Организация и планирование производственного обучения
Основные задачи планирования и планирующие документы
Планирование производственного обучения является важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Оно способствует совершенствованию контроля и учета учебнопроизводственной деятельности каждого учащегося и учебной группы в целом. Планирование производственного обучения включает в себя разработку планов, графиков, перечней и других планирующих документов с учетом требований учебных планов и программ.
Мастера производственного обучения должны рассматривать планирование производственного обучения как важное средство руководства процессом формирования профессионального мастерства молодых рабочих. Основными задачами планирования производственного обучения являются:
- — оказание помощи мастерам в подготовке уроков;
- — определение соответствия требований учебных программ условиям обучения в учебных мастерских, лабораториях, на полигонах, предприятиях;
- — разработка планирующей документации в зависимости от учебных целей, периода обучения, материально-технической базы;
- — создание оптимальных условий для планомерного использования имеющегося материально-технического оснащения учебного процесса;
- — обеспечение наиболее полной и равномерной загрузки всех учащихся объектами работ;
- — определение объема, номенклатуры и сроков выпуска продукции, изготовляемой учащимися в процессе обучения;
- — обеспечение эффективного производственного обучения и практики на предприятиях;
- — усиление воспитательных функций уроков производственного обучения;
- — обеспечение эффективности соединения обучения с производственным трудом учащихся.
В соответствии с Инструкцией «О планировании и учете учебно-воспитательной работы в профессионально-технических учебных заведениях» основными документами по планированию производственного обучения группы являются:
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
— перечень учебно-производственных работ по профессии;
- — план производственного обучения группы;
- — перспективно-тематический план;
- — план урока производственного обучения.
Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, которые должны выполнить учащиеся для овладения профессиональными знаниями и умениями, предусмотренными программой. Его составляет мастер (на учебные полугодия или на весь год), утверждают методические комиссии.
Учебно-производственные работы следует подбирать из заказов предприятий, а также из работ по изготовлению инструментов и приспособлений, наглядных пособий и приборов для кабинетов, лабораторий, учебных мастерских училища. В перечень можно также включать учебно-тренировочные работы для упражнений и отработки навыков выполнения отдельных трудовых приемов. При организации производственного обучения на предприятиях в перечне следует указывать общую характеристику объектов, на которых будут обучаться учащиеся, и наименование работ, которые они будут выполнять по каждой теме программы.
Рабочая программа практики и ее возможности (ITMO.Expert, 16.03)
Следует иметь в виду, что правильный подбор учебно-производственных работ и объектов должен обеспечивать планомерный рост профессионального мастерства учащихся, освоение ими новой техники и прогрессивных технологических процессов, передовых методов труда. Для всех учебно-производственных работ, имеющихся в перечне, должна разрабатываться техническая документация: инструкционные карты, маршрутные схемы, наряды и т. д.
Рациональная структура производственного обучения может быть осуществлена лишь в том случае, если учебно-производственные работы в каждый период обучения будут соответствовать той совокупности знаний и умений, которые приобрели учащиеся на данном этапе обучения. Для упражнений необходимо подбирать объекты работ, в которых изученная операция является доминирующей, но вместе с тем она должна разумно сочетаться с ранее сформированными у учащихся навыками и умениями.
Этот документ разрабатывается на месяц на основе программы производственного обучения и перечня учебно-производственных работ для каждой группы по утвержденным формам.
При невозможности организовать фронтальное выполнение работ всеми учащимися одновременно к плану дополнительно следует составлять график перемещения учащихся по рабочим местам или предприятиям. По этому графику мастера должны обеспечивать обучение каждого учащегося соответствующим видам работ по каждой теме.
Источник: studme.org
Пособие для мастера производственного обучения по разработке рабочей документации в частности рабочей программы учебной практики (производственного обучения)
Техникум строительства, дизайна и технологий
Нехватка рабочих кадров на предприятиях российской промышленности наиболее ярко обнажила проблемы, стоящие перед профессиональным образованием. Промышленным предприятиям и сфере обслуживания повсеместно не хватает, не смотря на экономический кризис, столяров, сборщиков изделий из древесины (мебельное производство), сварщиков, автомехаников, строителей, поваров, продавцов, токарей, каменщиков, парикмахеров и других представителей рабочих профессий. В то же время система начального профессионального образования, которая всегда традиционно готовила кадры профессиональных рабочих, постепенно сокращается, как система выпускающая работников с низкой квалификацией, не вписывающихся в современное производство. На создание новой альтернативной системы потребуются материальные ресурсы, время, а главное кадровые ресурсы педагогического персонала с необходимым набором профессиональных компетенций. Особенно это относится к такой категории как мастера производственного обучения, которым вменяется в обязанности разработка рабочей документации по проведению учебной и производственной практик.
Многие мастера производственного обучения приходят в образовательные учреждения «от сохи», предварительно поработав специалистами на предприятиях различного профиля. Попадая в систему профессионального образования, они осваивают профессию педагога и что не менее значимо методиста по разработке рабочей документации в основном, полагаясь на свою интуицию и самообразование.
При всем богатстве производственного опыта, мастера производственного обучения зачастую испытывают трудности в вопросах, разработки и оформления рабочих программ, необходимой составляющей документации образовательного процесса профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
В сложившейся ситуации объективной необходимостью является методическая помощь мастерам производственного обучения в разработке рабочей документации по проведению практических занятий и проведению производственного обучения. Другими словами на лицо явная необходимость повышать их уровень профессионально-педагогической компетентности на рабочем месте, в стенах родного образовательного учреждения.
Успешность деятельности мастера производственного обучения определяется той помощью, которую они получают в процессе преодоления профессиональных педагогических затруднений.
В связи с выше сказанным целью предлагаемого пособия является создание макета последовательных действий в разработке рабочей программы, что позволит облегчить на первоначальном этапе вхождение в образовательный процесс по ФГОСам 3 поколения, а также дать более полное понимание принципа модульного построения обучения.
Рабочая программа учебной практики по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям является составной частью ППКРС.
Основные принципиальные особенности рабочих программ:
1. Рабочая программа учебной практики имеет строгую структуру и требования к определенному набору разделов и их содержанию:
2. Требованиям к разделам рабочей программы учебной практики
2.1. Титульный лист: Оформляется по установленному образцу. (Приложение 1 (doc)) шрифтом «TimesNewRoman» размером 12-18 пунктов.
2.2. Оборотная сторона титульного листа: ГАОУ СПО АО «ТСДиТ» устанавливает единообразие в заполнении оборотной стороны титульного листа с соблюдением следующих обязательных требований:
- отражаются документы на основании которых разработана рабочая программа (Приложение 2 (doc)), при этом указывается наименование профессии в строгом соответствии с наименованием указанным в стандарте (п.1.1. ФГОС СПО);
- указывается разработчик: сокращенное наименование учреждения в соответствии с Уставом, фамилия, инициалы, занимаемая должность;
- указывается № и дата протокола рассмотрения программы на методической комиссии, подпись председателя методической комиссии;
- при наличии требований работодателя к вариативной части, согласующая подпись работодателя.
Нумерация начинается страниц со второго листа, т.е.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Рекомендуется после окончания каждого раздела ставить разрыв страниц: (Ctrl+Enter)
4. «Раздел 1. Паспорт рабочей программы учебной практики»
Паспорт состоит из 3-х подразделов:
- Область применения программы
- Цели и задачи учебной практики. Требования к результатам освоения учебной практики.
- Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики
4.1. Область применения программы:
4.1.1. Указывается коды и наименования профессии, соответствии с п. 1.1. ФГОС СПО и наименования укрупненной группы профессий в соответствии сПеречнем профессий начального профессионального образования,утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09. 2009 г. № 354.
4.1.2. Перечни профессий рабочих и должностей служащих указываются только в сочетании, установленном п. 3.2. раздела 3 ФГОС
4.1.3. Указываются варианты использования Учебной рабочей программы для обучения в дополнительном профессиональном образовании согласно «Перечня профессий профессиональной подготовки», утвержденного Минобрнауки РФ от 01.04.2011 N 1440
4.2. Цели и задачи учебной практики:
4.2.1. В целях единообразие в заполнении для техникума предлагается формулировка следующего содержания:
Целью и задачей учебной практики является развитие общих (т.е. закрепление знаний, полученных обучающимся в процессе теоретического обучения, посредством практического их применения) и формирование профессиональных компетенций у обучающихся (освоение приемов, способов выполнения операций в практической работе, характерных осваиваемой профессии, наработка навыков и умений) в рамках модулей ППКРС СПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессиональных модулей рабочей программы учебной практики должен иметь практический опыт:
4.2.2. Задачи учебной практики это достижения того практического опыты и умения, необходимые для формирования компетенций по осваиваемой профессии. Необходимый опыт и умения по осваиваемой профессии установлен требованиями ФГОС (смотрите соответствующий модуль профессионального цикла графы «Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту» таблицы 2 ФГОС по профессиям СПО):
Помним, что перечень умений в вариативной части конкретизирует и (или) расширяет требования ФГОС
4.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики
Содержание пункта формируется в соответствии с базисным учебным планомв том числе по профессиональным модулям.
Всего — 502 часов, в том числе:
В рамках освоения модуля
Количество часов
Источник: www.informio.ru
Учебно-производственная документация, ее характеристика
В состав учебно-производственной документации по производственному обучению профессии входят:программа производственного обучения и Перечень учебно-производственных работ (УПР), технологические и инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы по профессии (операционные и комплексные), план производственной деятельности ученической группы на месяц, техническая документация (правила эксплуатации оборудования), ряд других документов.
Рабочая программа производственного обученияразрабатывается на основе регионального компонента Государственного образовательного стандарта по профессии и примерной программы производственного обучения, утверждается программа руководителем учебного заведения. Производственное обучение учащихся является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности. Производственное обучение, как и было указано, организуется в соответствии с государственным образовательным стандартом в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает следующие этапы:
— производственное обучение в учебных мастерских для получения первичных профессиональных умений и навыков;
— практику предвыпускную для овладения первоначальным профессиональным опытом.
— готовности выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационной характеристикой;
— последовательное расширение круга формируемых умений и навыков и их усложнение по мере перехода от одного этапа производственного обучения к другому;
— неразрывную связь производственного обучения с теоретическим.
При разработке программы производственного обучения необходимо реализовать следующие основные требования:
— отбор содержания производственного обучения на основе анализа профессиональной деятельности будущего специалиста, выявление основных умений и навыков, необходимых для овладения и подбора соответствующих им видов работ;
— возрастание уровня требований к профессиональной подготовке
специалиста по этапам и видам практики;
-учет знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, а также умений и навыков, приобретенных на практических занятиях;
— соответствие содержания производственного обучения состоянию и развитию науки, техники и технологии производства.
Рабочая программа производственного обучения содержит следующее:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Содержание производственного обучения.
4. Рекомендуемую литературу и технические средства обучения.
1. Титульный лист содержит:
— наименование образовательного учреждения;
— место и год издания.
На оборотной стороне титульного листа указывается дата рассмотрения и утверждения, сведения об авторе и рецензентах.
2. Пояснительная записка содержит:
2.1. Цель и задачи производственного обучения
и его этапов, требования к профессиональной готовности учащихся по
итогам производственного обучения, указание межпредметных связей практической подготовки с теоретическим обучением.
Указываются основные виды деятельности (профессиональные функции), которыми должен овладеть специалист в соответствии с Государственными требованиями, и требования к качеству их выполнения (степень сложности выполненных работ, самостоятельность выполнения, требования к умению организовывать рабочее место, самоконтролю, анализу и самооценке собственной деятельности, владению профессиональными навыками).
2.2.Распределение времени, отводимого на производственное обучение по этапам в соответствии с Государственными требованиями.
2.3. Базы производственного обучения (предвыпускной практики).
Общие требования к подбору баз практик:
— оснащенность современным оборудованием;
— наличие квалифицированного персонала;
— близкое, по возможности, территориальное расположение базовых
предприятий;
— конкретные рекомендации для каждого этапа с указанием типа предприятия, учреждения или организации, выполняющего роль базы производственного обучения (предвыпускной практики).
2.4. Организация производственного обучения:
— его планирование в образовательном учреждении и необходимая
документация (рабочая программа производственного обучения, график чередования ТО и ПО, договоры с предприятиями, планы предприятий по подготовке и проведению ПО, приказы о распределении учащихся по объектам производственного обучения);
— особенности организации каждого этапа производственного обучения;
— рекомендуемые формы организации производственного обучения на разных этапах;
— требования к руководству практикантами на каждом этапе ПО;
— указания о соблюдении техники безопасности и производственной
санитарии.
2.5. Контроль работы практикантов и отчетность по каждому этапу
производственного обучения.
Указать примерные формы отчетности, дать рекомендации по организации текущего и итогового контроля прохождения производственного обучения.
Источник: studopedia.ru
Рабочая программа производственного обучения что это
Производственное обучение — составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.
Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль.
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.
Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации — способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция — обтачивание наружных цилиндрических поверхностей — включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.
Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами — создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.
Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями.
В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях — при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.
Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор — возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.
Классификация трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения
Источник: osvarke.info