В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.
Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.
Определение 1
Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.
Бумажная работа/Школьная документация/Рабочая программа, воспитательный план/
Замечание 1
Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.
Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.
Методические требования к составлению учебной программы
«Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:
Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.
Замечание 2
Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.
Методические требования к программе:
- Соответствие признакам нормативного документа.
- Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
- Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
- Целостность и системность содержания образования.
- Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
- Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
- Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.
Составление учебной программы требует учета:
- требований ФГОС;
- соответствия примерным программам;
- соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
- соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
- особенностей психологического и физического развития учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- материальных, технических и методических возможностей школы.
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Как написать рабочую программу педагога: методические рекомендации
Структура учебной программы включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Общую характеристику учебной дисциплины
- Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
- Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
- Содержание учебной дисциплины
- Тематический план всего курса
- Ожидаемые результаты
- Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса
Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Замечание 3
Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.
Источник: spravochnick.ru
Консультация «Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога»
Ст. 55 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет право каждого обучающегося на получение качественного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Механизмом обеспечения этого права на уровне педагога является его рабочая программа.
В статье 32 Закона РФ «Об образовании в РФ» закреплена компетенция и ответственность образовательного учреждения, а п. 2.7. определяет право и ответственность учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Норма права всегда существует в контексте ответственности. Актуализация этой нормы, существовавшей с 1992 года (года принятия Закона РФ «Об образовании», произошла в связи с введением Государственного образовательного стандарта.
Публикация «Консультация „Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Сегодня к учителю предъявляются особые требования с позиции его профессиональной компетентности: ему необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными образовательными технологиями и методиками и эффективного их использования при организации процесса обучения. Это фактически нормы, задаваемые государством. Миссия учителя — обеспечивать выполнение задач государственной важности.
С появлением Государственного образовательного стандарта учитель обрёл свободу. Это большое доверие школе, педагогу. С 1992 года прекратили существование типовые программы, которые диктовали учителю, что преподавать, сколько часов на это потратить. Учитель был «загнан» в жесткие рамки. Но нельзя забывать, что выбор всегда ограничение и всегда ответственность.
Требуется определиться в основаниях. При разработке рабочей программы такими векторами в выборе оснований для педагога являются требования ФК ГОС к уровню подготовки обучающихся и требования ФГОС.
Основная работа по освоению стандарта (и ФК ГОС, и ФГОС) педагогом происходит в период разработки рабочей программы.
Рабочая программа — это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.
Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий по-лучения учащимися образования в соответствии с ФК ГОС и ФГОС, и учет специфики региона и ОУ.
В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции.
Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они могут служить основанием для составления рабочих программ при условии, что педагогом проведена ревизия этих программ на предмет соответствия их ФК ГОС и ФГОС в части соответствия требованиям к обучающихся. Они зачастую избыточны и оставляют простор для педагога в отборе содержания.
Построение учебного процесса на основе проектирования рабочей программы как нормативного документа учителя — одна из проблем. Традиционные подходы к тематическому планированию учебного процесса, предлагаемые в педагогической, учебно-методической литературе, не раскрывают вариативные пути реализации содержания образования через авторский проект. «Гуманизация образования требует иной методологии управления, планирования, организации и оценки результатов. Невозможно провозгласить единственно правильный подход и метод в планировании» — необходимо представление «целой палитры» разнообразных подходов и методов, из которых учитель будет выбирать наиболее эффективные, в соответствии с конкретной ситуацией и условиями, опираясь на свой опыт и профессионализм, на основе тех ценностей, которые разделяет сообщество».
Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины. Главное, проектирование рабочей программы позволяет учителю целостно видеть, анализировать собственную деятельность и выйти на уровень системной организации учебного процесса.
Стремление к совершенствованию образовательного процесса привело к необходимости переосмысления и изменения подходов к обучению в системе повышения квалификации на базовых курсах (как это было до 1990-х годов, которые ориентировали учителя преимущественно на репродуктивный стиль деятельности и не формировали способности системного видения организации образовательного процесса, потребности в творческой самореализации, в научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.
«С введением права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы, с ориентацией российского образования на гуманистические тенденции проблема техно-логии разработки программ образовательных учреждений и индивиду-альных программ для учащихся, учитывающих их личностные особенно-сти (рабочих программ по учебным курсам, учитывающих специфику предмета, образовательного учреждения, личностных особенностей уча-щихся, стала достаточно острой».
Выделяют следующие основные функции рабочей программы:
Прогностическая функция. Рабочая программа задаёт предполагае-мый конечный результат обучения, эта функция является главной.
Функция оперативного изменения курса. Тщательная структуризация материала учебного курса на основе целей курса обеспечивает возмож-ность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты его целостности.
Функция целеполагания. Цели курса определяют все основные ком-поненты курса.
Информационная функция. Рабочая программа представляет в сжа-той форме информацию общего характера о курсе, на основе которой формируется о нем общее представление.
Организационно-методическая функция. Рабочая программа содер-жит информацию об основных организационных формах учебного про-цесса и особенностях методики ведения занятий.
Контрольно-диагностическая функция. Рабочая программа включа-ет средства проверки степени достижимости учащимися в процессе обуче-ния заявленных целей курса.
Оценочная функция. Рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для оценки качества данного учебного цикла, что важно при аттестации курса и для прогнозирования качества образования.
Что за документ рабочая программа? Какова её роль и назначение в учебном процессе и кто её автор? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться в толковании тезиса «программа» в системе образования.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
— общеобразовательные (основные и дополнительные);
— профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательная программа направлена на решение задач фор-мирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в об-ществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения професси-ональных образовательных программ.
Примерная программа — определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.
На основе примерных программ создаются рабочие программы.
Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация — (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне принципов, особенностей, а так же целеполагания, содержания методики и т. д. с учетов определенных условий.
Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально — региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально — педагогической си-туации. Как правило, рабочие программа составляются учителями-предметниками по определенному учебному предмету или курсу.
Рабочая программа может быть представлена как авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.
Опираясь на приведенные выше определения, проведем иерархиче-ское разделение понятий.
Схема категориальной иерархии образовательных программ
Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает, что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:
— соответствие нормативным требованиям
— рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)
— компоненты и структура
На основании выше изложенного можно дать следующее определение рассматриваемому документу:
• Рабочая программа — это документ, созданный на основе при-мерной программы Министерства образования и науки РФ, с учетом национально — региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.
Главное назначение рабочей программы — обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя.
Определяемые требования к рабочей программе являются основой для его построения:
— концептуальность — обоснованность идеи проекта,
— системность — взаимообусловленность компонентов программы,
— полнота — сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,
— целостность — необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь по отношению к цели образования, основанной на «модели выпускника», анализа потребностей и возможностей школы,
— сбалансированность — рациональное распределение содержания образования в рамках федерального, регионального и школьного компонентов, а так же между разделами и темами программы,
— преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,
— гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,
— управляемость — наличие диагностического инструментария
— эффективность — оценка качества обучения школьников по данной программе.
В чем отличие календарно-тематического планирования от рабочей программы педагога?
Календарно-тематическое планирование не учитывает индивидуаль-ных особенностей учащихся класса. Как правило, используется в течение 5 лет без изменений. Составляется по образцу.
Рабочая программа — локальный (созданный для данного ОУ) и индивидуальный (разработанный учителем проект собственной педагогической деятельности) документ, определяющий пути реализации им целей ГОС с учетом индивидуальных особенностей учащихся данного класса. Содержание РП корректируется педагогом «под класс» каждый год. Не имеет аналога или образца.
Факторы, которые необходимо учитывать при составлении рабочей программы:
— целевые ориентиры и ценностные основания современного россий-ского образования и своего образовательного учреждения;
— состояние здоровья учащихся;
— уровень способностей детей и качество их учебных достижений;
— состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.
Основные документы, необходимые для составления рабочей программы:
— Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент, 2004 г., ФГОС НОО, ФГОС ООО.
— Региональный (национально-региональный) компонент ГОС до-школьного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.).
— Примерная учебная программа по предмету или авторская программа, на основании которых педагог готовит рабочую программу.
— Методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ;
— Образовательная программа школы
— Учебный план школы.
Публикации по теме:
Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет «Весёлая азбука» Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 — 6 лет «Весёлая азбука». (Срок реализации программы.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.
Рабочая программа педагога МДОУ (старшая группа) Содержание I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…1 1.1. Введение…1 1.2. Нормативно-правовая.
Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста «Релаксация» ПРОГРАММА «Релаксация» педагога-психолога Тулушевой Ю. Ю. Форма занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин. Основная форма занятий.
Рабочая программа социального педагога Пояснительная записка Актуальность программы: В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно — оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.
Рабочая программа воспитывающей деятельности в 3–4 классе интерната Муниципальное Бюджетное Учреждение Общеобразовательная школа «Русскинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на педагогическом.
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Автор программы: Гринина Татьяна Андреевна Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации.
Источник: www.maam.ru
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
учебно-методическое пособие
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
- Структура курса
- Контроль реализации программы
- Календарно-тематическое планирование курса
- Уровни усвоения модуля.
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Планирование по модулям
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Список литературы (основной и дополнительной).
- Приложения к программе .
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
- Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
- Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
- Наличие признаков нормативного документа.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
- Конкретность представления элементов содержания образования.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
— полное наименование образовательного учреждения,
— гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
— название учебного курса, для изучения которого написана программа;
— указание параллели, на которой изучается программа;
— фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.
— кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы , на основе которой разработана рабочая программа.
— концепция (основная идея) программы;
— обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
— указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
— кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
— указание на место и роль курса в обучении;
— цели,задачи;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).
учебно-методический комплект и дополнительная литературеа (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично — дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
— общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
— логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
— система оценки достижений учащихся;
— инструментарий для оценивания результатов;
— приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов .
Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
Определяются обще учебные цели(компетенции) изучения курса .
Определяются предметно- ориентированные цели.
перечень основных модулей (разделов), тем и последовательность их изучения;
количество часов на изучение каждого модуля( раздела) .
Контроль реализации программы
Стартовый и итоговый контроль( может быть вынесен в приложение к рабочей программе)
Перечень проверочных работ по модулям
Перечень практических, лабораторных работ
Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Комплект теоретических вопросов на конец года.
Календарно- тематическое планирование
Структурный элемент программы, включающий следующие элементы:
Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.
Перечень разделов
Тема урока
Сроки (дату) проведения . ( При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. Необходимое требование : совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.)
Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).
Вид контроля.
Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).
Уровни усвоения модуля.
Обязательный минимум содержания образования по предмету
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к:
— знаниям;
— умениям;
— компетенциям.
Планирование по модулям
Указываются основные модули ( разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля.
Перечень учебно-методического обеспечения
— методические и учебные пособия( в соответствии с Федеральным перечнем)
— оборудование и приборы;
— дидактический материал;
— др.
Список литературы (основной и дополнительной)
— литература, использованная при подготовке программы;
— литература, рекомендованная для учащихся;
— образовательные диски.
Приложения к программе
— основные понятия курса;
— списки тем рефератов;
— темы проектов:
— темы курсовых и творческих работ;
— примеры работ и т.п.;
— стартовый и итоговый контроль
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
- Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
- Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов , а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей . Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
- описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
- возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сообщить. » и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
- основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
- конечная система или комплекс знаний;
- перечень умений и навыков (способов деятельности);
- перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
- В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 Примерного положения о рабочей программе педагога (Приложение 1)).
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
- Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.
- Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
- его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
- отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
- полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
- информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
- целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.
Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки.
Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия . Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Источник: nsportal.ru