.

На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое — то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.

Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе — участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. — М.: Айрис-пресс, 2010

Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ — 2014 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. — Казань : Магариф, 2014

Единый государственный экзамен: Русский язык. 2013: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2013.

С. 133-135.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2010

Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. — М.: Издательство «Экзамен», 2010

Источник: for-teacher.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru