Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области.
Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.
Основные методы социологического исследования // Михаил Вельмакин
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
Тема 1. Структура и уровни социологического знания. Соотношение теории и методологии в социологическом исследовании.
Понятие, структура и уровни современной социологической науки. Содержание предмета и объекта социологии. Органическая взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Методологическая роль специальных социологических теорий.
Междисциплинарный характер социологического знания. Взаимодействие социологии с другими общественными науками. Предметная область отраслевых социологических теорий.
Тема 2. Понятийный аппарат социологии в парадигме современного социологического знания.
Функции и роль понятийного аппарата в социологических исследованиях. Концептуализация предметной области исследования: упорядочивание, разработка понятийных схем, сравнение и синтез, порождение понятий и концепций.
Теоретическая, операциональная и эмпирическая интерпретация понятий. Переход от концептуальной модели исследования к описанию предметной области исследования. Установление взаимосвязи между ключевыми понятиями и эмпирическими индикаторами, относящимися к предметной области исследования.
Тема 3. Роль концептуальных моделей в социологических исследованиях.
Исследовательские социологические парадигмы. Мультипарадигмальный подход при построении концептуальных моделей. Принцип системности в методологии социологического познания. Основные понятия системного подхода, их взаимосвязь с классическими категориями целостности, структурой, элементами. Системный подход при выработке социальных показателей.
Тема 4. Виды социологического исследования.
Понятие «Организация социологического исследования». Социологическое исследование и социальная информация. Научная организация социологического исследования – условие получения достоверной информации. Структура процесса организации социологического исследования, основные принципы его планирования.
Методы социологических исследований
Виды социологических исследований: пилотажный, описательный, аналитический и прогностический. Структурная характеристика этапов и процедур. Разработка программы организации социологического исследования, рабочего плана его осуществления. Планирование и проведение комплекса организационно – подготовительных мероприятий исследования. Выбор методов, методик и технических средств сбора и обработки социальной информации.
Социальная значимость и надежность результатов социологического исследования для управленческой практики и социальных прогнозов, познавательной деятельности.
Тема 5. Программа и план социологического исследования.
Программа – документ, содержащий развернутый методологический и методический, организационный план социологического исследования. Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно – технологическая. Теоретическое осмысление проблемы – исходная посылка составления программы исследования.
Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Соотношение фундаментально – теоретического и эмпирического в программе социологического исследования. Основные компоненты программы социологического исследования и их композиция. Итерация (относительное повторение) элементов программы исследовательских процедур на различных этапах социологического исследования.
Тема 6. Логический анализ основных понятий концептуальной модели социологического исследования.
Проблемная ситуация как исходное начало поисковой деятельности исследователя и способы ее логического анализа. Виды проблем: научные и социальные. Проблема как форма научно – теоретического отображения проблемной ситуации. Проблема как противоречивое соотношение научных знаний и средств решения актуальной задачи; конкретного состояния социального объекта и возможности его преобразования, развития.
Объект социологического исследования как область социальной реальности и носитель проблемной ситуации. Способы теоретического и эмпирического описания объекта. Концептуальная модель объекта, структурные, функциональные, генетические и другие факторы и связи, их значение в раскрытии предметной области социологического исследования.
Требования к формальным и содержательным аспектам проблемы, их методологическая роль в исследовании.
Тема 7. Измерение социальных явлений.
Понятия социального показателя, его природа. Понятие социального показателя в социологии и статистике, других общественных науках. Общие и индивидуальные характеристики.
Методологические принципы системы построения социальных показателей. Существующие системы показателей: социологическая, социально – статистическая, экономическая и др. Характеристика системы показателей социальной статистики как основы количественных характеристик социальных процессов.
Количественно-качественная природа социального показателя, диалектическое единство. Качественная сторона показателя как выражение сущности изучаемого социального объекта. Выбор методов адекватного количественного отражения изучаемой качественной характеристики социального объекта. Трехмерность социального показателя как один из принципов измерения в социологии.
Связь цели исследования с обоснованием системы показателей «на входе в исследование» и возможностью их интерпретации «на выходе». Ориентация на возможность имеющейся технической базы.
Проблемы измерения социальных показателей. Выделение фрагментов социальной действительности в качестве показателя: «внутренних» свойств социального объекта, недоступных непосредственному измерению. Обоснование связи между показателями и исследуемыми свойствами социальной реальности. Данные и показатели. Основные направления в применении количественных методов измерения в социологии.
Тема 8. Выборочный метод в прикладной социологии.
Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Место выборочного метода в решении социологических задач. Основные понятия выборочного метода. Вероятностные и не строго случайные методы построения выборки.
Основные типы выборки, построение методом вероятностного отбора.
Качество оценки генеральной совокупности по результатам выборочного исследования: несмещенность, состоятельность, эффективность. Репрезентативность выборки как свойство, позволяющее моделировать характеристики генеральной совокупности, значимые с точки зрения социологического исследования.
Тема 9. Анкетирование.
Анкетирование. Его особенности, достоинства и недостатки. Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества. Этапы анкетного опроса. Социологическая анкета, ее логическая и организационная структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты.
Виды вопросов анкеты, ее композиция и оформление. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования.
Тема 10. Интервьюирование.
Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Сущность и характерные особенности интервью. Преимущества и недостатки метода. Этапы подготовки и проведения интервью.
Типы интервью. Трудности проведения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. Качества, знания и умения интервьюера. «Эффект интервьюера». Особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью.
Тема 11. Почтовый опрос.
Специфика и область применения метода. Его достоинства и недостатки. Условия применения почтового опроса. Требования к организации проведения и разработке почтовой анкеты.
Тема 12. Опрос экспертов.
Методологическое обоснование применения метода в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применения метода. Классификация экспертных методов. Процедура проведения экспертного опроса. Проблема измерения. Этап подбора экспертов, оценка их компетентности, определение численности экспертных групп.
Этап сбора экспертной информации, его процедурные особенности. Методы обработки экспертных суждений. Преимущества, трудности, типичные недостатки метода в социологии.
Тема 13. Прессовый опрос.
Прессовый опрос как разновидность почтового опроса. Проблема выборки, уровень репрезентативности данных. Обработка информации. Создание однородных подмассивов из респондентов конкретных социально-демографических групп.
Тема 14. Метод наблюдения.
Методологическое обоснование метода наблюдения в социологическом исследовании, его место в системе первичной социальной информации. Определение метода наблюдения, применение его в российской и зарубежной социологической практике. Специфика метода наблюдения. Классификация видов наблюдения и их характеристика. Процедура применения наблюдений. Планирование наблюдений.
Объект и предмет наблюдения, условия наблюдения. Выбор единиц наблюдения. Этапы и процедуры проведения наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя. Анализ и обработка материалов наблюдения.
Преимущества, трудности, типичные недостатки применения метода.
Тема 15. Метод фокус – группы.
Понятие фокус-группы. Метод фокус-группы – качественный метод сбора социологической информации. Место метода в системе методов социологического исследования. Групповая динамика и этнографический подход как основные методологические принципы метода фокус-группы. Методы «снежного кома», видеозаписи, «одностороннего зеркала» и др. Решающая роль модератора в фокус группе.
Методы анализа данных фокус-группы. Границы и сферы применения метода.
Тема 16. Метод контент – анализа данных.
Понятие документа в социологии. Документы как важнейший источник социологической информации. Классификация документов Общая характеристика традиционных приемов в социологическом изучении содержания документальных источников. Методологические и методические вопросы формализованного анализа документов. Проблема языка документов. Возможности семантического анализа.
Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Основные направления использования, сильные и слабые стороны. Специфика применения контент-анализа при изучении документов, их систематизация. Инструментарий метода контент-анализа, его основные параметры. Техническая сторона контент-анализа.
Соотношение метода с другими приемами социологического анализа документов и методами социологического исследования.
Тема 17. Биографический метод.
Общая характеристика метода. История использования метода в социальных науках. Стратегия проведения. Анализ текстов. Обзор тематических областей. Методы оценки качества, валидность, достоверность и надежность.
Специфика использования метода, его достоинства, недостатки и область применения.
Тема 18. Социологический эксперимент.
Общая характеристика, применение и значение экспериментального метода в науке. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Контроль за экспериментальными условиями, проблема изоляции контрольных факторов, выравнивание экспериментальных условий.
Логическая структура эксперимента, планирование и основные схемы эксперимента. Контрольные экспериментальные группы, виды применения и средства их измерения в эксперименте. Способы выравнивания характеристик в экспериментальных условиях и контрольных группах. Классификация экспериментов. Основные виды и этапы деятельности социолога в проведении социального эксперимента.
Тема 19. Тестирование.
Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Принципы тестирования. Процедура и методика тестирования. Ситуационные переменные в процессе тестирования.
Шкалы в тестировании. Полные и сокращенные шкалы. Выборка в тестировании. Анализ первичной информации. Основные статистические понятия в тестировании. Надежность тестов. Стандартная ошибка измерения.
Интерпретация результатов теста.
Тема 20. Методы социометрии.
Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа межличностных отношений в малой социальной группе, его возможности и ограничения. Социометрические критерии, их виды. Процедура проведения социометрического опроса. Социометрическая картотека. Социометрическая матрица. Анализ результатов социометрических измерений.
Социометрические индексы и их виды. Социограмма. Проблема измерения групповой сплоченности. Использование социометрической методики для изучения и иерархии групповых ценностей.
5. Семинарские занятия
Таблица 3 – Состав и объем семинаров
Источник: www.studentshop.ru
Методология и методы социологического исследования
Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата / К. М. Оганян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09590-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434398 (дата обращения: 05.07.2023).
3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата
- Нравится
- 5 Посмотреть кому понравилось
- Поделиться
- Описание
- Программа курса
- Тесты: 20
- Нет в мобильном приложении
Ознакомиться Назначить курс группе
-
Оганян К. М.
Страниц 299
Обложка Твердая
Гриф Гриф УМО ВО
ISBN 978-5-534-09590-6
Библиографическое описание
Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата / К. М. Оганян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09590-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434398 (дата обращения: 05.07.2023).
Тематика/подтематика
Дисциплины
Основное назначение учебника — помочь в практическом освоении студентами методов работы социолога. Основное внимание в нем уделено описанию и обоснованию основных методов сбора информации, особенностей инструментария, логики и порядка исследовательских операций в построении программы исследования, концептуализации и создания модели измерения. В издании рассматриваются типовые методы, приемы, организационно-технические процедуры и теоретико-методологические основы проведения эмпирического социологического исследования. В конце каждой главы учебника даны вопросы для самостоятельной проверки знаний, а в конце приведены словарь, тесты и структурно-логические схемы.
- Предисловие
- Введение
- 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования
- 1.1. Предмет методологии социального познания: основные понятия
- 1.2. Общелогические и научные методы познания
- 1.3. Теоретические разработки в рамках эмпирической социологии
- 1.4. Методы, задачи и функции прикладной социологии
- 1.5. Социальные технологии в социоинженерной деятельности социолога
- Вопросы для самопроверки
- 2.1. Методология социологического исследования
- 2.2. Теоретико-методическое обоснование социологического исследования
- Вопросы для самопроверки
- 3.1. Общие сведения о социологическом исследовании и научно-организационном менеджменте
- 3.2. Понятие, сущность и виды социологического исследования
- Вопросы для самопроверки
- 4.1. Понятие и функции программы социологического исследования
- 4.2. Методологический и процедурный разделы программы
- 4.3. Рабочий план исследования
- 4.4. Типичные ошибки и трудности в разработке программы прикладного социологического исследования
- Вопросы для самопроверки
- 5.1. Этапы и процедуры интерпретации концептуальной схемы прикладного социологического исследования
- 5.2. Основные нормативные требования к процедурам интерпретации
- Вопросы для самопроверки
- 6.1. Процедуры выдвижения, обоснования и проверки гипотез в прикладном социологическом исследовании
- 6.2. Основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки гипотез
- 6.3. Типичные ошибки и трудности в разработке гипотезы прикладного социологического исследования
- Вопросы для самопроверки
- 7.1. Понятие измерения и шкалы
- 7.2. Анализ измерения в социологическом исследовании
- Вопросы для самопроверки
- 8.1. Характеристика выборочного метода
- 8.2. Этапы и основные процедуры выборочного метода в прикладном социологическом исследовании
- 8.3. Теория и методика организации выборки в социологическом исследовании
