Рабочая программа педагога психолога что это

Алгоритм разработки рабочей программы педагога-психолога по психопрофилактике

Программа должна быть направлена на достижение конкретных целей и решение конкретных задач.

В программе должны учитываться возрастные особенности обучающихся, их индивидуальные возможности.

Программа должна позволять работать с обучающимися с разными образовательными потребностями.

Программа должна позволять достичь планируемый результат, который можно измерить.

Программа должна иметь сроки реализации.

Программа должна иметь возможность модификации в процессе реализации.

Основные задачи психопрофилактики:

  • • установление основных причин неблагополучия в состоянии психологического здоровья ребенка;
  • • поиск адекватных, оптимальных психолого-педагогических средств, обеспечивающих позитивное изменение, улучшение состояния психологического здоровья ребенка;
  • • разработка стратегии и тактики действий и взаимодействия всех специалистов, взрослых, отвечающих за состояние психологического здоровья ребенка

Формы и методы психопрофилактикой работы школьного психолога

Рабочая программа педагога-психолога (МБДОУ № 259)

Формы: групповая и индивидуальная работа с педагогами, родителями и детьми, направленная на предупреждение возможных психологических трудностей развития обучающихся на том или ином этапе становления их личности.

  • • социально-психологический тренинг, ролевые игры, обучающие игры;
  • • дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, круглые столы, семинары;
  • • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
  • • современные психолого-педагогические технологии (сине-ма-технология, сторителлинг, коуч-тренинги, интернет-технологии И т. д.).

Структура рабочей программы по психопрофилактике

  • 1. Теоретическое и методическое обоснование программы.
  • 2. Целевые ориентиры.
  • 3. Ожидаемые результаты.
  • 4. Тематический план.
  • 5. Конспекты занятий.

Теоретическое и методическое обоснование программы

Необходимо выделить основания написания программы психопрофилактической работы, описать, что составляет научно-методологическую основу, нормативно-правовую базу при формировании программы.

Целевые ориентиры

Знание закономерностей развития, выделение определенных критериев психологического здоровья личности, его нормы, позволяет выбирать адекватную стратегию и тактику, находить оптимальные методы своевременного предупреждения вероятных проблем.

Психопрофилактическая программа может ориентироваться на различные цели. Одни из них направлены на предупреждение локальных, относящихся к определенному этапу, значимых для успешности освоения какой-либо деятельности проблем. Другие — охватывать значительный период развития, в частности, от рождения ребенка до выхода его в самостоятельную жизнь. Однако в любом случае цели и задачи должны:

  • • отражать специфику конкретной программы;
  • • быть конкретные, четко сформулированные;
  • • согласовываться между собой.

Ожидаемые результаты:

Ведение журналов учёта работы педагога-психолога

  • • выделяем измеряемые психолого-педагогические показатели развития ребенка, его психологического благополучия;
  • • определяем критерии оценки планируемых результатов;
  • • подбираем определенный в соответствии с целями и задачами инструментарий оценки ожидаемых результатов.

Тематический план

  • 1. Определяем количество занятий, сроки реализации программы.
  • 2. Называем тему занятия.
  • 3. Ставим цель занятия.
  • 4. Описываем возрастной ориентир .
  • 5. Описываем ожидаемый результат.

Конспекты занятий

Источник: studme.org

Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ

В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.

В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.

Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа является важным инструментом для реализации образовательных программ ДОУ, а также неотъемлемым компонентом в работе педагога, в том числе и педагога-психолога. Об этом говорится в ст. 48 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Там прописано:

«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (ст. 48 ФЗ № 273)

Также Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа», как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа», как структурная единица учебно-методической документации. Это прописано в ФЗ № 273 в ст. 2 п. 9, п. 10.

На основании всего выше сказанного можно определить, что такое рабочая программа.

Таким образом мы можем сделать вывод о необходимости разработки рабочей программы педагогом ДОО, в том числе и педагогом-психологом.

Структура рабочей программы

Как же должна выглядеть рабочая программа педагога-психолога ДОУ?

Во ФГОС ДО во 2 разделе прописана структура и наполняемость образовательной программы дошкольного образования, но не упоминается о том, как в области документального оформления осуществляется дальнейшая реализация образовательной программы. Во ФГОС даже не упоминается о рабочих программах.

На этот счёт имеются: «Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации».

Читайте также:
Что за программа metaquotes

В данных методических рекомендациях говорится следующее:

«….. в практике работы педагогов и специалистов дошкольного образования может быть использован рабочий документ, в котором отражаются предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты проведенных им наблюдений. То есть под рабочим понимается -черновой, оперативный, гибкий вариант планирования, учитывающий особенности ситуации. Это могут быть программы любой длительности,даже программы проведения отдельных мероприятий или событий. Главное требование к таким программам — возможность быстро перестраивать их по ситуации, адаптировать к реальным условиям образовательной деятельности». Таким «рабочим документом» может стать «рабочая программа» педагога и специалиста дошкольного образования.

Таким образом структура рабочей программы определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом ДОУ.

При этом, на мой взгляд, обязательными компонентами рабочей программы педагога, в том числе педагога-психолога, должны стать:

  • Пояснительная записка, включающая в себя цели, задачи, принципы формирования программы и характеристику особенностей развития детей.
  • Планируемые результаты реализации Программы.
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Содержание Программы;
  • Контроль освоения детьми Программы;
  • Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
  • Материально-техническое обеспечение Программы;
  • Учебно-методическое обеспечение Программы;
  • Режим реализации Программы;
  • Расписание занятий.

При этом отличия такой «рабочей программы» от традиционного календарного планирования заключается в следующем:

  1. Содержание вариативно и может быть изменено педагогом-психологом;
  2. Содержание учитывает особенности развития детей данной конкретной группы;
  3. Содержание отдельных занятий педагога-психолога с детьми объединено общим контекстом.

Таким образом, рабочая программа педагога, в том числе педагога-психолога, обязательна к разработке, так как является неотъемлемой частью основной образовательной программы и может являться основанием для оценки качества образовательного процесса. [1]

Для написания рабочей программы вы можете воспользоваться следующей литературой:

  • Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения в ДОО
  • Нищева Н.В. Рабочая программа педагога ДОО из опыта работы ФГОС ДО

Литература, используемая для написания статьи: Солнцева О.В., Склярова Ю.Р. Экспертиза качества рабочей программы педагогов дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие.

Источник: koroleva-marina.ru

Рабочая программа педагога-психолога на учебный год

Обучение в образовательном учреждении, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, а так же личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого педагогом – психологом планируется работа в данном коррекционном учреждении.

Цель психолого-педагогическое сопровождение, создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса.

Психологическая помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами

Осуществление психологической деятельности в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы, родителями обучающихся;

Проведение коррекционных занятий с детьми, имеющими психологические отклонения в развитии;

Проведение психопрофилактической работы с детьми «группы риска» и их родителями;

Содействие педагогам в изучении личности детей с целью коррекции и профилактики психологических отклонений в развитии обучающихся;

Создание благоприятных условий адаптации вновь прибывших в школу;

Проведение диагностической работы;

Проведение профилактической, консультативной, просветительской работы с педагогами, родителями обучающихся по вопросам обучения и воспитания

Отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;

Профилактика здорового образа жизни обучающихся, формирование установок на сохранение здоровья.

Основные направления деятельности программы

Приоритетными направлениями деятельности психологического сопровождения в школе являются:

1.Психопрофилактикеская работа – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

2.Диагностика индивидуальная и групповая — выявление наиболее важных особенностей развития, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Психологическое просвещение, консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, обучение новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Коррекционно-развивающая работа Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста обучающихся.

5. Профориентационная работа  целью профориентационной работы является формирование у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа включает в себя проведение цикла занятий и диагностику.

Читайте также:
Что за программа crypt

Психопрофилактическое направление

Психопрафилактика  это специальный вид деятельности педагога  психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся на всех этапах школьного детства.

В психопрофилактике выделяют три уровня 

Первый уровень — первичная профилактика, направленная на обучающихся, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.

Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответствующих проблем.

Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной работой.

Психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей прибывших в школу, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при поступлении в первый класс и вновь прибывших детей, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и дезадоптации

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с детьми имеющими определённые трудности;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Задачи психопрофилактической работы

1. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции

2. Снижение страха ошибки.

3. Повышение самооценки детей.

4. Снятие эмоционального, тонусного напряжения.

4. Развитие рефлексии.

5. Развитие сплоченности детского коллектива.

Календарное планирование

1  8 б класс

Источник: compedu.ru

Рабочая программа педагога психолога что это

2018-2019 уч.год

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ на 2018-2019 уч. год

Уделить особое внимание актуальным направлениям работы :

  • Совершенствовать методическую базу по профессиональному самоопределению старшеклассников, скорректировать ПРОГРАММУ для уч-ся 9-10 классов, создать тестовую базу для компьютерного исследования.
  • Организовать сотрудничество с педагогами и МО учителей с целью подготовки их к аттестации, оказывать помощь в составлении личных ПОРТФОЛИО.

Основополагающая ЦЕЛЬ работы – прежняя: создание психологических условий и развивающей среды для личностно ориентированного процесса обучения и воспитани учащихся через :

  • проведение групповой и индивидуальной психологической работы с детьми (уроки развития способностей, тренинги личностного роста, коррекция личностных проблем);
  • организацию исследовательской и творческой деятельности детей (в рамках спецкурсов по психологии);
  • психологическое сопровождение программы здоровьесбережения;
  • организацию тематических семинаров-тренингов для педагогов;
  • оказание психологической помощи родителям учащихся.
  • Исследуя личностные и интеллектуальные особенности уч-ся, выявлять проблемные зоны развития и, в процессе коррекционных и развивающих занятий, отслеживать динамику личностного роста.
  • Формируя позитивные социальные установки уч-ся, способствовать установлению благополучного микроклимата в классных коллективах (через уроки развития, классные часы, общешкольные мероприятия).
  • Организуя исследовательскую и творческую деятельность уч-ся, способствовать их успешной самореализации.
  • Осуществлять программу постепенного повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей через организацию семинаров и родительских собраний.
  • Вести работу по профилактике вредных привычек через совместные мероприятия с социальным педагогом, учителями ОБЖ, химии, биологии; организовать тематический диспут-клуб для подростков.
  • Способствовать укреплению психологического и физического здоровья в рамках психологического сопровождения программы здоровьесбережения.

НАПРАВЛЕНИЯ работы (прежние):

  1. Психодиагностическое: исследования в сфере личностных состояний, межличностных отношений, познавательных способностей, отслеживание динамики интеллектуального развития; выявление психологических норм, проблемных зон и отклонений.
  1. Коррекционно-развивающее: групповая и индивидуальная работа по диагностическим показаниям (с тревожными, неуверенными, отверженными, социально неблагополучными детьми); работа по развитию творческих способностей и самовыражению в рамках спецкурсов по психологии.
  1. Психолого-педагогическое (просветительское): организация тематических семинаров и тренингов для педагогов, выступления на педсоветах и родительских собраниях.
  1. Профилактическое: проведение тематических диспутов по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни (совместно с социальным педагогом); сотрудничество с медработниками школы, педагогами ОБЖ, ЛФК, химии, биологии в рамках психопросвещения и психопрофилактики.
  1. Консультационное: оказание психологической помощи уч-ся, педагогам и родителям, консультирование по запросам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в младшем звене (1 – 4 классы)

С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м

Психодиагностическое и коррекционно-развивающее

Психолого-педагогическое и профилактическое

— психологическая поддержка уч-ся 1-х классов в период

адаптации (наблюдение, тестирование, коррекция

дезадаптации ) – I этап.

— беседы с учителями по планированию работы на год;

● выступления на родительских собраниях в 1-х кл.:

«Особенности адаптационного периода первоклассника»

— коррекц. работа с тревожными и неуверенными детьми;

— инд. обследования уч-ся в рамках подготовки к ПМПК;

Читайте также:
Windowsapps что это за программа и нужна ли она

— исследование семейных отношений; выявление

проблем и работа с семьёй.

— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 1-х кл.

— исследование самооценки уч-ся 1-4-х классов;

— проведение упражнений коррекционно-развивающего

характера (в группах и индивидуально – по запросам).

● выступления на родительских собраниях в 1-4 кл.: «Условия благополучия ребёнка в семье».

— исследование межличностных отношений уч-ся 1-4 кл.

Ψ практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного ПОРТФОЛИО педагога».

— коррекционная работа с отверженными и социально

— II этап исследования уровня адаптации уч-ся 1-х кл. –

— беседы о проблемах м/л отношений (индивидуально – с

каждым учителем, с родителями), определение путей

коррекции социальной дезадаптации;

— анализ родительских анкет.

— анкетирование уч-ся 4-х кл. по проблеме перехода в

— педконсилиум по переходу уч-ся 4-кл. в среднее звено.

— диагностика готовности к школе будущих первоклас-

сников (по заявке).

● выступления на родит. собраниях в 1-4-х классах с с наблюдениями и выводами о личностном развитии детей.

*** Развивающие занятия с уч-ся 1-4-х классов – в течение уч. года (по плану). Конкультации – по запросу (в течение уч. года).

Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в среднем звене (5 – 8 классы)

С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м

Психодиагностическое и коррекционно-развивающее

Психолого-педагогическое и профилактическое

— психологическая поддержка уч-ся 5-х классов в период

адаптации (наблюдение, анкетирование, коррекция

— изучение межличностных отношений в 5-х кл.

— беседы с кл.рук. по планированию работы на год;

— определение ур. тревожности, с/оценки уч-ся 5-х кл.;

— коррекц. работа с тревожными и неуверенными детьми;

— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 5-х кл.;

— определение характерологич. особенностей уч-ся 5-х кл.;

— проведение индивидуальных и групповых занятий по

— беседы с учителями и родителями о результатах

исследования, рекомендации по коррекции поведения;

— беседы с учителями о результатах, рекомендации по коррекции.

— исследование межличностных отношений уч-ся 6-8 кл.

— работа с социально дезадаптированными детьми;

— исследование мотивации учебн. деят. у уч-ся 8-х кл.

— определение уровня тревожности, с/оц. уч-ся 8-х кл.;

— исследование акцентуаций хар. проявлений уч-ся 8-х кл.

● выступления на родительских собраниях:

— проведение интеллектуальных тестов в 8-х кл. с целью

отслеживания динамики развития.

«Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое воспитание в семье».

*** Тематические курсы цикла «Этика и психология отношений» для уч-ся 5-6, 8-х кл. – в течение уч. года (по плану).

Конкультации – по запросу (в течение учебного года).

Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в старшем звене (9 – 11 классы)

С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м

Психодиагностическое и коррекционно-развивающее

Психолого-педагогическое и профилактическое

— психологическая поддержка уч-ся 10-х классов в

период адаптации (индивидуальные беседы);

● выступления на родительских собраниях в 9-11-х кл.:

«Личностное и профессиональное самоопределение в в семейном воспитании».

— изучение межличностных отношений в 10-11х кл.;

— определение характерологич. особенностей уч-ся 9-х кл.

— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 10-х кл.

— совм. мероприятия с педагогами по психопрофилактике.

— проведение профориентац. исследований в 10-11-х кл.:

— исслед. в области ценностных ориентаций уч. 10-11х кл

— беседы с учителями о результатах, рекомендации;

● выступления на родительских собраниях в 9-11-х кл.:

«О чём мечтают взрослые дети».

— исследование личностных особенностей и м/л. отношений уч-ся 9-х кл.

Ψ практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного ПОРТФОЛИО педагога».

— занятия по формированию успешности уч-ся 9-11-х кл.

— проведение профориентац. исследований в 9-х кл

— педконсилиум по 9 классу.

— предэкзаменационный тренинг для уч-ся 11-кл.

(по запросу — 9-х кл.);

— индивидуальная коррекционная работа с выпускниками

по снятию тревожности.

● выступления на родительских собраниях: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса».

Конкультации – по запросу (в течение учебного года).

Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).

Педагог — психолог ___________ /М.В.Вязовая/

психолого-педагогических семинаров

Ψ Практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного

ПОРТФОЛИО педагога». (Январь)

родительских собраний

«Особенности адаптационного периода первоклассника» (1 кл.)

«Особенности адаптационного периода пятиклассника» (5 кл.)

«Психологический настрой выпускника: как избежать стресса» (9, 11 кл.)

Источник: www.dumschool.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru