Рабочая программа решение задач по химии

ПРОГРАММА курса «Решение олимпиадных задач по химии» для 8-9 класса. Количество часов: всего — 34, в неделю — 1.

Пояснительная записка

Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения. В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения. Таким образом, цели данной программы по химии:

— научить учащихся приёмам решения занимательных расчётных и экспериментальных задач и упражнений;

— дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Учебно-воспитательные задачи программы:

— освоение важнейших знаний об основных понятиях, химических теориях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов, решение нестандартных задач и упражнений и задач повышенной сложности;

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

— формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить, делать обобщения и т.д.;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретических вопросов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

— воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Олимпиады: Химия 7 — 11 классы

Содержимое разработки

ПРОГРАММА курса «Решение олимпиадных задач по химии» для 8-9 класса. Количество часов: всего — 34, в неделю — 1.

Пояснительная записка

Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения. В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения. Таким образом, цели данной программы по химии:

— научить учащихся приёмам решения занимательных расчётных и экспериментальных задач и упражнений;

— дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Учебно-воспитательные задачи программы:

— освоение важнейших знаний об основных понятиях, химических теориях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов, решение нестандартных задач и упражнений и задач повышенной сложности;

— формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить, делать обобщения и т.д.;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретических вопросов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

— воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в средней школе.

Программа курса для одарённых детей рассчитана на работу с учащимися 8,9 класса по 1 часу в неделю. Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся с целью углубления и расширения знаний в дальнейшем курсе неорганической химии.

Программа курса содержит темы:

«Расчёты, связанные с понятием «доля»» (10 часов), Газовые законы (5 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (10 часов), «Решение экспериментальных задач» (9 час).

знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Тематическое планирование

Тема занятия

Расчёты, связанные с понятием «доля». (10 часов)

Читайте также:
Отследить что делает программа

Растворы. Массовая доля вещества в растворе.

Вычисление массовой доли вещества в растворе. Различные способы решения задач.

Нахождение массы (объёма) продукта реакции, если для реакции взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

Понятие «олеум» — решение задач. Вычисление массовой доли вещества в растворе, образовавшемся при реакции гидратации.

Молярная концентрация. Нормальная концентрация.

Понятие молярной и нормальной концентрации. Решение задач.

Переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Решение задач на вычисление молярной концентрации, если известна массовая доля вещества в растворе, плотность раствора и др.

Понятие кристаллогидратов. Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

Решение задач, если известна формула кристаллогидрата. Вычисления по химическим уравнениям.

Вычисления, связанные с понятием «объёмная доля», «мольная доля».

Решение задач на материальный баланс.

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли примесей.

Решение задач. Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества с определённой массовой долей примесей.

Газовые законы. (5 часов)

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений.

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений. Решение задач.

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным элементного анализа.

Решение задач. Относительная плотность одного газа по другому. Газовые законы.

Вычисление объёмной доли газообразного вещества в смеси.

Вычисление объёма газообразного вещества по химическому уравнению.

Решение задач на материальный баланс.

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным продуктов сгорания.

Решение задач на «материальный баланс». (10 часов)

Вычисления по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.

Этот «коварный избыток».

Решение задач, если избыток вещества вступает в реакцию.

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает каждое из веществ.

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает одно из веществ.

Вычисление массовой доли продуктов реакции в растворе по известному мольному соотношению реагирующих веществ.

Определение химической формулы вещества по химическому уравнению.

Решение экспериментальных задач. (9час)

Качественные реакции на анионы, идущие с образованием осадка.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

Качественные реакции на анионы, идущие с выделением газа.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

Качественные реакции на катионы амфотерных металлов и ион аммония.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

Решение экспериментальных задач

Итоговое занятие – (индивидуальный зачёт). Рефлексия.

Источник: intolimp.org

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по химии»

Программа элективного курса «Методы решения расчётных задач по химии» разработана на основе авторской программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004.

Элективный курс «Методы решения расчётных задач по химии» носит предметно-ориентированный характер.

Профильное образование призвано более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Одним из условий естественнонаучного образования в профильных классах является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов, осознанного применения теоретических знаний на практике. Для учащихся, выбравших естественнонаучный профиль обучения, уже недостаточно просто решать задачи по известным алгоритмам. Важно научиться методам анализа и синтеза в совокупности, так как именно эти мыслительные операции позволяют справиться учащимся со сложными задачами.

— расширить знания учащихся по методам решения задач по химии;

— развивать познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся;

— сформировать зрелость учащихся в выборе профиля обучения.

Задачи курса:

— помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои по заданному алгоритму;

— познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности;

— дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

— создать условия для поступления учащихся в учебные заведения с химическим профилем.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом. При решении задач происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует профессиональной подготовке школьника.

Читайте также:
Программа icaros как пользоваться

Решение традиционных задач различными способами и задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе химии. Однако при поступлении в ВУЗы и средние специальные учебные заведения учащиеся должны обладать определённым уровнем химических знаний в этой области.

Изучение данного курса способствует углублению знаний учащихся по химии, а именно – помогает получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также углубить свои познания в физике и математике. При изучении данного курса большое внимание уделено вопросу методике решения расчётных химических задач с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, показаны разные способы решения.

