Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Повторяем всю географию России | География ОГЭ 2023 | Умскул
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
ОГЭ география 2022 Задание №1 [Знать!] подготовка
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли.
Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России.
Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
— основные географические понятия и термины;
— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
— географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
— географическую зональность и поясность;
— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
— специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
— выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
— описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
— объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— определения поясного времени;
— чтения карт различного содержания;
— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
План работы по подготовке к ОГЭ по географии
Работа с нормативными документами
Работа с учащимися
Работа с родителями
Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.
Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов
Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2020-2021году
Изучение нормативно-правовых документов
Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.
Знакомство с демоверсиями.
Знакомство с регламентом.
Индивидуальные консультации еженедельно.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.
Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.
Оформление информационного стенда.
Отслеживание изменений в демоверсиях.
Анализ результатов ОГЭ по географии за 2019-2020г.
Знакомство с изменениями в демоверсиях.
Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»
Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).
Работа по заполнению бланков.
Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.
Подготовка, обновление, пополнение
справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.
Тренировочные занятия по заполнению бланков.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.
Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года.
Изучение нормативно-правовых документов
Консультации. Подготовка к пробному экзамену.
Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.
Подбор заданий различной сложности.
Изучение нормативно-правовых документов
Участие в пробном экзамене.
Итоги проведения пробного экзамена.
Работа по КИМам.
Информирование родителей о результатах пробного экзамена.
Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.
Изучение нормативно-правовых документов
Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.
Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.
проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа элективного курса «География: подготовка к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 » ; с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). При проектировании рабочей программы учитывались методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ГВЭ по географии» ( Архангельск, АО ИОО РО, 2016), а также «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии» (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, 2019) составленный на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)
Для реализации рабочей программы используются учебные пособия В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2017), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2017).
Часть вопросов географии России изучается на уроках географии в 9 классе с использованием учебника Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» (М.: Дрофа, 2017) УМК классической линии.
Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
— систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов ;
— отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
— обучение правилам оформления экзаменационных работ;
— повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2019 году, выпускник должен
знать/понимать:
— основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
— географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
— географическую зональность и поясность:
— географические особенности природы материков и океанов;
— географию народов Земли;
— различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
— связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
— специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
— выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
— находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— определения поясного времени;
— чтения карт различного содержания;
— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание учебного предмета
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Календарно-тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
Количество часов в неделю – 1
Количество контрольных работ -1
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Решение и анализ теоретических заданий при подготовке к ОГЭ по географии»
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960. и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу.
На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала. Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Объем программы – 35 часов (1 час в неделю).
Цель данного э курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.
Задачи курса:
повторить теоретические основы курса географии;
отработать практические навыки и умения;
закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;
повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
анализировать природные, экономические и социальные явления;
Наименование разделов, блоков, тем
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме ОГЭ по географии
1. Источники географической информации
Природа Земли и человек
Материки, океаны, народы и страны
Природопользование и геоэкология
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
— осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
— сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «Подготовка к ОГЭ по географии» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ
сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
— способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
— умения управлять своей познавательной деятельностью;
— умение организовывать свою деятельность;
— определять еѐ цели и задачи;
— выбирать средства и применять их на практике;
— оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
— формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Знать/понимать
— основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы
— особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения России
и мира, отдельных регионов и стран; основные направления миграций, проблемы
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства России,
размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в
системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.
— определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов
Оценивать и объяснять
— ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
— разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за
природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
— комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
— географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
— выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
— нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
— понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации,
стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных
программ, различных видов человеческого общения.
Формы проведения занятий
Источник: www.art-talant.org