В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям ДОУ предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умения внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления, умение эффективно реализовать управленческие функции.
Данная проблема приобретает и дополнительную актуальность: как создать спрос на образовательные услуги, как удовлетворить многообразные запросы родителей воспитанников, как обеспечить эффективность и качество всех сторон деятельности ДОУ. При этом качество образования в ДОУ рассматривается как «определенный уровень освоения ребенком содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностных отношений), физического, художественно – эстетического, познавательно – речевого, и социально – личностного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения».
Анализ новой примерной рабочей программы основного общего образования по математике. Базовый уровень
Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.
1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.
2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми
3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).
Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.
Контроль качества рабочей программы воспитания
Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность.
2. Предметно-развивающая среда.
Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.
3. Психолого-педагогические условия. (психологический комфорт ребенка)
Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
4. Здоровьесберегающая деятельность. (питание, соблюдение температурного режима, режима двигательной активности и закаливающих мероприятий)
Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения. Деятельность ДОУ с родителями.
6.Финансовые условия (учет и планирование финансовых средств).
7.Материально-техническое обеспечение (учебно-методическое, информационное обеспечение, безопасность, обеспечение оборудованием и материалами.
8.Кадровое обеспечение.
Критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:
— обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;
— готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
— ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;
— удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Этапы оценки:
Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:
— выделение показателей качества;
— определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе чего будет оцениваться данный показатель;
— формирование шкалы уровней достижения критерия качества;
— разработка инструментария;
— организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
— представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;
— организация широкого общественного и профессионального обсуждения;
— подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.
Функции оценки качества дошкольного образования:
1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.
2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
4. Информационная функция может решать три задачи.
— формирование современных представлений педагогов о качестве образования в ДОУ;
— информирование родителей для выбора ими формы и места получения дошкольного образования для ребенка;
— координация усилий ДОУ и школы.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела нас к пониманию того, что необходимы новые подходы в системе оценивания.
Решая проблему повышения качества образования в ДОУ, творчески переосмыслив все существующие подходы, нами был сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством в условиях дошкольного учреждения на следующей основе:
−определение приоритетов в управлении;
−проектирования качества на всех уровнях;
−привлечение к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;
−повышения профессиональной компетентности педагогов.
Разработано «Положение о внутренней оценке качества дошкольного образования в МБДОУ «ЦРР-д/с №2»
Приоритеты в управлении ДОУ.
В нашем ДОУ регулирование процесса по повышению качества образования осуществляется по 3 направлениям:
Первое направление предполагает: высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий, разработка целевых программ.
Второе направление: повышение уровня квалификации, профессиональной компетентности педагогов, развитие их творческого потенциала.
Третье направление: обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности саморазвития.
Регулирование качества предметной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
При привлечении к контролю качества образовательного процесса важно распределение функций между субъектами всех уровней (администрации, педагогов, родителей).
Проектирование качества на всех уровнях :
− 1-ый уровень управления—администрация детского сада;
− 2-й уровень управления—педагогический коллектив;
− 3-й уровень управления—воспитанники и их родители.
Понятие «качество образовательного процесса» на всех уровнях трактуется по-разному.
Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей — это эффективное обучение детей :
− обучение без утомления;
− сохранение психического и физического здоровья детей;
− успешность обучения;
− поддержание желания детей учиться;
− развитие способностей детей.
Для педагогов — это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:
− успешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
− оптимизация образовательного и оздоровительного процессов;
− успешное развитие детей в процессе их обучения;
− рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
− обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителей – это:
− высокая оценка деятельности педагогов, родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
− сохранение здоровья детей;
− рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
− успешность деятельности педагогов и детей;
− полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе.
В процессе анализа управления качеством образования, были выявлены направления, требующие совершенствования:
· управление качеством педагогического состава (повышение квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение инновационной педагогической деятельности, мотивация и стимулирование ;
· управление качеством потребителя услуг (воспитанники). Взаимодействие в возрастных группах с учетом социально-психологических характеристик, формирование детских коллективов (совершенствование службы психолого-педагогического сопровождения ребенка);
· управление качеством технологии образования подразумевает использование не просто современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования в зависимости от контингента воспитанников их индивидуальных возможностей, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса;
· управление информационно-методическим обеспечением, управление качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических схем образовательного процесса;
· управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника и компетенции выпускника (в соответствии с ФГОС ДО), учебный план, организацию разных видов детской деятельности.
Была выстроена адаптивная модель, которая оптимально обеспечит качество дошкольного образования, включив в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. Модель учитывает требования процессного подхода и включает десять основных этапов, взаимосвязанная последовательность которых позволяет, с одной стороны, учесть все необходимые средства и условия, а с другой стороны – оперативно вносить научно обоснованные коррекции в образовательный процесс.
Модель управления качеством образования
в МБДОУ «ЦРР-Д/С №2» с использованием шкал Экерс
Первый этап реализации модели управления качеством образования предполагает изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. Обработка данных, полученных в ходе анкетирования, позволяет сформулировать ряд основных требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения, с учетом чего в ДОУ осуществляется образовательная деятельность (общественный характер образования).
На основании результатов первого этапа реализации модели выстраивается следующая схема:
На втором этапе осуществляется определение миссии ДОУ, основных целей и направлений деятельности исходя из: федерального государственного образовательного стандарта, социального заказа родителей, анализа информации об образовательных услугах, оказываемых другими ОУ, учреждениями дополнительного образования, входящими в образовательную систему (изучение конкурентоспособности).
На третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий (в том числе инновационных) в соответствии с миссией и основными целями ОУ.
Четвертый этап решает задачи нормативно-правового и материально-технического обеспечения образовательного процесса. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка (среда дружественная к детям) предметно-пространственная организация помещений и территории ДОУ, обеспечивает развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, с учетом его интересов и потребностей.
Пятый этап модели управления являет собой систему подбора и расстановки квалифицированных кадров, повышение их квалификации. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям качества образования детей.
На шестом этапе с целью изучения образовательных возможностей воспитанников их интересов, наклонностей, потребностей проводится первичная диагностика (изучение зоны актуального развития воспитанника). Первичная диагностика позволяет определить оптимальную образовательную траекторию ребенка для получения дальнейшей динамики
результатов его развития.
Седьмой этап модели управления качеством образования в ОУ решает вопросы организация образовательного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования, интегративный подход к его организации.
Восьмой этап обеспечивает текущий контроль образовательного процесса в ОУ. Контроль в различных его формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой.
После определения причин разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые могут быть направлены на улучшение обеспечения образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов образовательной работы
На девятом этапе проводится итоговая диагностика воспитанников. Данные итоговой диагностики соотносятся с прогнозируемыми результатами и, в процессе анализа, определяется степень достижения целей педагогического процесса. Анализируя соответствие (несоответствие) желаемых и достигнутых результатов образования и эффективность образовательного процесса, можно определяются причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий образовательного процесса.
Десятый этап является заключительным. Установление преемственных связей ДОУ и школы, направленных на постоянную социальную адаптацию выпускников.
Таким образом, представленная адаптивная модель управления качеством образования в МБДОУ «ЦРР-ДС №2» учитывает правовые нормы и требования по обеспечению качества образования и внутреннему самосовершенствованию.
Выстраивается система управления качеством образования.
Система управления — это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Все действия группируются по функциям управления и взаимосвязанным между собой подразделениям или звеньям.
Система управления качеством образования в МБДОУ «ЦРР-ДС №2»
Цель создания данной модели – оценка успешности дошкольника в процессе освоения знаний для определения путей совершенствования работы с данным ребёнком.
Разработанная модель управления качеством образования должна побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности дошкольного учреждения. Главные ресурсы повышения качества образования в ДОУ – командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ. Разработанная модель предусматривает проведение мониторингового исследования.
Таким образом, модель управления качеством образования в ОУ находится в стадии становления, но уже сегодня можно утверждать, что она позволяет перевести дошкольное образовательное учреждение в режим инновационного развития.
Источник: crr2-tula.ru
рабочая программа Качество образования, качество знаний и современные требования к ним
«Качество образования, качество знаний и современные требования к ним» Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин: 1. Возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей.
2. Последовательный и необратимый переход от единообразий учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию. В процессе формирования рынка образовательных продуктов и услуг утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Во многих регионах создаются свои программы, учебники, учебные планы, формы организации учебного процесса.
Разрушение единого образовательного пространства вследствие названных причин. Все эти явления неоднозначны и не дают гарантию повышения качества образования. Иногда происходит и наоборот.
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
Скачать QR-код
03.2016
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Источник: xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai
Рабочая образовательная программа учителя – как инструмент управления качеством образования Дугарова Ц.Д. АО ИПК. — презентация
Презентация на тему: » Рабочая образовательная программа учителя – как инструмент управления качеством образования Дугарова Ц.Д. АО ИПК.» — Транскрипт:
1 Рабочая образовательная программа учителя – как инструмент управления качеством образования Дугарова Ц.Д. АО ИПК
3 Рабочая образовательная программа «Рабочая образовательная программа — способ организации деятельности по развертыванию учебного материала и учебных действий учащихся» (Кимова С.З.)
5 Индивидуальные образовательные программы ИОП – индивидуальные образовательные программы конкретизируют ученический компонент БУП и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Для каждого ученика указываются его цели обучения, предметы и темы по выбору, мастерски е, факультативы,, график участия в конференциях, олимпиадах, планируемые образовательные результаты, формы проверки, и оценки достижений и т.д.
11 Цели программы Формулируются в соответствии с требованиями стандартов и в соответствии с определенной позиции автора. Формулируются научным языком. Фиксируют общие интеллектуальные умения, которые будут приобретены в результате освоения программы. Должны быть конкретными.
12 Задачи программы Задачи могут быть сформулированы на четырех уровнях. Уровни усвоения удобно определять глаголами – иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть). Задачи первого уровня можно представить в виде: «иметь представление о чем-то». Можно использовать синонимы глагола: быть знакомым, узнавать, видеть взаимосвязь, ориентироваться ит.д.
Задачи второго уровня – «знать»+»что?» Задачи третьего уровня – можно сформулировать в виде «деятельность, задаваемая глаголом + предмет, на который направлена эта деятельность». Задачи четвертого уровня – по форме могут быть представлены как задачи третьего уровня, но при этом подчеркивается более высокий уровень владения практическими навыками. Задачи программы должны быть диагностируемы.
13 Самое главное – сопоставить цели и задачи программы с системой контролируемых заданий. «Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению…» «Обеспечить закрепление понятий, правил, принципов…» «обеспечить применение учащимися знаний и способов действий и…»
14 Уровни усвоения общеучебных умений 1 – понять — запомнить – применить 2 — – понять — запомнить – применить – оценить степень владения умением – осуществить перенос в иную отрасль знаний
15 Календарно-тематический план Обычно оформляется в виде таблицы, в которой представлены разделы программы, темы занятий, с указанием количества часов, с указанием формы проведения занятия, о формы контроля.
16 Контрольно-измерительные материалы В рабочей программе необходимо привести образец материалов для контроля, представить график контрольных мероприятий, т.е. дата проведения контрольных, зачетов, практикумов и т.д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарно- тематическим планированием. Также в этом разделе можно представить задания для самостоятельной работы, темы для рефератов, проектные задания и т.д.
17 Критерии оценки качества Смысловая глубина, уровень проработки программы. Диагностируемость целей и задач. Наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей. Соответствие образовательным стандартам и нормативам – соответствие образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, Наличие дидактической основы.
Продуктивная и личностная ориентация программы. Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязанность отдельных компонентов. Практическая ориентация и гибкость программы.
Источник: www.myshared.ru