Рабочая программа это в педагогике

В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.

Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.

Определение 1

Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.

Бумажная работа/Школьная документация/Рабочая программа, воспитательный план/

Замечание 1

Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.

Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.

Методические требования к составлению учебной программы

«Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:

Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.

Замечание 2

Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.

Методические требования к программе:

  1. Соответствие признакам нормативного документа.
  2. Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
  3. Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
  4. Целостность и системность содержания образования.
  5. Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
  6. Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
  7. Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.

Составление учебной программы требует учета:

  • требований ФГОС;
  • соответствия примерным программам;
  • соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
  • соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
  • особенностей психологического и физического развития учащихся;
  • целей и задач образовательной программы школы;
  • материальных, технических и методических возможностей школы.

Структура учебной программы

Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.

Как написать рабочую программу педагога: методические рекомендации

Структура учебной программы включает в себя:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительную записку
  3. Общую характеристику учебной дисциплины
  4. Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
  5. Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
  6. Содержание учебной дисциплины
  7. Тематический план всего курса
  8. Ожидаемые результаты
  9. Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса

Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.

Замечание 3

Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.

Источник: spravochnick.ru

Консультация «Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога»

Ст. 55 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет право каждого обучающегося на получение качественного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Механизмом обеспечения этого права на уровне педагога является его рабочая программа.

В статье 32 Закона РФ «Об образовании в РФ» закреплена компетенция и ответственность образовательного учреждения, а п. 2.7. определяет право и ответственность учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Норма права всегда существует в контексте ответственности. Актуализация этой нормы, существовавшей с 1992 года (года принятия Закона РФ «Об образовании», произошла в связи с введением Государственного образовательного стандарта.

Публикация «Консультация „Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Консультации для родителей
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Темочки

Сегодня к учителю предъявляются особые требования с позиции его профессиональной компетентности: ему необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными образовательными технологиями и методиками и эффективного их использования при организации процесса обучения. Это фактически нормы, задаваемые государством. Миссия учителя — обеспечивать выполнение задач государственной важности.

С появлением Государственного образовательного стандарта учитель обрёл свободу. Это большое доверие школе, педагогу. С 1992 года прекратили существование типовые программы, которые диктовали учителю, что преподавать, сколько часов на это потратить. Учитель был «загнан» в жесткие рамки. Но нельзя забывать, что выбор всегда ограничение и всегда ответственность.

Требуется определиться в основаниях. При разработке рабочей программы такими векторами в выборе оснований для педагога являются требования ФК ГОС к уровню подготовки обучающихся и требования ФГОС.

Основная работа по освоению стандарта (и ФК ГОС, и ФГОС) педагогом происходит в период разработки рабочей программы.

Рабочая программа — это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий по-лучения учащимися образования в соответствии с ФК ГОС и ФГОС, и учет специфики региона и ОУ.

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции.

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они могут служить основанием для составления рабочих программ при условии, что педагогом проведена ревизия этих программ на предмет соответствия их ФК ГОС и ФГОС в части соответствия требованиям к обучающихся. Они зачастую избыточны и оставляют простор для педагога в отборе содержания.

Построение учебного процесса на основе проектирования рабочей программы как нормативного документа учителя — одна из проблем. Традиционные подходы к тематическому планированию учебного процесса, предлагаемые в педагогической, учебно-методической литературе, не раскрывают вариативные пути реализации содержания образования через авторский проект. «Гуманизация образования требует иной методологии управления, планирования, организации и оценки результатов. Невозможно провозгласить единственно правильный подход и метод в планировании» — необходимо представление «целой палитры» разнообразных подходов и методов, из которых учитель будет выбирать наиболее эффективные, в соответствии с конкретной ситуацией и условиями, опираясь на свой опыт и профессионализм, на основе тех ценностей, которые разделяет сообщество».

Читайте также:
Программа как увидеть пароль

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины. Главное, проектирование рабочей программы позволяет учителю целостно видеть, анализировать собственную деятельность и выйти на уровень системной организации учебного процесса.

