Рабочая программа кружка средняя группа детского сада

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.

А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

Открытое занятие в средней группе «Удивительная соль». Опыты в детском саду.

— направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

— возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

— от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

— от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

1.Игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.)

2.Игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.

3.Игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)

Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Солнышко»

В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:

  • логические блоки Дьенеша (48 штук);
  • набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);
  • палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски
  • наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.

Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.

Задачи:

  • Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше — ниже, толще – тоньше.
  • Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
  • Тренировать мелкую моторику и глазомер.
  • Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  • Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.
Читайте также:
Лучшая программа для удаленной работы на компьютере

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:

— свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);

— отношения (подобия, порядка, части и целого);

— логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.

Ожидаемые результаты

По завершению программы дети могут:

  • Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.
  • Различать и называть основные цвета.
  • Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.
  • Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
  • Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Структура программы

Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.

Средняя группа (4 – 5 лет) — количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.

Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.

Каждый год предполагает

  • ступенчатое усложнение программного материала,
  • многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;
  • разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка
  • Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)

Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:

1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3.Задания для развития действий классификации и обобщения.

4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:

— от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

— от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

— от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

  • Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)

Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:

1.Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2.Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3.Задания для развития действий классификации и обобщения.

4.Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:

— от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;

— от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;

— от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:

— Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;

— Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

Организация и проведение мероприятий:

Происходит в несколько этапов:

1.В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

2.Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

  • Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
  • Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
  • Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
Читайте также:
Программа для разрисовки авто

3.Подводятся итоги, которые обычно представлены:

  • анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
  • акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;
  • установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
  • созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.

Формы и методы организации детей на занятиях

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

— объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

— репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

— частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:

— фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

— индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

— групповой (работа в парах).

— индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Учебный план

Этап обучения

Возрастная группа

Количество занятий

В неделю

В год

I год обучения

Средний дошкольный возраст

II год обучения

Источник: metod-sbornik.ru

Кружковая работа. Программы дополнительного образования в средней группе

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Дополнительная общеобразовательная программа изобразительного искусства для детей 4–5 лет

Дополнительная общеобразовательная программа изобразительного искусства для детей 4–5 лет

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании,…

Рабочая программа дополнительного образования по речевому развитию в средней группе «Согласовано»
«Утверждаю»
Председатель РК Заведующий МДОУ МДОУ «Детский сад
«Детский сад комбинированного вида № 199 комбинированного вида № 199»
_ _ Г.С. Кованцова
«_»
_ 2021 г.
«_»
_ 2021 г. Приказ №_
«_»
_ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ…

Перспективный план кружка в средней группе детского сада

Группы 3.6 «Лукоморье»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Содержание кружковой программы «Цветные переживания» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Занятия кружка «Цветные переживания» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.

В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Цветные переживания»: · формировать психические предпосылки трудовой деятельности; · интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество; · разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами; · совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок . При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Посещение кружка «Цветные переживания» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать: · активизация и индивидуализация обучения; · коллективные работы; · творческие работы и т.д.

Читайте также:
Какая программа нужна для просмотра мрт с диска

Цель программы кружка «

Цветные переживания
»
— всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка «
Цветные переживания
»:
Обучающие:· формировать умения следовать устным инструкциям; · обучать различным приемам работы с бумагой; · знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.; · обогащать словарь ребенка специальными терминами; · создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие: · развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; · развивать мелкую моторику рук и глазомер; · развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; · развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; · развивать пространственное воображение. Воспитательные:· воспитывать интерес к конструированию из бумаги; · формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; · учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка; · рассматривание иллюстраций; · показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий
– тематическая совместная деятельность.
Врезультате
обучения по данной программе дети: · научаться различным приемам работы с бумагой; · научаться следовать устным инструкциям; · будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги; · разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; · разовьют мелкую моторику рук и глазомер; · разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию; · познакомятся с различными техниками работы с бумагой; · овладеют навыками культуры труда; · улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения реализации кружка «

Цветные переживания
»:
· изготовление коллективных композиций; · проведение выставок детских работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «Цветные переживания» рассчитана на 1 год (с детьми средней группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.
Количество занятий
Количество детей в подгруппе

Источник: skazka-lbt.ru

ПРОГРАММА кружка «Говорушки» средняя группа.

С целью профилактики речевых нарушений организован кружок «Говорушки» средняя группа.

ПРОГРАММА кружка «Говорушки»

Пояснительная записка.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет педагогу избегать шаблонного начала нод.

Цель программы – Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа составлена с учетом образовательных областей:

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятий.

Тематический план работы кружка «Говорушка»

Побуждать наблюдать за действием педагога с резино -вой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички.

Источник: xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru