Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна
Успешность и результативность научных исследований определяется уровнем сформированности научно-исследовательской компетентности, включающей множество научных компетенций (знаний, умений, навыков и опыта работы). Педагогическая научно-исследовательская деятельность имеет свою структуру и этапы, среди которых важнейшим является этап проектирования, планирования, постановки педагогического эксперимента , оценка его результатов. В статье представлен основной компонентный состав научных психолого-педагогических компетенций (научные методы психолого-педагогических исследований , методы естественного и лабораторного педагогического эксперимента и оценки его результатов).
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна
История развития психологического знания
Характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях
Методология и методы педагогического исследования|Светлана Дорошенко
Математическое обеспечение в организации экспериментальной деятельности студентов педагогических вузов и вузов физической культуры
Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки
Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов в образовательном пространстве колледжа
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Methodology and methods of psychological and pedagogical researches
The success and effectiveness of the research is determined by the level of development of scientific-research competence, including a number of scientific competencies (knowledge, skills and experience ). Educational research research activity has its own structure and stages, among which the most important is the stage of designing, planning, setting pedagogical experiment , the evaluation of its results. The article presents the main component composition of scientific psychological and pedagogical competencies (scientific methods of psycho educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results. The article presents the main component composition of scientific psychology pedagogical competencies ( scientific methods of psycho educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results).
Текст научной работы на тему «Методология и методы психолого-педагогических исследований»
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
General pedagogics, history of pedagogics and education
Л. И. Кундозерова
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
Успешность и результативность научных исследований определяется уровнем сформированности научно-исследовательской компетентности, включающей множество научных компетенций (знаний, умений, навыков и опыта работы). Педагогическая научно-исследовательская деятельность имеет свою структуру и этапы, среди которых важнейшим является этап проектирования, планирования, постановки педагогического эксперимента, оценка его результатов. В статье представлен основной компонентный состав научных психолого-педагогических компетенций (научные методы психолого-педагогических исследований, методы естественного и лабораторного педагогического эксперимента и оценки его результатов).
«Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки»
Ключевые слова: методология; методы психолого-педагогических исследований; педагогический эксперимент.
L. I. Kundozerova
METHODOLOGY AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES
The success and effectiveness of the research is determined by the level of development of scientific-research competence , including a number of scientific competencies (knowledge, skills and experience ). Educational research — research activity has its own structure and stages , among which the most important is the stage of designing, planning , setting pedagogical experiment , the evaluation of its results . The article presents the main component composition of scientific psychological and pedagogical competencies (scientific methods of psycho — educational research , methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results. The article presents the main component composition of scientific psychology — pedagogical competencies ( scientific methods of psycho — educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results).
Keywords: methodology; methods ofpsychology and pedagogical researches; pedagogical experiment.
Методология — это система руководящих положений для решения проблем, включающая этапы, задачи, принципы, методы, правила, положения, способы, приемы и средства, используемые для извлечения знаний в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в научных исследованиях.
Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.
Психологические исследования позволяют получать точные и достоверные знания о психических явлениях, диагностировать и оценивать конкретное психическое явление, разрабатывать психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.
Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:
• фундаментальные — поисковые, описательные и объясняющие
исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;
• прикладные — исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;
• разработки — исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.
Метод исследования — это основные способы, процедуры и приемы получения новых знаний для решения поставленных научных задач. На рис. 1-1 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А. М. Новиковым [5, с. 4-51].
Методы педагогических исследований
— Моделирование Мысленный эксперимент
Источник: cyberleninka.ru
Лекция 7. Методика проведения психолого-педагогического исследования
7.1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.
7.2. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
7.3. Оформление результатов научного труда.
7. 1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования
Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это — трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.
Замысел исследования-это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.
Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Обычно процесс психолого-педагогического исследования в обобщенном виде состоит из следующих этапов:
- 1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.
- 2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.
- 3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.
- 4. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.
- 5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.
- 6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.
- 7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.
- 8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.
- 9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).
- теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;
- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
- субординационные связи и зависимости между ними;
- совокупность применяемых методов, их координация;
- порядок, применения методов и методических приемов;
- последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.
Источник: studfile.net
Методы психолого — педагогического исследования
Для проведения психолого-педагогического исследования целесообразно использовать методы, позволяющие получать эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.
Оценить
398 0
Содержимое разработки
«Методы психолого-педагогического исследования»
Для проведения психолого-педагогического исследования целесообразно использовать методы, позволяющие получать эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.
Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.
- Захарова Людмила Ивановна
- Насырова Гульнара Рашитовна
- Петошина Ольга Станиславовна
- Метопредметность-как способ формирования универсальных способов деятельности
- Классный час «Что дороже»
Источник: www.prodlenka.org