Рабочая программа научного исследования это

Осуществление любого научного исследования (после определения его темы) должно начинаться с разработки его программы, предусматривающей решение целого комплекса методологических, методических и организационно-технических задач.

С одной стороны, программа представляет собой основной документ научной работы, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования, а с другой – это определенная модель исследования, где фиксируются: проблема, цель и задачи исследования, способы их решения, основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.

Правильно разработанная программа четко определяет предмет поиска, помогает ограничить круг фактов, подлежащих изучению, позволяет вести исследование с наименьшими затратами сил и средств и при этом достигать наилучших результатов.

Любая программа исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, то есть наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей; гибкости (не должна сковывать творческие возможности исследователя); ясности, четкости и конкретности.

Методология исследования

Программа научного исследования должна содержать два блока: методологический и организационно-методический (процедурный).

Методологический раздел программы обеспечивает теоретико-методологическую ориентацию исследователя в научной деятельности. Данный раздел включает: постановку и обоснование научной проблемы (проблемной ситуации); определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования; выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования.

Организационно-методический (процедурный) раздел программы обосновывает организацию, методику и технику проведения исследования. Данный раздел включает: разработку методов сбора информации; изложение основных процедур обработки и анализа первичной информации; определение направлений практического использования результатов; разработку стратегического и рабочего планов исследования.

Программа научного исследования должна быть гибкой и обеспечивать исследователя (исследовательскую группу) четкой стратегией деятельности. В каждом пункте указанного алгоритма разработки программы возможны многообразные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса может осуществляться множеством программ. Умение разрабатывать научно обоснованные программы исследований – важный показатель высокого уровня научной культуры и подготовки исследователя.

Источник: scibook.net

Раздел 5. Методика научного исследования

Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания. История развития науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном познании соответствующего предмета или явления. На основе сопоставления с определенной областью реальности конкретные системы знания оцениваются как полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т.д.

Как Жить в Новом Времени? / Научные Открытия Спасут Человечество

В науке для такого сопоставления и оценок требуется как реализация каких-либо актов сознания, так и осуществление каких-либо практических целенаправленных специальных действий с изучаемыми объектами.

Планирование в сфере науки представляет собой процесс выбора целей, фундаментальных и приоритетных прикладных направлений научных исследований и разработок с учетом потребностей общества. Важнейшей целью планирования является также определение материальных, финансовых кадровых ресурсов и возможностей для обеспечения развития инновационного процесса и эффективного функционирования науки.

Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками.

Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам.

Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИРС. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы. Планирование научной работы в Российской таможенной академии представлено на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Планирование научной работы в Российской таможенной академии

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ (НИР) составляются технические задания (рабочие программы) и планы-графики их выполнения [12]. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа НИР – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами (рис. 5.2). Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.

Методологический раздел включает в себя (табл. 5.1):

— формулировку проблемы или темы;

— определение объекта и предмета исследования;

— определение цели и задач исследования;

— интерпретацию основных понятий;

— формулировку рабочих гипотез.

Рис. 5.2. Структура рабочей программы научно-исследовательской работы

Общая характеристика содержания методологического раздела рабочей программы
научно-исследовательской работы

Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения
Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов Научная проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения
Определение объекта и предмета исследования
Объект исследования – это то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию Предмет исследования – наиболее значимые, с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению
Определение цели и задач исследования
Цель исследования – общая его направленность на конечный результат Задачи исследования – то, что требует решения в процессе исследования
Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий
Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов
Формулировку рабочих гипотез
Гипотезы бывают:
описательные объяснительные прогнозные основные неосновные
первичные вторичные гипотезы-основания гипотезы-следствия

Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Различают проблемы социальные и научные.

Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов.

Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является разработка теоретических основ развития таможенной деятельности.

Объект исследования – это то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это те наиболее значимые, с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена управлению таможенной деятельностью, то объектом исследования является таможенная деятельность, а предметом – управление этой деятельностью. Предмет является составной частью объекта.

Читайте также:
Описание входных и выходных данных программы пример

Определение цели и задач исследования. Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования. Научная цель – это разработка теоретических основ управления таможенной деятельностью и выработка практических рекомендаций по ее совершенствованию. Этим целям соответствуют задачи:

— разработка теоретических основ управления таможенной деятельностью в новых условиях хозяйствования;

— сравнительная оценка развития управления таможенной деятельностью в зарубежных странах и в России;

— выработка практических рекомендаций по совершенствованию таможенной деятельности.

Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретации понятий.

Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это найти такой показатель (индикатор), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое без объяснения каких-то фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и не основные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Процедурный раздел рабочей программы включает в себя (табл. 5.2):

— принципиальный план исследования;

— изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от качества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.

Общая характеристика содержания процедурного раздела рабочей программы научно-исследовательской работы

Принципиальный план исследования
Разведывательный план Описательный план Экспериментальный план
Применяется в случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы Используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования Включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте
В процедурном разделе программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть:
ü ЭФФЕКТИВНЫМ ü ЭКОНОМИЧНЫМ ü ПРОСТЫМ
ü БЕЗОПАСНЫМ ü ДОПУСТИМЫМ ü НАУЧНЫМ

Разведывательный план применяется в случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется тогда, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурном разделе программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть:

— эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования;

— экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя;

— простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации;

— безопасным для здоровья и жизни людей;

— допустимым с точки зрения морали и норм права;

— научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов рабочие программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки учебно-исследовательских работ они составлять обязаны (рис. 5.3). План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и заключение. Он может быть простым или сложным.

Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана следует стремиться к тому, чтобы:

— вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы;

— вопросы темы располагались в логической последовательности;

— вопросы темы отражали основные аспекты исследования.

Рис. 5.3. План подготовки учебно-исследовательской работы

Составленный план (на начальном этапе работы) не является окончательным и в процессе исследования может меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.

Чтобы основные этапы научного исследования соответствовали плану (программе) исследования, календарным срокам и материальным затратам, составляется рабочий план (план-график) выполнения работ.

Исследователь должен уметь так выстроить логическую очередность выполнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить то главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, – это очень важное качество ученого.

Таким образом, для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Криминологические и социологические исследования осуществляются в иной последовательности. Например, криминологическое исследование разделяется на четыре этапа: подготовительный, пилотаж, сбор эмпирического материала и его обработка, анализ результатов и подготовка итоговых документов. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий:

1) подготовка программы;

2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации);

3) обработка и обобщение полученных данных;

4) научный анализ и объяснение данных;

5) изложение итогов.

Применительно к работам студентов на юридические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

Читайте также:
Как удалить ссылки на удаленные программы

— проведение теоретических и эмпирических исследований;

— работа над рукописью и её оформление;

— внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины ее разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны.

Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-правовой и криминологической информации и материалов юридической практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

Рабочая программа научно-исследовательской работы. Рабочая программа «Научно-исследовательская работа Рабочая программа выполнения нир

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
  • Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
  • Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
  • Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
  • Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”. Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная..

Программа предполагает использование следующих обучающих форм :

  • мини-лекции.
  • Научные практикумы.
  • Уроки-дискуссии.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.

В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:

  • освоено полностью;
  • освоено частично;
  • не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.

– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”

Учебно-тематический план “Первые шаги в науку”

Модули программы, использование почасовой теории 34 часа и сквозной практики 20 часов раскрывает педагогическую целесообразность изучаемых тем

1 модуль
“Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке.

Введение в школьную жизнь.

«Общие требования к исследовательской работе учащихся»

Презентация курса “Первые шаги в науку”

Давайте познакомимся. Техники знакомства.

Структура учебно-исследовательской деятельности
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.

Следующие шаги:
– Определение цели и задач исследования
– Формулирование гипотезы
– Определение методов исследования
– Планирование исследования
– Распределение ролей при работе в команде
– Виды литературных источников информации
– Виды фиксирования и обобщения информации
– Библиографическое описание

2 модуль
“Поиск истины.
От замысла к открытию”.

Творческая личность. Качества творческой личности.

Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника

Оформление работы
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

Практика презентации исследовательской работы
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.

Читайте также:
Кто уехал в Россию по программе

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования.

Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.

Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи.

Организация занятий и их специфика.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности.

Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.

Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.

Практическая работа: разработка замысла проекта.

Формы контроля: защита замысла проекта.

3. Этапы организации исследовательской деятельности.

Распределение ролей при работе в команде.

Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.

Формы контроля: защита плана проекта.

4. Организация работы с информацией.

Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Виды фиксирования и обобщения информации.

Составление списка литературы.

Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.

Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.

Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.

5. Эксперимент и исследование.

Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.

Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

6. Оформление работы и подготовка приложений.

Размещение иллюстраций в работе.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.

7. Практика презентации исследовательской работы.

Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.

Основные правила написания тезисов и рецензии.

Презентация проекта и исследования.

Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.

8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.

9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе создано школьное научное общество (ШНО).

Работа в ШНО включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Школьное научное общество работает с 2007 года. Разработано Положение и Устав ШНО.

Положение о школьном научном обществе учащихся

1. Школьное научное общество учащихся (ШНО) является добровольным объединением школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных знаний.

2. Непосредственное руководство школьным научным обществом учащихся осуществляет учитель биологии.

Цели и задачи школьного научного общества учащихся:

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитее их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь членам школьного научного общества в решении следующих задач:

  • овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
  • научиться методам и приемам научного исследования;
  • научится работать с литературой;
  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

В школьное научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя – предметника.

Возраст вступления в ШНО – 11- 14 лет.

Ученик, участвующий в работе ШНО, имеет право:

  • выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, участвующий в ШНО, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • Использовать ресурсы школьной библиотеки и сети интернет для написания исследовательской работы;
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
  • Эмблема ШГНО (школьного географического научного общества)
  • Эмблема ШБНО (школьного биологического научного общества)

Список литературы для учителя.

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
  2. Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
  3. Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
  4. Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
  5. Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.

Список литературы для ученика

1. Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 20011.

2. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Научно-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА »

Направление подготовки: 150700 — Машиностроение

Программа подготовки:

«Технология автоматизированного машиностроения»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Источник: in-poetry.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru