Программа Внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи», целью данного курса является следующее: научить школьников логически мыслить, развивать творческие способности. Буду рада, если данная разработка будет полезна
Оценить 828 4
Содержимое разработки
«Учимся решать логические задачи»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 3-х классов создана на основании основных нормативных документов:
— Закон РФ «Об образовании»,
— Гражданский кодекс РФ,
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 N373″,
— Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
8 ЛОГИЧЕСКИХ ЗАГАДОК ДЛЯ САМЫХ УМНЫХ! Насколько хорошо развит твой мозг?
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,
— Устав МАОУ СОШ № 34 .
— Положение об организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 34 г. Каменска-Уральского
— Образовательная программа начальной школы МАОУ СОШ № 34,
- Рабочая тетрадь «Учимся решать логические задачи», авторы Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б.. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
2.Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: — учащиеся 2 класса.
3. Особенности набора детей: — свободный.
4. Цели программы: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка
5. Задачи программы: ·
- Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности; · развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
6. Содержание программы:
ЖЕСТКАЯ задача на логику! Попробуй решить!
Основные направления содержания деятельности — для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
— технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют…
Курс «Решаем логические задачи» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи).
В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Основные логические операции
Понятия истина, ложь, верно, неверно. Высказывания истинные/ложные (верные, неверные). Построение истинных высказываний.
Операция отрицания. Ложные высказывания. Построение отрицаний, высказываний, выводов.
Понятие — «гипотеза». Выдвижение и проверка гипотез.
Решение логических задач
Построение цепочки умозаключений со связкой «если…, то…». Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление линейного алгоритма.
Решение логических задач табличным способом.
Графический способ решения логических задач. Построение графической модели по текстовому условию логической задачи. Истинность/ложность высказываний по графическому условию.
Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.
7. Формы работы:
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: -работа в парах, группах; — участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -практические и теоретические; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; — проектная деятельность; — самостоятельная работа; -конкурсы знатоков, игра- соревнование; -работа со стенгазетой; -игры-состязания, КВН. -творческие работы.
8. Методы обучения:
Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
9. Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
10. Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- Целостное восприятие окружающего мира;
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметныерезультаты
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска;
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;
11. Способы определения результативности:
— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
— Диагностика — 2 раза в год;
- участие в математических конкурсах, олимпиадках
- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
- портфель достижений школьника.
- В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство:
об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах);
об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий). Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.
12. Формы подведения итогов: Игра состязание; КВН; Коллективный выпуск математической газеты.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Учимся решать логические задачи»
Тема и цель занятия
Номера заданий
Тема: «Истина». «Ложь».
Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Тема: Знакомство с таблицей.
Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.
Тема: Построение истинных высказываний.
Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.
Тема: Работа с графической моделью.
Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.
Тема: Работа с схематической моделью.
Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.
Тема: Решение логических задач табличным способом.
Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.
Тема: Работа с ложными высказываниями.
Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.
Тема: Отрицание высказывания.
Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.
Тема: Моделирование как способ решения логических задач.
Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.
Тема: Установление истинности/ложности высказываний.
Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.
Тема: Решение логических задач методом исключения.
Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.
Тема: Работа с текстовой и графической информацией.
Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.
14 — 15
Тема: Построение цепочки умозаключений.
Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.
Тема: Графическая и табличная интерпретация текста
Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.
Тема: Выдвижение гипотез.
Цель: Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.
Тема: Построение умозаключений
Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.
Самостоятельная работа
Тема: Построение цепочки рассуждений
Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.
Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов.
Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки.
Тема: Составление линейного алгоритма.
Цель: Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний.
Тема: Решение логических задач исследовательским методом.
Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .
Тема: Решение логических задач различными способами.
Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.
Тема: Решение логических задач на пространственные отношения
Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.
Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Цель: Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.
Тема: Наглядное представление текстовых данных.
Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.
Тема: Нахождение логических ошибок в рассуждениях.
Цель: Учить находить ошибки в рассуждениях.
Составление логических задач
Составление логических задач
Составление логических задач
Составление логических задач
Пособие для учащихся:
Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
Для учителя:
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
- Моя педагогическая концепция
- Развлекательно-познавательное мероприятие для 1 класса. Прощание с Азбукой
- Внеклассное мероприятие «Война была», посвящённое празднованию Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками
- Методическая разработка интеллектуального марафона для 1 класса
- Программа воспитательной работы
Рассказать эту новость друзьям
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Источник: www.prodlenka.org
Рабочая программа программа «Логические задачи и упражнения»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая Программа элективного курса «Задачи с модулями и параметрами»
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки.

Рабочая программа «Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа» (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент.

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна — учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна — учитель математики высшей категории.

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет.

Рабочая программа курса «Логические задачи» для 7 класса
Рабочая программа курса «Логические задачи» для 7 класса.

Рабочая программа «Химия в задачах и упражнениях»
Рабочая программа дополнительного образования, естественнонаучного направления, нацеливает учащихся на решение задач различного уровня.
Рабочая программа «Химия в задачах и упражнениях»
Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы п.
Источник: nsportal.ru
Решение логических задач (рабочая программа математического практикума)
Спецкурс по математике для учащихся 7-го класса позволит развить логическое мышление учащихся и познавательную активность.
Бойко Вера Ивановна, МКОУ «Богучарская СОШ №1»
Описание разработки
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
Базисного учебного плана 2015 – 2016 учебного года.
Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления учащихся и познавательной активности. Материал данного курса содержит нестандартные задачи, вызывающие затруднения у учащихся, так как мало встречаются в школьных учебниках.
Курс предусматривает ознакомление учащихся с нестандартными приемами и методами решения математических задач.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решений задач, но формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности при изучении курса.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математически способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой выбору профиля дальнейшего обучения.
Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он поможет обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом.
Также включенные в программу вопросы дадут возможность им подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Формой итогового контроля являются мини – олимпиада, проводимая в виде конкурсов между командами, викторины.