Стремление к совершенствованию образовательного процесса привело к необходимости переосмысления и изменения подходов к обучению в системе повышения квалификации на базовых курсах (как это было до 1990-х годов, которые ориентировали учителя преимущественно на репродуктивный стиль деятельности и не формировали способности системного видения организации образовательного процесса, потребности в творческой самореализации, в научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.

«С введением права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы, с ориентацией российского образования на гуманистические тенденции проблема техно-логии разработки программ образовательных учреждений и индивиду-альных программ для учащихся, учитывающих их личностные особенно-сти (рабочих программ по учебным курсам, учитывающих специфику предмета, образовательного учреждения, личностных особенностей уча-щихся, стала достаточно острой».

Выделяют следующие основные функции рабочей программы:

Прогностическая функция. Рабочая программа задаёт предполагае-мый конечный результат обучения, эта функция является главной.

Функция оперативного изменения курса. Тщательная структуризация материала учебного курса на основе целей курса обеспечивает возмож-ность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты его целостности.

Функция целеполагания. Цели курса определяют все основные ком-поненты курса.

Информационная функция. Рабочая программа представляет в сжа-той форме информацию общего характера о курсе, на основе которой формируется о нем общее представление.

Организационно-методическая функция. Рабочая программа содер-жит информацию об основных организационных формах учебного про-цесса и особенностях методики ведения занятий.

Контрольно-диагностическая функция. Рабочая программа включа-ет средства проверки степени достижимости учащимися в процессе обуче-ния заявленных целей курса.

Оценочная функция. Рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для оценки качества данного учебного цикла, что важно при аттестации курса и для прогнозирования качества образования.

Что за документ рабочая программа? Какова её роль и назначение в учебном процессе и кто её автор? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться в толковании тезиса «программа» в системе образования.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

— общеобразовательные (основные и дополнительные);

— профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательная программа направлена на решение задач фор-мирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в об-ществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения професси-ональных образовательных программ.

Примерная программа — определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

На основе примерных программ создаются рабочие программы.

Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация — (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне принципов, особенностей, а так же целеполагания, содержания методики и т. д. с учетов определенных условий.

Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально — региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально — педагогической си-туации. Как правило, рабочие программа составляются учителями-предметниками по определенному учебному предмету или курсу.

Рабочая программа может быть представлена как авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Опираясь на приведенные выше определения, проведем иерархиче-ское разделение понятий.

Схема категориальной иерархии образовательных программ

Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает, что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:

— соответствие нормативным требованиям

— рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)

— компоненты и структура

На основании выше изложенного можно дать следующее определение рассматриваемому документу:

• Рабочая программа — это документ, созданный на основе при-мерной программы Министерства образования и науки РФ, с учетом национально — региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы — обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя.

Определяемые требования к рабочей программе являются основой для его построения:

— концептуальность — обоснованность идеи проекта,

— системность — взаимообусловленность компонентов программы,

— полнота — сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,

— целостность — необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь по отношению к цели образования, основанной на «модели выпускника», анализа потребностей и возможностей школы,

— сбалансированность — рациональное распределение содержания образования в рамках федерального, регионального и школьного компонентов, а так же между разделами и темами программы,

— преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,

— гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,

— управляемость — наличие диагностического инструментария

— эффективность — оценка качества обучения школьников по данной программе.

В чем отличие календарно-тематического планирования от рабочей программы педагога?

Календарно-тематическое планирование не учитывает индивидуаль-ных особенностей учащихся класса. Как правило, используется в течение 5 лет без изменений. Составляется по образцу.

Рабочая программа — локальный (созданный для данного ОУ) и индивидуальный (разработанный учителем проект собственной педагогической деятельности) документ, определяющий пути реализации им целей ГОС с учетом индивидуальных особенностей учащихся данного класса. Содержание РП корректируется педагогом «под класс» каждый год. Не имеет аналога или образца.

Факторы, которые необходимо учитывать при составлении рабочей программы:

— целевые ориентиры и ценностные основания современного россий-ского образования и своего образовательного учреждения;

— состояние здоровья учащихся;

— уровень способностей детей и качество их учебных достижений;

— состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.

Основные документы, необходимые для составления рабочей программы:

— Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент, 2004 г., ФГОС НОО, ФГОС ООО.

— Региональный (национально-региональный) компонент ГОС до-школьного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.).

— Примерная учебная программа по предмету или авторская программа, на основании которых педагог готовит рабочую программу.

— Методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ;

— Образовательная программа школы

— Учебный план школы.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет «Весёлая азбука» Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 — 6 лет «Весёлая азбука». (Срок реализации программы.

Читайте также:
Киностудия как работать в этой программе

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Рабочая программа педагога МДОУ (старшая группа) Содержание I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…1 1.1. Введение…1 1.2. Нормативно-правовая.

Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста «Релаксация» ПРОГРАММА «Релаксация» педагога-психолога Тулушевой Ю. Ю. Форма занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин. Основная форма занятий.

Рабочая программа социального педагога Пояснительная записка Актуальность программы: В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно — оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.

Рабочая программа воспитывающей деятельности в 3–4 классе интерната Муниципальное Бюджетное Учреждение Общеобразовательная школа «Русскинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на педагогическом.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Автор программы: Гринина Татьяна Андреевна Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации.

Источник: www.maam.ru

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
учебно-методическое пособие

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:

  • Титульный лист (название программы).
  • Пояснительная записка.
  • Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
  • Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
  • Структура курса
  • Контроль реализации программы
  • Календарно-тематическое планирование курса
  • Уровни усвоения модуля.
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Планирование по модулям
  • Перечень учебно-методического обеспечения.
  • Список литературы (основной и дополнительной).
  • Приложения к программе .

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
  • Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
  • Наличие признаков нормативного документа.
  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
  • Конкретность представления элементов содержания образования.

Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

— полное наименование образовательного учреждения,
— гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
— название учебного курса, для изучения которого написана программа;
— указание параллели, на которой изучается программа;
— фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.

— кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы , на основе которой разработана рабочая программа.
— концепция (основная идея) программы;
— обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
— указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
— кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
— указание на место и роль курса в обучении;
— цели,задачи;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).
учебно-методический комплект и дополнительная литературеа (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично — дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
— общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
— логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
— система оценки достижений учащихся;
— инструментарий для оценивания результатов;
— приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов .

Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).

Определяются обще учебные цели(компетенции) изучения курса .
Определяются предметно- ориентированные цели.

перечень основных модулей (разделов), тем и последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждого модуля( раздела) .

Контроль реализации программы

Стартовый и итоговый контроль( может быть вынесен в приложение к рабочей программе)
Перечень проверочных работ по модулям
Перечень практических, лабораторных работ
Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Комплект теоретических вопросов на конец года.

Календарно- тематическое планирование

Структурный элемент программы, включающий следующие элементы:
Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.
Перечень разделов
Тема урока
Сроки (дату) проведения . ( При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. Необходимое требование : совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.)
Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).
Вид контроля.
Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).

Уровни усвоения модуля.

Обязательный минимум содержания образования по предмету

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
— знаниям;
— умениям;
— компетенциям.

Планирование по модулям

Указываются основные модули ( разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля.

Перечень учебно-методического обеспечения

— методические и учебные пособия( в соответствии с Федеральным перечнем)
— оборудование и приборы;
— дидактический материал;
— др.

Список литературы (основной и дополнительной)

— литература, использованная при подготовке программы;
— литература, рекомендованная для учащихся;
— образовательные диски.

Читайте также:
Программа для Андроид коды ошибок

Приложения к программе

— основные понятия курса;
— списки тем рефератов;
— темы проектов:
— темы курсовых и творческих работ;
— примеры работ и т.п.;
— стартовый и итоговый контроль

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

  • Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
  • Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов , а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей . Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сообщить. » и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
  • конечная система или комплекс знаний;
  • перечень умений и навыков (способов деятельности);
  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

  • В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 Примерного положения о рабочей программе педагога (Приложение 1)).

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

  • Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.

  • Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
  • его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
  • отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
  • полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
  • информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
  • целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.

Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.
Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки.

Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия . Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru