Рабочая программа для спортивной секции по баскетболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004, соответствует базисному учебному плану МБОУ «», принятому 29 августа 2014 года, по которому на кружковую работу по баскетболу отводится по 2 учебных часа в неделю в 5-11 классах.
Кружковая работа по баскетболу входит в образовательную область «Физическая культура»
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Обучение основным техническим приёмам игры в баскетбол в группах начальной подготовки
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы — углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплини¬рованности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической под¬готовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
- отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
- В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
- В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
- В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
- В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методика обучения основным приемам в баскетболе в возрасте 7-9 лет.Семинар Движение Вверх.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: nв целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются о- учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
- Щиты с кольцами — 2 комплекта.
- Щиты тренировочные с кольцами — 4 шт.
- Шахматные часы — 1 шт.
- Стойки для обводки — 6 шт.
- Гимнастическая стенка-6 пролетов.
- Гимнастические скамейки — 4 шт.
- Гимнастический трамплин — 1 шт.
- Гимнастические маты — 3 шт.
- Скакалки — 30 шт.
- Мячи набивные различной массы — 30 шт.
- Гантели различной массы — 20 шт.
- Мячи баскетбольные — 40 шт.
- Насос ручной со штуцером — 2 шт.
Поурочный план
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛИЧ. ЧАСОВ | ТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | |
ФАКТ | ПЛАН | ||||
8 | ОФП | ||||
№1-2 | 2 | Строевые упражнения | Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Обозначение шага на месте. Повороты в движении. | ||
№3-5 | 3 | ОРУ без предметов | Упражнения для рук и плечевого пояса, для мышц шеи, для туловища и ног. Упражнения с сопротивлением. | ||
№6-8 | 3 | Подвижные игры и эстафеты | Игры с мячом; игры с бегом, прыжками, метанием. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов. | ||
16 | Специальная подготовка | ||||
№9-11 | 3 | Ведение мяча правой левой рукой. | Передвижение бегом. Приставные шаги. Остановка прыжком в два шага. Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости. | ||
№12-16 | 5 | Передача мяча одной рукой от плеча. Пере дача мяча двумя рука ми от груди. | Передача мяча снизу одной рукой на месте, передача мяча одной рукой от плеча по высокой траектории на расстоянии 12-16 метров с места, а затем в движении. Передача мяча от груди в тройках двумя руками в движении по восьмерки, бросок от груди, бросок снизу двумя руками. | ||
№17-19 | 3 | Ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой при передвижениях игроков в парах и тройках. | Ловля высоколетящих мячей в прыжке, на месте, в движении. Ловля и передача мяча двумя руками в движении — используя три шага. Передача мяча на месте с отскоком от пола и ловля мяча. Передача и ловля мяча при встречном движении и с отскоком от пола. | ||
№20-21 | 2 | Штрафной бросок. | Броски в корзину от головы. Учащийся выполняет 15-20 бросков. | ||
№22-24 | 3 | Броски в корзину. | Броски в движении после двух шагов. Броски в корзину в прыжке с дальней и средней дистанции. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180 градусов. | ||
24 | Техническая подготовка | ||||
№25-30 | 6 | Техника нападения | Техника передвижения. Основная стойка баскетболиста. Повороты в движении с сочетанием способов передвижения. Передвижение переставным шагом, сочетание передвижений, остановок поворотов. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Прыжки толчком двух ног, толчком одной ноги. Техника владения мячом, ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. | ||
№31-36 | 6 | Техника защиты | Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения. Обманные действия, передача мяча скрытые (назад, вправо, влево). Передача мяча одной рукой из -за спины. Действия защитника в обороне, в нападении. | ||
№37-42 | 6 | Техника овладения мячом | Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Накрывание мяча при броске с места, овладение мячом, отскочившим от кольца. Выбивание мяча при ведении, перехват мяча при ведении. Перехват мяча в движении в стойке защитника, в роли нападающего. Обводка противника способом прикрывания мяча корпусом. | ||
№43-48 | 6 | Техника передвижения | Перемещение к стойке защитника вперед, в стороны, назад. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Ведение мяча, обводка противника без зрительного контроля. Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. Передачи мяча в движении скрытые (назад, вправо, влево). Ведение мяча с изменением направления движения и с изменением высоты отскока и скорости передвижения, обводка противника с изменением скорости. | ||
21 | Тактическая подготовка | ||||
№49-52 | 4 | Тактика нападения. | Индивидуальные действия, выход на свободное место с целью атаки и получения мяча. Выбор способа ловли мяча. Применение изученных приемов техники нападения в зависимости от ситуации на площадке. Финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок с последующим ведением, передачи, броском. | ||
№53-57 | 5 | Групповые действия. | Взаимодействие двух игроков -«передай мяч — выходи» Взаимодействие трех игроков -«треугольник». Взаимодействие двух нападающих против одного защитника «2-1». Взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход, малая восьмерка, пересечение, наведение, большая восьмерка. Нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с заслонами. | ||
№58-63 | 6 | Командные действия. | Организация командных действий по принципу выхода на свободное место. Нападение с целью выбора свободного действия, нападение быстрым прорывом, организация командных действий против применения быстрого прорыва противника. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий. | ||
№64-69 | 6 | Тактика защиты. | Индивидуальные действия по умению выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча. Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Противодействия при бросках мяча в корзину. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | ||
№70 | 1 | Техника безопасности | Техника безопасности на уроках, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях. | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: 70 |
Поурочный учебный план состоит из 70 занятий продолжительностью 1 час каждый.
Примечание
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 70 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Файлы для загрузки
Источник: fizruku.ru
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
рабочая программа по физкультуре на тему
Предлагаемая программа разработана на основе программы для ДЮСШ по баскетболу, анализа специальной литературы, законодательных документов, опыта работы детских тренеров.
Программа предназначена для учителей физической культуры, начинающим тренерам, организаторам физической культуры и спорта, методистам.
Задачей программы является подготовка физических крепких, с гармоническим развитием физических и духовных сил спортсменов, активных граждан России. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистовходит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
Предлагаемая программа разработана на основе программы для ДЮСШ по баскетболу, анализа специальной литературы, законодательных документов, опыта работы детских тренеров.
Программа предназначена для учителей физической культуры, начинающим тренерам, организаторам физической культуры и спорта, методистам.
Задачей программы является подготовка физических крепких, с гармоническим развитием физических и духовных сил спортсменов, активных граждан России. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистов, которая предусматривает:
— содействие гармоническому развитию, всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
— подготовку баскетболистов высокой квалификации;
— подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной и игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов.
Задачи перед группами с учетом возраста занимающихся и их возможностей, основного принципа учебно-воспитательной работы – универсальность подготовки учащихся поставлены следующие: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, ловле, передачам, ведению и броскам мяча в корзину, обучения техническим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом, приучение к игровой обстановке, выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Программа составлена так, что для каждого года обучения излагается только новый материал. Учебный материал по технической и тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Программа предусматривает привлечение в группы начальной подготовки занимающихся в возрасте 8-12 лет и в учебно-тренировочные группы с 12-16 лет.
Методические рекомендации по реализации программы.
Одним из важных условий повышения эффективности учебно-тренировочного занятия является рациональное планирование учебного материала. Это творческий процесс, требующий от тренера знаний основ теории физического воспитания, современных подходов к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, методики обучения технически и тактическим действиям баскетболистов, определенных конструктивных способностей и навыков.
Исходя из предлагаемой программы, подготовленности и интересов учащихся, оснащенности учебно-материальной базы, периодизации учебно-тренировочного процесса и личного опыта, тренер, прежде всего, должен наметить объем материала, определить очередность прохождения основные разделов программы, что должно найти свое отражение в плане-графике распределения программного материала.
Затем надо перейти к распределению этого объема по отдельным тренировочным занятиям, как правило, с планирования двигательных умений и навыков. При этом следует учитывать: объем времени, необходимый на обучение техническим приемам и тактическим действиям в зависимости от их сложности; постепенность усложнения изучаемых баскетбольных упражнений в течение серии занятий, необходимость закрепления навыков путем повторения их через определенные промежутки времени.
Планируя развитие двигательных способностей, необходимо предусмотреть его опережение по отношению ко времени начала овладения теми техническими приемами, в которых эти двигательные качества должны быть реализованы. Ряд упражнений для этого можно дать в виде домашних заданий. Надо правильно рассчитать и объем времени, который необходимо выделить на развитие двигательных качеств.
Для контроля за успешностью процесса обучения необходимо запланировать на некоторых тренировках контрольные упражнения по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая) в зависимости от года обучения.
Планы распределения программного материала представляют собой основу для составления конспектов отдельных тренировочных занятий.
Необходимо отметить, что тренер после окончания года должен проанализировать и, если нужно, творчески переработать документы планирования с учетом выявленных ошибок и просчетов. В этом необходимое условие постоянного совершенствования учебного процесса.
Общий объем годового учебного плана должен быть выполнен полностью. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов.
Наполняемость групп и учебно-тренировочного режима
Кол-во учащихся в группе
Кол-во учебных часов в неделю
Источник: nsportal.ru
Программа по баскетболу 1 час в школе для 2-4 кл
VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки.
VIII. Условия реализации программы.
IX. Тематическое планирование.
X. Список литературы.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спортивной секции «Мини-баскетбол» составлена в соответствии МБОУ СОШ № 2 г.Мегиона по спортивно-оздоровительной деятельности. Предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с физкультурно-спортивной направленностью. Программа составлена для обучающихся 1 — 4-х классов и реализуется через внеурочную деятельность. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами двигательной активности, слагаемыми которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области здоровья и спорта, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Заниматься в секции может каждый учащийся, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Занятия в секции «Общая физическая подготовка» для учащихся 1 -2 классов проводятся один раз в неделю, для 3 -4 классов два раза в неделю.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету « Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.
Секция мини-баскетбола является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
• Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
• Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
• Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
• Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы.
Для занимающихся в спортивной секции « Мини-баскетбол» предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, начальная инструкторская и судейская практика.
Учителя-тренеры по мини-баскетболу должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах мини-баскетбола.
Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, просмотре видеофильмов и т.п.
Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
• Приобщить, возможно, большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
• Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
III. Цель и задачи образовательной программы
Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
8. Воспитание нравственных и волевых качеств;
9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.
IV. Годовой учебный план
Для учащихся 1 -2 классов занятия проводятся один раз в неделю (34 часа);
для 3 -4 классов два раза в неделю. (68 часов)
Примерный годовой учебный план секции мини-баскетбола (в часах).
Содержание занятий
Кол-во учебных часов
Источник: videouroki.net