по дисциплине «Электрические машины» для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654500 «Электротехника, электромеханика, и электротехнологии» специальности 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»
Институт горного дела и геологии
Кафедра Электрификации горно-металлургического производства
Очная форма Заочная форма
Семестры 5,6 3, 5
Общая трудоёмкость дисциплины 170 170
Объём лекционных занятий 34 10
Объём лабораторных занятий 34 6
Объём практических занятий 17 —
Объём самостоятельной работы 85 154
Вид итогового контроля — экзамен в 5 семестре и курсовая работа в 6 семестре для очной формы обучения, зачёт в 5 семестре и курсовая работа в 6 семестре для заочной (уск.) формы обучения
Рабочая программа составлена в соответствии с разделом СД. ОО «Дисциплины специальности» и «Дисциплины специализаций» ДС.01 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки инженера по специальности 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», утверждённого Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию » 27 » 03 2000 г., per. № 207 тех/Дс (для набора 2000 года).
Принцип работы трансформатора
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Электрификация горно-металлургического производства»
(протокол № 9) «6» мая 2002г.
Зав. Кафедрой ЭГМП ______________ В.Н Язев
по специальности 180400
Зав. кафедрой ЭГМП ______________ В.Н Язев
Переутверждено на 2005 г.
Зав. Кафедрой ЭГМП ______________ В.В. Павлов
Переутверждено на 2006/07 г.
«21» сентября 2006 г.
Зав. Кафедрой ЭГМП ______________ В.В. Павлов
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является получение теоретических и практических знаний по процессам электротехнического преобразования энергии, конструкциям и характеристикам различных типов электрических машин, применяемых в типовых электроприводах различных отраслей промышленности сельского хозяйства и на транспорте.
При изучении курса студенты учатся выбирать электрические машины и трансформаторы для конкретных условий их применения, проводить испытания основных типов электрических машин и трансформаторов, анализировать основные процессы в машинах.
Теоретической базой курса «Электрические машины» являются высшая математика, теоретические основы электротехники, технология конструкционных и электротехнических материалов, основы метрологии и электрических измерений, вычислительная техника и программирование. В свою очередь курс «Электрические машины» является базой для изучения специальных курсов специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов».
Изложение материала курса сопровождается демонстрацией наглядных пособий, периодической проверкой знаний.
Для закрепления знаний предусматривается проведение лабораторных занятий.
ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ: Что такое трансформатор?
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Наименования разделов (тем) дисциплины. | Количество учебного времени. Занятия с преподавателем | Форма контроля | ||
Лекции | Лаб. занятия | Практ. занятия | Всего | Сам. |
1. Общие сведения | — | — | — | Опрос |
2. Машины постоянного тока | Тестовый контр. | |||
3. Трансформаторы | Опрос | |||
4. Асинхронные машины | Тестовый контр. | |||
5. Синхронные машины | Опрос | |||
6. Коллекторные машины переменного тока. | Опрос | |||
ИТОГО: |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.1. Общие сведения — (2 ч.)
Роль и значение электрических машин в современной электротехнике и энергетике электрических машин. Общие принципы устройства машин. Краткая история электрических машин [1, с.7 — 42].
3.1.2. Машины постоянного тока — (10 ч.)
Принцип действия машин постоянного тока. Основные элементы конструкции. Преобразование переменной ЭДС в постоянную при помощи коллектора. Магнитное поле машин при холостом ходе. Характеристика холостого хода. Работа машин под нагрузкой. Электромагнитный момент.
Процессы коммутации тока. Механические искрения щёток. Генераторы постоянного тока. Классификация. Энергетическая диаграмма генератора. Генератор с независимым возбуждением и его характеристики. Условия самовозбуждения генераторов.
Характеристики генераторов с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.
Параллельная работа генераторов постоянного тока, условия включения на параллельную работу. Устойчивость работы генератора параллельного с сетью.
Двигатели постоянного тока. Классификация. Энергетическая диаграмма двигателя. Характеристики двигателей при различных методах возбуждения. Условия устойчивой работы двигателя. Пуск в ход и регулирование скорости вращения.
Тормозные режимы работы двигателей [1, с. 46 — 261].
3.1.3. Трансформаторы — (6 ч.)
Принцип действия, основные уравнения трансформатора, его векторные диаграммы. Ток холостого хода. Схемы замещения.
Изменение вторичного напряжения при нагрузке, к.п.д. трансформатора и его определение. Трёхфазные трансформаторы. Схемы и группы соединений.
Параллельная работа трансформаторов. Условия включения на параллельную работу.
Процессы, возникающие в обмотках трансформатора при перенапряжении в первичной сети. Изоляция обмоток в трансформаторах. Особенности нагрева и способов охлаждения трансформаторов. Контроль за температурой и защита трансформаторов от перегрева. Конструкция современных трансформаторов [1, с. 334-523].
3.1.4. Асинхронные машины — (8 ч.)
Принцип действия асинхронного двигателя. Основные элементы конструкции. Основные уравнения для цепей статора и ротора. Векторные диаграммы. Схемы замещения асинхронной машины (Т — образная, Г — образная). Энергетическая диаграмма.
Электромагнитный момент асинхронной машины.
Круговая диаграмма асинхронной машины. Механическая характеристика асинхронного двигателя. Устойчивость работы.
Пуск в ход трёхфазных асинхронных двигателей. Пуск двигателя с короткозамкнутым ротором. Двигатели с контактными кольцами. Двигатели с улучшенными пусковыми характеристиками — с глубокими пазами на роторе и с двойной клеткой.
Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей путём изменения скольжения, частоты и числа полюсов. Генераторный режим асинхронной машины. Однофазный асинхронный двигатель.
3.1.5. Синхронные машины — (6 ч.)
Принцип действия синхронных машин. Векторные диаграммы трёхфазного синхронного генератора при симметричной нагрузке для неявнополюсных машин. Характеристики генераторов: внешняя, регулировочная и нагрузочная.
Параллельная работа синхронного генератора с сетью бесконечно большой мощности. Условия включения генератора на параллельную работу. Точная синхронизация и самосинхронизация. Условия включения генератора на параллельную работу. U — образные кривые.
Синхронный двигатель. Способы пуска в ход. Векторные диаграммы. U — образные кривые. Рабочие характеристики. Назначение в область применения вращающихся преобразователей.
Классификация.
3.1.6. Коллекторные машины переменного тока — (2 ч.)
Область применения коллекторных машин переменного тока. Однофазный коллекторный двигатель. Схема двигателя. Конструкция. Рабочие характеристики.
Коллекторный генератор. Каскадные соединения асинхронной машины с коллекторной для регулирования скорости вращения.
3.2. Лабораторные занятия, их наименования
и объём в часах
3.2.1.Исследование генераторов постоянного тока с независимым, параллельным и смешанным возбуждением — 4 час.
3.2.2.Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения — 2 час.
3.2.3.Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения — 2 час.
3.2.4.Исследование однофазного трансформатора — 2 час.
3.2.5.Маркировка зажимов трёхфазного трансформатора.
3.2.6.Параллельная работа трансформаторов.
3.2.7.Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора — 4час.
3.2.8Исследование асинхронного двигателя с контактными кольцами -2час.
3.2.9.Исследование синхронного двигателя — 6 час.
3.2.10.Исследование коллекторной машины — 4 час.
3.3. Перечень тем практических занятий
3.3.1.Расчёт магнитной цепи машин постоянного тока (МПТ).
3.3.2.Расчёт шагов и схемы простых петлевых и волновых обмоток якоря, числа параллельных ветвей простых обмоток.
З.З.З.ЭДС обмотки якоря и электромагнитный момент МПТ.
3.3.4.Основные характеристики генераторов постоянного тока (ГПТ).
3.3.5.Способы регулирования скорости МПТ.
3.3.6.Потери мощности в МПТ, зависимость КПД от загрузки.
3.3.7.Параллельная работа ГПТ, условия включения на параллельную работу.
3.3.8.Пуск в ход двигателей постоянного тока (ДПТ). Прямой пуск, реостатный пуск и от пониженного напряжения.
3.3.9.Рабочие характеристики ДПТ с различными способами возбуждения.
3.3.10.Способы улучшения коммутации в МПТ.
3.3.11.Принцип расчёта магнитной цепи трансформатора.
3.3.12.Схемы замещения и векторные диаграммы трансформаторов.
3.3.13.Схемы и группы соединения обмоток трансформаторов.
3.3.14.Уравнения напряжений обмоток.
3.3.15.Определение параметров схемы замещения по результатам опытов холостого хода и короткого замыкания.
3.3.16.Последствия нарушений условий параллельной работы трансформаторов.
3.3.17.Приведение обмоток асинхронных машин (AM). Векторные диаграммы АД.
3.3.18.Зависимость электромагнитного момента AM от скольжения. Формула Клосса.
3.3.19.Основные способы пуска АД, устойчивость работы.
3.3.20.Рабочие характеристики, тормозные режимы работы АД.
3.3.21.Регулирование скорости АД.
3.3.22.Пуск в ход однофазных АД.
3.3.23.Основные характеристики синхронных машин (СМ).
3.3.24.Параллельная работа СГ с сетью большой мощности. Включения СГ на параллельную работу методом точной и грубой синхронизации.
3.4. Курсовая работа, расчетно-графические и контрольные работы
Студенты дневной формы обучения выполняют три расчетно-графические работы (расчёт машин постоянного тока, асинхронных машин и трансформаторов).
Студенты заочной формы обучения по специальности 180400 выполняют две контрольные работы по изучаемому курсу.
При выполнении курсовых работ каждому студенту дневной и заочной формы обучения выдаётся индивидуальное задание (расчёт двигателя постоянного тока, асинхронного двигателя или трансформатора).
3.5 Самостоятельная работа
3.5.1. Магнитная цепь электрических машин. Магнитная цепь машин постоянного тока, асинхронных и синхронных машин.
3.5. 2. Обмотка барабанного типа. Простые петлевая и волновая обмотки. Понятие сложных (многоходовых) обмоток. Условие симметрии обмотки.
Уравнительные соединения. Комбинированная (лягушечья) обмотка. Выбор типа обмотки. Построение схемы развёртки.
3.5.3. Выбор главных размеров асинхронных машин. Определение длины, диаметра и высоты оси вращения. Шкала нормализованных высот осей вращения и диаметров статора.
3.5.4.Расщёт параметров схемы замещения асинхронных машин. Методы расчёта активных и индуктивных сопротивлений обмоток статора и ротора. Влияние конструкции статора и ротора на индуктивные сопротивления обмоток. Зависимость параметров от насыщения магнитной цепи и вытеснения тока.
4. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Литература (основная)
4.1.1.Костенко М. П., Пиотровский Л. М. Электрические машины. Л.: Энергия. 4.1, 1972, 4 П, 1973.
4.1.2.Вольдек А. Н. Электрические машины: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. Л.: Энергия, 1978.
4.2. Литература (дополнительная)
4.2.1.Брускин Д. Э., Зорохович А. Б., Хвостов В. С., Электрические машины: Учебник для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа. 4. 1 иП, 1987.
4. 2. 2. Копылов И. П. Электрические машины: Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздан, 1986.
4. 2.3. Асинхронные двигатели серии 4 А. Справочник / А. Э. Кравчук и др. -М.: Энергоатомиздан, 1986.
4. 2. 4. Элементы и устройства автоматики / В. С. Подлипенский, Ю. А. Сабинин, Л. Ю. Юрчик; Под ред. Ю. А. Сабинина; Учебник для вузов. -Спб.: Политехника, 199%. -472с.: ил.
4.3. Методическое обеспечение
4. 3.1. Методические указания к лабораторным работам по пункту 3.2. (в среднем по 5 экз. на каждую работу).
4. 3.2. Плакаты «Электрические машины» — 30шт.
4. 3.3. Учебный фильм «Ремонт электрических машин».
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .
Источник: studopedia.org
Рабочая программа курса «Электрические машины» (Общие методические указания. Тематический план. Методические указания по выполнению контрольной работы)
Дисциплина «Электрические машины» должна быть изучена наиболее полно, так как она является одной из основных специальных дисциплин для инженеров электриков. При изучении этой дисциплины студенты знакомятся с основами теории, расчета и испытанием электрических машин и трансформаторов. Без ясного понимания физического смысла явлений, происходящих в электрических машинах и трансформаторах при их работе, невозможны грамотная эксплуатация и обслуживание электрооборудования.
Изучение дисциплины ведется на основе знаний, полученных по дисциплинам «Математика», «Физика», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника», «Материаловедение».
В свою очередь, она является базовой для изучения дисциплин «Электрический привод», «Автоматизированный привод», «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования», «Эксплуатация электрооборудования».
Студенты должны самостоятельно работать над учебным материалом.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
— освоить классификацию, устройство, принцип работы электрических машин и трансформаторов, их назначение и область применения, основные характеристики и параметры;
— научиться определять электрические параметры электрических машин экспериментальным путем, определять расчетным путем основные параметры электрических машин, строить механические характеристики электрических двигателей.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания и задания к контрольной работе по дисциплине «Электрические машины» составлены в соответствии с действующей программой по этой дисциплине.
Учебным планом предусматривается одна домашняя контрольная работа. Прежде чем приступить к ее выполнению, необходимо изучить весь программный материал дисциплины согласно тематическому плану.
При выполнении контрольной работы необходимо выполнять следующие требования:
1. Задания контрольной работы разработаны по десятивариантной системе. Выполняемый вариант должен соответствовать последней цифре учебного шифра студента. Студент, номер шифра которого заканчивается 0, выполняет вариант 10. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается студенту без оценки;
2. Выполнение работы следует начинать с изучения методических указаний;
3. Вопросы контрольной работы должны быть переписаны полностью, по порядку. На каждый вопрос тут же дается ответ;
4. Ответ должен быть кратким, но достаточно полным, конспективно отражать материал, изложенный в рекомендуемой литературе;
5. При выполнении расчетов необходимо приводить формулу, а затем вычисления в развернутом виде, обязательно указывать размерность получаемых величин;
6. Чертежи, схемы, графики, эскизы следует выполнять в соответствии с требованиями ЕСКД;
7. В тетради для выполнения работ следует оставлять поля для замечаний;
8. На обложке тетради должны быть указаны наименование дисциплины, фамилия и инициалы студента, номер группы, шифр, а также почтовый адрес студента;
9. В конце работы следует указать литературу, которой пользовался студент, проставить дату выполнения работы и подпись;
10. Если были допущены недочеты и ошибки, то после возвращения контрольной работы следует выполнить все указания преподавателя, сделанные в рецензии. Доработку сделать в той же тетради после замечаний преподавателя.
Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Электрические машины» рекомендуем ответить на вопросы, предложенные в разделе «Вопросы для самоконтроля».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Раздел 1. Трансформаторы
1.1. Назначение, устройство, принцип действия трансформатора.
1.2. Холостой ход, короткое замыкание, работа трансформатора под нагрузкой.
1.3. Трехфазные трансформаторы.
1.4. Специальные трансформаторы.
Раздел 2. Машины переменного тока
2.1. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя.
2.2 Рабочие характеристики, электромагнитный момент и механические характеристики асинхронного двигателя.
2.3. Пуск и регулирование частоты вращения асинхронного двигателя.
2.4. Устройство и принцип действия синхронного генератора.
Раздел 3. Машины постоянного тока
3.1. Устройство и принцип действия машин постоянного тока.
3.2. Генераторы постоянного тока.
3.3. Двигатели постоянного тока.
3.4. Пуск и регулирование частоты вращения машин постоянного тока.
ТЕМАТИКА ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ
1. Роль электрических машин и трансформаторов в развитии народного хозяйства.
2.Устройство и принцип действия трансформатора.
3. Режимы работы трансформатора.
4. Устройство и принцип действия асинхронных машин.
5. Электромагнитный момент и рабочие характеристики асинхронного двигателя.
6. Пуск и регулирование частоты вращения асинхронных двигателей.
7. Устройство и принцип действия синхронных машин.
8. Устройство и принцип действия машин постоянного тока.
9. Рабочие и механические характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
10. Регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока параллельного и последовательного возбуждения.
11. Генераторы постоянного тока.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1.Исследование однофазного трансформатора.
2.Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
3.Исследование трехфазного асинхронного двигателя в однофазном режиме.
4.Исследование двигателя постоянного тока.
Источник: vunivere.ru
Рабочая программа дисциплины электромеханика
Профиль подготовки: Электроснабжение сельского хозяйства.
Квалификация (степень) выпускника инженер
Форма обучения очная
Г. Ставрополь – 2011 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
– 140211.65 «Электроснабжение» (квалификация (степень) «инженер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № от ___________ г. и Основной образовательной программой Ставропольского государственного аграрного университета по данному направлению подготовки.
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- значение электрических машин для электрификации и автоматизации сельского хозяйства;
- общие вопросы теории электромеханического преобразования энергии;
- конструктивные исполнения, параметры и режимы работы электрических машин, основные характеристики электрических двигателей, генераторов и преобразователей, эксплуатационные требования к ним;
- тенденции развития электрических машин.
- подключать и испытывать электрические машины и трансформаторы;
- рассчитывать, измерять и анализировать параметры и основные характеристики электрических машин и трансформаторов применительно к потребностям агропромышленного комплекса
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
- КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Электрические машины»
- значение электрических машин для электрификации и автоматизации сельского хозяйства;
- общие вопросы теории электромеханического преобразования энергии;
- конструктивные исполнения, параметры и режимы работы электрических машин, основные характеристики электрических двигателей, генераторов и преобразователей, эксплуатационные требования к ним;
- тенденции развития электрических машин.
- подключать и испытывать электрические машины и трансформаторы;
- рассчитывать, измерять и анализировать параметры и основные характеристики электрических машин и трансформаторов применительно к потребностям агропромышленного комплекса
Источник: studfile.net