Составлена на основе программы » От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
по конструктивно – модельной
деятельности в средней групп
2016/2017 учебный год
Крайникова Лариса Васильевна -воспитатель
Пояснительная записка к рабочей программе
Цели и задачи реализации программы
Программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — «Конструктивно-модельная деятельность» (далее — «Конструирование» ) для детей средней группы составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),
Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,
СанПин 2.4.1.3049 – 13.
Образовательной программы дошкольного отделения ОЧУ «Первая Московская Гимназия» на 2016 – 2017 учебный год и с учетом приоритетного направления работы ДОУ по познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.
Занятие по конструированию в средней группе «Строительство улицы по схеме»; восп.: Николаева О.Н.
Работа в средней группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты. Ребенок сам производит измерение, строит на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Программа «Конструирование» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
Основными целями и задачами программы «Конструирование» для детей средней группы являются:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
- Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; воспитание умения работать коллективно. Для достижения целей программы большое значение имеют.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома.
Подходы к формированию программы
Занятие по конструированию в средней группе.
При составлении Программы «Конструирование» учитывались принципы:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, удовлетворение интеллектуальной активности и интересов детей.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.
Планируемые результаты к концу года:
- Различают и называют строительные детали;
- Умеют анализировать образец постройки;
- Имеют представление об архитектурных формах;
- Умеют сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, поздравительная открытка, флажки для украшения).
- Умеют строить постройки из крупного и мелкого строительного материала.
Система оценки результатов освоения программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
Формы организации конструктивно-модельной деятельности.
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Дидактические игры;
- Интегрированная деятельность;
Условия реализации программы
Программа «Конструирование» разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя природный материал (песок, снег, жёлуди, шишки, кору, листья, камешки, траву, солому и др.). а так же используют другие материалы (бумагу, картонные коробки, палки и т. п.)
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды.
Дидактические игры, пазлы, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.
Деревянный напольный конструктор. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Конструкторы из серии «Лего- Дакта» («Город», «Железная дорога»).
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т.д.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно – дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Демонстрационный материал;
- Плакаты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Открытки для рассматривания.
Учебно-методическое оснащение программы «Конструктивно-модельная деятельность»
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- СанПин 2.4.1.3049 – 13.
- Образовательная программа дошкольного отделения ОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2016 – 2017 учебный год.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада».
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду ( М. 2010)
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет»
Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду»
Зворыгина Е.,Яворчку Л.» Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом»
Календарно – тематическое планирование занятий по конструированию
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа кружка по конструированию в средней группе «Самоделки»
Сетевое издание «Моя Югра » Всероссийское СМИ «Моя Югра».
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 68928 от 07.03.2017., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПЕДАГОГИКА. 21 ВЕК»
Главный редактор Щербинин С.В., адрес редакции: г. Тюмень, ул. Республики дом. 49-8.
Возрастная категория 0+
Источник: moyaugra.ru
Рабочая программа по конструированию (4 — 5 лет)
рабочая программа по образовательному компоненту «конструирование» образовательной области «художественно — эстетическое развитие» для средней группы компенсирующей направленности для детей с амблиопией, косоглазием
Оценить
143 0
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУЧЕЁК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
«Согласовано»
на заседании Педагогического совета
от 30.08.2022 г. протокол № 1
председатель Педагогического совета
Приказ МБДОУ «Ручеёк»
от 01.09.2022 г. № 260 — од
Заместитель заведующего МБДОУ «Ручеёк»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
для средней группы для средней группы для средней группы компенсирующей направленности для детей с амблиопией, косоглазием №5
0,5 периода непрерывной образовательной деятельности в неделю
19 периодов непрерывной образовательной деятельности в год
воспитатели МБДОУ «Ручеёк
2022 – 2023 учебный год
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательному компоненту «Конструирование» для детей 4 — 5 лет (средняя группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
— Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: Конструирование в детском саду» — М.: ИД «Цветной мир», 2018 г.
Данная программа является одним из направлений решения образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Программа рассчитана на: 19 периодов (из них 2 диагностической непрерывной образовательной деятельности), в неделю – 0,5 периода. Длительность одного периода – 20 минут.
