Рабочая программа решение текстовых задач

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Решение текстовых задач » Общеинтеллектуальное направление

Немчинова Татьяна

Внеклассная работа по математике призвана способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного и нравственного воспитания.

Целевая установка : формирование представлений о математике как универсальном языке науки, развитие логического мышления, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, воспитание средствами математики культуры личности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

— доброжелательный психологический климат на занятиях;

— личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Урок 11. Решение текстовых задач. Задачи на движение, задачи на работу. Вебинар | Математика

— оптимальное сочетание форм деятельности;

Основные разделы программы:

Ø Пояснительная записка

Ø Цели и задачи курса

Ø Формы и методы работы

Ø Основные виды деятельности учащихся

Ø Планируемые результаты реализации программы

Ø Календарно-тематический план

Ø Ожидаемые результаты к концу обучения

Ø Список литературы

Пояснительная записка.

Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы изменились. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления школьников.

Важную роль для развития мышления играет решение текстовых задач на уроках математики.

Актуальность:

Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления учащихся. Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были не достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость дополнительного изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи.

Текстовые задачи. Вебинар | Математика

Данные занятия помогут обучающимся систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Программа «Решение текстовых задач» 1-4 Класс

Содержание программы предполагает формирование личностных качеств развитие математических способностей.

Содержание Программа сориентирована на развитие функциональной грамотности школьников и достижение ключевых и предметных компетенций.

В с одержание программе будут внедрены эффективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.

Пояснительная записка

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный».

Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему.

Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приемы технологии.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности от 25 июня 2012 года определяет главными функциональными качествами личности инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главная задача учителя запланировать образовательный процесс каждого ученика — сформированность знаний, умений и навыков и ключевых компетенций, выявить их развитие, включая индивидуальные качества и личностные свойства, а также обосновать выбор индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.Результатом такого планирования должно быть: интеллектуальный рост каждого ученика, стимулирование его начинания, умения оценивать результативность его деятельности.

Реализуя новые подходы в образовании, процесс оценивания должен быть направлен не на внешние факторы, а на внутренние: ребенок сознательно относиться к собственной деятельности, умеет ее анализировать. Естественно на первый план выходит проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой сделаны на развитие и реализацию потенциала каждого ребенка, с учетом его запросов и возможностей.

Для реализации задач модернизации современной школы была разработана программа для учащихся 1-4 классов « Решение текстовых задач ». Программа рассчитана на 4 года. С учетом возрастных особенностей младшего школьника решаются вопросы преемственности.Занятия факультатива проводятся 1 раз в неделю.

В первом классе продолжительность каждого занятия 25 минут, второй класс-35 минут, 3-4 классы 40-45 минут. При этом будет устранена перегруженность учащихся избыточными абстрактно-теоретическими знаниями и заданиями, что позволит сделать процесс обучения более гибким и практико-ориентированным.

Читайте также:
Программа для обновления звука

Организация и проведение занятий обеспечит личностно- деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. Проведение занятий предполагает сотрудничество и взаимодействие учащихся, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития, на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.В содержании каждого занятия будут присутствовать игровые моменты, т.к. используется разные формы организации учащихся: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина, проектная деятельность и др.Что дает возможность менять виды деятельности ребенка.Предполагается привлечение учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.

Конечно, с учетом возрастных и личных возможностей. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни . Организация деятельности учащихся строиться как в группах, так и в парах, индивидуально.

Этим самым с создаются условия для формирования личностных качеств каждого ребенка, т.к. выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений является показателем результативности его деятельности. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне усложнения требований, развивая учебную мотивацию.

Реализация этой программы предполагает развитие лидерских качеств учащихся, формирование навыков критического мышления, умения работать самостоятельно, в группах, что способствует навыкам взаимодействия и сотрудничества. Программа сориентирована на развитие функциональной грамотности школьников и достижение ключевых и предметных компетенций.

В программе будут внедрены эффективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. Содержание занятий факультатива направлены на отработку специфических умений: математического образа мышления, формированию логической речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, работоспособность, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. В программе предлагается определённая последовательность разделов и тем текстовых задач. В рамках факультативных занятий учащиеся практически отработают решение нестандартных задач, занимательных, познакомятся с возможностями выполнения заданий разными способами, с правилами построения логических рассуждений, с конструированием и рисованием геометрических фигур. Будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий. В целом обновление форм и методов обучения будет способствовать установлению партнерских и дружелюбных отношений между учителем и учениками.

Цель: создать условия для:

— формирования способов решения нестандартных задач,

— повышения уровня математического развития учащихся.

  • развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
  • развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
  • развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
  • развивать у учащихся исследовательские умения,
  • формировать устойчивый интересучащихся к предмету

Дидактические принципы

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математических олимпиадах;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы .

Ожидаемые результаты

Список литературы

Источник: globuss24.ru

Элективный курс по математике. Решение текстовых задач. 11 класс

Онлайн-книги

Онлайн-книги

В настоящее время в КИМах ЕГЭ по математике присутствуют разнообразные текстовые задачи. В связи с этим возникла необходимость восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.

10 ноября 2014

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.

Лицензия.

электив 11 класс.odt Скачать

Господаренко Вера Михайловна

I квалификационная категория

Самарская область, Ставропольский район, с. Васильевка

ГБОУ СОШ с. Васильевка

Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы

Элективный курс по математике. Решение текстовых задач.

Пояснительная записка.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

В настоящее время в КИМах ЕГЭ по математике присутствуют разнообразные текстовые задачи. В связи с этим возникла необходимость восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.

Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Программа курса имеет практическую направленность.

Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

Читайте также:
Как запретить закрытие программы

Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности. Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс. Внеаудиторные часы отведены на самостоятельную работу и консультации преподавателя.

  • Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  • Формирование у учащихся логического мышления при проектировании решения задачи;
  • Формирование навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;
  • Подготовка к ЕГЭ по математике. Программа курса “Решение текстовых задач” предназначена для углубления знаний по математике и ознакомления с разными способами решения текстовых задач учащихся 11-х классов. Для реализации этой цели необходимо:
  • пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
  • совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
  • сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии. Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из задач преподавания курса “ Решение текстовых задач ” программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
  • выполнять анализ текстовых задач;
  • научиться применять различные способы решения задач ;
  • пользоваться справочной литературой ; Курс “ Решение текстовых задач ” составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта.Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов. Курс связан как с математикой, так и с химией, физикой. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.

Исходя из главной цели профильного обучения – обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся с учетом их включения в последующую трудовую деятельность – эффективные ориентационные элективы по математике позволяют:

  • оказать содействие выпускникам в проектировании своих жизненных и профессиональных планов и моделировании образовательного маршрута для достижения необходимых компетенций и высокой квалификации;
  • диагностировать динамику развития личности школьника в процессе профильного обучения;
  • согласовать качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений с требованиями к математической подготовке специалиста выбранной профессиональной сферы;
  • предоставить возможность школьникам выполнять серию профессиональных проб для получения сведений о своих возможностях и предпочтениях .

Из этих соображений ориентационный математический электив будет считаться эффективным , если он способствует формированию математической компетентности старшеклассников, их саморазвитию и профессиональному самоопределению, а также позитивно влияет на мотивацию старшеклассников к изучению математики.

Ожидаемый результат изучения курса:

учащийся должен знать / понимать/:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; — примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
  • решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне;
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.

Требования к математической подготовке обучающихся

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

1. Опорные знания:

— решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;

— знать определения понятий: %, концентрация, производительность.

2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности:

— на движение (по прямой, по реке, по окружности);

— на работу и наполнение резервуара;

— на смеси и сплавы;

— на многократные переливания;

3. Работать с алгебраической моделью:

— работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;

  • работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.

При контроле использую тся тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

Каждый тест имеется в печатном и электронном виде в виде слайдов с выбором правильного ответа. Слайды использую тся при проведении активизации знаний, при повторении перед самостоятельной работой и т.п. .

По трудности варианты между собой равноценны. Каждый состоит из 5 заданий с четырьмя вариантами ответов, среди которых только один верный. Число верных ответов определяет оценку учащегося.

Тематическое планирование

Текстовые задачи и техника их решения (1 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их при­меры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач ариф­метическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика.

Чер­теж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение (4 ч)

Движение тел по течению и против течения. Рав­номерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстоя­ния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения.

Читайте также:
Как сделать программу для расчета по формулам

Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 ч)

Формула зависимости массы или объема вещес­тва от концентрации и массы или объема. Особенно­сти выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы дан­ных задачи и ее значение для составления математи­ческой модели.

Задачи на работу (3 ч)

Формула зависимости объема выполненной рабо­ты от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической моде­ли.

Задачи на прогрессии (3 ч)

Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Осо­бенности выбора переменных и методика решения за­дач на прогрессии.

Учебно-тематический план (17 часов)

Материал, изучаемый на уроке

Материал, который ученик выполняет в качестве домашнего задания

Текстовые задачи и техника их решения

2. Разновидности текстовых задач и техника их решения

Задания на закрепление нового материала

Задачи на движение

2. Методы решения задач на движение

Задания на закрепление нового материала

Задачи на движение

Дифференцированное задание по карточкам

Задачи на движение

Задачи на движение

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2. Методы решения задач на сплавы, смеси, растворы

Задания на закрепление нового материала

Задачи на сплавы, смеси, растворы

Дифференцированное задание по карточкам

Задачи на сплавы, смеси, растворы

Задачи на сплавы, смеси, растворы

Задачи на работу

2. Методы решения задач на работу

Задания на закрепление нового материала

Задачи на работу

Дифференцированное задание по карточкам

Задачи на работу

Задачи на прогрессии

2. Методы решения задач на прогрессии

Задания на закрепление нового материала

Задачи на прогрессии

Дифференцированное задание по карточкам

Задачи на прогрессии

Задания на закрепление нового материала

Образцы оценочных средств используемые при реализации учебной программы

При контроле использую тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

На мой взгляд , организация теста по принципу “ выбери ответ из предлагаемых ” обеспечивает быстроту прохождения теста , так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере . Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа , выбрав его среди предложенных . Если урок проходит в компьютерном классе , то все учащиеся могут пройти тест на уроке и получить оценку . Каждый тест имеется в печатном и электронном виде в виде слайдов с выбором правильного ответа . Слайды я использую при проведении активизации знаний , при повторении перед самостоятельной работой и т . п . .

По трудности варианты между собой равноценны . Каждый состоит из 5 заданий с четырьмя вариантами ответов , среди которых только один верный . Число верных ответов определяет оценку учащегося . Если задание предполагает какие — то вычисления , то учащиеся фиксируют их в тетрадях . При выборе ответа « другой ответ », рядом с буквой они должны написать свой ответ .

Организация теста по принципу “ напиши правильный ответ ” предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера . Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры , в том числе “ переключения на английский язык ” и умения набирать формулы с помощью специальных программ . В 11 классах при подготовке к ЕГЭ учащиеся по каждой теме проходят тестирование , где в достаточной мере есть задания , как с открытой формой ответа , так и с закрытой формой ответа . Задания я беру из материалов ЕГЭ прошлых лет , оформляю в виде презентаций и использую на уроках и в качестве устного счета .

Кроме этого , используя компьютерные технологии , я создаю различные обучающие и демонстрационные программы , модели , игры . Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению , предполагают ненавязчивый способ оказания помощи , возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся .

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Список литературы

  1. Вольфсон Б.И. Готовимся к экзамену по математике/ Б.И. Вольфсон, В.М. Поркшеян , Л.И. Резницкий, С.М. Хартиев-Ростов н/Д: Феникс, 2005. — (Абитуриент).
  2. Егерев В.К. и др.Сборник задач для поступающих во втузы/ В.К.Егерев и др.; Под ред.М.И. Сканави.-М.:Высшая школа, 1988.
  3. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ (КИМы 2005-2010).
  4. Шестаков С.А.Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл./ С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий, Л.И. Звавич- М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. Дорофеев Г.В. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие/ Г.В.Дорофеев, М.К.Потапов, Н.Х.Розов. – 3-е изд., стереоип. – М.:дрофа,2000

6. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. C. 42-45.

7.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 163-р от 07.02.2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lexed.ru/doc.php?id=4625# (Дата обращения : 07.06.11).

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологи. – СПб. : ООО «Речь», 2001. 350 с.

9. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике : учебно-методическая литература. – Изд. 3-е. Москва : URSS, 2009. 244 с.

10. Чистякова С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. № 1. С. 101.

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru