1.1. Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, федеральными и региональными методическими рекомендациями.
1.2. Положение регулирует процесс разработки и утверждения рабочих учебных программ предметов, модулей, факультативов, разрабатываемых учителями школы-интерната.
1.3. Рабочая учебная программа – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
1.4. Рабочая учебная программа предмета является обязательной составной частью основной образовательной программы и разрабатывается на основе примерной программы учебной дисциплины, представляет собой базовый учебно-методический документ.
1.5. Рабочая учебная программа разрабатывается для каждого предмета учебного плана школы-интерната по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Что такое локальный нормативный акт организации?
1.6. Рабочие учебные программы предметов должны быть едиными по структуре.
2. Основные задачи рабочей учебной программы
— определение совокупности знаний, умений, и навыков, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного предмета;
— раскрытие структуры и содержания учебного материала;
— распределение объема часов учебного предмета по темам и видам занятий;
— определение форм и методов контроля уровня овладения учебным материалом по предмету.
3. Основные критерии качества содержания программы
Программа должна:
4. Структура программы
Рабочая учебная программа предмета включает следующие обязательные элементы:
— пояснительная записка (методические указания)
— тематический план изучения предмета
— перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по данному предмету
— учебно-методическое обеспечение программы.
Титульный лист содержит:
· указания по принадлежности рабочей учебной программы предмета образовательной ступени, классу
· указание курса, формы обучения;
· общая трудоемкость по видам занятий;
· график промежуточного (рубежного) контроля;
· сведения об авторе;
Пояснительная записка (методические указания) содержит:
- краткую характеристику данного предмета, принципы его построения и отбора содержания;
учебные задачи предмета (в результате изучения предмета обучающийся должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками)1; методы обучения, в т.ч. инновационные, обеспечивающие эффективность преподавания данного предмета;
- требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования к содержанию данного предмета – выписка из стандарта, которая относится к данному предмету. В рабочей учебной программе требования стандарта уточняются, детализируются, в них отражается собственное «видение» предмета;
· требования к обучающимся: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать обучающийся, приступая к изучению данного предмета;
Рабочая программа в ДОО порядок создания локального акта
· формы организации обучения: лекции, лабораторные или практические занятия (семинарские), подготовка проектов, эссе, рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа;
· виды контроля: текущий, промежуточный (рубежный), итоговый;
· методика формирования результирующей оценки;
· другие пояснения автора (например, пояснения к каждому из разделов программы, пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента и др.).
Тематический план изучения дисциплины:
- отражает структуру курса: раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы. Структурная схема курса позволяет обучающемуся усматривать некоторую логику в изучении предмета, ориентироваться на основное в курсе, а не воспринимать его как набор отдельных тем, вопросов, законов и правил;
- оформляется в виде таблицы и информирует о распределении объема часов по темам и формам учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся). Особое внимание при составлении тематического плана следует уделять строгому соответствию видов занятий и часовых нормативов рабочему учебному плану. Не допускается произвольное изменение часовой нагрузки и изменение соотношения между различными видами учебной работы.
Содержание программы образует ее основную часть. Изложение строится по темам с выделением разделов. Содержание программы рекомендуется начинать с введения, где дается характеристика предмета. По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
- лабораторных и практических (семинарских) заданий,
- заданий по различным формам текущего контроля (предусмотренных рабочим учебным планом),
- эссе, рефератов, внеаудиторной самостоятельной работы, контрольных работ и др. (предусмотренных рабочим учебным планом),
- · примерная тематика творческих работ (проектов).
Учебно-методическое обеспечение программы
Список литературы:
Базовый учебник — указывается основной базовый учебник по данному предмету
Основная литература — указываются основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке школы-интерната.
Дополнительная литература — указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для углубленного изучения предмета (монографии, сборники статей, журналы и др.)
Авторские методические разработки (учебники, учебные пособия, авторские лекции, методические рекомендации, программы и др.)
Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы (в т.ч. учебные фильмы), лабораторное оборудование .
5. Механизм разработки и утверждения рабочей учебной программы
5.1. Рабочая программа предмета разрабатывается автором — учителем школы-интерната, преподающим данный предмет.
5.3. При наличии замечаний программа возвращается автору на доработку. При отсутствии замечаний программа принимается методическим советом.
5.4. Рабочие учебные программы всех предметов ежегодно до 01 июля должны обсуждаться на заседаниях методического совета школы-интерната.
5.5. После принятия программы методическим советом она согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором школы.
5.6. Коррективы вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов, достижений науки.
5.7. Внесенные дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год согласовываются с методическим советом, утверждаются на заседании методического совета и фиксируются на оборотной стороне титульного листа программы. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к рабочей учебной программе.
5.8. Рабочие учебные программы хранятся на бумажных носителях в 2-х экземплярах (один — у работающего учителя, другой – в методическом кабинете школы-интерната), а также на электронных носителях в методической базе школы-интерната.
1 «Иметь представление» означает быть знакомым с изученным материалом, узнавать его, ориентироваться в нем. «Знать» можно законы, правила, алгоритмы, свойства и т.д. (в учебных задачах это нужно уточнить). «Уметь» можно формулировать, рассчитывать, высказывать гипотезы, классифицировать и т.д. (в учебных задачах необходимо уточнить, что именно). «Обладать навыками» означает еще более высокий уровень усвоения учебного материала
Источник: internat17.ru
Локальный акт.
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учителя (далее – Положение) разработано в соответствии:
с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
Федеральным государственным образовательным стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
1.2. Данное Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса (модуля) (далее – рабочая программа).
1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы школы, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
1.5. К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, программы курсов по выбору; программы факультативных занятий.
1.6. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
1.7. Основными задачами программы являются:
— практическая реализация государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
— определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом ее целей, задач и особенностей организации образовательного процесса в школе, контингента обучающихся.
1.8. Для достижения своих целей и задач программа выполняет следующие функции:
— нормативную, являясь документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— целеполагания, определяющую ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
— определения содержания образования, фиксирующую состав его элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень трудности данных элементов;
— определения логической последовательности усвоения элементов содержания образования, организационные формы и методы, средства обучения;
— оценочную, выявляющую уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки учебных навыков учащихся.
2. Разработка программы
2.1. Программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования по учебному предмету или курсу (элективному курсу, факультативному курсу, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.
2.2. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.3. Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на примерные учебные программы по предмету и используемые учебно-методические комплексы.
2.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса.
2.5. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в методический кабинет (в электронном виде).
3. Структура программы
3.1. Структура программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
— титульный лист (название программы);
— требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
— тематическое планирование (количество часов по каждой теме и по годам обучения);
3.2. Титульный лист содержит:
— полное наименование общеобразовательного учреждения;
— название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
— указание класса (классов), в котором изучается данная программа;
— ФИО разработчика программы;
— грифы согласования с руководителем МО, заместителем директора по УВР и гриф утверждения программы директором школы;
— учебный год (годы), на который рассчитана программа;
— год составления программы.
3.3. Пояснительная записка начинается с обоснования составленной программы: указывается точное название типовой учебной программы по предмету, место и год издания. Отмечается соответствие федеральному государственному образовательному стандарту и учебному плану школы. Далее следуют:
— краткая характеристика сущности данного предмета, его функции, специфика и значение для решения задач образования;
— цели и задачи преподавания учебного предмета для каждой ступени обучения;
3.4. Тематическое планирование отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачётов, контрольных, практических и др. видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется на весь срок обучения.
3.5. Календарно-тематический план — структурный элемент программы, включающий в себя разбивку изучаемой темы на конкретные уроки и содержащий:
— название раздела, темы, общее количество часов на ее изучение;
— дату его проведения.
Календарно-тематический план оставляется в виде таблицы на весь учебный год (Приложение 1).
Календарно-тематическое планирование сдаётся в электронном виде и на бумажном носителе заместителю директора по УВР в срок до 01 сентября текущего года.
4. Порядок утверждения рабочей программы
4.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании предметных методических объединений, согласовываются с заместителем директора по УВР и представляются на утверждение директору ГБОУ СОШ № 3 в срок до 30 августа текущего года.
4.2 Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.3. Администрация ГБОУ СОШ № 3 осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.
4.4. Педагогический работник несет ответственность за качество составления и реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарно-тематическим планированием.
5. Оформление рабочей программы
5.1. Рабочие программы учителей ГБОУ СОШ № 3 по всем учебным предметам должны быть оформлены по единому образцу, без исправлений, выполнены на компьютере.
5.2. Текст набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется
5.3. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен.
Календарно-тематическое планирование по _____________
учителя ГБОУ СОШ № 3 ___________________
____-й класс (___ ч в неделю)
Содержание учебного материала
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
5 2.3. Рекомендуется обязательное внесение дополнения в соответствии с требованиями регионального базисного учебного плана для школ Чувашской Республики и школьного компонента Требования к уровню подготовки обучающихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса, подобрать соответствующее единое для школы УМК, обеспечивающие реализацию рабочей программы Разработать календарно-тематическое планирование, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям конкретного класса и учителя.
7 МОУ «Кугесьская СОШ 1» Чебоксарского района Обсуждена и согласована на «УТВЕРЖДАЮ» методическом объединении Директор школы: Протокол от 200 год В.П.Кириллов Учебная рабочая программа по ___________ в 5-9 классах( 1-4 классах; классах) ( по УМК …. ) Разработчики: Ф.И.О. учителя (предмет) 200 год
8 Пояснительная записка представляет собой характеристику рабочей программы и должна содержать: — ссылку на нормативный документ и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная программа; — вид реализуемой рабочей программы (начальная общеобразовательная, основная общеобразовательная, средняя общеобразовательная, с различными профилями), цели учебного предмета и его назначение; — задачи предмета; — реализация национально- регионального компонента; — межпредметные связи, преемственность; — используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования; — требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с государственным образовательным стандартом.
9 «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: В.П.Кириллов Календарно-тематическое планирование уроков ____________ в 5 классе ( по УМК … ) Составитель: Ф.И.О., учитель (предмет) учебный год
10 Количество часов в неделю -3 Количество фактических часов за год -102 Тема урокаКоличе ство часов Элементы содержания Вид контроля (письменная, самостоятельн ая, лабораторная, практическая работа) Домашнее задание 25.Резервный урок1
11 4.7. В списке выделяется литература, предназначенная для обучающихся и педагогов. В список основной литературы включаются: учебники, учебные пособия из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОРФ к использованию в образовательном процессе в МОУ «Кугесьская СОШ 1» Чебоксарского района.
Источник: www.myshared.ru