«_____»________________2017 г. «_____»_______________2017г.
на педагогическом совете МБУ ДПО «Информационно-
МБ УДО «СЮТ» г.Симферополя методический центр»
Протокол №_____ методист _____________Е.В.Серга
от «__»_____________2017г. «__»_______________2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ СПИЧЕК»
Направленность:
Тип программы:
Возрастной состав: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год
Люльчак Станислав Александрович,
педагог дополнительного образования
2. Практический раздел (28 часов): Знакомство с различными способами спичечного моделирования. Закрепление способов спичечного моделировании при изготовлении различных поделок.
3. Контрольный раздел (4 часа): Самостоятельный выбор темы для изготовления поделки способом спичечного моделирования. Индивидуальное выполнение обучающимися выбранных работ.
.4. Итоговый раздел (1 час): Организация выставки работ. Оценка и анализ деятельности. Итоговое занятие (2 часа)
Дополнительная общеобразовательная программа как объект управления
Пояснительная записка.
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи.
Поделки из спичек – это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры. Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение.
Работа со спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности; развивают у детей: сообразительность, точность движений; внимательность к отдельным частям; творческую активность и эстетический вкус; стремление в достижении своих целей!
Направленность программы: техническая.
Спички идеально совмещаются с другими материалами, которые подходят для изготовления забавных и оригинальных поделок.
Спички могут понадобиться при желании изготовления разнообразных необычных и интересных игрушек, фигурок насекомых или животных.
Рабочая программа для детей с ОВЗ — Рабочая программа ОВЗ ЗПР
Для большего эффекта, при создании объемных композиций и аппликаций, спички можно комбинировать с бумагой, а ещё с тканью и нитями во время создания настенных картин.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик .
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учетом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:
объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное
воспроизведение знаний или умений по образцу;
частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для
исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения
Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.
Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание. На занятиях дети постоянно пользуются режущими предметами, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся эти правила.
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о различных способах исполнения изделия, помогать в решении поставленной задачи.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Так же необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием. Иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию.
Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.
Занятия спичечным моделированием очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий.
Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
· Рейтинг готового изделия.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование умственной деятельности: фантазии, творческих способностей, логического мышления с помощью спичек.
— развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, образное и логическое мышление, эстетический вкус, волевые качества;
— воспитывать самостоятельность, трудолюбие, терпение, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, эмоционально-ценностное отношение к окружающему, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Универсальные учебные действия
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Сроки реализации программы
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий: практические занятия.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 часов в неделю; 216 часов за год.
Планируемые результаты и формы их оценки
Планируемые результаты: после освоения данной программы учащиеся должны уметь:
• работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
• организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
• работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; • исследовать особенности предлагаемых изделий;
• участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов; • сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
• моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам;
• решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из спичек;
• конструировать на основе различных способов спичечного моделирования;
• применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью лезвий и ножей;
• выполнять декоративное оформление поделок;
• осуществлять самоконтроль хода работы и конечного результата;
• характеризовать основные требования к изделию.
Система критериев результативности обучения:
Удовлетворительно
Понимание задания
Работа демонстрирует точное понимание задания
Знает правила, может самостоятельно поставить цель по выполнению задания.
Умение связывать теорию с практикой.
Выполнение задания
Оцениваются работы, выполненные по различным технологиям; выводы аргументированы; все используемые материалы имеют непосредственное отношение к теме; используется информация из источников.
Точная подборка материалов; полные ответы на вопросы; может объективно оценить или проанализировать изготовленные детали.
Случайная подборка материалов; неполные
ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать изготовленные детали.
Результат работы
Четкое и логичное представление готового изделия; вся работа по изготовлению деталей имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо сконструирована и декорирована. Демонстрируется критический анализ и оценка готового изделия.
Точность изготовленного изделия; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка изделия. Работа похожа на другие ученические работы.
Изделие внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы по техпроцессу изготовления изделия
Творческий подход
Представлены различные подходы к решению проблемы по изготовлению изделия. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения учащегося.
Демонстрируется одна точка зрения на проблему по изготовлению изделия; проводятся сравнения, но не делаются выводов.
Учащийся просто копирует изделие из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой.
Формы подведения итогов реализации программы
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий.
Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Такой анализ приучает школьников справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других; радоваться не только своей, но и общей удаче.
Подведение итогов учебно-исследовательской и практической деятельности обучающихся на кружке осуществляется также путем принятия участия в выставках и конкурсах.
·Формы подведения итогов:
Изготовление поделок к праздникам (подарки).
Проведение выставок работ учащихся:
Участие в городских, республиканских и региональных выставках и конкурсах.
Учебно- тематический план
Учебно-тематический план.
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с кружком, демонстрация фотографий с поделками учащихся. Цели и задачи на учебный год. Общие сведения о материале. Техника безопасности работы. Инструменты.
Знакомство с историей изготовления спичек.
Практическая работа: организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.
Знакомство с техникой работы со спичками. Изготовление простейших форм (20 часов)
Знакомство с техникой изготовления поделок.
Практическая работа: освоение техники сборки с клеем и без клея поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивания спичек, приклеивание спичек друг к другу, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно приклеивать спички, оформлять работу творчески. Изготовление петуха, Деда Мороза, собаки, божьей коровки, рыбака, бычка, бабочки кошки коня.
Средства передвижения и орудия труда (20 часов)
Изготовление средств передвижения (велосипед, лодка, самолёт, вертолет, санки, паровоз, железная дорога и орудий труда).
Интерьер из спичек (40 часов)
Интерьер в жизни людей.
Изготовление скамейки, стола, стула, ящика.
Технология изготовления архитектурных сооружений (66 часов)
Технология сборки основания. Технология сборки верхней части кубика из спичек. Технология сборки двускатной и односкатной крыш домов из спичек. Технология лакировки моделей. Технология сборки полностью готовой модели. Технология сборки надстройки для купола церкви. Сборка восьмигранника.
Технология сборки надстройки.
Картины из спичек (36 часов)
Создание картин с помощью спичек, спичечное вышивание.
Основа картин – спичечные кубики.
Практика: расчет необходимого количества кубиков для фона картины (в соответствии с размерами будущее картины); изготовление спичечных кубиков; соединение кубиков с помощью спичек без головок. «Вышивание» — крепление спичек головкой или обратным концом между спичками, которые образуют фон.
Поделки из палочек от мороженого
Создание декоративных изделий из палочек от мороженого. Оформление интерьера.
Создание из палочек домиков, мельниц, органайзеров-подставок для ручек и карандашей (или для цветов), фоторамок, кормушек для птиц качелей, домиков.
Участие в конкурсах и выставках (8 часов)
Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов. Выставка.
2 й. год обучения.
1 Вводное занятие.(2 часа)
Знакомство с кружком, демонстрация фотографий с поделками учащихся. Цели и задачи на учебный год. Общие сведения о материале. Техника безопасности работы. Инструменты.
Знакомство с историей изготовления спичек.
Практическая работа: организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.
2 Маркетри с добавлением спичек.(20 часов)
Знакомство с техникой изготовления поделки.
Практическая работа: Освоение техники работы со шпоном резка ,подгонка частей, поклейка, творческое оформление. Картина «Котики»
3 Технология изготовления простых архитектурных сооружений с клеем и без. (66часов)
Технология расчёта поделки, размер, материал, техника в которой будет изготовлена поделка подготовка чертежа. Технология процесса сборки, стен, крыш, надстроек, карнизов, балконов. Технология оформления поделки из спичек вспомогательным материалом.
4 Декоративные предметы быта и интерьера из спичек. (40 часов)
Интерьер и декоративные предметы в жизни людей. Предназначение и оформление предметов. Изготовление , декоративная тарелка, рамка под фотографию.
Участие в конкурсах и выставках (8 часов)
Подготовка моделей к выставкам, в соответствии с планом работы МБ УДО «СЮТ».
6 Средства передвижения. Решить какое транспортное средство будем делать» самолёт, вертолет, паровоз, автомобиль, пароход» Просчитать размер транспортного средства, решить в какой технике будет выполнена работа. . (20 час. )
7 Настенные картины с использованием спичек (36 часов)
Создание картин с помощью спичек. Техника изготовления картин из спичек.
Практическая работа: Чертеж, перенесения чертежа на картон, вырезание по контуру, наклеивание спичек на макет. Крепость, замок церквушка.
8 Техника работы с деревянными палочками для размешивания. (22)
Отталкиваясь от размера палочек создать поделку Кормушка.
9 Итоговое занятие (2 часа)
Занятие о том, какие материалы понадобятся в следующем году.
Календарно- тематический план
Календарно-тематический план.
Наименование разделов и тем
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Как написать программу для кружка
Преподавание любого предмета начинается с составления программы. Она может быть типовой или авторской. В ней ставятся цели и задачи работы кружка или студии, определяется круг тем и количество занятий по каждому разделу. Министерство образования предъявляет определенные требования к оформлению и содержанию программ, в том числе и для учреждений дополнительного образования. Эти требования необходимо неукоснительно соблюдать.
Статьи по теме:
- Как написать программу для кружка
- Как составить план кружка
- Как написать программу обучения
Вам понадобится
- — примерный круг тем, которые вы собираетесь рассматривать на занятиях;
- — перечень знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся;
- — конспекты занятий и другие методические разработки.
Инструкция
Назовите свою программу. Название должно быть указано в средней части титульного листа программы в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97. В верхней части страницы укажите полное наименование учреждения основного или дополнительного образования, в котором работает кружок. Под названием документа напишите время и дату его утверждения. Напишите, с детьми какого возраста проводятся занятия.
Титульный лист содержит также информацию о разработчике (указываются его фамилия, имя и отчество). В нижней части страницы напишите год разработки и город.
Текст собственно программы начните с пояснительной записки. Расскажите, по какому направлению работает ваш кружок. Отметьте, зачем нужна ваша программа, чем она актуальна и почему лучше работать именно по ней, а не по уже имеющимся. В этой же части необходимо рассказать о возрасте детей, особенностях их развития (если, к примеру, кружок организуется при коррекционной школе или социальном учреждении). Расскажите о предполагаемых формах занятий и о том, какие задачи можно решить, работая по составленному вами документу.
Любая программа, в том числе и предназначенная для кружка, содержит учебно-тематический план. Он составляется в виде таблицы. Программа работы кружка может быть рассчитана на один учебный год или на несколько. В первом случае внесите в таблицу названия тем и количество часов, отведенных на изучение каждой. При втором варианте таблицу необходимо разбить еще и по годам.
При изучении каждой темы выделяется время на изучение теоретической части и практические занятия. Отметьте это в плане. Не забудьте, что в учреждениях дополнительного образования практическим занятиям отводится больше времени, чем теории. Кроме того, отведите время на формирование групп, участие в соревнованиях или выставках.
Расскажите, как будет происходить процесс обучения. В этой части количество часов не указывается. Просто напишите название темы, а под ним — какие теоретические вопросы вы собираетесь рассмотреть при ее изучении, какие практические навыки вы предполагаете сформировать у своих подопечных.
Составьте раздел «Методическое обеспечение». Определите, в какой форме вы будете проводить занятия. Они достаточно разнообразны. Это могут быть не только традиционные занятия в классе, но и экскурсии, мастер-классы, семинары, внутрикружковые соревнования или конкурсы. Опишите методы изучения каждой темы.
К любой методической разработке обычно прилагается список литературы. Образовательная программа для кружка — не исключение. В ней может быть даже два списка. Одними изданиями пользовался педагог при составлении документа, другой рекомендуется участникам кружка. Требования к оформлению определяются государственными стандартами.
- Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как написать программу для занятий музыкой
- Как написать программу дополнительного образования
- Как составить программу по дополнительному образованию
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как составлять рабочую программу по предметам
- Как составить учебную программу
- Как написать образовательную программу в школе
- Как составить элективный курс
- Как написать план обучения
- Как составить учебный план
- Как написать рабочую программу по предмету
- Как разработать курс
- Как составить программу занятий музыкой
- Как создать образовательную программу
- Как написать план занятий
- Как написать элективный курс
- Как написать воспитательную программу
- Как писать программу для школы
- Как писать рабочую программу
- Как составить программу
- Что такое элективный курс
- Как составить воспитательную программу школы
- Как открыть детский кружок
- Как составить программу работ
Источник: www.kakprosto.ru
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «КУДЕСНИКИ»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «КУДЕСНИКИ»
развитие коммуникативных способностей;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура занятия:
Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)
репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)
частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
эвристический – творческие задания.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)
коллективный — в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Структура программы кружка дополнительного образования
При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школе должен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:
- Назначение. Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
- Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
- Содержание. Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
- Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
- Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.
Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.
Программы
Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.
Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.
Цель и задачи программы
Программа — это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.
Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.
Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:
- Знания о сфере предметного интереса.
- Умения применить знания на практике.
- Навыки использования знаний в предметной области.
Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.
Назначение
Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.
Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:
- область интересов, в которой она реализуется;
- возраст детей;
- обучающие циклы;
- продолжительность обучения;
- задачи, которые она решает.
Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.
Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.
Материальная база
Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.
Программы развития по направлениям деятельности
Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:
- Художественного.
- Технического.
- Естественнонаучного.
- Спортивного.
- Музыкального.
- Социально-педагогического.
При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.
Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.
Критерии оценки усвоения программы
В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.
В качестве критериев выступают:
1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.
2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.
Дополнительное образование детей в кружках — это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).
Где реализуются программы дополнительного образования?
Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.
Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.
Источник: bankesse.ru