Курс рассчитан на смешанные группы учащихся 5 – 6 классов, рекомендуется проведение в IV четверти. Учащиеся лучше запоминают материал, если у них возникает потребность реализации своих знаний в повседневной жизни. Это позволяет повысить учебную мотивацию и интерес к получению новых знаний. Для решения этой проблемы в своей деятельности использую проектные задачи, которые помогают сформировать умения переносить полученные знания на жизненные ситуации и реализовывать их на практике, воспитывают настойчивость в достижении целей. Правильная организация учащихся при решении проектных задач дает возможность внедрить данную работу в урочную деятельность без ущерба для освоения программы.
После изучения темы дети в ходе решения проектной задачи демонстрируют не только предметные знания, но и коммуникативные навыки. А так же закрепляют материал, применяя его в нестандартном виде. Творческое оформление решения задач улучшает восприятие учебного материала и прочнее сохраняет его в памяти. Ведь интересное запоминается лучше.
Проектная документация. Рабочая документация. Отличия проектной и рабочей документации.
Цель курса: создание условий для повушения уровня развития учащихся посредством решения проектных задач.
выявление способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию;
развивать умение действовать в нестандартных ситуациях;
сформировать разновозрастное сотрудничество в рамках образовательного процесса;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах проектов, как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
способствовать развитию межпредметного взаимодействия.
Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Для оценки действий учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная таблица по которой учащиеся оценивают работу своей группы и группы других участников. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.
Особенностью проектных задач для 5 — 6 классов состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.
Рабочая программа по дисциплине: составляем правильно и быстро
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому учащиеся с разным уровнем знаний справляются с задачами успешно. Группы учащихся формируются смешанно из учащихся 5 и 6 классов или из параллельных классов по уровню знаний. Группы можно менять или оставить постоянными на протяжении курса.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлятьи конструктивно устранять причины затруднения.
Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
Предметные результаты
Умение строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учебно – тематическое планирование
Что такое проектная задача?
Знакомство учащихся с формой работы на занятиях, инструктаж по ТБ, формирование групп. Критерии оценивания работы группы, решение задачи «Моя группа»
Груз знаний на плечах
Проектная задача «Груз знаний на плечах» http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_zadacha_ %C2%ABgruz_znanij_na_plechah%C2%BB_202942.html
Проектная задача «День рождение»
Проектная задача «Ремонт моей комнаты»
Проектная задача «Социальный опрос в диаграммах»
Проектная задача «Семейный бюджет»
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи» предназначена для учителей начальных классов или воспитателей группы продленного дня. В соответствии с требованиями ФГОС НОО занимает особое место внеурочная деятельность младшего школьника, ей, по желанию учащихся, уделено и определено особое пространство и наиболее благоприятное время в образовательной среде школы в формах, отличных от урочной системы. Наиболее значимое место во внеурочной деятельности младшего школьника занимает проектирование. Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Картинками
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Рабочая программа «Проектные задачи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Рабочая программа предмета «Проектные задачи»
Оценить
405 0
Содержимое разработки
Рабочая программа
«Проектные задачи»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятийпо проектно-исследовательской деятельности можно использовать
— умение выделить проблему
— умение поставить цель исследования
— умение сформулировать гипотезу
— умение выделить объект исследования
— умение определить предмет исследования
— умение описать параметры и критерии предмета исследования
— умение подобрать соответствующие методы исследования
— умение подобрать инструментарий
— умение осуществить анализ результатов
— умение оценивать промежуточные и конечные результаты
— степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
— поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
— косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
Результатов
Второй уровень
результатов
Третий уровень
результатов
знаний, опыта решения
проектных задач по
Результат выражается в
понимании детьми сути
умении поэтапно решать
отношение детей к
общества, в частности к
Результат проявляется в
выборе тем (подтем)
поиска, систематизации и
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
Итогиреализации
программы могут быть
представленычерез
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
чемпионаты и пр.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
формировании у детей мотивации к обучению,
о помощи им в самоорганизации и
развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического итворческого мышления.
организация на уроке парно-групповой работы
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять итоговый и пошаговый контрольпо результату;
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
задачу в познавательную;
инициативу в учебном сотрудничестве
умения учиться: навыках решения творческихзадач и навыках поиска, анализа иинтерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
— основам смыслового чтения художественных ипознавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разныхвидов;
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
расширенный поиск информации
с использованием ресурсовбиблиотек и Интернета;
Учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
понимать относительность мнений и подходов к решению
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
необходимую информацию как ориентир для построения
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить.
Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть
исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей.
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными
знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-давать определение понятиям;
-делать умозаключения и выводы;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность
портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект.
- ТЕМАТИЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: www.prodlenka.org