Рабочая программа педагога что это

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

Марина, А. В. Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету / А. В. Марина, И. А. Мамешева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24318/ (дата обращения: 17.12.2022).

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Ключевые слова: рабочая учебная программа, учитель биологии, анкетирование, сложности и проблемы при разработке рабочей учебной программы по биологии, готовность учителя к ее разработке, алгоритм разработки рабочей программы.

Переход общеобразовательных учреждений страны на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования настоятельно требует от школьного учителя овладения новыми видами деятельности, позволяющими решать новые задачи образования, обусловленные современными вызовами. К ним, наряду с другими, относится деятельность, связанная с разработкой рабочей учебной программы по предмету, которая рассматривается как «нормативно — управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине» [24].

Все о Рабочей Программе

Исходя из того, что разработка рабочей программы относится к компетенции образовательного учреждения, мы отмечаем необходимость сформированности у учителя конкретных умений, связанных с созданием данного документа. Эта точка зрения была положена в основу экспериментального исследования, осуществляемого нами в последние годы [2; 3].

В марте 2014, феврале 2015 года нами было проведено анкетирование 85 учителей биологии 53 общеобразовательных учреждений 12 районов юга Нижегородской области.

Следующий вопрос нашего исследования позволил установить источники, из которых педагоги получили информацию о данном документе. Анализ данных представлен в таблице 1.

Анализ ответов учителей на вопрос анкеты об источниках получения информации о рабочей учебной программе

Источник: moluch.ru

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителем

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителем»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8 имени Н.В.Пономарёвой»

Из опыта создания рабочих программ учителем

Выступление на школьном МО учителей гуманитарного цикла

Кузнецова Наталья Сергеевна

2016 -2017 учебный год

Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.

Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска.

В-третьих, одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу в учебную часть.

В-четвертых, даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы.

В-пятых, рабочую программу мало создать, разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в Управлении образования. По новым требованиям, она должна пройти ещё экспертную оценку и получить одобрение большинства членов экспертного совета .

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

Источник: kopilkaurokov.ru

Рабочие программы учителя по биологии: значение,структура, разработка

Цель рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по изучению биологии в конкретном учебном заведении на основе учета его специфики.

Задачи рабочей программы — определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся в текущем учебном году.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

  • • нормативная (рабочая программа — документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала);
  • • информационная (позволяет получить представление о целях,
  • • содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);
  • • методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);
  • • организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);
  • • планирующая (учет требований к выпускнику на всех этапах обучения, в т. ч. требований независимой итоговой аттестации, межпредметных связей).
Читайте также:
Прекращена работа программы synaptics touchpad 64 bit enhancements что это

Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления (методическими объединениями учителей, комиссиями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.).

По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение — «рекомендовать к использованию» и/или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа ОУ об утверждении рабочих программ.

Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.

Структура рабочей программы включает в себя следующие элементы:

  • 1. Титульный лист.
  • 2. Пояснительную записку.
  • 3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты курсов биологии).
  • 4. Содержание учебного курса.
  • 5. Учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
  • 6. Контроль и критерии оценки результатов освоения программы.
  • 7. Описание учебно-методического и материально-технического
  • 8. обеспечения образовательного процесса.
  • 9. Приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т. п.) [1] .

Составитель рабочей программы может самостоятельно:

Рассмотрим особенности каждого элемента более подробно.

  • 1. Титульный лист представляет первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:
  • — полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
  • — название рабочей программы;
  • — срок реализации программы, учебный режим;
  • — грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения (кафедры) учителей, должности, Ф. И. О. руководителя методического объединения (кафедры) учителей, заместителя директора по УВР, директора образовательного учреждения;
  • — Ф. И. О. учителя (учителей);
  • — год составления программы;
  • — название города, населенного пункта.
  • • цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения; адресат программы, краткая характеристика контингента учащихся;
  • • нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (учебный план ОУ и др.);
  • • сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, если есть — авторов и места, года издания). Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы; информация об используемом УМК;
  • • определение места и роли учебного курса, предмета в учебном плане;
  • • общая характеристика учебного предмета, курса;
  • • новизна рабочей программы, ее отличие от примерной или авторской, с указанием внесенных изменений в примерную или авторскую программу и их обоснование;
  • • информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), а также часов, отводимых на экскурсии, проекты, исследования и др.;
  • • информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т. п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету;
  • • виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля согласно Уставу ОУ и (или) локальному акту образовательного учреждения, (материалы для их проведения могут быть представлены в приложении к рабочей программе). Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.

3. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по конкретному курсу биологии должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА в формате ЕГЭ.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.

При формулировке требований следует руководствоваться:

  • — требованиями к результатам освоения образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным), отраженным во ФГОС;
  • — конкретизацией требований в примерной (или авторской) программе по биологии.
  • 4. Содержание программы раскрывается через краткое описание тем или разделов с указанием общего количества часов по каждому разделу, а также с указанием тем лабораторных, практических работ, демонстраций, экскурсий, тем проектной и исследовательской деятельности и используемого оборудования.

Указываются планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Содержание рабочей программы может полностью соответствовать содержанию примерной программы Министерства образования и науки РФ или авторской программы курса, если она соответствует всем требованиям ФГОС (в данном случае дается ссылка на используемую без изменений программу или прилагается ее текст).

5. Тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый учебный год с учетом его календарных особенностей, специфики класса, задач и направлений деятельности образовательного учреждения.

Читайте также:
Windows sync что это за программа

Нет утверждённой законом формы для таблицы календарно-тематического планирования. Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения желательно разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ.

Минимальное количество разделов тематического планирования может включать разделы «Тема», «Элементы содержания», «Виды деятельности учащихся» (в соответствии с требованиями ФГОС).

Пример оформления тематического плана

Учебные темы и количество часов, отводимых на изучение

Элементы содержания темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

К рабочей программе прилагается календарно-тематическое планирование, в котором детализируется процесс освоения программы, учитываются строки проведения уроков, конкретизируются планируемые результаты по каждому уроку.

Пример оформления календарно-тематического плана

Лабораторные и прак- тические работы

Источник: studme.org

Структура рабочей программы по ФГОС

структура рабочей программы

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях.

Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и задачами образовательно-воспитательного процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:

  1. Нормативную функцию. Она разъясняется в самом определении этого документа.
  2. Функцию целеполагания. Это означает, что в рабочей программе устанавливаются цели и ценности, для достижения которых она, собственно, вводится в тот или иной курс.
  3. Функцию определения сути образовательного процесса. Структура рабочей программы фиксирует состав элементов, которые должны быть усвоены, определяет уровень их сложности.
  4. Процессуальную функцию. Речь в данном случае ведется об определении логической последовательности усвоения элементов, средств и условий, организационных методов и форм образовательного процесса.
  5. Оценочную функцию. Документ выявляет степень усвоения элементов, определяет критерии оценки и объекты контроля уровня обученности детей.

рабочие программы по математике

Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год.

В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный.

Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы.

Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:

  1. Наименование ОУ согласно уставу.
  2. Наименование дисциплины, для изучения которой создается документ.
  3. Указание класса, для которого составляется программа.
  4. Ф.И.О. разработчика (или нескольких авторов).
  5. Гриф рассмотрения, согласования, утверждения.
  6. Год составления.

структура рабочей учебной программы

Все эти сведения указываются на титульном листе. Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Читайте также:
Рабочий стол miui что это за программа

 структура рабочей программы воспитателя

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета («выпускник научится/сможет научиться…»).

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку – диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре – нормативы физической подготовки.
  • По математике – самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

 структура рабочей программы учителя

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для ступени образования.
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:

  • К подготовленности детей, обучающихся по программе. Результаты освоения конкретизируются для определенного класса и могут дифференцироваться по уровням.
  • К подготовке учащихся по дисциплине, которые полностью совпадают с требованиями стандартов и авторской (примерной) программой по предмету либо учебными проектами.
  • Которые задаются в форме деятельности (что в итоге выпускники должны уметь, знать, применять на практике, в повседневной жизни).

Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ «Об образовании». Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих учебному плану, графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:

структура рабочей программы по предмету

Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по учебно-воспитательной работе.

После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, таким образом, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины.

Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие.

Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru