Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Основная образовательная программа школы как инструмент введения ФГОС Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в обр. Презентация на заданную тему содержит 88 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » Основная образовательная программа школы как инструмент введения ФГОС Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в обр
Источник: myslide.ru
Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС. — презентация
Презентация на тему: » Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС.» — Транскрипт:
1 Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС
Рабочая программа воспитания как инструмент реализации воспитательных задач в детском саду
2 Нормативные документы для организации обучения Закон РФ «Об образовании» (новая редакция от г.) Государственные стандарты образования (утв.Приказом Минобразования РФ 1089 от г.) Базисный учебный план (утв. Приказом Минобразования РФ 1312 от г.) Приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС для основной школы 1897 от г.
3 Примерные программы по предметам Разработка примерных программ является компетенцией РФ в сфере образования в лице ее федеральных органов государственной власти подготовлены в соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования
4 Примерные программы по предметам рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области (или предмета) в инвариантной части БУП являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в ОУ
5 Примерные программы по предметам имеют гриф Минобразнауки «Рекомендовано» или «Допущено» являются основой для разработки рабочих программ педагога Перечень примерных программ размещен на сайте Минобрнауки http//
7 Рабочая программа Документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета в идеологии ФГОС
8 Рабочая программа Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа основного общего образования пго биологии», «Рабочая программа курса биологии в 6 классе»
9 Рабочая программа Представляется на утверждение руководителю ОУ в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в ОУ или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ГОСа
10 Рабочая программа Утверждается приказом руководителя ОУ. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока
Примерная рабочая программа по предмету как инструмент совершенствования общего образования
11 Рабочая программа нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, УУД, подлежащих усвоению по каждому предмету. Она включает перечень тем изучаемого содержания, затраты учебного времени. Полнота усвоения требований ФГОС является основным критерием успешности и эффективности процесса обучения
12 Рабочая программа отражает целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему предмету, логику его построения, принципы выбора технологии обучения, методов контроля достигнутого уровня образования
13 Функции рабочей программы Нормативная Целеполагания Определения содержания образования Процессуальная Оценочная
14 Требования к рабочей программе Учет основных- положений Образовательной программы ОУ Последовательность, взаимосвязь всех элементов содержания курса, определение методов, организационных форм и средств обучения Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания
15 Типичные ошибки при составлении рабочей программы Не учитываются цели и задачи Образовательной программы ОУ Недостаточно обосновывается необходимость их разработки Отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, результаты изучения предмета Не всегда предусматривается необходимый УМК
16 Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка Календарно-тематический план или тематическое поурочное планирование с перечнем контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных работ и экскурсий Результаты обучения
17 Титульный лист должен содержать Наименование ОУ Название курса для изучения которого написана программа Указание параллели, на которой изучается курс Ф.И.О. учителя Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ) Год составления программы
18 Пояснительная записка должна содержать Указания на то, на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование Используемый УМК (в соответствии с Образовательной программой учреждения) Количество часов, на которое рассчитана программа
19 Пояснительная записка должна содержать Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения Общую характеристику учебного процесса: методы, формы и средства обучения Методические рекомендации по изучению предмета Логические связи данного предмета с другими дисциплинами
20 Назначение пояснительной записки Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в Образовательной программе ОУ Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, описать средства их достижения
21 Результаты обучения Обучающимся будет предоставлена возможность освоить: — Основные понятия… — Символику — Законы — взаимосвязь
22 Обучающиеся научатся: Называть… Объяснять… Характеризовать Определять… Составлять… Обращаться… Вычислять…
23 Обучающиеся получат возможность использовать приобретенные знания В практической деятельности: Безопасно обращаться… Готовить… Иметь представление…
24 Личностные результаты Понимать общественную потребность… Понимать значимость… Уметь безопасно обращаться…
25 Метапредметные результаты Использовать умения… Уметь генерировать идеи… Уметь определять цели и задачи… Использовать различные источники информации
26 Предметные результаты В познавательной сфере: — Давать определения понятиям; — Описывать… — Классифицировать… — Наблюдать… — Делать выводы и умозаключения — Структурировать… — Моделировать…
27 В ценностно-ориентационной сфере: — Анализировать и оценивать… В трудовой сфере: — осуществлять… — В сфере безопасности жизнедеятельности: — Оказывать первую помощь…
28 Календарно-тематический план Отражает последовательность изучения тем курса, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы Представлен в виде таблицы
29 Таблица КТП должна содержать Название темы Количество часов, в том числе на урок, лабораторные, практические работы, контрольные работы (с указанием формы контроля) Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
30 Таблица КТП должна содержать Виды деятельности обучающихся, возможные формы контроля Освоение предметных знаний (базовые понятия) УУД (личностные и метапредметные)
31 Критерии оценки уровня обученности Репродуктивный Продуктивный Творческий
32 Учебно-методическое обеспечение (УМК) включает материалы: Учебно-программные Учебно-теоретические Учебно-практические Учебно-методические Учебно-справочные Учебно-наглядные Учебно-библиографические
33 Список литературы Литература для учителя (основная и вспомогательная) Литература для ученика (основная и вспомогательная)
34 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: www.myshared.ru
Рабочая программа по истории как инструмент реализации требований ФГОС
Статья содержит методические рекомендации по составлению рабочих программ на основе требований ФГОС (авторы используют в качестве примеров различные типы уроков истории в 5-м классе).
В настоящее время важнейшим нормативным документом, содержащим совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, служит Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года за № 1897 (http://standart.edu.ru).
В документе указано, что современное информационное общество требует формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Последняя предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности.
Для достижения указанной цели необходимо изменение роли участников образовательного процесса. Если традиционная система преподавания предполагала в качестве основной функции учителя трансляцию информации, а главной функцией ученика — ее репродукцию, то в инновационной системе функции участников учебного процесса меняются. Учитель превращается из источника информации в консультанта. Он должен организовывать деятельность обучающегося по работе с информацией на основе используемой модели урока, а ученик — осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Задача учителя — научить ребенка учиться, то есть самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования — воспитание на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Пункт II.2.4. ФГОС о содержательном разделе общей образовательной программы каждого учебного заведения включает рабочие программы по отдельным учебным предметам. Рабочая программа должна содержать:
пояснительную записку, конкретизирующую общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
обоснование места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В свете сказанного рабочая программа по предмету играет значимую роль в реализации требований ФГОС. Различные специалисты (авторы учебников, методисты и учителя) предлагают свои варианты рабочих программ. Однако каждый учитель должен уметь составлять свою программу самостоятельно.
Наибольшие трудности возникают при определении планируемых результатов обучения на каждом уроке. Опытные учителя хорошо знают, какими должны быть предметные результаты обучения. Сложнее определить, какие метапредметные и личностные результаты должны быть достигнуты обучающимися на каждом занятии.
Рассмотрим этот вопрос на примере изучения истории Древнего мира в 5-м классе. Предварительно сформулируем ожидаемые результаты обучения пятиклассников, относящиеся ко всему курсу.
знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;
умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
умение применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век — с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира подразумевают:
формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.
Однако невозможно работать над достижением учащимися сразу всех этих результатов на каждом уроке. Для каждого урока в рабочей программе необходимо указывать планируемые результаты обучения, достижение которых возможно в рамках конкретного занятия.
Существуют разные типы уроков, и каждый из них позволяет учителю уделять внимание той или иной группе планируемых результатов в большей или меньшей степени. Рассмотрим несколько примеров.
«Увлекательный мир истории» — тема вводного занятия в 5-м классе. Целевая установка этого урока «Формирование представлений об истории как науке, изучающей жизнь и деятельность людей в прошлом, ее общественном значении, а также об исторических источниках как основе исторических знаний».
Предметными результатами обучения пятиклассников на первом уроке являются: усвоение понятия «всеобщая история», знание периодизации истории Древнего мира, первичные представления об археологии и вспомогательных исторических дисциплинах, умение различать письменные и вещественные исторические источники, знание структуры учебника и правил работы с ним.
Личностные результаты обучения: познавательный интерес к истории и понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества.
Метапредметные результаты обучения подразумевают универсальные учебные действия (УУД), которыми должны овладеть школьники на занятии. Поскольку УУД суть действия универсальные, то они не связаны с конкретной учебной дисциплиной, носят надпредметный характер и формируются также на уроках по другим предметам. Формулируя метапредметные результаты, следует выделять познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На рассматриваемом уроке можно выделить следующие УУД.
Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, раскрывать значение терминов.
Личностные: соблюдение дисциплины на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение слушать учителя и участвовать в обсуждении вопросов.
Уже в 5-м классе могут быть предложены уроки, являющиеся, по сути, практическими занятиями по источникам. Например, урок, посвященный изучению законов Хаммурапи. Цель данного занятия состоит в формировании представлений об истории Древневавилонского царства, а также о Законах Хаммурапи как важнейшем историческом источнике, и в приобщении учащихся к интерпретации исторических источников.
Предметными результатами обучения учащихся на уроке являются: знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя; умение давать характеристику правлению царя и его законодательству; высказывание аргументированного суждения о значении законов Хаммурапи; умение показывать на карте Вавилон и границы Древневавилонского царства, а также работать с историческими документами.
Личностные результаты обучения на данном занятии состоят в формировании познавательного интереса к изучению исторических источников и понимания роли личности в истории.
Метапредметные результаты обучения на практическом занятии определяются следующими УУД.
Познавательные: умение работать с различными источниками и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую, отличать факты от мнений. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Личностные: применение полученных знаний в практической деятельности; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать устную и письменную информацию; работать в группах; аргументировать свою точку зрения.
Примером комбинированного урока может служить урок по теме «Пелопонесская война». Цель занятия состоит в формировании представлений о причинах, ходе, результатах и значении Пелопоннесской войны.
Предметными результатами обучения на данном уроке будут: знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны; оценка личности Алкивиада и его роли в войне; объяснение причин поражения Афин в войне и оценка последствий этого; умение показывать на карте места основных сражений войны.
Личностными результатами обучения назовем познавательный интерес к истории, процессу научного познания, а также представление о многофакторности исторического процесса, о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий.
Метапредметные результаты обучения определяются следующими УУД.
Познавательные: умение выделять главное в тексте; грамотно формулировать вопросы; работать с различными источниками информации; готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя и делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп; развитие навыков выступления перед аудиторией.
Наконец, приведем пример повторительно-обобщающего урока. Такие уроки проводятся после изучения некоторых тем и разделов учебника. Рассмотрим повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские войны в период Римской республики». Цель занятия — обобщение и систематизация знаний учащихся.
Предметными результатами обучения на этом занятии будут: знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики; умение давать характеристику периоду гражданских войн в Риме; описание личности деятелей римской истории периода гражданских войн; Знание и умение показывать на карте географические объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской республике.
Личностные результаты обучения предполагают развитие познавательного интереса к истории и процессу научного познания; осознание неизбежности замены устаревшего государственного строя новым; понимание необходимости повторения для закрепления знаний.
Метапредметные результаты обучения на повторительно-обобщающем занятии определяются следующими УУД.
Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и анализировать объекты; делать выводы на основании сравнений; давать определения понятиям; работать с тестами различного уровня сложности.
Личностные: уважительное отношение к учителю и одноклассникам; эстетическое восприятие объектов культуры; применение полученных знаний на практике.
Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; развитие навыков выступления перед аудиторией.
Источник: doc4web.ru