«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).
16 октября 2022 Орехова Елена Александровна
Содержимое публикации
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим.
Средняя группа.
О бразовательная область
« Познавательное развитие »
Насекомые для детей. Развивающее видео.
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).
Основные цели и задачи
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин —из металла, шины —из резины и т.п.). Помогать детям, устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Проектная деятельность.
Развивать первичные навыки в проектно — исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Детям про явления природы. Времена года изучение для детей
Приобщение к социокультурным ценностям.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе.
Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Ознакомление с миром природы.
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Лето, лето, скажи нам, где ты?
Закрепить знания детей о лете, напомнить какая летом была погода, что происходило с птицами, животными, насекомыми. Что делали люди, как одевались, отдыхали, работали; учить составлять небольшие рассказы из личного опыта.
Вода принимает форму.
Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Россия – Родина моя.
Формировать понятие «наша страна», развивать элементарные географические представления.
Кто живет в лесу?
Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
Путешествие в Страну здоровья.
Формировать представления о здоровье человека, средствах его поддержания и укрепления.
Кому нужна вода?
Формировать представления о том, что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек воду берет из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно.
Кто живет в деревне? Добрые избы.
Иллюстрация деревни, отдельные варианты русских изб (можно из русских народных сказок).
Путешествие в прошлое посуды.
Продолжать знакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Как зайчик Прыг захотел быть самостоятельным.
Формировать понятия о самостоятельности; подвести к принятию правила – быть самостоятельным очень важно.
Использование и хранение опасных предметов.
Формировать представления о безопасном хранении и использовании опасных бытовых предметов.
Каждому камешку свой домик
Развивать навыки обследования предметов, классификации по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Продолжать развивать элементарные географические представления4 познакомить с глобусом.
Закрепить знания о транспорте (машина, поезд, пароход, самолет); расширять знания детей о людях, которые работают на транспорте.
Сколько звезд на небе.
Расширять представление о звездном небе; сформировать понятие о созвездиях; развивать творческое мышление и воображение.
На бабушкином дворе.
Конкретизировать представления о домашних животных; формировать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление.
Что я знаю о себе?
Дать элементарные представления об организме человека
О летчике и самолете.
Познакомить с профессией летчика; формировать представления о развитии труда человека.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, легкий..) и его значением для всего живого.
Бережно относимся к бумаге.
Познакомить с разными видами бумаги, ее назначением; формировать представление, что бумагу делают из древесины, что бумага важна и надо бережно обращаться с ней и изделиями из бумаги
О труде пожарных.
Познакомить с профессией пожарного; формировать навыки безопасного обращения с огнем.
Путешествие в прошлое одежды.
Подвести детей к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Формировать понятия «помощник», «помогать».
Знай и выполняй правила дорожного движения.
Закрепить с детьми знания правил уличного движения (люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя), назначение сигналов светофора.
Съедобные ягоды и ядовитые растения.
Формировать элементарные представления о съедобных ягодах и ядовитых растениях.
Что растворяется в воде.
Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Что мы знаем о лесе?
Познакомить с лесом, как разновидностью ландшафта.
Красная Шапочка рассказывает о птицах.
Формировать представление о зимующих в городе птицах; расширять знания об особенностях жизни птиц, их внешнем виде; развивать чувство сопереживания.
На чем мы можем путешествовать.
Познакомить со способами передвижения людей на дальние расстояния; закрепить знания об известных видах транспорта (автобусе, самолете, машине)
Познакомить с профессией шофера; развивать представления о разных видах транспорта.
Познакомить с дорожными знаками «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Больница», «Автозаправочная станция»
Помогите бабушке Федоре.
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знание названий посуды; закрепить знания о том, из какого материала делают посуду.
Маленький да удаленький.
Знакомить детей с правилами этикета; научить относиться к окружающим с заботой и терпением, при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам.
Закрепить знания признаков весны; учить замечать изменения в природе; закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах; учить согласовывать прилагательные с существительными
На птичьем дворе.
Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как разговаривают, чем питаются, какую пользу приносят людям, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); развивать заботливое отношение к домашним птицам.
Путешествие в прошлое кресла.
Формировать понимание назначения предметов домашнего обихода (табурета, стула, кресла); познакомить с прошлым кресла; развивать интерес к рукотворному миру.
Источник: www.art-talant.org
Рабочая программа кружка по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторима природа нашей родной Тамбовской области. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с окружающим миром родного края, учить, бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его мире.
Публикация «Рабочая программа кружка по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания об окружающем мире. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет ЗНАНИЯ, способствует формированию характера и интересов.
Цели программы :
1. Формирование познавательно-созидательного отношения к окружающему миру Тамбовской природы.
2. Поддерживание познавательного интереса к окружающему миру взрослых.
Задачи программы :
1. Ввести ребёнка в мир природы;
2. Сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях;
3. Воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
Программа разработана для детей 4-5 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Организованная совместная деятельность педагога с детьми проводится 2 раза в неделю (72 часа в год) во второй половине дня по 20 минут в соответствии с учебным планом.
п/п Темы занятий Колличество
1. Цикл №1 «Осень»
1. До свидания, лето!
3. Экскурсия в осенний парк
4. Волшебная вода
5. Грибное царство
7. Золотая осень (рассматривание картины И. Левитана)
8. Дом под крышей голубой
9. Любите землю – матушку
10. Труд людей осенью
11. Пестрый дятел (рассматривание картины)
12. Осень (обобщение)
2. Цикл № 2 «Зима»
1. Кто как зимует
2. Способы ухода за комнатными растениями
3. Зимующие и перелетные птицы
4. Русская зима (рассматривание картины)
5. Экскурсия в зимний парк
6. Домашние животные
8. Птичья столовая
9. Воздух и его роль в жизни человека
10 .Февральская лазурь (рассматривание картины И. Грабарь)
11. Друзья природы
12. Зима (обобщение)
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»
74 периодов непосредственно образовательной деятельности 2 раз в неделю.
Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей группы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также дополнительные материалы и методики раннего развития В.Г. Рубцова, А. Маниченко.
Рабочая программа рассчитана на 74 периода непосредственно образовательной деятельности (2 раза в неделю), длительностью – 45 минут.
Программой предусмотрено изучение материала по направлениям:
- ознакомление с предметным окружением;
- ознакомление с явлениями общественной жизни;
- эксперименты и опыты
Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение полноценной жизни ребёнка в окружающем мире (природа живая и неживая, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
- Развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; фотограии, иллюстрации, трафареты, развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
- Ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
- Создавать условия для развития проектной деятельности.
- Развивать любопытство и постоянное желание узнавать новое.
Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей с помощью различных способов обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.
— «Чтение художественной литературы» — решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира.
— «Просмотр диафильмов» — особая форма общения с детьми. Диафильмы, как и книги, заставляют ребёнка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать.
— «Здоровье» — расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
— «Социализация» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
— «Труд» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
— «Безопасность» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
— «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
— «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
— «Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области познания».
Формы работы: Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа, показ демонстрационного материала (муляжи, чучела животных, насекомых, пауков, бабочек, рыб, кораллы, ракушки).
Формы организации детей: групповая.
Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование, экспериментирование, сюжетно-ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.
К концу года дети должны знать:
- характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
- сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
- соблюдать технику безопасности в быту
- уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
- наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
- о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
- о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
- о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
- о родословной своей семьи
- о профессиях, трудовых действиях взрослых
- о профессиях работников детского сада
- об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
- о растениях и животных
- о космосе, звёздах, планетах
Критерии педагогического мониторинга по разделу
«Ознакомление с окружающим миром»
Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.
о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.
Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц.
Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.
Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды.
Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.
- Что растёт в саду. Почему фрукты утоляют жажду.
- На лесных тропинках.
- Мои первые открытия.
- На шести лапках.
- Удивительные животные.
- Рекорды природы.
- Тайны космоса.
- Чудо-птицы.
- Что придумал человек.
- Загадки природы.
- Живой океан.
- Пауки.
- Времена года в искусстве. Осень.
- Животные всей планеты. Обитатели пустыни.
- Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, овца, осёл.
- В чём польза молока и молочных продуктов. Почему свернулось молоко.
- Бабочки.
- Мир джунглей.
- Польза домашних животных. Что они нам дают.
- В гостях у бабушки Федоры (Чтение и разбор художественной литературы К.И. Чуковский «Федорино горе»).
- Цветы мира.
- Мы едем, едем, едем.
- Такие разные дома.
- Все работы хороши (профессии).
- Город и деревня.
- Животные всей планеты. Обитатели саванны.
- В лесу.
- Море. Почему берег солёный. Почему в солёной воде легче плавать.
- Вода в жизни человека. Почему бывают водопады.
- Какие овощи внутри.
- Животные всей планеты. Обитатели джунглей.
- Как растёт лук.
- Что такое гербарий и как его сделать.
- Куда смотрит стрелка компаса.
- Животный мир полярных районов Земли.
- Народные приметы.
- Кто такие летучие мыши.
- Насекомые и их знакомые.
- Кто живет на подоконнике.
- Россия – наша Родина.
- Правила поведения на природе.
- Путешествие в прошлое предмета.
- Наши друзья – пернатые.
- Мойте руки перед едой.
- Как вести себя с животными. Опасные ситуации на улице.
- Мирись, мирись, мирись.
- Знакомьтесь: ящерица.
- О дереве и деревянном.
- Времена года в искусстве. Зима.
- По лесным тропинкам. Следы на снегу.
- Знакомьтесь: лягушка.
- Москва-столица России.
- Животные всей планеты. Обитатели севера.
- Народные праздники на Руси. Масленица.
- Как кормятся птицы.
- Опасности вокруг нас.
- Эти удивительные насекомые.
- Деревья и кустарники. Почему листья разного размера.
- Как правильно чистить зубы. Чего боятся зубы?
- Под водой. Почему зонт не промокает.
- Времена года в искусстве. Весна.
- Чем опасна пыль.
- Знакомьтесь: ёж.
- Первоцвты.
- Моя семья. О чём говорят наши фамилии.
- Этот День Победы.
- Как стать «волшебником». Что могут кукурузные палочки.
- Рыбы. Что расскажет рыбья чешуя.
- Воздух. Как увидеть «невидимку» — воздух.
- Летательные аппараты. Зачем нужен парашют.
- Муравьи. Как они находят дорогу домой.
- Где живут букашки.
- Как предсказать погоду.
- Времена года в искусстве. Лето.
Источник: dohcolonoc.ru