Рабочая программа подготовка к олимпиадам по русскому

Содержание

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся.

Результатом реализации программы курса является формирование у школьников коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

Алешина Юлия Борисовна

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады, творческие конкурсы по русскому языку призваны усилить интерес к изучению языка, к лингвистическим знаниям. Участие в олимпиадах, исследованиях, проектах предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению различных разделов русского языка, других дисциплин путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

Обучение проектированию развивает умение находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Оно позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Как выиграть олимпиады по русскому языку? Часть 1

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся.

Результатом реализации программы курса является формирование у школьников коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Это находит отражение в структуре рабочей программы.

Цель: развитие познавательного и творческого потенциала учащихся (подготовка учащихся к творческой деятельности к олимпиадам, к исследовательским и проектным работам)

— глубокое погружение в изучаемый предмет,

— расширение лингвистического и культурологического кругозора,

— развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения,

— развитие стремления к приобретению знаний,

— развитие умения свободного использования источников,

-развитие сознания и самосознания,

— тренировка логического мышления,

— повышение интеллектуального уровня,

— развитие познавательных способностей,

— активизация аналитических навыков.

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

КАК ПОБЕДИТЬ НА ОЛИМПИАДЕ


Метапредметные результаты

1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств:
6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Читайте также:
Что делает строка состояния окна программы Microsoft office word

7) умение сочетать индивидуальную и коллективную работ;

8) развитие творческой деятельности;

9) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств; аргументации;
10) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
10) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты

1) усвоение научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

2) усвоение элементарных знаний и представлений о древнерусском языке

3) сопоставление фонетических и морфологических явлений древнерусского и современного русского языка

4) овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка

5) анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) приобретение навыка решения учебно-поисковых лингвистических задач

Технологии проведения занятий с участниками творческой лаборатории.

В основе проведения занятий лежит проблемно-поисковый подход, такое создание особого пространства учебной деятельности, в котором участник творческой лаборатории совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о языке.

Работа внутри каждой темы осуществляется в следующем режиме

1 – изучение темы начинается с проблемной лекции, на которой вводится новая информация;

2 – на последующем практическом занятии отрабатываются, проектируются, моделируются практические навыки по изучаемой теме;

3 – завершающей стадией изучения темы является выполнение олимпиадной работы или определенного этапа проектной деятельности.

Наименование разделов/ тем.

«Смысл начертания заглавных букв кириллицы» Проект.

Греческий алфавит, старославянская азбука, современный русский алфавит (Сопоставительный анализ).

Звуки древнерусского языка:

Согласные звуки (исторические изменения в системе согласных звуков)

Исторические изменения в морфологической системе русского языка.

Лексико-грамматические разряды частей речи.

Омонимия частей речи

Решение олимпиадных заданий по теме «Морфология».

Историческое формирование лексики русского языка.

Типы лексического значения слова. Структура значения многозначного

Фразеологизм как единица языка.

Структурный тип фразеологизма.

Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения.

Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

Лингвистический анализ текста.

Защита продуктов творческой лаборатории.

Тема 1. Вводное занятие (1час). Вводное анкетирование. Ознакомление с программой курса. Периодизация русского языка. Первоучители словенские.

Тема 2. Графика (8часов). Греческий алфавит, старославянская азбука и современный алфавит (сопоставительный анализ). Числовое значение букв. Смысл заглавных букв кириллицы (работа над проектом) .

Тема 3. Фонетика (9 часов). Система гласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой гласных современного русского языка: гласные полного образования и редуцированные гласные ер и ерь ; беглость гласных как следствие падения редуцированных; носовые гласные – юс малый и юс большой, их утрата и следы в современном русском языке; ять в древнерусском языке; полногласие-неполногласие; строение слога: закон открытого слога, закон возрастающей звучности. Система согласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой согласных звуков современного русского языка: парные и непарные по звонкости-глухости и мягкости-твердости; «двойные буквы кириллицы и соответствующие им звуки» (о — он, омега; з-зело, земля, и – иже, и, ижица, ф – ферт, фита: шипящие и аффрикаты; исторические чередования согласных как следствие смягчения. Фонетическая система ременного русского языка: звук и фонема, фонетическая транскрипция; фонетические средства художественной выразительности.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по фонетике и графике.

Решение олимпиадных заданий по фонетике и графике

Тема 4. Морфемика и словообразование (6 часов). Синхронное и историческое словообразование. «Производная» и «производяшая» основы. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Понятия опрощения и переразложения. Виды морфем русского языка.

Морф и морфема. Классификация морфем. Особенности суффиксов и приставок, унификсы. Морфонологические особенности словообразования: чередования морфем, интерфиксация, усечение производящих основ, наложение морфов. Способы словообразования в современном русском языке.

Словообразовательный тип.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию. Решение олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию .

Читайте также:
Андроид отключить автообновление программ

Тема 5. Лексика (3часа) . Исторические изменения в словарном составе языка (очерки истории). Лексические нормы современного русского языка. Лексика активного и пассивного запаса Многозначность слова. Лексические средства художественной изобразительности

Тема 6. Фразеология ( 3часа). Фразеологизм как единица языка. Фразеологизмы однозначные имногозначные. Структурный тип фразеологизма. Фразеолого-семантические парадигмы: фразеологические омонимы, синонимы, антонимы.

Фразеологизмы активные и пассивные. Античные и библейские фразеологизмы. Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

Тема 7. Морфология (13часов). Исторические изменения в морфологической системе русского языка. Имя существительное: родовая принадлежность, следы двойственного числа, типы склонения, падежи. Местоимения: склонение личных древнерусских местоимения и их сопоставление с современным русским языком, указательные местоимения.