- 8.4. Типичные ошибки и трудности в применении выборочного метода
- Вопросы для самопроверки
- 9.1. Методика организации социологического исследования
- 9.2. Этапы и процедуры прикладного социологического исследования
- 9.3. Примерная структура инструкции исполнителю полевых работ по сбору первичной социальной информации
- 9.4. Типичные ошибки, трудности, проблемы организации прикладного социологического исследования
- Вопросы для самопроверки
- 10.1. Количественные и качественные методы: специфики и их взаимоотношения
- 10.2. Качественные методы в социологии
- 10.3. Специфика эмпирических качественных и количественных данных
- 10.4. Применение, недостатки и преимущества количественных и качественных методов в социологических исследованиях
- Вопросы для самопроверки
- 11.1. Понятие документов в социологии
- 11.2. Сущность метода контент-анализа
- 11.3. Этапы и процедуры анализа документов
- 11.4. Протокол анализа документов
- 11.5. Этапы проектирования классификатора контент-анализа
- 11.6. Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании
- Вопросы для самопроверки
- 12.1. Особенности социологического наблюдения
- 12.2. Методология исследования метода наблюдения
- 12.3. Документы и показатели метода наблюдения
- 12.4. Этапы и процедуры метода наблюдения
- 12.5. Дневник наблюдения
- 12.6. Этапы проектирования карточки наблюдения
- 12.7. Инструкция наблюдателю (примерная структура инструкции)
- 12.8. Типичные ошибки применения метода наблюдения в социологическом исследовании
- Вопросы для самопроверки
- 13.1. Характеристика методов
- 13.2. Методология исследования методов опроса, анкетирования и интервью
- 13.3. Этапы и процедуры методов
- 13.4. Проектирование анкеты (вопросника) — логико-концептуальная схема
- 13.5. Карта экспертной оценки вопроса
- 13.6. Примерная структура по инструкции интервьюеру (анкетеру)
- 13.7. Дневник наблюдения (само наблюдение) за ходом интервью (анкетирования)
- 13.8. Качества, знания, умения интервьюера
- 13.9. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса, анкетировании и интервьюировании
- Вопросы для самопроверки
- 14.1. Сущность метода экспертных оценок
- 14.2. Этапы и процедуры экспертного опроса
- 14.3. Отбор, проверка согласованности и классификация экспертов
- 14.4. Этапы проектирования анкеты балльной экспертной оценки
- 14.5. Методы анализа экспертной информации
- 14.6. Ошибки и трудности применения экспертного опроса в социологическом исследовании
- Вопросы для самопроверки
- 15.1. Характеристика метода
- 15.2. Этапы и программа проведения социометрического опроса
- 15.3. Этапы проектирования социометрической карточки
- 15.4. Инструкция организатору социометрического опроса
- 15.5. Ошибки, трудности, проблемы применения социометрического метода
- Вопросы для самопроверки
- 16.1. Основные черты, специфика и границы применения социального эксперимента
- 16.2. Социальный эксперимент как метод
- 16.3. Виды эксперимента и методы отбора групп
- 17.1. Определение и применение методов фокус-групп
- 17.2. Методика проведения фокус-групп
- 17.3. План групповой дискуссии
- 17.4. Практические рекомендации по использованию плана фокус-групп во время дискуссии
- 17.5. Роль модератора в фокус-группе и его поведение в процессе коллективного обсуждения
- 17.6. Практические рекомендации по проведению фокус-групп
- 17.7. Использование технических средств для записи дискуссии
- 17.8. Анализ работы фокус-групп
- Вопросы для самопроверки
- 18.1. Истоки биографического метода и метода исследования случая в социологии
- 18.2. Особенности биографического метода
- 18.3. Сбор биографического материала
- 18.4. Основные типы «истории жизни»
- 18.5. Технология использования метода исследования случая и источники сбора информации
- Вопросы для самопроверки
- 19.1. Обработка первичной социологической информации и получение вторичной
- 19.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных
- 19.3. Общее описание основных этапов анализа и обработка данных в социологии
- 19.4. Методы многомерного шкалирования: регрессивный, кластерный и факторный анализ
- Вопросы для самопроверки
- 20.1. Назначение и требования отчета
- 20.2. Содержание структурных элементов отчета, требования к ним
- 20.3. Технические правила оформления отчета
- 20.4. Требования к языку и стилю отчета
- 20.5. Этапы и процедуры составления итогового научного отчета
- 20.6. Типичные ошибки, проблемы и трудности в составлении отчета
- Вопросы для самопроверки
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования Авторы: Оганян К. М. Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 2. Методологическая роль теории в социологическом исследовании Авторы: Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 3. Виды социологического исследования Авторы: Осипов А. П. Оганян К. М.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 4. Программа социологического исследования Авторы: Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 5. Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании Авторы: Оганян К. М. Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 6. Гипотеза социологического исследования Авторы: Осипов А. П. Оганян К. М.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 7. Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы Авторы: Оганян К. М. Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 8. Выборка в социологическом исследовании Авторы: Осипов А. П. Оганян К. М.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 9. Методика, техника и процедура в социологическом исследовании Авторы: Осипов А. П.
Тест к разделу Опубликован 28.02.2022 10. Количественные и качественные методы в социологическом исследовании Авторы: Осипов А. П.
Источник: urait.ru
Предмет и задачи курса: «Методология и методы социологического исследования»
Цель курса – дать понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Задачи курса:
· показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;
· раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;
· раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;
· дать понимание способов построения концептуальной и операциональной моделей социологического исследования как основы формулировки исследовательских гипотез;
· дать понимание природы причинно-следственных связей между переменными социологического исследования;
· раскрыть логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;
· дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании;
· раскрыть теоретические основы и способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;
· дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
· раскрыть сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;
· дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
· раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения в социологическом исследовании;
· дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;
· раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате прослушивания курса студенты должны:
· знать особенности предмета и метода социологических исследований, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования, уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· уметь разрабатывать концептуальную и операциональную исследовательские модели;
· уметь выделять исследовательские переменные, знать логическую структуру и уметь формулировать гипотезы социологического исследования;
· знать особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов и уметь конструировать их применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать особенности организации проведения отдельных видов социологического исследования;
· знать систему методов социологического исследования и уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать систему методов обработки данных социологического исследования и уметь их использовать в соответствии с задачами социологического исследования;
· знать и уметь использовать способы обобщения и представления данных социологического исследования;
· знать структуру и логику разработки научного отчета и уметь его подготовить.
Требования к социологическим исследованиям
Требования к социологическому исследованию:
Валидность — это правильность, корректность измерения. Валидность шкалы зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.
«Пилотаж» — предварительная проба. Охватывает проверку годности и отдельных методов получения первичной информации, и системы процедур в целом, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация «полевых» работ и, наконец, в случае использования качественных методов — экспериментальных интервью, наблюдений и т.п. Позволяет измерить усредненное время заполнения анкеты респондентом или интервьюером, выявить схожие или повторяющиеся по смыслу вопросы либо отсутствие ряда вопросов, необходимых для получения важной информации. Фиксируется реакция респондента на каждый вопрос, его замечание.
Полевое обследование — массовый сбор информации на объектах. Основное требование организации на этом этапе: четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественных исходных данных по мере их поступления, целесообразная система хранения первичной информации.
Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Также, репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Требования к программе социологического исследования
Основные требования к программе:
2. Эксплицитность (ясность, четкость).
4. Логическая последовательность структуры.
Рассмотрим их подробнее.
Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал.
Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе. Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной, целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.
Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые бы не возникли, будь у них общая программа.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез).
Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование — гибкость программы.
Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.
Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного, целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета. Нередко разработка программы проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений. Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена.
Итак, тщательно разработанная программа, представляет собой важный результат научной работы и может быть опубликована как самостоятельный научный труд.
Предварительный системный анализ объекта исследования
Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом, фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.
Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором — внутренними.
Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится «заместителем» исследуемого объекта.
Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.
Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.
Типы шкал и их построение
Измерительная шкала — используемый в социальном измерении инструмент фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя объектов, представляющий собой конструкт индикаторов конкретно — эмпирического проявления изучаемых признаков и количественных индексов, с помощью которых достигается преобразование системы этих признаков с отношениями в соответствующую числовую систему.
Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.
Шкалы различаются в зависимости от того, какая функция берется за основу построения. Эта функция классификации (номинальная шкала), функция по возрастанию или убыванию интенсивности проявления признака (порядковая шкала), функция отношения порядка (ранговая шкала), функция интенсивности того или иного свойства признака (интервальная шкала), функция, отражающая отношения пропорций (шкала отношений).
Наиболее ограниченными измерительными возможностями обладает номинальная шкала (или шкала наименований). Шкала наименований — измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов, градации шкал не упорядочены. В данной шкале объекты или признаки могут выражаться и при помощи взаимно исключающих понятий или сужений, при чем необязательно, чтобы между ними существовала взаимосвязь.
В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.
Когда перечень признаков, характеризующих то или иное социальное явление, объект или процесс, расположен в ранговом порядке относительно некоторой переменной, то речь идет о порядковой шкале. Шкала порядка — измерительная шкала, упорядочивающая объекты по некоторому критерию; расстояние между объектами или классами неизвестно.
В отличие от шкал наименований порядковые шкалы включают в себя перечень признаков, упорядоченных относительно друг друга по измеряемому признаку и представляющих собой некое системное единство. Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение — определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях.
В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.
Наиболее совершенными измерительными шкалами являются шкала интервалов и шкала отношений. Если шкалирование по номинальной шкале осуществляется в виде классификации, порядковой и ранговой — в виде ранжирования, то в интервальной шкале и шкале отношений шкалирование осуществляется путем метрики. Будучи метрической шкалой, интервальная, или большая, шкала позволяет охарактеризовать интенсивность того или иного свойства признака.
Шкала отношений, или пропорциональная шкала, позволяет определить, во сколько раз интенсивность данного свойства, признака у одного объекта выше, чем у другого. В шкале отношений числа присваиваются объектам так, чтобы между числами выполнялась такая пропорция, которая существует между объектами. Эта шкала подразумевает фиксированную точку отсчета — начало отсчета. Она допускает операции равенства — неравенства, больше — меньше, равенства интервалов и равенства отношений и тем самым реализует все математические операции.
Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.
Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.
Полнота шкалы измерения — это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее.
Точность шкалы — эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.
Надежность шкалы — ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.
Предмет и задачи курса: «Методология и методы социологического исследования»
Цель курса – дать понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Задачи курса:
· показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;
· раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;
· раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;
· дать понимание способов построения концептуальной и операциональной моделей социологического исследования как основы формулировки исследовательских гипотез;
· дать понимание природы причинно-следственных связей между переменными социологического исследования;
· раскрыть логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;
· дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании;
· раскрыть теоретические основы и способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;
· дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
· раскрыть сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;
· дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
· раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения в социологическом исследовании;
· дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;
· раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате прослушивания курса студенты должны:
· знать особенности предмета и метода социологических исследований, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования, уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· уметь разрабатывать концептуальную и операциональную исследовательские модели;
· уметь выделять исследовательские переменные, знать логическую структуру и уметь формулировать гипотезы социологического исследования;
· знать особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов и уметь конструировать их применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать особенности организации проведения отдельных видов социологического исследования;
· знать систему методов социологического исследования и уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать систему методов обработки данных социологического исследования и уметь их использовать в соответствии с задачами социологического исследования;
· знать и уметь использовать способы обобщения и представления данных социологического исследования;
· знать структуру и логику разработки научного отчета и уметь его подготовить.
Источник: cyberpedia.su