В основных нормативных документах, определяющих государственную политику в сфере развития российского образования, проблема обновления содержания образования напрямую связана с модернизацией программно-методического обеспечения, разработка инновационных образовательных технологий, поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании». Так что же такое программно-методическое обеспечение. В литературных источниках представлено разнообразие терминов. Существует помимо термина «программно-методическое обеспечение», такие синонимичные определения как: «обеспечение учебного (образовательного) процесса», «методическое обеспечение», «дидактико-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение» и др. Но прежде всего, под этими терминами нужно понимать — планирование, разработку и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой.
Конструктор рабочих программ по учебным предметам
Источник: solncesvet.ru
Что такое дидактические материалы? Виды учебных наглядных пособий. Обучающие игры
Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей в школе или в детском саду. Ну а далее более подробно о том, что такое дидактические материалы для школы, садика и просто занятий.
Что к ним относят
К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:
- презентации;
- обучающие игры;
- всевозможные карточки;
- рисунки;
- схемы, таблицы;
- графики, диаграммы;
- контурные карты.
Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.
Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.
С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.
Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.
Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.
ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО
Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.
Виды
Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.
Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.
Разнообразные демонстрационные пособия
К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это, пожалуй, самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.
Раздаточный материал
Для маленьких учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.
Муляжи, макеты, модели измерительных приборов
Все это относится к наглядным пособиям. С помощью таких макетов можно изучить, как устроены различные приборы. Например, глобус — это своеобразный макет земли. Или макет для изучения солнечной системы.
Таблицы
Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.
Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:
- Справочные — в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
- Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
- Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
- Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
- Справочные.
Изображения, различные картинки
Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.
Электронные пособия
Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.
Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.
Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.
Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.
При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.
Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:
- повышается эффективность освоения материала;
- поиск информации занимает меньше времени;
- дети заинтересованы в изучении предмета;
- можно самостоятельно изучить урок;
- возможно использовать для большой аудитории;
- возможно наглядно объяснить новую информацию.
Обучающие игры
Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.
Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.
Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.
- Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат.
- В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.
Все игры можно классифицировать на группы:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.
- Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.
- Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.
Источник: fb.ru
Характеристика деятельности воспитателя в области разработки программы, методических, дидактических материалов
Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений отражает квалификационную готовность педагога разработать и реализовать программу деятельности и принимать решения в различных педагогических ситуациях, осознавая всю полноту ответственности за эти решения и последствия от их реализации.
Публикация «Характеристика деятельности воспитателя в области разработки программы, методических, дидактических материалов» размещена в разделах
Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Ключевой результат педагогической деятельности во многом определяется тем, насколько компетентно педагог реализует образовательную программу. Компетентность в области разработки программы педагогической деятельности позволяет педагогу добиваться высоких показателей в обучении (воспитании).
Педагогу приходится постоянно принимать решения: как установить дисциплину, как мотивировать обучающихся (воспитанников, как вызвать интерес у конкретного ребенка к занятиям, как обеспечить понимание, и т. д.
Решение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила, так и творческие (креативные) или интуитивные решения. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Рассмотрим два из них.
1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную
программу, методические и дидактические материалы.
1.1 Характеристика : заключается в том, что педагог хорошо знает типовые образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют достичь поставленных образовательных целей.
-Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ.
-Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК,
методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки.
-Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.
-Рабочая программа предполагает решение воспитательных задач.
-Рабочая программа составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.
Формы работы и методы методической работы
Компетентный педагог работает индивидуально или в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Использует в своей работе сравнительный анализ, мониторинг, планирование, диагностика.
2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
2.1. Характеристика :
Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности используют разнообразные методические приемы.
Дидактические средства педагога разнообразны, он обращает специальное внимание на то, с помощью каких дидактических приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных результатов.
-Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов.
-Самостоятельно разработанные педагогом программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.
-Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы.
— Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства.
-Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.
Обобщая данные характеристики и параметры показателей можно выделить виды деятельности педагога направленные на развитие компетентности на разных уровнях- это конструктивная деятельность, исследовательская, диагностическая.
Формы работы и методы методической работы
Компетентный педагог работает индивидуально или в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Использует в своей работе сравнительный анализ, мониторинг, планирование, диагностика. Участвует в МО, мастер-классах, педагогических конференциях, дает консультацию и многое другое.
Таким образом, компетентный педагог осознает важность разработки и модификации программ, разработки дидактических и методических средств, владеет технологией разработки образовательных программ и реализует ее, добивается, благодаря этому, высоких показателей обученности (воспитанности, а также умеет объяснить коллегам суть нововведений, предложить им свой опыт, участвует в конкурсах, публикует информацию об авторских разработках в специализированной прессе.
Публикации по теме:
Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна — учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.
Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.
Использование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.
Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.
Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы.
Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.
Подборка методических материалов «Ягоды» Подборка методических материалов по теме «Ягоды» Цель: уточнить представления о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.
Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода» Содержание парциальной образовательной программы. Модуль1 «Вода» Тема 1.1 «Живая вода» Содержание темы. Вода – бесцветная прозрачная.
Выступление на общем родительском собрании «Представление рабочей программы образовательной деятельности» С вступившим в силу Законом об образовании в Российской Федерации, изменились требования не только к Вам, уважаемые родители, но и к нам.
- Дидактические игры
- Темочки
Источник: www.maam.ru