В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Многие при выборе профессии руководствуются чужим мнением, стремятся к власти, шумной славе, большим деньгам. Забывая о главных вопросах для каждого человека: «Кто Я? Что Я могу?». Знания себя, своих способностей и возможностей, а также совпадение их с потребностями рынка труда — залог успеха. Быть профессионально успешным значит состояться как личность, быть угодным и полезным себе и окружающим.
Цель курса : Оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии.
- Раскрыть возможности психологической науки в приобретении профессии;
- Сформировать представление о механизме и путях приобретения профессии;
- Обучить практически, применять знания о мире профессий, уметь ориентироваться на рынке труда.
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план:
Программа предпрофильной подготовки «Карьерист»
- адекватная самооценка;
- профпригодность;
- рынок труда.
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
Знаете ли вы себя? (1 час)
Активизация механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа .
Специальная и личностная успешность. (1 час)
Формирование личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности.
Темперамент и выбор профессии.(2 часа)
Активизация процессов самопознания Отработка приемов уверенного поведения.
Секреты общения. Коммуникабельность.(2 часа)
Активизация процессов самопознания через постижение внутреннего мира собеседника, формирующего первое впечатление о человеке.
Секреты общения. Взаимопонимание.(1 час)
Обучение умению давать инструкции и говорить для других.
Секреты общения. Бесконфликтное поведение. (1 час)
Организация деятельности, направленной на активизацию навыков общения с помощью бесконфликтного поведения.
В мире профессий.(2 часа)
Классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии.
Матрица выбора профессии(2 часа)
Актуализация знаний о профессиях, определение сферы профессиональных предпочтений учащихся. Основные виды профессиональной деятельности. Знакомство с классификацией профессий по признаку целей и основных средств труда.
Диагностика профессиональных предпочтений.
Профессиограмма и формула профессии.(2 часа)
Профессиограмма и её основных составляющих. Составление профессиограммы выбранной профессии и формулы профессии.
Как себя представить. Составление резюме. (2 часа)
Анализ своих возможностей и представление себя на рынке труда
Знакомство с требованиями к резюме. Составление резюме и рассылка его по электронной почте.
Желания и возможности. (2 часа)
Формирование умений подростка видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные социально- приемлемые способы их удовлетворения.
Зачётное занятие. Защита проектов по выбранной профессии. (1 час)
- Орлов В. Шаги к профессии. «Школьный психолог» №13, 2006 г. Стр. 6-10.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1991 г.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004 г.
- Савченко М.Ю. “Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» Москва. «ВАКО» 2006 год
- Технология профессионального успеха: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова — М.: Просвещение, 2006 г.
- Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под редакцией С.Н.Чистякова — М.: Просвещение, 2006 г.
Занятие № 1. Знаете ли вы себя?
Цель: Организовать деятельность, направленную на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа .
Задачи: 1. Изучить уровень самооценки подростков.
2. Познакомить со способами регулирования самооценки.
1. Упр. «Самопрезентация».
Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.
2.Упр. «Устойчивость интересов».
За 3 мин. учащиеся пишут как можно больше слов, относящихся к любимому занятию. Большое количество слов указывает на осознанность выбора занятия.
3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.
Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.
Правила поведения на занятиях.
1). Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.
2). Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.
3). Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
4). Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на
занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
5). Слушать говорящего, не перебивать.
6). Право на личное мнение есть у каждого.
7). Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
4. Беседа о психологии.
— Что такое психология? Кто такой психолог?
Психология – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром. Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства. Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!
5. Упр. «Моя линия жизни».
Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть.
Это – предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите – почему. В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни. А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе?
Обозначьте эти события на «линии жизни».
Указать наиболее значимые события от рождения до настоящего времени и спланировать свою жизнь.
. 2. Изучение личностных особенностей. Трудно быть собой.
По кругу учащиеся продолжают предложенную фразу.
— Я небольшого роста, зато…
— Я иногда несдержан, зато…
-Я застенчива, зато…
— Я молчалив, зато…
— Я слишком уступчива, зато…
— Я не умею печь пироги, зато…
— Я школьник, зато…
— Я написал контрольную работу на «2», зато…
— У меня нет домашнего телефона, зато…
— Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
— Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
— Я слишком часто фантазирую, зато…
— Я не очень хорошо пою, зато…
— Я иногда слишком много ворчу, зато…
— Я несколько легкомысленна, зато…
— Меня легко рассмешить, зато…
— Я бываю капризна, зато…
2. Тест «Как у тебя с самооценкой».
Проведение диагностики и обработка результатов.
Укажите, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто – 4 балла
иногда — 2 балла
никогда — 0 баллов.
1). Я часто волнуюсь понапрасну.
2). Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3). Я боюсь выглядеть глупцом.
4). Я беспокоюсь за свое будущее.
5). Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6). Как жаль, что многие не понимают меня.
7). Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.
8). Люди ждут от меня очень много.
9). Чувствую себя скованым.
10). Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11). Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12). Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13). Я не чувствую себя в безопасности.
14). Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15). Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка. Подсчитайте баллы.
-Меньше 10 баллов – тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь;
— от 10 до 30 баллов – ты психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!
— Больше 30 баллов – ты недооцениваешь себя.
3. Беседа «Как развить уверенность в себе».
Каждый делится своим жизненным опытом, а психолог дополняет и обобщает сказанное.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Низкая самооценка – свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требует отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.
Как же обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. (Мнения выписываются на доске и дополняются ведущим).
-Улучшить внешность (прическа, макияж, следить за фигурой).
-Заниматься самообразованием, развитием своих талантов.
-Достигаем успеха в каком-то деле.
-Обесцениваем других людей.
-Выигрываем конкурсы, соревнования.
-Помогаем другим людям (похвала).
-Украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты лучший!»…
-«Нарываемся» на комплимент.
-Не ставим глобальных целей.
-Имеем хобби, как способ выделиться из толпы.
-Усилием воли стараемся себя перебороть.
Похожие:
![]() |
Рабочая программа учебной дисциплины мдк. 02. 01 Теоретическая подготовка. Рабочая программа учебной дисциплины мдк. 02. 01 Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С» разработана на основе Федерального. |
![]() |
Рабочая программа по элективному курсу «Психология и выбор профессии» для 9а класса Составитель Для учащихся девятых классов выбор профессии главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности. |
![]() |
Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио. Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: цели и задачи предпрофильной подготовки; курсы по выбору; портфолио (внешний вид. |
![]() |
Рабочая программа по английскому языку базовый уровень 7 класс Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 7 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе |
![]() |
Внеклассное мероприятие в 10 классе «Выбор профессии и устройство. Образовательная: познакомить учащихся со способами выбора профессии, трудовым законодательством, порядком оформления трудовых отношений;. |
![]() |
Рабочая программа «Немецкий язык» 10 класс на 2016-2017 учебный год. Данная рабочая программа к учебному курсу “Deutsch 10” – «Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим, Л. В. Садомовой, М. А. Лытаевой (Москва. |
![]() |
Рабочая программа по географии Уровень общего образования(класс) 10-11 класс Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов. |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() |
Рабочая программа профессионального модуля пм. 03 Работа на контрольно-кассовой. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего. |
![]() |
Рабочая программа курса «История» 9 -б класс на 2015 2016 учебный. Человек в истории: условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи; их потребности, интересы, мотивы действия; восприятие. |
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Источник: filling-form.ru
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия»
рабочая программа по технологии (8 класс)
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:
- в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783);
- с использованием программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район р.п. Шолоховский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ от ___________№__
по предпрофильной подготовке «Я и моя профессия»
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 35
Учитель Скиба Ирина Николаевна
Программа разработана на основе
Программы предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Рабочая программа предпрофильной подготовки «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:
- в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783);
- с использованием программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной.
Основная идея программы: Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, само-актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
- овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;
- развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
- Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании.
- Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Особенности организации занятий курса
Организация занятий по программе “Я и моя профессия” опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Объем программы составляет 35 уроков из расчета 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса и их сочетание.
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
— создание оптимальных условий обучения;
— исключение психотравмирующих факторов;
— сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
— развитие положительной мотивации к освоению программы;
— развитие индивидуальности каждого ребенка.
Образовательный процесс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Каждая тема укладывается в один урок. В программе используются различные типы уроков.
В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля). Ведущие принципы – учет возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания.
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- деловые игры;
- профориентационные игры;
- анкетирование;
- защита проектов «Моя будущая профессия» проводится в форме: демонстрация творческих работ, чтения сочинения «Моя будущая профессия» и т.п.
Ожидаемым результатом проведения предпрофильной подготовки для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Требования к уровню подготовки учащихся
По результатам подготовки обучающиеся должны овладеть:
- знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
- правилами выбора профессии;
- знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
Обучающиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Критерии и показатели усвоения материала.
- сформированность представления о мире профессий;
- знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
- знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- изучение путей овладения избранными профессиями.
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки.
Успех.
Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции. Определение типа эмоций.
Профессия и эмоции.
Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист.
Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество.
Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления. Внимание и память. Внимание. Память.
Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы.
Раздел 2. Что я знаю о мире профессий.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А.Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда.
7 Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность ( учитель, врач и т.д).
Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А.Климова.
Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта интересов» А.Голомштака.
Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж. Голланда.
Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий.
Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей.
Уровень развития технических способностей.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности.
Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия.
Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности: профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность); соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание – высший уровень профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм:
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с помощью методики Е.Головахи. Потребности.
Типы потребностей: физиологические, потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации.
Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией.
Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный рынок труда.
Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование.
Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная речь.
Резюме.
Стратегия выбора профессии.
Источник: nsportal.ru
Программа занятий по предпрофильной подготовке
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по предпрофильной подготовке»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 94 Советского района городского округа г. Уфа
Протокол № 1 от 03.09.2016г.
Заместитель директора по НМР
Директор МБОУ лицей № 94
Рабочая программа учебного предмета (курса)
2016-2017 учебный год
Разработчик: Ломакина Вера Васильевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
2. Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися
9 – го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.
Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок.
В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего, (среднего общего) образования, на основе учебного плана МБОУ лицей № 94, примерной программы учебного курса «Предпрофильная подготовка» и учебно-методического комплекса.
Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.
Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.
Профессиональное самоопределение учащихся 9- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:
— принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
— принцип комплексности методов психологического воздействия;
— принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
— принцип учета объема материала, предполагающий несение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
— принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
— принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.
— подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;
— открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;
— овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.
— изучение профессиональной направленности учащихся;
— расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
— совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;
— развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;
— формирование адекватной самооценки;
— повышение уровня психологической компетентности учащихся;
— п компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.
С детьми проводятся диагностические методики:
— методика «Профиль» — определение направления профессиональной деятельности («Карта интересов», модификация Резапкиной),
— опросник типа мышления (сокращенный вариант),
— методика изучения профессиональных склонностей (опросник Л.А. Йовайши – модификация Резапкиной).
— методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» — Г.В. Резапкиной);
— опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной);
— опросник тип мышления (сокращенный вариант);
— тест Айзенка (определение типа темперамента);
— диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);
— методика «корректурная проба»;
— методика Беннета (оценка уровня технического мышления);
— методика ОПГ А.Н. Кабардовой;
— активизирующая профориентационная методика «За и против – 1,2» Н.С. Пряжникова.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
— переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»),
— моделирование мира человека конкретной профессии,
— диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии,
— групповые занятия с элементами тренинга.
В течение всех этапов участники работают с личными дневниками, в которые вносят результаты психологической диагностики различных профессиональных проб, личные размышления.
Межпредметные связи прослеживаются в интеграции элективного курса «Предпрофильная подготовка» практически со всеми предметами школьного образования. Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему развитию ученика.
Рабочая учебная программа разработана для обучения школьников 9-го класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю в 1-м и 2-м полугодии.
Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Класс работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить весь учебно — воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска решения поставленных задач.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели.
Ожидаемые результаты этого курса связаны с оптимизацией условий жизни и развития детей, повышением их социального и личностного статуса, формированием навыков деятельности и поведения, гармонизацией сенсорной, моторной, эмоциональной и познавательной сфер личности.
Эффективность работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционно – развивающих методов и программ.
Об успехе деятельности, о степени достижения ожидаемых результатов можно судить по системе показателей. К числу таких показателей относятся изменения в психоэмоциональном состоянии личности, системы навыков и индивидуально – психологических свойств личности, особенностях поведения и социальной ситуации развития. В число таких показателей входят количественные и качественные признаки, которые могут быть замерены и отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса, а также анализа по сравнению с контрольной группой
Источник: kopilkaurokov.ru