Рубакова, Н. В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО / Н. В. Рубакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/ (дата обращения: 14.06.2023).
В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.
Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, обучающийся.
Keywords: project activities, extracurricular activities, student.
Современное качество среднего профессионального образования, безусловно, определяется использованием инновационных технологий с активным вовлечением обучающихся в учебный процесс.
Для преподавателя обществознания в работе самое главное то, как студент размышляет, анализирует, критически относится к социальным фактам и событиям. Каждый обучающийся должен быть включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения наиболее значимых вопросов.
Урок 6. Основы проектной деятельности
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от студента умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт.
Зачастую это вызывает определенные трудности у обучающихся:
— неумение оперировать фактами;
— неспособность устанавливать причинно-следственные связи;
— беспомощность в ситуации дискуссии.
Решить эти трудности помогает внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса. В ходе изучения проблемы на практическом уровне студенты овладевают умением принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности.
Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности является проект как наиболее перспективная форма ее организации. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
В процессе проектной деятельности обучающиеся осуществляют учебно-познавательную и творческую деятельность, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия студента и преподавателя в сравнении с традиционным обучением.
Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся.
Основной задачей преподавателя является обучение студентов умению находить достоверные источники информации, ответы на поставленные вопросы, анализировать и сравнивать информацию, излагать свое мнение, вырабатывать свои мировоззренческие позиции, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
Чек-лист самообследования разработанных пунктов «Рабочая программа воспитания»
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов работы, сбор и изучение информации, составление плана работы;
- Самостоятельная исследовательская, поисковая работа студентов в соответствии со своим заданием, сопоставление фактов;
- Оформление результатов проектной деятельности;
- Подготовка презентации и защита проекта;
- Анализ результатов выполнения проекта, дискуссия.
Ответственность за выполнение проектной работы возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на методическом совете о выполнении индивидуальных проектов обучающимися.
Руководитель проектной работы должен:
— совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
— совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
— мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
— оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
— контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель проектной работы имеет право:
— требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения;
— использовать в своей работе имеющиеся в образовательной организации информационные ресурсы;
— обращаться к администрации колледжа в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана проектной работы.
Внеурочная деятельность обеспечивают полноценное развитие обучающихся, развивает их мотивацию к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность студентов, формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков, что помогает обучающимся в самореализации, самоопределении и профориентации.
- Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008 — С. 21–29.
- Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В., Масленников В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России: монография: в 3 ч. — М., 2007 — С. 42.
- Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012 — С. 124–126.
- Кустова С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633155/.
- Ольховая Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности / А. Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. — 2010 — № 11 — С. 122.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, проектная работа, индивидуальный образовательный проект, обучающийся, творческая деятельность, учебный процесс.
Источник: moluch.ru
Рабочая программа по спецкурсу «Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности»
рабочая программа
Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.
Основные задачи дисциплины:
систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из различных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«КОСТРОМСКОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
предметно цикловой комиссией
по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Протокол № 1 от «___» ____ 20 ___ г.
Председатель: _________ /___________
на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС)
по специальностям среднего профессионального образования (СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(базовый уровень подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(базовый уровень подготовки)
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 376)
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КАТК»
Разработчик: И.В. Александрова, преподаватель ОГБПОУ «КАТК»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
- Область применения программы
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» (далее программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 — Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовая подготовка).
- Место учебной дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» входит в общеобразовательный и гуманитарный цикл за счет часов, предусмотренных на консультации.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального образования по смежным специальностям.
1.3. Цели и задачи курса – требования к результатам освоения
Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.
Основные задачи дисциплины:
систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из различных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов.
Освоение содержания учебной дисциплины « Основы проектной и исследовательской деятельности », обеспечивает достижение студентами следующих результатов :
- интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;
- сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;
- сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
- готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;
- готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;
- сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;
- сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
- сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия;
- сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
- сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа Основы проектной деятельности 1 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» разработана для специальностей среднего профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения», 22.02.06 «Сварочное производство» технического профиля.
Составитель (и):
– Феоктистова С.Д., преподаватель ГБПОУ «ВКМиС»
Содержание рабочей программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО ППССЗ по специальностям СПО 15.02.08 Технология машиностроения, 22.02.06 Сварочное производство с получением среднего общего образования, разработанной учетом требований ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО.
Наименование раздела
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы проектной деятельности»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения проектной деятельности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В дисциплине «Основы проектной деятельности» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые позволяют научить студентов анализировать получаемые знания, сделать их более практико-ориентированными. Данный курс является пропедевтическим для выполнения ВКР.
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующей цели: развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
– научить самостоятельному достижению намеченной цели;
– научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
– сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых её можно почерпнуть;
– сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
– сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
– Знать историю проектной деятельности.
– Знать принципы и структуру проекта.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
– Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
– Использовать средства ИКТ для подготовки проекта.
– Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
– Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
– Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
– Представлять информацию различными способами.
– Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Основы проектной деятельности»
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому студенту, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности.
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества.
Отличительная особенность курса состоит в том, что дисциплина «Основы проектной деятельности» представляет собой индивидуальный проект, выполняемый студентом в рамках одной или нескольких учебных дисциплин. Это обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Индивидуальный проект является логическим завершением проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Перед каждым студентом стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Индивидуальный проект выполняется студентом в течение одного года под руководством преподавателя по выбранной теме, в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского.
Студенты должны владеть понятиями: проблема, цель, задачи, анализ, эксперимент, библиография, курсовой проект, гипотеза исследования, моделирование, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, теория, факт, эксперимент.
Все виды работ подразделяются на лекционные занятия и практические работы, и самостоятельное изучение. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится семинар с представлением и защитой исследовательского проекта.
Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» является дополнительной учебной дисциплиной.
Учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из дополнительных учебных дисциплин ФГОС среднего общего образования, для специальностей и профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных :
– формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;
– оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
– готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
– умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
– умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
– умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в быту;
– готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено студентами, и того, что еще неизвестно;
– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– использовать различные источники информации;
– умение структурировать знания;
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;-осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
– извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
– определение основной и второстепенной информации;
– свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
– планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– умение публично представлять результаты собственного исследования.
предметных:
– развитие личности студентов средствами предлагаемого для изучения учебной дисциплины: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
– овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
– развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
– обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
– обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Источник: znanio.ru