С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
математика в средней группе
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность
познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Рабочая программа воспитания в детском саду: от теории к реализации
К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т.д.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Хотим все знать» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
- Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Формировать интерес к поисковой деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
- Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
- Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Содержательный раздел
2.1. Форма организации кружковой деятельности
Программа «Хочу все знать» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН — 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
- Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
- Метод наблюдения
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- Игровой метод
- Опыт
- Словесные методы
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
- Информационно-коммуникативные технологии:
- Компьютер
- мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Формы реализации программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
2.2. Календарно-тематический план
Тема НОД
Источник: a2b2.ru
Программа кружковой деятельности в средней группе
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Публикация «Программа кружковой деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребенка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла.
Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру.
Цель программы : развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи программы :
• Развивать элементарные основы познавательной компетенции.
• Способствовать развитию психических процессов детей.
• Развивать у детей интерес и желание играть в дидактические игры, соблюдая правила и ход игры.
• Формировать позитивное отношение к сверстникам.
• Совершенствовать навыки социального поведения (общения).
• Развивать произвольность внимания, поведения.
Методы и приемы работы:
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то основным методом работы будет игровой, а также выполнение ребенком различных упражнений и заданий.
Организация занятий и форма проведения:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Занятия организуются с подгруппой детей.
Форма занятий — игра.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
развитие восприятия и памяти;
• развитие познавательных процессов, любознательности;
• развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
• воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Перспективное планирование работы кружка «Развивайка»
Определение уровня развития разных видов восприятия и познавательной компетенции.
Диагностика познавательного развития
Закреплять умение детей различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.
Д/ и: «С какого дерева листочки?»
Л/ у: «Продолжи узор из листьев»
Продолжать закреплять знания детей о характерных признаках осени, учить различать, узнавать, называть растения;
Развивать мышление, речь, временные представления, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.
Д/ и: «Какого цвета осень?»
И/ у: «Бывает — не бывает»
Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть, по среде обитания (земля, воздух, вода); формировать навыки пользования моделями, обогащать словарный запас у детей названиями животных.
Д/ игра: «Кто во что одет?»
Д/ игра: «4 лишний»
Развивать умение детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель; развивать внимание, мышление, речь у детей.
Игра: «Разные сказки»
Д/игра «Эмоции»
Формировать умение детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, пояснять свои действия.
Д/и «Из чего сделано?»
Д/и «Узнай предмет на ощупь»
Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.
И/у «Угадай что изменилось?»
Д/и «Меморина»
Упражнять детей в анализе фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении составлять и обогащать в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой, развивать внимание, мышление.
Д/ игра: «Как расположены фигуры»
Развивать умение осмысленно запомнить тексты. Уметь пользоваться заменителями, развивать творческие способности, внимание, мышление. Развивать речь, умение пользоваться схемами, рассуждать.
Игра «Запиши сказку»
C/и «Вопрос – ответ»
Закрепить понятие «одежда». Подвести детей к пониманию того, что выбор одежды зависит от состояния погоды. А также событий, как радостных, торжественных, так и грустных.
Д/и «Оденем куклу»
Д/и «Что лишнее?»
Дать детям понятие о колорите; сравнение природных объектов по нескольким цветовым оттенкам, учить восприятию цветовой гаммы. Дать понятие о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человек.
Игра: «Художник по имени природа»
Д/игра «Оттенки»
Развивать у детей фонематический слух. Упражнять в делении слов на слоги (в трехсложных словах).
Д/и «Украсим елку»
С/и «Вопрос – ответ»
Выявлять у детей развитие воображения, умение «превращать «кружки в различные предметы. Развивать зрительную память. Развивать умение правильно называть геометрические фигуры, уметь находить предметы, похожие по форме.
И/ з: «Волшебники»
Работа с перфокартами
Формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами
Д/ и: «Скажи какой»
И/у «Разложи все по порядку»
Закрепить знания детей о характерных признаках каждого времени года, развивать речь, внимание. Закрепить символы знаки «я» и «мы».
Д/и «Что закрыто на картине?»
Активизировать в речи детей и уточнить название детенышей животных, учить включать их в различные речевые конструкции, использовать в множественно числе родительского падежа. Формировать грамматический строй речи.
Д/ и: «Кто у кого?»
Д/и «Найди детеныша»
Развивать умение детей различать цвета и размеры. Формировать представления о символическом изображении вещей. Воссоздавать фигуры, силуэты. Развивать внимание, память.
Д/ и: «Где чей домик?»
Задание «Найди отличия»
Формировать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Д/ и: «Разложи пропущенные фигуры»
Работа с перфокартами
Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицировать по цвету и форме
Д/и «Найди такую же»
Д/и «Исправь ошибку»
Развивать умение детей ориентироваться по схеме
Д/ и: «Как пройти к Мальвине»
С/и «Холодно-горячо»
Развивать умение детей применять знания о животных для решения игровой задачи. Развивать внимание, формировать умение быстро ориентироваться в игровых ситуациях.
Д/ и: «Рыба, птица, зверь»
С/и «Найди, о ком я расскажу»
Совершенствовать умение детей понимать суть игровой задачи, применять умения выбирать на глаз предметы одинаковой и разной величины. Развивать глазомер, зрительное восприятие.
Д/у «Сравни по размеру»
П/и «Спортсмены строятся»
Продолжать формировать умение соотносить название взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
И/и «День рождение Пуха»
С/и «Бывает – не бывает»
Формировать умение придумывать несколько вариантов окончания текста по заданному началу.
Д/ и: «Козлята и зайчик»
Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем и другим ребенком.
Д/и «У кого кто?»
Развивать внимание, формировать умение выделять признаки предмета.
Д/и «Выполни команду»
Д/и «Я задумала предмет»
Формировать умение образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа. Развивать умение детей определять силу звука по модели, составленной из полосок разной длины
И/ у: «Как живете? Что ждете?»
Д/и «Ударь в бубен»
Закреплять знания детей о способах питания и рациона диких и домашних животных, активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.
Д/и «Кому что?»
Д/у «Лабиринт»
Продолжать формировать умение детей понимать суть задания, сравнивать и группировать предметы по цвету, активировать в речи названия знакомых им цветов и оттенков. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Д/и «Подбери пару»
Д/и «Собери букет»
Побуждать детей выполнять роли водящих (воспроизводить звуки по заданию воспитателя) и игроков. Развивать воображение, формировать звуковую культуру речи, умение действовать по инструкции.
Д/ и: «Кто в домике живет?»
С/и «Что сначала, что потом?»
Оценка качества усвоения программы детьми и результатов проведенной работы.
Диагностика познавательного развития
Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Карандаш» в рамках кружковой деятельности в старшей группе Задачи: рассказать детям об истории появления карандаша. Продолжать учить скручивать широкую полоску гофрированного картона в плотную спираль.

Фотоотчет о занятии кружковой деятельности «Снеговик» в старшей группе В старшей группе «Пчелки» прошло занятие кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Бумажные фантазии». Тема.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.
Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновые картины» 2 младшая группа Пояснительная записка. В последние годы специалисты в области раннего развития пишут о том, что развитие интеллекта малыша.
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:»Юный краевед» на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа кружка средняя группа
Организация: МБДОУ д/сад №21 «Аленький цветочек»
Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач дошкольного образования на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. В силу возрастных особенностей детей несформированность мелкой моторики руки, графических навыков и умений мешает ребенку выражать в поделках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира. Программа данного кружка и была составлена с учетом возрастных особенностей детей для реализации задач художественно-творческого развития детей 4-5лет.
Цель . Формирование сенсомоторных умений детей на основе использования разнообразных материалов (бросового материала) и нетрадиционных техник при работе с ними.
Задачи:
- Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, бумаги, ткани, бросовых материалов), их свойствами, приёмами работы
- развивать мелкую моторику и умение пользоваться различными инструментами и материалами
- развивать творческие способности у воспитанников, мелкую моторику рук.
- развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым
- обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции
- побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к ручному труду
- развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно
Рабочая учебная программа предназначена для детей 4 — 5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.
Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:
- игровая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- изобразительная;
- восприятие художественной литературы;
Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.
Планируемые результаты освоения программы
Дошкольник будет знать :
- способы создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции с использованием бросовых материалов
- Различные виды материалов и их свойства
- основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы проявления величины, пространственные отношения
- живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления)
Дошкольник будет уметь:
- создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) с использованием различных материалов
- использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы), способы создания изображения, передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями
Дошкольник может решать следующие жизненно – практические задачи:
- Применять сенсорный опыт в практической жизни
- Уметь видеть в мало — оформленном материале образы предметов
Содержание воспитательно-образовательной работы
п/п
Тема
Количество часов
Источник: www.pdou.ru