Для успешного усвоения старшеклассниками методов решения химических задач, практического применения теоретического материала, используются химические знания и химические действия: теории и законы, лежащие в основе предложенных задач. Предусмотрены также задачи для самостоятельной работы, при этом использованы задачи различных вариантов, что способствует более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.

В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых даётся краткое объяснение теоретического материала, а затем решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии, моделирование проблемных ситуаций и ролевые игры.

Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (составление сборников авторских задач по различным темам).

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане школы

Согласно учебному плану МКОУ Кантемировской СОШ №2 на 2017-2018 уч. год на изучение элективного курса «Методы решения расчётных задач по химии» в 11 классе из школьного компонента отводится 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю).

4. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии

Международная система единиц как основа обозначения величин. Физические величины в химии, масса тела, плотность вещества, давление, количество теплоты, энергия топлива, уравнение состояния идеального газа, газовые законы. Основы математических расчётов: вычисления по пропорции, метод приведения к единице, вычисления с использованием процентов, графиков, системы алгебраических уравнений, округление чисел. Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач: моль, молярная масса, молярный объём, молярная концентрация, относительная плотность, теплота химической реакции, тепловой эффект реакции, массовая доля, объёмная доля, мольная доля, растворимость, число структурных единиц, постоянная Авогадро, выход продукта.

Тема 2. Вычисление состава смесей веществ и сплавов

Классификация смесей. Определение состава сплавов. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Кристаллогидраты. Молярная концентрация растворов. Эквивалент Нормальная концентрация.

Титр растворов. Разбавление растворов. Упаривание растворов. Сливание двух растворов. Расчёты по хим. уравнениям с участием растворенных веществ.

Практическая работа. Получение однородных и неоднородных смесей.

Тема3 . Определение количественных отношений в газах

Тема 4. Определение скорости химических реакций

Скорость химических реакций. Природа реагирующих веществ. Площадь поверхности соприкосновения веществ. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа.

Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций

Вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ. Вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа.

Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа. Вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции. Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. Расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Читайте также:
Какой программой можно сделать образ iso

Вычисление при протекании последовательных реакций. Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Тема 6. Комбинированные и нетрадиционные задачи

Решение комбинированных задач. Решение нетрадиционных задач. Решение задач повышенной сложности.

5. Тематическое планирование

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчётных задач по неорганической химии»

Цель элективного курса «Решение расчётных задач по неорганической химии»: Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, а также создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

Задачи:

  • развитие умения воспринимать текст заданий по химии,
  • развитие умения применения полученных знаний при решении задач различных типов,
  • совершенствовать умения практического применения химических формул.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчётных задач по неорганической химии»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Острецовская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа

элективного курса по химии «Решение расчётных задач по неорганической химии»

для 9 класса

с. Острецово 2016

Пояснительная записка

Цель элективного курса «Решение расчётных задач по неорганической химии»: Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, а также создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

  • развитие умения воспринимать текст заданий по химии,
  • развитие умения применения полученных знаний при решении задач различных типов,
  • совершенствовать умения практического применения химических формул.

В результате изучения элективного курса по химии учащийся должен знать:
определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; «моль», «молярная масса», « молярный объём», «число Авогадро»; понятие «доля», формулы для расчёта массовой и объёмной доли; формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объёмом; химические свойства неорганических соединений, металлов и неметаллов; формулы для расчёта массовой и объёмной доли выхода продукта реакции. уметь:
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи); вычислять объём газа по его количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи); вычислять массовую и объёмную доли компонентов смеси; вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество вещества по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей; вычислять массовую и объёмную доли выхода продукта реакции, практический объём или практическую массу по заданной доле выхода продукта.
Данный курс будет способствовать повышению уровня химической грамотности, закреплению полученных знаний и умений, полученных на традиционных уроках.

Формы организации образовательного процесса: классно – урочная. Технологии обучения. Рабочая программа предусматривает использование элементов различных технологий обучения: личностно-ориентированного, проблемного, развивающего, развития критического мышления, дифференцированного, коммуникативного, игрового, информационного, групповых технологий.

Формы контроля: — устный и письменный, фронтальный и групповой. Виды контроля: тематический, итоговый. Итоговая (зачётная) работа по элективному курсу оценивается в соответствии с КРИТЕРИЯМИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ, данными в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2014 года по химии.

  1. Введение (1 ч.).
  1. Новошинский И. И. Сборник самостоятельных работ по химии 8-11.- М.: « Просвещение», 2012.
  2. Каверина А. А. Сборник контрольных работ по химии 8-9.- М.: « Просвещение», 2015.
  3. Хомченко А. В. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. — М.: « Экзамен» 2008-2013

Тематическое планирование

№ раздела Наименование разделов Количество часов: Количество контрольных мероприятий, в том числе на контрольные
1 Введение. 1
2 Химические формулы. Расчёты по химическим формулам. 3
3 Количество вещества. Молярная масса. Молярный объём газов. Закон Авогадро. 3
4 Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). 3
5 Расчёты по химическим уравнениям 3
6 Решение задач на определение выхода продукта реакции. 4 1
ИТОГО: 17 1

Календарно тематическое планирование элективного курса по химии– 9 класс на 2016/2017 учебный год

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru