Алгоритм разработки рабочей программы педагога-психолога по психопрофилактике
Программа должна быть направлена на достижение конкретных целей и решение конкретных задач.
В программе должны учитываться возрастные особенности обучающихся, их индивидуальные возможности.
Программа должна позволять работать с обучающимися с разными образовательными потребностями.
Программа должна позволять достичь планируемый результат, который можно измерить.
Программа должна иметь сроки реализации.
Программа должна иметь возможность модификации в процессе реализации.
Основные задачи психопрофилактики:
- • установление основных причин неблагополучия в состоянии психологического здоровья ребенка;
- • поиск адекватных, оптимальных психолого-педагогических средств, обеспечивающих позитивное изменение, улучшение состояния психологического здоровья ребенка;
- • разработка стратегии и тактики действий и взаимодействия всех специалистов, взрослых, отвечающих за состояние психологического здоровья ребенка
Формы и методы психопрофилактикой работы школьного психолога
Рабочая программа педагога-психолога (МБДОУ № 259)
Формы: групповая и индивидуальная работа с педагогами, родителями и детьми, направленная на предупреждение возможных психологических трудностей развития обучающихся на том или ином этапе становления их личности.
- • социально-психологический тренинг, ролевые игры, обучающие игры;
- • дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, круглые столы, семинары;
- • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
- • современные психолого-педагогические технологии (сине-ма-технология, сторителлинг, коуч-тренинги, интернет-технологии И т. д.).
Структура рабочей программы по психопрофилактике
- 1. Теоретическое и методическое обоснование программы.
- 2. Целевые ориентиры.
- 3. Ожидаемые результаты.
- 4. Тематический план.
- 5. Конспекты занятий.
Теоретическое и методическое обоснование программы
Необходимо выделить основания написания программы психопрофилактической работы, описать, что составляет научно-методологическую основу, нормативно-правовую базу при формировании программы.
Целевые ориентиры
Знание закономерностей развития, выделение определенных критериев психологического здоровья личности, его нормы, позволяет выбирать адекватную стратегию и тактику, находить оптимальные методы своевременного предупреждения вероятных проблем.
Психопрофилактическая программа может ориентироваться на различные цели. Одни из них направлены на предупреждение локальных, относящихся к определенному этапу, значимых для успешности освоения какой-либо деятельности проблем. Другие — охватывать значительный период развития, в частности, от рождения ребенка до выхода его в самостоятельную жизнь. Однако в любом случае цели и задачи должны:
- • отражать специфику конкретной программы;
- • быть конкретные, четко сформулированные;
- • согласовываться между собой.
Ожидаемые результаты:
Ведение журналов учёта работы педагога-психолога
- • выделяем измеряемые психолого-педагогические показатели развития ребенка, его психологического благополучия;
- • определяем критерии оценки планируемых результатов;
- • подбираем определенный в соответствии с целями и задачами инструментарий оценки ожидаемых результатов.
Тематический план
- 1. Определяем количество занятий, сроки реализации программы.
- 2. Называем тему занятия.
- 3. Ставим цель занятия.
- 4. Описываем возрастной ориентир .
- 5. Описываем ожидаемый результат.
Конспекты занятий
Источник: studme.org
Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ
В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.
В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.

Что такое рабочая программа?
Рабочая программа является важным инструментом для реализации образовательных программ ДОУ, а также неотъемлемым компонентом в работе педагога, в том числе и педагога-психолога. Об этом говорится в ст. 48 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Там прописано:
«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (ст. 48 ФЗ № 273)
Также Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа», как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа», как структурная единица учебно-методической документации. Это прописано в ФЗ № 273 в ст. 2 п. 9, п. 10.
На основании всего выше сказанного можно определить, что такое рабочая программа.
Таким образом мы можем сделать вывод о необходимости разработки рабочей программы педагогом ДОО, в том числе и педагогом-психологом.
Структура рабочей программы
Как же должна выглядеть рабочая программа педагога-психолога ДОУ?
Во ФГОС ДО во 2 разделе прописана структура и наполняемость образовательной программы дошкольного образования, но не упоминается о том, как в области документального оформления осуществляется дальнейшая реализация образовательной программы. Во ФГОС даже не упоминается о рабочих программах.