Цель программы – создание условий для открытия ребёнком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленное на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек), расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми), содействие формированию эмоционально – целостного отношения к окружающему миру и «Я – концепции творца»
Задачи программы:
— обогащать представление детей об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомить со строительством и конструированием как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.
— расширять опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, ткани и бытового материала, мягких модулей.
— ознакомить с базовыми строительными деталями: узнавание, различение, сравнение, обследование, использование по назначению, адекватные замены. Среди них: освоенные ранее: кирпичик, куб, полукуб, призма, брусок, пластина (длинная, короткая). Новые: цилиндр, конус, арка, варианты пластин (квадратная, прямоугольная, узкая и широкая).
— формировать общественные представления о постройках, умение анализировать: выделять части и детали конструкции, определять их пространственное расположение, использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, способ размещения в пространстве).
— поддерживать интерес к созданию конструктивных вариантов одного и того же объекта (домики, ворота, мосты), осмысленному и самостоятельному преобразованию их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.
Использование национально регионального компонента
Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом короткие — белые ночи.
Помочь детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «малой» Родине, своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Использование национально регионального компонента
Рабочая программа предусматривает использование методов и приемов обучения воспитанников в рамках НРК, реализуется как часть непрерывной образовательной деятельности в темах: «Как наш город рос — рос и вырос!», «Как цветная капуста росла и выросла», «Как натюрморт превратился в портрет», «Как фольга превратилась в серебряную птичку», ««Как лист бумаги стал письмом с фронта».
1.2. Целевые ориентиры освоения программы
Воспитанник:
— самостоятельно, осмысленно, увлеченно конструирует и свободно обыгрывает различные постройки (дорого, тоннель, гараж, мост, башня, пирамида, дом деревенский, дом городской, мебель, транспорт для путешествий и др.), анализирует конструкции, устанавливает связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами;
— уверенно владеет базовыми способами конструирования: размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении получилась задуманная конструкция (линейная, замкнутая, вертикальная, горизонтальная, наклонная), свободно сочетает способы конструирования из разных материалов: строительных (наложение, приставление, раздвижение и др.); природных (соединение с помощью кусочка пластилина, нанизывание, втыкание в мягкий материал); бытовых (складывание бумаги пополам, сминание, скручивание, склеивание);
— различает, правильно называет, самостоятельно выбирает для постройки строительные детали: кубик, кирпичик, призма (трехгранная), полукуб (призма четырехгранная), имеет представление о вариантах деталей (брусок длинный, средний и короткий; пластина квадратная и прямоугольная, длинная и короткая) и уверенно использует их по назначению (горка высокая и низкая, кроватки для трех медведей);
— самостоятельно устанавливает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в пространстве); может делать адекватные замены деталей (например, для ремонта дороги вместо кирпичика использует два полукуба или два средних бруска, или четыре коротких бруска, или два уголка, или один полукуб и два коротких бруска и др. варианты);
— свободно экспериментирует с различными материалами: строительными (кубик, кирпичик, пластина, брусок), природными (песок, снег, шишки, желуди, каштаны, камушки, ракушки, листья, ветки), бытовыми (бумага, картон, ткань, фольга, пластиковая упаковка); исследует их внешние свойства (форма, плотность, пластичность, вязкость, цвет, блеск); выявляет способы своего воздействия на материалы;
— увлеченно, самостоятельно, уверенно создает конструкции по предложенной теме, творческой задаче, своему замыслу, показу и пояснению педагога, несложному алгоритму (два-три действия); приобретает опыт конструирования в парах (лабиринт с кладовочкой, домики для Красной шапочки и ее бабушки), тройках (кроватки для трех медведей) и небольших группах (игровая площадка).
1.3. Система оценки планируемых результатов
Мониторинг проводится 2 раза в год. Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Диагностическая непрерывная образовательная деятельность проводится два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, опираясь на промежуточные результаты освоения программы, вовремя непрерывной образовательной деятельности, и во время свободной самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по образовательному компоненту «Конструирование» определяется по трем уровням:
Высокий — 2 (ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.)