Имя прилагательное: краткие и полные прилагательные: различия в употреблении и образовании склонение прилагательных Имя числительное: образование числительных название чисел история сложных числительных числовые значения букв кириллицы. Глагольная система древнерусского языка: неопределенная форма глагола (-чи, -ти), формы настоящего времени, формы будущего времени, формы прошедшего времени, причастие прошедшего времени.

Сопоставительный анализ частей речи: наречие, предлог, союз, частица. Морфологическая система современного русского языка: лексико-грамматические разряды частей речи. Омонимия частей речи. Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфологии. Решение олимпиадных заданий по морфологии .

Тема 8. Синтаксис (8 часов) . Синтаксис. Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения.

Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

Тема 9. Лингвистический анализ текста (4 часа). Этапы лингвостилистического анализа текста. Определение жанра художественного произведения. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко.

Анализ средств художественной выразительности: фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико-фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмо-метрический уровень, структурно-композиционный уровень. Основные выводы по анализу данного текста.

Тема 10. Итоговые занятия (7 часов) . Олимпиада по русскому языку. Защита продуктов творческой лаборатории.

Источник: nsportal.ru

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Шумейко Оксана

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно — ориентированный, деятельностный подходы. Основными методами и технологиями, используемыми для реализации курса, являются технология развивающего обучения; технология обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Картинками

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник: znanio.ru

Рабочая программа по подготовке к олимпиадам

Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам необходимо начинать уже с 5 класса. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность , ясность изложения , богатство словарного запаса- залог успеха не только в школе , но и в жизни. Цель занятий лингвистического кружка -углубить знания учащихся по всем разделам языкознания.

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
документ Рабочая программа по подготовке к олимпиадам Шарафутдинова Рулия Абулкасимовна 8 Апр 2015
документ Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам Комарова Екатерина Витальевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа индивидуально-групповых занятий 5 класс «Консультации по подготовке к олимпиадам» Савчук Людмила Ивановна 20 Сен 2015
документ Программа работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам Джебко Галина Павловна 20 Мар 2015
документ Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии Сараева Надежда Михайловна 21 Мар 2015
презентация, документ Работа учителя математики на уроке по подготовке к олимпиадам Протопопова Мария Олеговна 21 Мар 2015
документ Нестандартные задачи по подготовке к олимпиадам по математике для учащихся 5-6 классов Кочухова Ирина Михайловна 4 Апр 2015
документ «Система работы учителя по подготовке к олимпиадам по математике в 5-6 классах». Мифтахова Эльмира Рифкатовна 20 Ноя 2015
документ МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ Валькова Светлана Леонидовна 21 Мар 2015
документ Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике. Валькова Светлана Леонидовна 21 Мар 2015
документ Организация работы по подготовке учащихся к дистанционным олимпиадам и конкурсам как способ развития их способностей Александрова Елена Алексеевна 21 Мар 2015
документ Место динамического программирования в подготовке школьников к олимпиадам по программированию Морозов Владимир Владимирович 21 Мар 2015
документ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Анохина Юлия Леонидовна 31 Мар 2015
разное Рабочая программа по математике по подготовке к ЕГЭ Семенова Татьяна Викторовна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории России Баулина Татьяна Владимировна 17 Фев 2016
документ Рабочая программа кружка по подготовке к ОГЭ Байдак Татьяна Анатольевна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа по подготовке к ГИА Вакилова Гульнара Хабирьяновна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа по подготовке руки к письму Говердовская Надежда Алексеевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа по подготовке руки к письму Федосенко Елена Вячеславовна 6 Апр 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Калугина Наталья Семеновна 4 Апр 2015
документ Рабочая программа по подготовке детей к школе Андреева Вера Петровна 4 Апр 2015
документ Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте Иноземцева Наталия Александровна 16 Ноя 2015
документ Рабочая программа по подготовке к ОГЭ Салбакай Монгушевна Оюн 26 Окт 2015
документ Рабочая программа по подготовке к обучению чтению Аракелян Анна Араратовна 18 Фев 2016
документ Рабочая программа по подготовке к ГИА Изместьева Раиса Жаматдиновна 19 Янв 2016
документ Рабочая программа математического кружка «Подготовка к олимпиадам. 7 класс.» Карпова Наталья Ивановна 20 Мар 2015
документ рабочая программа подготовки к предметным олимпиадам для учащихся 4 класса Кудрякова Елена Петровна 31 Мар 2015
документ программа по математике для 7 класса физико-математической школы «Готовимся к олимпиадам по математике» Сантьева Лариса Валерьевна 7 Июл 2015
документ ПРОГРАММА «ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Гулякова Альбина Павловна 21 Мар 2015
документ Программа внеурочной деятельности «Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов» Ан Людмила Николаевна 8 Фев 2016
документ Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область «Речевое развитие» Титова Анна Сергеевна 16 Янв 2016
документ Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике» Зубенко Надежда Александровна 1 Апр 2015
документ Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии Проверочные тесты для подготовки к олимпиадам по экологии Спиридонов Сергей Николаевич 21 Мар 2015
документ Статья «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам» Серикова Наталия Николаевна 5 Апр 2015
документ Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку Щербинина Татьяна Викторовна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса «практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию» Перфильева Александра Сергеевна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по английскому языку ( 11 класс) Пророкова Татьяна Борисовна 21 Мар 2015
разное Рабочая программа по географии по подготовке к экзамену в 9 классе Зыкова Надежда Александровна 20 Ноя 2015
документ Рабочая программа объединения «ЛОГОС» по подготовке к ЕГЭ по обществознанию Ташматова Светлана Рифовна 25 Сен 2015
документ Рабочая программа по подготовке учащихся 9 кл. к ГИА по математике Кошелева Лидия Анатольевна 15 Окт 2015
Читайте также:
Программа для настройки второго монитора

Источник: pedportal.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru