Программа разработана на основе программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 167с. С использованием элементов обучающей авторской программы Балабановой Н.В. «Арт-терапия в психологической практике» и обучающей авторской программы Батраковой М.Ю. «Основы телесно-ориентированной психотерапии» (автор-составитель имеет сертификаты по данным направлениям)
I. Пояснительная записка
Подготовка учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ – многогранный процесс, включающий в себя как тренировку учебных навыков, так и психологическую готовность к встрече со стрессовой ситуацией экзамена. В этом аспекте программа педагога-психолога Чернодуб В.Ф. по подготовке к ЕГЭ (и ГИА) является актуальной в образовательном учреждении.
Цель программы – формирование психологической готовности старшеклассников к проживанию стрессовой ситуации сдачи итоговых экзаменов (ЕГЭ и ГИА).
— научить старшеклассников относиться к сдаче экзамена как к ситуации личностного роста (формирование мотивации достижения успеха);
Психологическая подготовка к сдаче экзамена
— научить старшеклассников способам управления собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, страхи);
— помочь старшеклассникам проработать внутренние ресурсы в преодолении стрессовых ситуаций;
— оказать индивидуальное сопровождение учащихся с повышенным уровнем тревожности средствами арт-терапии (в том числе по запросу).
Программа рассчитана на учащихся 9-х и 11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3-х месяцев (март, апрель, май).
Программа является модифицированной и включает в себя элементы программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», программы Н.В. Балабановой «Основы арт-терапии в психологической практике», программы М.Ю. Батраковой «Основы телесно-ориентированной психотерапии», методические материалы краевых семинаров по подготовке к ЕГЭ, организованных ККИДППО и краевым ЦДК.
Важным звеном программы является индивидуальное сопровождение учащихся, которое производится по результатам тестирования, а также по личному запросу. Индивидуальное сопровождение старшеклассников педагог-психолог производит средствами арт-терапии, которые могут быть применимы лишь в случае профессионального обучения в области арт-терапевтической практики.
Реализация программы сопровождается применением средств мультимедиа. С помощью презентаций психолог преподает теоретический материал. Обучение практическим навыкам преодоления стрессовых ситуаций происходит в процессе подвижных игр и выполнения упражнений телесно-ориентированной психотерапии.
Соответственно этому, программа содержит в себе несколько блоков-направлений работы:
— упражнения телесно-ориентированной терапии;
— арт-терапевтические «ресурсные» техники;
— работа в парах и подвижные игры;
— решение групповых задач (упражнения на сплоченность)
Программа соответствует возрастным особенностям старшеклассников, тесно сочетает теоретическую часть с практической, служит реализации одного из основных направлений работы со старшеклассниками.
«Психологическая подготовка к экзаменам: секретные приёмы»
II. Учебно-тематический план программы
№ п/пНаименование разделов, блоков, темВсего часовХарактеристика деятельности учащегося1
Общее понятие об эмоциях. Тест «Эмоциональный интеллект».
Аффекты как проявление эмоциональной жизни человека. Тест «Любите ли вы себя?»
Собственно эмоции и их место в эмоциональной сфере человека. «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности». «Шкала самооценки ситуативной тревожности»
Чувства как устойчивые психические состояния. «Шкала одиночества». Тест «Уверенность в себе»
Влюбленность, любовь, страсть. Тест «Что мешает вам полюбить?»
Настроения как эмоциональные состояния. Тест «Определение социально-психологического климата группы»
Стресс и фрустрация. «Методика выявления деструктивных установок»
Управление эмоциональными состояниями. Упражнения «Эмоциональный жест», «Позитивные эмоциональные жесты», «Очистка радиоэфира», «Машина времени», «Взрыв эмоций»
Управление эмоциональными состояниями. Упражнения «Взгляд юмориста», «Забор Тома Сойера», «Мыльная опера», «Фоторобот», «Вкусная еда»
Как стать уверенным в себе? (9 правил Э.Смита). Игра «Кораблекрушение»
Упражнение «Колесо жизни». Работа с притчами (Роберт Элиас Наджеми)
Релаксационная телесно-ориентированная психотерапия. Упражнение «Ровная спина», «Страх под лопатками», «Плечевой пояс», «Арка любви», «Волна»
Экспертная деятельность «Способы достижения гармонии» («Что помогает?», «Что мешает?», «Кто может помочь?», «Кто может помешать?»). Анализ. Раздача памяток «Способы управления эмоциональным состоянием»
Стратегии поведения в стрессовой ситуации: стресс льва и стресс кролика. Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Арт-техника «Сочинение с продолжением» (общая сказка)
Телесно-ориентированная психотерапия. Упражнение «Дерево и камень» (самоанализ в кругу). Работа со сказками Н.Н. Амбросьевой
Формирование групповой сплоченности. «Геометрическая фигура», «Электроцепь», «Нож в масло», «Доверяющее падение», «Хоровод»
Видеоматериал «Сеанс психотерапевта». Анализ. Рисуночная методика «Прошлое, настоящее, будущее». НЛП-техника «Посещение кинотеатра»
Арт-техника «Сотворение Человека». Работа с мандалами (раскрашивание)
Агрессия как психологический феномен. Способы конструктивного выхода из конфликта. Упражнения «Моя агрессия», «Моя декларация самоуважения»
Видеотерапия «Исцеление императора». Анализ. Упражнение «Цвета». Работа с цветом как с ресурсом
Работа в парах. Упражнения «Да – нет», «Это Я!». Методика работы с ресурсами «Путеводная звезда»
Индивидуальная работа. Упражнение «Два стула» (гештальт-техника). Работа в парах. Упражнение «Ирландская дуэль», «Рисунок вдвоем»
Музыкотерапия. Арт-техника «Триптих». Упражнение «Наш маленький оркестр»
Работа в парах. Упражнения «Разожми кулак», «Танец пальцев». Медитацяи «Разговор с внутренним ребенком»
Видеотерапия «Сейчас или никогда». Анализ. Активизация позиции Взрослого, упражнение «Я психолог»
Ассоциативные метафорические карты (спектрокарты). Рисунок «Я- реальное / Я-идеальное»
Ценности в жизни человека. Активизирующий опросник «Как поживаешь?» (Н.С.Пряжников). Позитивная визуализация «Поплавок в океане»
Арт-техника «Мандала «Первостихии». Работа в парах (взгляд художника). Музыкальный хоровод
Индивидуальная работа. Упражнение «Горячий стул» (нелепая ситуация/ассоциации). Работа с классом. Упражнение «Повысь самооценку». Позитивная визуализация «Маяк»
Анкета нервно-психической устойчивости «Прогноз».
Игра-репетиция «Сдача ЕГЭ»
Игра-путешествие «Воздушный шар»
Арт-техника «Насыпная мандала» (установка на успех)
III. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В процессе освоения материала старшеклассники должны:
- научиться относиться к сдаче итогового экзамена как к ситуации личностного роста;
- демонстрировать преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач;
- демонстрировать умение управлять собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, беспокойство).
Обозначенные компетентности развиваются в творческом процессе, с элементами мозгового штурма, и входят в определение «Статус старшеклассника».
IV. Описание места курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану школы, на изучение курса в 9-ом и 11-ом классе выделяется 33 часа.
Ценностные ориентиры: привитие ценности личных продуктов деятельности, эстетического взгляда на выполнение задания, творческое самовыражение учащихся, достижение взаимопонимания в общении с одноклассниками, актуализация личностных ресурсов, формирование мотивации достижения успеха за счет развития уверенности в себе.
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспеченияКоличествоПечатные пособия1
1 экземпляр на каждого ученика2
Тестовые бланки для работы
1 экземпляр на каждого ученика
Технические средства обучения
— упражнения телесно-ориентированной терапии («Ровная спина», «Страх под лопатками», «Плечевой пояс», «Арка Любви». «Волна», «Дерево и камень». «Да-нет»);
— медитативные техники («Разговор с внутренним ребенком», «Маяк», «Поплавок в океане»)
— арт-терапевтические «ресурсные» техники (насыпная мандала, мандала «Первостихии», «Триптих», «Наш маленький оркестр», «Сотворение Человека», использование спектрокарт и видеотерапии, работа с притчами);
— работа в парах («Ирландская дуэль», «Рисунок вдвоем», «Разожми кулак», «Танец пальцев», гештальт-техника «Два стула»);
— решение групповых задач (игра-репетиция «Сдача ЕГЭ», музыкальный хоровод, «Я-психолог», «Путеводная звезда», «Электроцепь», «Нож в масло». «Геометрическая фигура», «Воздушный шар», «Кораблекрушение»)
— теоретический материал (психология эмоций, стресс и фрустрация, управление эмоциональными состояниями, копинг-стратегии, ценностные ориентации)
— тестирование (согласно теоретическому блоку)
Источник: psy-space.ru
Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов
Чубарова, Т. Ж. Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов / Т. Ж. Чубарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5510/ (дата обращения: 04.07.2023).
Образование наряду с познавательной функцией (передача системы научных знаний, вооружение методами научного познания) должно реализовывать психологическую функцию — создание условий для формирования личности учащегося с учетом уникальности и ценности его психологических возможностей. Это означает, что целью обучения в школе является не только усвоение различных дисциплин, но и развитие способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности. Старшеклассник должен овладеть общей культурой умственного труда, которая обеспечит ему как возможность дальнейшей успешной учебы в ВУЗе, так и эффективность в различных областях профессиональной деятельности.
Главная задача школьника — учиться, поэтому очень важно знать рациональные способы и приемы эффективного обучения. Особенно, в условиях «информационного взрыва», когда учебный материал непрерывно обогащается новейшими научными данными.
Между тем учащиеся зачастую овладевают навыками учебного труда стихийно, путем проб и ошибок, лишь подражая своим сверстникам, заимствуя не всегда самые рациональные способы и приемы обучения, а иногда даже вредные и примитивные (вроде зубрежки). Ведь до сих пор учащиеся перед экзаменом с головой бросаются в омут предэкзаменационной горячки, бессистемно накапливая знания.
Естественно, что ни о какой рационализации процесса подготовки при такой ее организации и речи быть не может. На эти раздумья всегда просто катастрофически не хватает времени! Поэтому классическая подготовка к экзаменам выливается в однообразное, многочасовое и механическое повторение разрозненных фрагментов учебного материала.
Обязательное упование при этом на знаменитое российское «авось» гармонично сочетается с благополучным забыванием после получения вожделенной оценки почти всего заученного материала. Это приводит к снижению эффективности учебного процесса, информационным перегрузкам, ведет к хронической усталости, переутомлению, истощает их нервную систему, а в конечном итоге может стать причиной стресса. Особенно, в период интенсивной подготовки к экзаменам (выпускным и вступительным).
Следует отметить, что в школьных учебных программах не отводится специального времени для овладения рациональными методами учебной работы, эффективными способами умственной деятельности, не существует подобных программ и в системе дополнительного образования. Также, до настоящего времени отсутствует достаточно полная и систематизированная литература по рассматриваемой тематике, а имеющаяся носит преимущественно декларативный и описательный характер.
Поэтому возникла необходимость создания программы психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов, реализация которой поможет школьникам освоить различные методы планирования и организации своей учебной деятельности в период подготовки и во время экзаменов, научиться приемам рационального чтения и конспектирования учебной литературы, овладеть методами снятия эмоционального напряжения, познакомит учащихся с методам развития восприятия, управления вниманием, совершенствования памяти.
Данная программа разработана на основе современных достижений отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики: М. А. Зиганова, Э. В. Минько, Н. Ш. Валеевой, Н. П. Гончарук, Т. Бьюзена, Ф. Лезера.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, А. Г. Асмолова. Их исследования наиболее полно описывают структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов может реализовываться как в общеобразовательных учреждениях, так и в системе дополнительного образования.
Целью программы является специальное обучение учащихся необходимым и эффективным способам и приемам организации умственной деятельности в период подготовки и во время экзаменов.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
– ознакомить учащихся с эффективными способами и приемами работы с информацией, организации умственного труда при подготовке к экзаменам;
– формировать у учащихся мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
– стимулировать инициативу учащихся в овладении новыми знаниями, самостоятельность в учебе и развитии;
– создавать условия для формирования самосознания учащихся, понимания своеобразия других людей, особенностей взаимодействия с ними;
– развивать коммуникативные умения, навыки ораторского мастерства;
– формировать антистрессовый стиль жизни.
Программа построена на принципах развивающего, проблемно-диалогического обучения и предусматривает проведение проблемных занятий, лекций и семинаров-практикумов.
Практические развивающие занятия выстраиваются по следующей схеме: постановка развивающей задачи — формирование у учащихся мотивации самоизменения — решение развивающей задачи — тренинг — рефлексия произошедших изменений.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
– Умения и навыки планирования учебно-познавательной деятельности. Умения планировать свою самостоятельную работу на занятиях и дома; осуществлять планирование на день, неделю, месяц, исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей; определять последовательность и продолжительность этапов своей умственной деятельности;
– Умения и навыки организации учебно-познавательной деятельности. Умения создавать благоприятные психологические условия для познавательной деятельности, к которым относится организация рабочего места, организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы. Определение наиболее эффективных способов умственных действий; понимание своих индивидуальных интеллектуальных особенностей и предпочитаемых способов умственного труда, оптимальных темпов и форм занятий;
– Умения и навыки эффективного восприятия информации. Умения работать с различными источниками информации: умения и навыки рационального чтения разнообразной литературы; умения работать с учебными и научными текстами, правильно вести конспект;
– Умения управлять вниманием. Владение приемами поддержания внимания; понимание факторов, способствующих усилению внимания; осознание причин невнимательности, рассеянности и ослабления внимания.
– Умения и навыки мыслительной деятельности. Владение базовыми мыслительными операциями: анализом, синтезом, классификацией, обобщением, систематизацией и др. Способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам. Владение приемами, помогающими понять сложный материал: выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, составлять и задавать вопросы по изучаемому материалу, находить разнообразные связи и отношения между изучаемыми объектами.
– Умения и навыки рационального и продуктивного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Владение мнемоническими приемами запоминания и воспроизведения больших объемов информации.
– Умения и навыки эффективного предупреждения и преодоления стресса. Умение проводить аутогенную тренировку и релаксационные упражнения.
Программа рассчитана на учащихся 9–11-х классов. Продолжительность обучения 1 год. Развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Всего — 34 учебных часа. Наполняемость группы — 15 человек.
Учебно-тематический план
Тема
Общ. кол. часов
в том числе
теоретических
практических
1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам.
2. Культура умственного труда.
Источник: moluch.ru
Программа психологической подготовки к экзаменам
Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:
ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.
Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.
Старшеклассники не всегда реалистично представляют ЕГЭ, нереалистичность установок.
Похожие материалы
документ | программа психологической подготовки детей к Экзаменам | Севрюкова Раиса Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | Программа психологической подготовки к экзаменам | Лисогор Татьяна Олеговна | 20 Мар 2015 |
документ | Программа психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам Подготовка к экзамену | Федотова Юлия Владимировна | 7 Дек 2015 |
документ | Программа психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам | Рыбкина Татьяна Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа элективного курса «ГИА: курс подготовки к экзаменам» | Елена Геннадьевна Никитина | 19 Авг 2015 |
документ | Программа психологической подготовки к обучению в школе «Скоро школьниками станем!» | Скрипец Ирина Владимировна | 31 Мар 2015 |
документ | «Скоро в школу мы пойдем!» Программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе | Фомина Наталия Владимировна | 4 Апр 2015 |
документ | Памятка для родителей для подготовки детей к экзаменам. | Агапова Антонида Александровна | 20 Мар 2015 |
документ | тематические КИМы для подготовки к экзаменам в 9 классе | Михеева Ольга Петровна | 20 Мар 2015 |
разное | Интернет-источники для подготовки к урокам и экзаменам по обществознанию | Афанасьева Елена Александровна | 20 Мар 2015 |
документ | Памятка родителям при подготовки к экзаменам | Бирюкова Татьяна Александровна | 20 Мар 2015 |
презентация | Курс подготовки к экзаменам по обществознанию. Политика | Яковлева Надежда Николаевна | 16 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
документ | тесты для подготовки к экзаменам 10 класс | Нугуманова Раушания Кадимовна | 23 Апр 2015 |
презентация | Проблема подготовки к экзаменам,9класс | Боздунова Анна Михайловна | 27 Июн 2015 |
документ | Полезные ссылки для подготовки к экзаменам | Дегтев Андрей Сергеевич | 4 Ноя 2015 |
документ | памятка для подготовки к экзаменам | Шукшина-Молчанова Мария Викторовна | 9 Дек 2015 |
документ | «Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам» | Абрамова Татьяна Дмитриевна | 11 Апр 2016 |
документ | Проблемы сценического волнения и психологической подготовки к выступлению | Войтикова Валентина Ивановна | 20 Мар 2015 |
документ | Тематический план психологической подготовки к школе. | Бальцерова Елена Анатольевна | 31 Мар 2015 |
документ | Некоторые особенности психологической подготовки учащихся к выступлению | Верещагина Галина Андреевна | 19 Фев 2016 |
Способы психологической подготовки учащихся к сценическому выступлению | Ольга Милиевна Попова | 14 Дек 2018 | |
документ | Учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к экзаменам по истории России (IX – XIX вв.) | Григорьева Наталья Викторовна | 21 Мар 2015 |
документ | Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам. | Рузавина Светлана Ивановна | 24 Апр 2015 |
документ | Тесты по алгебре для подготовки к экзаменам в 9 классе. | Лиховченко Галина Владимировна | 5 Мая 2015 |
документ | Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку | Колбасина Татьяна Николаевна | 27 Июн 2015 |
документ | Методические материалы по систематизации подготовки к экзаменам по геометрии (ОГЭ, ЕГЭ). | Юнева Лариса Сергеевна | 5 Авг 2015 |
документ | Методические рекомендации по профилактике стресса в период подготовки к экзаменам. Экзаменационная (тестовая) тревожность | Борисова Татьяна Алексеевна | 17 Дек 2015 |
документ | ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ. | Васильева Елена Викторовна | 7 Дек 2015 |
документ | Курс тренинга по профилактике стрессовых состояний у учащихся 9,11 классов в период подготовки к государственным экзаменам | Сысоева Ирина Николаевна | 17 Фев 2016 |
документ | Задачи по геометрии в формате ОГЭ для контроля знаний и подготовки к экзаменам в 9 классе, | Ворнакова Татьяна Михайловна | 8 Фев 2016 |
документ | Родительское собрание «Помощь девятиклассникам в период подготовки к выпускным экзаменам» | Скоблякова Анна Станиславовна | 14 Дек 2015 |
презентация | Родительское собрание.Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам. | Чаплыгина Татьяна Николаевна | 11 Апр 2016 |
документ | Методическое пособие «Основные факторы психологической подготовки к соревнованию» | Каримов Марат Александрович | 21 Мар 2015 |
Источник: pedportal.net