Средний -1 (ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания)
Низкий — 0 (ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания.)
Диагностическая карта
«Художественно-эстетическое развитие: художественное творчество»
Конструирование
Общие показатели развития
самостоятельно, осмысленно, увлеченно конструирует и свободно обыгрывает различные постройки (дорого, тоннель, гараж, мост, башня, пирамида, дом деревенский, дом городской, мебель, транспорт для путешествий и др.), анализирует конструкции, устанавливает связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами
уверенно владеет базовыми способами конструирования: размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении получилась задуманная конструкция (линейная, замкнутая, вертикальная, горизонтальная, наклонная), свободно сочетает способы конструирования из разных материалов: строительных (наложение, приставление, раздвижение и др.); природных (соединение с помощью кусочка пластилина, нанизывание, втыкание в мягкий материал); бытовых (складывание бумаги пополам, сминание, скручивание, склеивание)
различает, правильно называет, самостоятельно выбирает для постройки строительные детали: кубик, кирпичик, призма (трехгранная), полукуб (призма четырехгранная), имеет представление о вариантах деталей (брусок длинный, средний и короткий; пластина квадратная и прямоугольная, длинная и короткая) и уверенно использует их по назначению (горка высокая и низкая, кроватки для трех медведей)
самостоятельно устанавливает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в пространстве); может делать адекватные замены деталей (например, для ремонта дороги вместо кирпичика использует два полукуба или два средних бруска, или четыре коротких бруска, или два уголка, или один полукуб и два коротких бруска и др. варианты)
свободно экспериментирует с различными материалами: строительными (кубик, кирпичик, пластина, брусок), природными (песок, снег, шишки, желуди, каштаны, камушки, ракушки, листья, ветки), бытовыми (бумага, картон, ткань, фольга, пластиковая упаковка); исследует их внешние свойства (форма, плотность, пластичность, вязкость, цвет, блеск); выявляет способы своего воздействия на материалы
увлеченно, самостоятельно, уверенно создает конструкции по предложенной теме, творческой задаче, своему замыслу, показу и пояснению педагога, несложному алгоритму (два-три действия); приобретает опыт конструирования в парах (лабиринт с кладовочкой, домики для Красной шапочки и ее бабушки), тройках (кроватки для трех медведей) и небольших группах (игровая площадка)
Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непрерывная образовательная деятельность, проходящая в игровой форме, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание НОД определяется Программой.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 1.2.3685 – 21, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» составляет для детей от 4 до 5 лет – 20 минут.
В середине времени, отведённого на НОД, проводится физкультминутка. В процессе НОД проводится зрительная гимнастика для активизации зрительных функций или снятие напряжения и расслабление зрительного анализатора, в зависимости от степени зрительной нагрузки, вида занятия и поставленных задач.
2.2. Содержание материала по разделу
Знакомить детей с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и конструированием как видами пластических неизобразительных искусств и дизайном как современным искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства.
Расширять опыт конструирования из строительных деталей (различных по форме, величине, фактуре) и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу.
Создать условия для освоения новых конструктивных умений на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей. В результате дети умеют объединять несколько деталей для получения красивого изделия или несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливают основу для перекрытий, распределяют сложную постройку в высоту, делают свои постройки более прочными, устойчивыми и гармоничными.
Содействовать освоению базовых способов конструирования из строительных, природных, бытовых и художественных материалов. В результате дети самостоятельно выбирают и свободно используют детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, вес, устойчивость, размещение в пространстве); в т.ч. варианты строительных деталей (например, пластины — длинную и короткую, узкую и широкую, квадратную и треугольную), делают адекватные замены одних деталей другими (например, кирпичик получают из двух полукубов или же двух уголков, двух средних или четырех коротких брусков).
Формировать элементы учебной деятельности. В результате дети начинают понимать поставленные задачи, принимают инструкции и правила, осмысленно применяют освоенные способы в разных условиях, у них формируются навыки самоконтроля, самостоятельности.
Тема (раздел)
Количество непосредственно образовательной деятельности
В том числе:
практической непосредственно образовательной деятельности
«Как наш город рос — рос и вырос!»
Источник: www.prodlenka.org