Занятия по математике направлены на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию элементарных математических представлений для детей от 5 до 6 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Родничок»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/Под ред. Т.И. Бабаевой, О.В.Акуловой, Т.А.Березиной, 2011 г.
Раз-ступенька, два-ступенька Л.Г.Петерсон,Н.П.Холина.2004г..
Занятие 16 09 Познавательно исследовательская деятельность
Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. В.П. Новикова, 2004
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова 2004г.
Математика от трёх до семи.З.А.Михайлова,З.Н.Иоффе.1997г.
Занятия по ф ормированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Помораева И.А., Позина В. А, 2010.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю
Длительность непосредственно образовательной ситуации
Форма организации образовательного процесса
Программой предусмотрено проведение:
диагностических занятий – 4;
практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 30.
Цель программы : формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи обучения:
Формирование представлений о числе и количестве:
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Набор № 4. Познавательно-исследовательская деятельность на основе дидактической системы Ф. Фребеля.
Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу(в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учит различать вопросы «Сколько?», «Который?» и правильно отвечать на них.
Формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, часть меньше целого.
Развитие представлений о величине:
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Развитие представлений о форме:
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
Развитие пространственной ориентировки:
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Развитие ориентировки во времени:
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1.«Физическая культура» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
2.«Экологическое воспитание» — изучают последовательность времен года.
3.«Изобразительная деятельность» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
4.«Игра», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2013– 30.09.2013 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2014 – 30.04.2014 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 5 – 6 лет по развитию элементарных математических представлений.
К концу года дети должны
— Считать (отсчитывать) в пределах 10.
— Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
— Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
— Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
— Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
— Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
— Некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
— Название текущего дня недели.
— Дни недели по порядку.
— Название времени суток: утор, день, вечер, ночь.
— О смене частей суток.
— О том, как из одной формы сделать другую.
— О количественном составе числа из единиц в пределах 5.
Тематический план курса
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе
Объем учебной нагрузки (часы)
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
Часть-целое. Представление о действии сложения..
Пространственные отношения: на, над, под..
Пространственные отношения: справа, слева..
Удаление части из целого (вычитание)
Пространственные отношения: между, посередине..
Взаимосвязь между целым и частью.
Число и цифра(1-10).
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Представление о точке и линии.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Настоящая программа разработана на основе методической литературы:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Программа рассчитана на 37 занятий.
Экспериментирование и детская исследовательская деятельность — эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление — превращается в игру, второе — в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Целью данной работы является — развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Эта цель предусматривает решение следующих задач :
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
4. Учить объяснять наблюдаемое, и фиксировать результаты доступными методами.
В основе программы лежат следующие принципы :
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Структура проведения занятия – эксперимента:
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность основ логического мышления.
- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
- Сформированность коммуникативных навыков.
- Использование результатов в игровой деятельности.
Рабочая программа была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете № 1 от 29.08.2014 года.
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа по познавательно- исследовательской деятельности
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию познавательно-исследовательской деятельности адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Основной целью формирование познавательно-исследовательской деятельности являются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).
Познавательно-исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
При организации образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности используются доступные материалы, а так же формы поощрения.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого.
Словесно-логическое мышление детей 6-7 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Формы работы:
· совместная и самостоятельная деятельность.
Методические приемы:
-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
-практический: выполнение практических действий детьми.
Цель программы — создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи программы:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения) (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное) и земное притяжение, отражение и преломление света);
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности .
— рост уровня любознательности, наблюдательности;
— активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
— возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.
Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.
В учебном графике – 30 учебных недель всего – 30 занятие общей продолжительностью 15 часов.
Источник: www.uchmet.ru