На этот счёт имеются: «Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации».
В данных методических рекомендациях говорится следующее:
«….. в практике работы педагогов и специалистов дошкольного образования может быть использован рабочий документ, в котором отражаются предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты проведенных им наблюдений. То есть под рабочим понимается -черновой, оперативный, гибкий вариант планирования, учитывающий особенности ситуации. Это могут быть программы любой длительности,даже программы проведения отдельных мероприятий или событий. Главное требование к таким программам — возможность быстро перестраивать их по ситуации, адаптировать к реальным условиям образовательной деятельности». Таким «рабочим документом» может стать «рабочая программа» педагога и специалиста дошкольного образования.
Таким образом структура рабочей программы определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом ДОУ.
При этом, на мой взгляд, обязательными компонентами рабочей программы педагога, в том числе педагога-психолога, должны стать:
- Пояснительная записка, включающая в себя цели, задачи, принципы формирования программы и характеристику особенностей развития детей.
- Планируемые результаты реализации Программы.
- Календарно-тематическое планирование;
- Содержание Программы;
- Контроль освоения детьми Программы;
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
- Материально-техническое обеспечение Программы;
- Учебно-методическое обеспечение Программы;
- Режим реализации Программы;
- Расписание занятий.
При этом отличия такой «рабочей программы» от традиционного календарного планирования заключается в следующем:
- Содержание вариативно и может быть изменено педагогом-психологом;
- Содержание учитывает особенности развития детей данной конкретной группы;
- Содержание отдельных занятий педагога-психолога с детьми объединено общим контекстом.
Таким образом, рабочая программа педагога, в том числе педагога-психолога, обязательна к разработке, так как является неотъемлемой частью основной образовательной программы и может являться основанием для оценки качества образовательного процесса. [1]
Для написания рабочей программы вы можете воспользоваться следующей литературой:
- Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения в ДОО
- Нищева Н.В. Рабочая программа педагога ДОО из опыта работы ФГОС ДО
Литература, используемая для написания статьи: Солнцева О.В., Склярова Ю.Р. Экспертиза качества рабочей программы педагогов дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие.
Источник: koroleva-marina.ru
Рабочая программа педагога-психолога на учебный год
Обучение в образовательном учреждении, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, а так же личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого педагогом – психологом планируется работа в данном коррекционном учреждении.
Цель психолого-педагогическое сопровождение, создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса.
Психологическая помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами
Осуществление психологической деятельности в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы, родителями обучающихся;
Проведение коррекционных занятий с детьми, имеющими психологические отклонения в развитии;
Проведение психопрофилактической работы с детьми «группы риска» и их родителями;
Содействие педагогам в изучении личности детей с целью коррекции и профилактики психологических отклонений в развитии обучающихся;
Создание благоприятных условий адаптации вновь прибывших в школу;
Проведение диагностической работы;
Проведение профилактической, консультативной, просветительской работы с педагогами, родителями обучающихся по вопросам обучения и воспитания
Отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
Профилактика здорового образа жизни обучающихся, формирование установок на сохранение здоровья.
Основные направления деятельности программы
Приоритетными направлениями деятельности психологического сопровождения в школе являются:
1.Психопрофилактикеская работа – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
2.Диагностика индивидуальная и групповая — выявление наиболее важных особенностей развития, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
3. Психологическое просвещение, консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, обучение новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Коррекционно-развивающая работа Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста обучающихся.
5. Профориентационная работа целью профориентационной работы является формирование у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа включает в себя проведение цикла занятий и диагностику.
Психопрофилактическое направление
Психопрафилактика это специальный вид деятельности педагога психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся на всех этапах школьного детства.
В психопрофилактике выделяют три уровня
Первый уровень — первичная профилактика, направленная на обучающихся, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.
Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответствующих проблем.
Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной работой.
Психопрофилактическая работа включает в себя:
• адаптацию детей прибывших в школу, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
• обследование детей при поступлении в первый класс и вновь прибывших детей, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и дезадоптации
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с детьми имеющими определённые трудности;
• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Задачи психопрофилактической работы
1. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции
2. Снижение страха ошибки.
3. Повышение самооценки детей.
4. Снятие эмоционального, тонусного напряжения.
4. Развитие рефлексии.
5. Развитие сплоченности детского коллектива.
Календарное планирование
1 8 б класс
Источник: compedu.ru
Рабочая программа педагога психолога что это
2018-2019 уч.год
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ на 2018-2019 уч. год
Уделить особое внимание актуальным направлениям работы :
- Совершенствовать методическую базу по профессиональному самоопределению старшеклассников, скорректировать ПРОГРАММУ для уч-ся 9-10 классов, создать тестовую базу для компьютерного исследования.
- Организовать сотрудничество с педагогами и МО учителей с целью подготовки их к аттестации, оказывать помощь в составлении личных ПОРТФОЛИО.
Основополагающая ЦЕЛЬ работы – прежняя: создание психологических условий и развивающей среды для личностно ориентированного процесса обучения и воспитани учащихся через :
- проведение групповой и индивидуальной психологической работы с детьми (уроки развития способностей, тренинги личностного роста, коррекция личностных проблем);
- организацию исследовательской и творческой деятельности детей (в рамках спецкурсов по психологии);
- психологическое сопровождение программы здоровьесбережения;
- организацию тематических семинаров-тренингов для педагогов;
- оказание психологической помощи родителям учащихся.
- Исследуя личностные и интеллектуальные особенности уч-ся, выявлять проблемные зоны развития и, в процессе коррекционных и развивающих занятий, отслеживать динамику личностного роста.
- Формируя позитивные социальные установки уч-ся, способствовать установлению благополучного микроклимата в классных коллективах (через уроки развития, классные часы, общешкольные мероприятия).
- Организуя исследовательскую и творческую деятельность уч-ся, способствовать их успешной самореализации.
- Осуществлять программу постепенного повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей через организацию семинаров и родительских собраний.
- Вести работу по профилактике вредных привычек через совместные мероприятия с социальным педагогом, учителями ОБЖ, химии, биологии; организовать тематический диспут-клуб для подростков.
- Способствовать укреплению психологического и физического здоровья в рамках психологического сопровождения программы здоровьесбережения.
НАПРАВЛЕНИЯ работы (прежние):
- Психодиагностическое: исследования в сфере личностных состояний, межличностных отношений, познавательных способностей, отслеживание динамики интеллектуального развития; выявление психологических норм, проблемных зон и отклонений.
- Коррекционно-развивающее: групповая и индивидуальная работа по диагностическим показаниям (с тревожными, неуверенными, отверженными, социально неблагополучными детьми); работа по развитию творческих способностей и самовыражению в рамках спецкурсов по психологии.
- Психолого-педагогическое (просветительское): организация тематических семинаров и тренингов для педагогов, выступления на педсоветах и родительских собраниях.
- Профилактическое: проведение тематических диспутов по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни (совместно с социальным педагогом); сотрудничество с медработниками школы, педагогами ОБЖ, ЛФК, химии, биологии в рамках психопросвещения и психопрофилактики.
- Консультационное: оказание психологической помощи уч-ся, педагогам и родителям, консультирование по запросам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в младшем звене (1 – 4 классы)
С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м
Психодиагностическое и коррекционно-развивающее
Психолого-педагогическое и профилактическое
— психологическая поддержка уч-ся 1-х классов в период
адаптации (наблюдение, тестирование, коррекция
дезадаптации ) – I этап.
— беседы с учителями по планированию работы на год;
● выступления на родительских собраниях в 1-х кл.:
«Особенности адаптационного периода первоклассника»
— коррекц. работа с тревожными и неуверенными детьми;
— инд. обследования уч-ся в рамках подготовки к ПМПК;
— исследование семейных отношений; выявление
проблем и работа с семьёй.
— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 1-х кл.
— исследование самооценки уч-ся 1-4-х классов;
— проведение упражнений коррекционно-развивающего
характера (в группах и индивидуально – по запросам).
● выступления на родительских собраниях в 1-4 кл.: «Условия благополучия ребёнка в семье».
— исследование межличностных отношений уч-ся 1-4 кл.
Ψ практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного ПОРТФОЛИО педагога».
— коррекционная работа с отверженными и социально
— II этап исследования уровня адаптации уч-ся 1-х кл. –
— беседы о проблемах м/л отношений (индивидуально – с
каждым учителем, с родителями), определение путей
коррекции социальной дезадаптации;
— анализ родительских анкет.
— анкетирование уч-ся 4-х кл. по проблеме перехода в
— педконсилиум по переходу уч-ся 4-кл. в среднее звено.
— диагностика готовности к школе будущих первоклас-
сников (по заявке).
● выступления на родит. собраниях в 1-4-х классах с с наблюдениями и выводами о личностном развитии детей.
*** Развивающие занятия с уч-ся 1-4-х классов – в течение уч. года (по плану). Конкультации – по запросу (в течение уч. года).
Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в среднем звене (5 – 8 классы)
С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м
Психодиагностическое и коррекционно-развивающее
Психолого-педагогическое и профилактическое
— психологическая поддержка уч-ся 5-х классов в период
адаптации (наблюдение, анкетирование, коррекция
— изучение межличностных отношений в 5-х кл.
— беседы с кл.рук. по планированию работы на год;
— определение ур. тревожности, с/оценки уч-ся 5-х кл.;
— коррекц. работа с тревожными и неуверенными детьми;
— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 5-х кл.;
— определение характерологич. особенностей уч-ся 5-х кл.;
— проведение индивидуальных и групповых занятий по
— беседы с учителями и родителями о результатах
исследования, рекомендации по коррекции поведения;
— беседы с учителями о результатах, рекомендации по коррекции.
— исследование межличностных отношений уч-ся 6-8 кл.
— работа с социально дезадаптированными детьми;
— исследование мотивации учебн. деят. у уч-ся 8-х кл.
— определение уровня тревожности, с/оц. уч-ся 8-х кл.;
— исследование акцентуаций хар. проявлений уч-ся 8-х кл.
● выступления на родительских собраниях:
— проведение интеллектуальных тестов в 8-х кл. с целью
отслеживания динамики развития.
«Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое воспитание в семье».
*** Тематические курсы цикла «Этика и психология отношений» для уч-ся 5-6, 8-х кл. – в течение уч. года (по плану).
Конкультации – по запросу (в течение учебного года).
Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в старшем звене (9 – 11 классы)
С о д е р ж а н и е р а б о т ы п о н а п р а в л е н и я м
Психодиагностическое и коррекционно-развивающее
Психолого-педагогическое и профилактическое
— психологическая поддержка уч-ся 10-х классов в
период адаптации (индивидуальные беседы);
● выступления на родительских собраниях в 9-11-х кл.:
«Личностное и профессиональное самоопределение в в семейном воспитании».
— изучение межличностных отношений в 10-11х кл.;
— определение характерологич. особенностей уч-ся 9-х кл.
— педконсилиум по результатам адаптации уч-ся 10-х кл.
— совм. мероприятия с педагогами по психопрофилактике.
— проведение профориентац. исследований в 10-11-х кл.:
— исслед. в области ценностных ориентаций уч. 10-11х кл
— беседы с учителями о результатах, рекомендации;
● выступления на родительских собраниях в 9-11-х кл.:
«О чём мечтают взрослые дети».
— исследование личностных особенностей и м/л. отношений уч-ся 9-х кл.
Ψ практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного ПОРТФОЛИО педагога».
— занятия по формированию успешности уч-ся 9-11-х кл.
— проведение профориентац. исследований в 9-х кл
— педконсилиум по 9 классу.
— предэкзаменационный тренинг для уч-ся 11-кл.
(по запросу — 9-х кл.);
— индивидуальная коррекционная работа с выпускниками
по снятию тревожности.
● выступления на родительских собраниях: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса».
Конкультации – по запросу (в течение учебного года).
Работа с детьми ОВЗ. (в течение учебного года).
Педагог — психолог ___________ /М.В.Вязовая/
психолого-педагогических семинаров
Ψ Практический семинар для педагогов: «Принципы создания личного
ПОРТФОЛИО педагога». (Январь)
родительских собраний
«Особенности адаптационного периода первоклассника» (1 кл.)
«Особенности адаптационного периода пятиклассника» (5 кл.)
«Психологический настрой выпускника: как избежать стресса» (9, 11 кл.)
Источник: www.dumschool.ru